Роб Уоттс из Chord – один из немногих инженеров, кто может понятно и в деталях объяснить проблемы, стоящие перед разработчиками ЦАПов.
Транзиенты – суперважны. Они влияют на наше восприятие высоты нот, их начала и конца, тембра, сцены. В то же время во многих ЦАПах они либо слишком сглажены, либо звучат чересчур остро и ненатурально.
При разработке DSP для Chord Mojo 2 Роб смог услышать фазовый сдвиг 10-100 наносекунд на уровне сигнала в -301 дБ
Касается не только ЦАП-ов, но и всех остальных компонентов системы, в том числе, и АС, и их частного случая - сабвуферов, когда имеет место чисто механическая инерция. При этом важно, чтобы транзиенты одинаково хорошо отрабатывались на всем диапазоне частот, иначе (помимо прочего) будет наблюдаться расщепление многослойного частотного пирога - нарушение синхронизации по частотному спектру.
Фронты специально обострять не нужно, они таковы какие есть в исходном сигнале. Главное их не смазывать, но вот как это сделать судя по всему знает далеко не любой инженер.
Я недавно обнаружил как плохой акустический кабель, судя по всему, мажет сигнал: верх становится мягче и тише, бас размытым, появляется гундёж в комнате, пропадают детали, динамики становится чуть меньше. Я осциллографом не смотрел, но сразу пришла в голову мысль именно о смазывании фронтов. Причём эта разница ярко проявилась на детальном и динамичном ЦАПе тут из соседней ветки (Charm DAC), который мне дали погонять.
А вы посмотрите и сравните на выходе усилителя и на клеммах АС. Потом можно проделать такую же процедуру с “хорошим” акустическим кабелем. Ну чтобы понять, как сильно смазываются фронты.
Вы же наверняка знаете, что не меняя тайминг трека, можно получить “быстрый” или “медленный” звук.
И как это вяжется с реальным ритмом?
Почему то во взрослой системе, как и на концерте у меня всегда ощущение “замедление” звука. А в системе попроще наоборот “убыстрение”. Ну понятно, что это всё субъективно и на очень знакомых треках.
Да и вообще, частенько слышал как “торопится” бас или наоборот не “догоняет”. Всё это тоже, из этой же оперы. )
Вот как раз на это и влияет “резкость” или “вальяжность” техники.
Но атака не бывает одна сама по себе.
Она накладывается на другие атаки.
А где то в это время идут затухание послезвучий.
Всё это замешивается в общий “компот”.
И мы потом его дегустируем, и мозг выдаёт вердикт, насколько он (компот) удачно получился. )
А поскольку опыт и пристрастия у всех разные, поэтому и вердикт такой же, разный. Но понятно что есть вещи которые сразу не принимаются, а есть пограничные, с небольшим разбросом.