Честный, красивый или живой – какого звука мы требуем от наших систем?

В связи с данной темой, вспомнил про эпопею с обзором ЦАПа Border Patrol в журнале Stereophile. Смысл в том, что Border Patrol - необычный ЦАП, сделанный на основе какого то там древнего, давно не выпускающегося чипа. ЦАП очень понравился обзорщику своим живым натуральным звучанием. После обзора он его, по-моему, даже приобрел в собственное пользование.

Параллельно Джон Аткинсон провел свои измерения и обнаружил что этот ЦАП привносит кучу искажений, что никак не делает его звучание аккуратным по отношению к источнику. На почве спора о том, каким должен быть аудиофильский звук: аккуратным или живым, редакция Stereophile серъезно поругалась и разделилась на два лагеря. По итогам в журнале были опубликованы два послесловия, освещающие мнения обеих сторон.

Но история на этом не закончилось. Главред решил поступить совершенно беспрецедентно и сделать второй обзор того же ЦАПа, но уже с другим ревьюером. Новый автор был ярым приверженцем честного по отношению к источнику звука и категорически не принял подачу Border Patrol. Вместе с тем, он устроил у себя дома слепое тестирование, пригласив на него 3-4 друзей-аудиофилов. В качестве альтернативы BP был предложен аккуратный и точный ЦАП от Benchmark. В слепом тесте ВСЕ друзья обзорщика выбрали Border Patrol, отметив его более живой и ненапряжный звук.

После этого был опубликован комментарий от производителя, который написал, что идеальные измерения и аккуратность не были главной целью при разработке Border Patrol. В ущерб детальности предпочтение было отдано красоте и натуральности тембров (в сравнении с живыми инструментами, не с фонограммой). В том же письме производитель задал риторический вопрос: а что вообще можно считать более натуральным и правдивым звуком? Это такой ЦАП, через который слышно как дышит и листает страницы скрипач, но при этом струны имеют металлический окрас, а в пианино не ощущается корпус? Или же ЦАП, с которым слышно, что скрипка состоит не только из струн, но и из деревянного корпуса и с которым оркестр звучит как настоящий живой оркестр, а не студийная запись оркестра?

История завершилась на грустной ноте: один из авторов Stereophile уволился из журнала из-за несогласия с редакцией :slight_smile:

21 лайк