🇩🇰 Bang & Olufsen — некрасиво не играет!

История компании Bang & Olufsen началась в 1925 году, когда два датских инженера Питер Бэнг и Свен Олафсен объединили усилия в сфере разработки радиоаппаратуры. Первым плодом их технической мысли стал приемник Eliminator, появившийся на свет в фамильном доме Олафсена в ютландском городке Струер. Интересно, что Ютландия, этот узкий и длинный полуостров на северо-западе Дании, оказалась настоящей кузницей талантов: неподалеку от Струера зародилась и другая именитая датская фирма Jamo, основанная инженером Мортенсеном и бизнесменом Якобсеном.

Первый успех воодушевил компаньонов, и они решили поставить выпуск приемников на коммерческую основу. В результате, 17 ноября 1925 года на свет появилась фирма Bang & Olufsen. Для масштабной коммерции дом семейства Олафсенов был не приспособлен, поэтому через два года фирма открыла небольшую фабрику в Струере. Инженеры решили подстраховаться: фабрика была построена с таким расчетом, чтобы в случае неудачи с приемниками ее можно было использовать в других целях (страховка оказалась излишней — спустя 70 лет главный завод Bang & Olufsen находится на том же самом месте). По окрестностям Струера быстро распространился слух о начинании двух инженеров — так Bang & Olufsen получила первую известность.

В 1927 году компания приступила к выпуску ламповых приемников «3 lamper», а спустя еще 2 года на рынке появились приемники «5 lamper». В 1938 году Bang & Olufsen выпускает первый в мире приемник с кнопочным управлением и фиксированными настройками на несколько радиостанций Master-39СН. Его обладатели могли настроиться на 16 длинно- и коротковолновых станций, просто переключая кнопки. Именно тогда в продуктах компании появилась приставка Beo (она стала появляться в названиях приемников, выполненных в бакелитовом корпусе). Данную традицию, как и политику особой заботы об удобстве потребителей, в Bang & Olufsen сохранили до сегодняшнего дня.

Тогда же компания основательно занялась организацией продаж, все магазины, в которых продавалась продукция фирмы, получили единое оформление. Bang & Olufsen провела селекцию своих партнеров и авторизовала группу наиболее профессиональных дилеров. Концепция сбыта, заложенная еще в 1940 году и предполагавшая создание международной авторизованной дилерской сети, почти без изменений сохранилась до настоящего времени.

Годы Второй мировой войны и оккупация Дании почти не отразились на делах фирмы. Bang & Olufsen продолжала выпускать новинки, хотя наряду с мирной продукцией ей все же пришлось заняться изготовлением раций и телефонов для военных. Уходя из Дании, оккупанты полностью разрушили фабрику в Струере, но уже спустя месяц ее начали восстанавливать, и менее чем через год производственные линии были восстановлены. Сразу после войны Bang & Olufsen выпустила на рынок первый в Европе катушечный магнитофон Beocord-84U, в основу которого легли изобретения знаменитого датского инженера Вольдемара Паульсена.

Bang & Olufsen Mini 43 (1943 год)

С 1950 года началась телевизионная страница в истории Bang & Olufsen: фирма представила свой первый прототип телевизора, а затем и коммерческий продукт — простенький ч/б аппарат. На заре телевизионной эры производством телеприемников не занимался только ленивый. В одной только Дании в середине 50-х телевизоры выпускали два десятка фирм. Сейчас осталась только одна — Bang & Olufsen.

B & O Play является подразделением датской компании Bang & Olufsen и поставляет самодостаточные решения с простой и понятной направленностью — портативные устройства с интуитивно понятным управлением, которые легко интегрируются в повседневную жизнь и предоставляют отличное и качественное звучание.

Bang & Olufsen Master de Luxe 41 (1941 год)

B & O Play много сотрудничали с музыкантами и студийными звукорежиссёрами для того, чтобы понять потребности людей. Они отметили, что люди начинают слушать музыку не только дома, но во множестве различных мест, но при этом качество прослушивания заметно снижается по сравнению с домашними акустическими системами. Целью B & O Play является предоставить возможность не идти на компромиссы, а наслаждаться великолепным звучанием любимых песен в любом месте.

Основные вехи истории компании компании:

Компания Bang & Olufsen была основана 18 ноября 1925 года в небольшом городе Струер, находящемся в северо-западной части Дании, основателями были два молодых инженера — Peter Bang и Svend Olufsen. Они создали бизнес, которому суждено было стать международной иконой дизайна и глобальным символом аудиовизуального совершенства.

Производство начиналось скромно — на чердаке семейного поместья инженеры вдвоём собирали радиоприёмники. Первый продукт, пригодный для коммерческого использования, назвали Eliminator. Это был внутренний компонент радиоприёмника, который позволял отказаться от использования батарей и позволял подключаться напрямую к сети.

Bang & Olufsen TV 508S (1951 год)

В 1927 году производство переезжает в только что построенную фабрику в Струере. Здание назвали «Школой» и спроектировано оно было так, чтобы, если производство радиоприёмников не окажется выгодным, это здание можно было использовать в качестве школы. Сегодня основные производственные здания Bang & Olufsen по-прежнему находятся в Струере на том же месте.

В 1934 году стандартом для любой аудиопродукции является деревянный корпус. Bang & Olufsen уже тогда не идут за большинством и выпускают Hyperbo RG Steel – радиоприёмник, акустика и виниловый проигрыватель в одном корпусе с чёрным хромированным корпусом из стали. Это стало полной противоположностью всему, что выпускалось раньше.

В 1939 году длины волн у радиостанций были фиксированные по всему миру. В связи с этим Bang & Olufsen выпустили Lyntryk - радиоприёмник с кнопочной системой выбора станции. Впервые музыку, новости или спортивные трансляции можно было выбрать одним нажатием кнопки.

Bang & Olufsen Beomaster 900 (1967 год)

Первый продукт с префиксом Beo появился в 1939 году. Beolit 39 стал первым радиоприёмником в серии, корпуса которой изготавливались из бакелита (полиоксибензилметиленгликольангидрид), предшественника современного литого пластика. Материал был не только крепким и лёгким, но и позволял производить корпуса с округлыми формами.

В 1943 году выходит Mini 43 – первый продукт Bang & Olufsen, названный “Mini”. Это стало началом успешной серии компактных радиоприёмников, выпускавшейся до 60-х годов.

В 1950 году Bang & Olufsen выпускают свой самый первый телевизор. Это были всего 10 прототипов, сделанных для Форума в Копенгагене, но они ознаменовали начало развития телепроизводства в Дании. Это была настолько новая технология, что телевизоры приходилось возить в Швецию и Германию для проверки перед выставкой — в Дании тогда ещё не было даже телевизионных сетей.

В 1952 году Bang & Olufsen открывает серийное производство телевизора 508 S, обладающий непревзойдёнными на то время изображением и звуком. Его шутливо называли “тачкой” из-за того, что он был оборудован ручками и колёсиками для перемещения по комнате.

Bang & Olufsen Beolab 5000 (1967 год)

В 1964 году Bang & Olufsen выпускают первые тонкие и элегантные радиоприёмники, изготовленные по новой транзисторной технологии. Они продавались под лозунгом “Для тех, кому дизайн и качество важнее цены“. BeoMaster 900 немедленно достигает популярности и вызывает волну подобных моделей у большинства производителей в Европе и Японии.

В 1967 году начинается выпуск акустической системы BeoVox 2500S, дизайн для которой создал Jacob Jensen на волне популярности поп-арта в Дании. Эти кубические колонки были уникальны: форма была выбрана исходя из того, что высокие частоты должны равномерно распространяться по всему помещению (такие требования были предъявлены к проекту). Благодаря тому, что на каждой грани было размещёно по динамику, эта акустическая система легко могла наполнить звуком комнату, не смотря на свои компактные размеры.

Bang & Olufsen BeoGram 4004 (1978 год)

В 1985 году Bang & Olufsen выпускают один из первых в мире пульт дистанционного управления, способный одновременно управлять как аудио-, так и видеокомпонентами. С тех пор, одной из визитных карточек компании стала возможность обеспечить единый пульт для управления всей системой, включая продукты. Сторонних производителей.

В 1986 году Bang & Olufsen выпускает первый телефон. В нём была инновационная функция, которая связывала телефон и телевизор — при ответе на звонок, используя ИК-порт, телефон автоматически уменьшал громкость. Модель пользовалась большим успехом и выпускался вплоть до 1992 года. В 1996 году был выпущен уникаль CD-плеер на 6 дисков со встроенным радиоприёмником. BeoSound 9000 имел большой успех во всём мире и оставался знаковым продуктом для Banf & Olufsen в течение многих лет.

Bang & Olufsen BeoCom (1986 год)

В июне 2013 года главная движущая сила Bang & Olufsen, Peter Skak Olufsen, получает премию Plus X Lifetime Achievement Award. Эта награда вручается людям, чьи действия не только длительное время приносили успех своей компании, но и внесли большой вклад в изменения рынка и индустрии.

Сегодня Bang & Olufsen — это всемирно известная компания, прославившаяся широкой линейкой оригинальных телевизоров, музыкальных систем и наушников. Эти продукты сочетают в себе технологические новшества, эмоциональную привлекательность и сенсационный дизайн. Товары компании продаются более чем в 100 странах.

Самый известный магазин Bang & Olufsen расположен в историческом центре Копенгагена, рядом с главной площадью города. Туристам просто невозможно пройти мимо него, да это и не нужно, так как заглянув внутрь вы окажетесь в совершенно другой реальности благодаря современным технологиям. В специальной комнате все желающие могут присесть на удобные диваны, надеть 3D-очки и отправиться в подводное путешествие или, например, почувствовать себя космическим туристом. В этом раю для кино- и меломанов можно не только протестировать абсолютно все аудио- и видеоновинки, но и прикоснуться к прекрасному в прямом смысле слова. Все продукты бренда отличает настоящий скандинавcкий дизайн с его трепетным отношением к мельчайшим деталям, так как в погоне за техническим совершенством Bang & Olufsen не забывает о внешней красоте. Форма продуктов Bang & Olufsen диктуется чувствами, а это и есть самая правильная формулировка успешного, качественного и честного дизайна!

http://www.on-off-on.ru/information/istoriya-datskoy-firmy-bang-olufsen/

9 Симпатий

Музей Bang & Olufsen: радио, радиограммофон, радиола, магнитофон, кассетник, утюг

Одна из достопримечательностей Струэра — городской музей Struer Museum. Поскольку жизнь этого городка плотно связана с Bang & Olufsen, большую часть площадей музея занимает… техника Bang & Olufsen. На двух этажах расположилась ретроспектива жизни компании от первого сетевого переходника до последних умных технологий 2000-х.

В середине 20-х годов начался бум радио. В Европу приемники массово ввозили из Америки, поэтому приехавший оттуда Питер Бэнг (Peter Bang), который успел немного поработать на радиозаводе в США, решил со своим другом Свендом Олуфсеном (Svend Olufsen) собрать что-то свое. Целый радиоприемник для тех лет сделать было не так просто, поэтому инженеры ограничились сетевым переходником The Eliminator.


The Eliminator. Вот с этого неказистого прибора и началась история Bang & Olufsen

В те времена радио подключали через батареи, накапливающие энергию, а Бэнг разработал систему, которая позволяла включать радиоприемник сразу в сеть переменного тока. Нельзя сказать, что это было революцией, но свою славу прибор получил, и друзья всерьез задумались о полноценном бизнесе. 17 ноября 1925 года считается официальным стартом Bang & Olufsen.


Реклама The Eleminator троллит пользователей подобно современным мемам (вольный перевод): «Унижение! То чувство, когда вы пригласили вечером гостей послушать радио, и тут сдох аккумулятор»

Обе семьи — и Олуфсены, и Бэнги — были довольно обеспеченными, поэтому лаборатория сначала возникла в старом семейном особняке Олуфсенов. Когда мать Олуфсена поняла, что уже устала кормить приходивший к ним домой народ (сотрудников компании) и выгнала всех — партнеры заняли денег у своих отцов и построили фабрику, которую сейчас в компании называют Factory 1. Она была разрушена во времена Второй мировой войны. Как рассказала Иза Миккелсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, этот завод сразу же повлиял на местную экономику, потому что многие соседи стали его работниками.


Радиоприемник Bang & Olufsen 3lamper (1927 г)

Бэнг был главным инженером компании и погрузился в разработку новых продуктов, тогда как Олуфсен возглавил финансовую часть. Спустя два года, в 1927-м, они открыли новую фабрику и выпустили свой первый полноценный продукт — радиоприемник 3lamper, а в 1929 году — 5lamper, с тремя и пятью лампами соответственно.


Снизу радиоприемник Bang & Olufsen 5lamper (1929 г), а сверху — 4lamper (1930 г). Последний считался уже хайэндным продуктом из-за маленьких габаритов и дорогой лаковой отделки. Стоил он 450 крон, что примерно в полтора раза дороже 5lamper

Тогда же компания начала выпускать и радиограммофоны, однако про них вы мало прочитаете в официальной истории. Как объяснила Миккелсен, они были моделями штучными и довольно дорогими. Например, выпущенный в 1929 году Radiogrammofon 5 LV RG включал в себя тот самый радиоприемник 5lamper, а сверху виниловый проигрыватель, и стоил 1150 крон.


Радиограммофон Bang & Olufsen Radiogrammofon 5 LV RG
Первый микрофон производства Bang & Olufsen — Mikrofon kulkorn (1930 г)

Тут пришли времена звукового кино. В первый датский звуковой кинотеатр поставили системы Bang & Olufsen, и компания стала специализироваться на профессиональном оборудовании, а фактически — инсталляциях коммерческих кинозалов, причем не только аудио, но и проекторами — их настройкой, обслуживанием и т.п.

Однако фирма не переставала делать потребительские продукты и в 1934 году выпустила радиограммофон B&O Hyberbo 5. Признаюсь, меня эта штука сильно впечатлила. История говорит, что Питер Бэнг настолько восхитился внешним видом стула Wassily Chair от дизайнера и архитектора Марселя Брёйера, что решил сделать нечто подобное в стиле баухаус. В самой компании рассказывают, что отсюда и берет начало фирменный стиль Bang & Olufsen. Вы только посмотрите на фото ниже! Этот гибрид выглядит современно даже сегодня.


Радиограммофон B&O Hyberbo 5 (1934 г)

У самой компании и среди всех ее сотрудников эта модель есть только в единичном экземпляре, и он стоит в музее. Всего было продано около 150 штук, продукт оказался коммерчески провальным! Вот что значит опередить свое время. Поэтому к баухаусу компания вернулась только в 60-е, когда этот тренд стал более заметным во всем мире.


Радиограммофон B&O Hyberbo 5, вид сверху. Крышки можно закрыть, проигрыватель продолжит играть
Радиограммофон B&O Hyberbo 5. Спереди расположен ящик для хранения пластинок. Такая вот практичная техника

В 1938 году компания выпустила свое первое кнопочное радио Master 39 K. Это было оригинальное изобретение Bang & Olufsen, позже его уже взяли на вооружение другие производители. Кнопки, понятно дело, были нужны, чтобы запоминать станции. Одна кнопка — одна станция. Это был очень-очень популярный продукт. Потребителю все это казалось магией: нажал кнопку — и слушай.


Кнопочный радиоприемник Bang & Olufsen Master 39 K (1938 г)

Спустя год компания выпустила нечто по тем временам революционное — приемники Beolit 39. Их разработку Бэнг начал еще в 37-м году, решив, что нужно попробовать что-то другое, нежели обычный деревянный ящик. И сделал корпус из бакелита. Продукт получился компактным, оригинальным по форме и поэтому сразу стал очень популярным, особенно среди молодого поколения. Компания в разных модификациях производила модель до 1964 года. Отмечу, что оттуда берет начало еще и тренд называть модели со слова «Beo».


Радиоприемник Beolit 39 (1939 г)

В 1940-м году компания начала расширяться, и хотя в Данию пришла Вторая мировая война, фабрика продолжала работать. В 1941-м даже выпустила радиолу (приемник со встроенной акустикой) Grand Prix 41 со шкалой настройки, подсветка которой отключалась, когда она не использовалась, а в 43-м — радиограммофон Grand Prix 44 CH (приемник, виниловый проигрыватель и акустика).


Радиограммофон Bang & Olufsen Grand Prix 44 CH

Однако война беспощадна: завод был полностью разрушен. Сразу после ее окончания Бэнг и Олуфсен взялись за восстановление завода, и в этом оказалась даже некая выгода — пришлось оснащать его всем современным на тот момент оборудованием.

В 1946 года Bang & Olufsen возвращается с Beocord 84 U — проволочным рекордером (предшественники магнитофонов), между прочим, очень недешевым — 1700 крон.


Проволочный рекордер Beocord 84 U (1946 г) и микрофон Mikrofon MD 1 (1947 г)

Свой первый телевизор Bang & Olufsen выпустила в 1951-м году. Модель TV 508 S не содержала в себе ничего необычного, кроме того, что телевидения в Европе не было. Компании пришлось ждать еще год, пока не запустился телеканал в Гамбурге, и тогда появились покупатели. Внутри стоял 12-дюймовый кинескоп, причем, как и сегодня, компания делала упор на качественный звук. Как известно, изображение без хорошего звука — деньги на ветер, а потому три динамика и FM-приемник (тогда только появлялись FM-станции) делали TV 508 S практически аудиофильским продуктом.


Pladeskifter G 505 A (1950 г) — вертушка для встройки в мебель
Телевизор Bang & Olufsen TV 508 S (1951 г)
Микрофон Mikrofon BM 3 (1954 г)

В конце 50-х компания принимает решение пригласить внешних дизайнеров для разработки своих продуктов. В первом конкурсе побеждает и создает радиоприемник Mini 606 K Moderne, в котором используются латунная передняя панель и черная рамка. Сегодня, если вы посмотрите на фото ниже, скажете, что это обычный приемник, но тогда такой внешний вид казался настолько новаторским, что в названии использовали слово «Moderne».


Радиоприемник Mini 606 K Moderne
Оригинальный «комбайн» Beocord Unitape 512 K (1955 г) — это катушечный магнитофон и проигрыватель виниловых пластинок. Хорошо продавался и был особенно популярен в школах танца, потому что позволял записать на пленку композицию, потом замедлить скорость произведения для тренировок новичков
На датском языке это называется «Radio-Byggemobler», а фактически шкаф со встроенным телевизором, приемником и акустикой. Компания выпускала разные варианты этой «мебели». Их дизайн разрабатывал Иб Фабиансен (Ib Fabiansen)

На втором этаже музея представлен уже «новый век» Bang & Olufsen — время, когда компания стала активно использовать в своих изделиях алюминий, окончательно решила во главу стиля поставить направление баухаус, чем, на мое мнение, и заслужила мировое признание. Эти перемены также связывают с началом сотрудничества с дизайнерским бюро Якоба Йенсена (Jacob Jensen).


Проигрыватель виниловых пластинок Bang & Olufsen Beogram 1200 (1969 г), дизайн Якоба Йенсена. Эта модель, наряду со многими другими работами Йенсена, — экспонат Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA)
Музыкальный центр Beocenter 3500 (1971 г) включал в себя проигрыватель винила, FM-приемник аудиофильского качества и 40-ваттный стереоусилитель
Цветной Beovision 3500 (1974 г) стал первым телевизором, полностью сделанным на транзисторах, а значит, он меньше грелся. Разработали его английский дизайнер Дэвид Льюис (David Lewis) и датчанин Хеннинг Молденхавер (Henning Moldenhawer)
Катушечный магнитофон Beocord Correct Stereo (1959 г), дизайнер — Сигвард Бернадот (Sigvard Bernadotte) — сын шведского короля, который женился на простолюдинке и потому лишился прав на трон. Стал промышленным дизайнером
Катушечный магнитофон со встроенной акустикой Beocord Belcanto 608 (1962 г). Разработан командой B&O, в этот раз обошлись без дизайнера на аутсорсе
До того как появился довольно известный кассетник Beocord 5000, оказывается, был катушечный магнитофон с таким же названием
Концептуальная акустика Beovox CX 100 (1984 г). Это пассивные полочники в алюминиевом корпусе. Дизайн Якоба Йенсена
Проигрыватель виниловых пластинок Højtaller ST GP 607 (1960 г) со встроенным усилителем и двумя колонками в комплекте
Проигрыватель виниловых пластинок Stereo pladespiller 608 VF (1961 г) с фирменным алюминиевым тонармом

К сожалению, времени на посещения музея выдали очень мало, поэтому я довольно слабо охватил «новое время». Впрочем, многие вещи, по крайней мере, продукты 90-х до сих пор встречаются и у наших меломанов, причем совсем не обязательно это любители винтажа.

Промышленный дизайн в стиле баухаус в 80-х подхватили японские компании, причем в Bang & Olufsen считают, что с их продуктов копировали все — и Sony, и Apple. На мое мнение, может быть, и не копировали, а просто думали в том же ключе — хотели получить функциональный, простой, лишенный украшений, но одновременно красивый продукт.


Здание музея. Если случится побывать в Струэре — посетите музей, это интересно

B&O продолжает в том же ключе, но в связи с новой «экономической эрой» продукция из среднего класса перешла в топовый, элитный сегмент, поэтому уже не запоминается какими-то яркими массовыми новинками, а значит, и не определяет моду. Однако поход в этот музей мне в очередной раз напомнил, что как бы мы не относились к компании сегодня, она оказала существенное влияние на рынок потребительской электроники и выпустила немало хитовых продуктов.

А чтобы вы не думали, что компания все время беспокоилась только о звуке, вот вам розовый утюг и электрические бигуди производства Bang & Olufsen.

Источник — Музей Bang & Olufsen: радио, радиограммофон, радиола, магнитофон, кассетник, утюг

10 Симпатий

Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия

Головной офис Bang & Olufsen с самого начала существования компании находится в датской коммуне Струэр, поблизости от одноименного города. Там же расположен и завод Bang & Olufsen из нескольких корпусов. Когда состоялась первая встреча с менеджментом компании, я задал вопрос: «Почему не в Копенгагене, почему так далеко от всех дорог?»

Иза Миккельсен (Iza Mikkelsen), консультант по продукции Bang & Olufsen, рассказала мне, что причин тому две. Одна — историческая: согласно слухам, у Питера Бэнга (Peter Bang), одного из основателей компании, возникли романтические отношения с местной девушкой, не пожелавшей уехать в другие края от своей семьи. Если гора не идет к Магомету… В общем, Бэнг решил построить завод поблизости от возлюбленной.

Вторая причина тоже, можно сказать, историческая, потому что она открылась основателям только спустя время. Оказалось, что если офис расположен в глуши, а зарплаты сотрудников при этом как в столице, люди обосновываются на месте, переезжают семьями, устраивают быт и держатся за свою работу. В итоге текучка на их предприятии — явление достаточно редкое в отличие от предприятий Копенгагена или любого другого крупного города. Тут вам и экономия на HR-подразделении, и действительно семейные инженерные традиции.


Посмотрите на плакаты на стене, потом на первый прототип в углу комнаты, а справа на фотографии — итог.

Думаю, вы согласитесь, что технику Bang & Olufsen легко узнать по дизайну: компания чтит традиции баухауса и делает предельно функциональные конструкции, не лишенные между тем шарма. Преемственность поколений, полагаю, в данном случае тоже сыграла не последнюю роль.

Статьи принято делать в правильном хронологическом порядке, но в этот раз все будет наоброт. Начну я с двух новинок, представленных во время специального мероприятия для прессы этим летом, потом немного расскажу о заводе Bang & Olufsen и офисе. Второй частью станет фотогалерея из музея компании.

BeoLab 50: твитер в линзе

Возможно, вы уже знакомы по выставкам или лично с топовой флагманской системой BeoLab 90. Это такая довольно крупная, оригинальной формы акустика с 18-ю драйверами в каждой и умной системой автоподстройки. Всем хороши эти колонки, да только цена у них космическая — 77 000 евро. И компания, как и полагается производителю акустики, решила выпустить примерно то же самое, но только подешевле. Условно подешевле — около 30 000 евро за пару (в Европе), зато не менее красивое, мощное и функциональное. Так и появились на свет BeoLab 50.


На меловой доске нарисовано, можно сказать, техническо-маркетинговое задание разработчикам: позаимствовать идеи BeoLab 90, заменить BeoLab 5, использовать алюминий, активная румкоррекция, звук на 360 градусов и т.п.

Дизайнер Андрэ Полхейм (André Poulheim) показал путь от эскизов до конечного прототипа. Довольно интересно видеть, как от круглой колонки с кольцами-грилями, через ромобвидную и традиционную на угловой стойке, инженеры пришли к округлым формам 50-й.


Дизайнеры делают вот такие небольшие макеты из картона и ткани, чтобы лучше представить себе, как будет выглядеть акустика в реальности.

Увидев все это разнообразие прототипов, я поинтересовался, а как же компьютерное моделирование и остальные прелести современных технологий? Полхейм объяснил, что каждый прототип изначально разрабатывается именно на компьютере, и уже учитывает некоторые акустические особенности корпуса. Однако никакая красивая трехмерная картинка не дает представления о том, как это получится в действительности, поэтому даже криво склеенные маленькие фигурки оказываются более информативными для дизайнера.


Менеджер по аудиоконцептам Кристен Краб-Бьерре (Kresten Krab-Bjerre) держит в правой руке алюминиевое «корыто». Из него получится изящная основа корпуса BeoLab 50, которую он держит в левой руке.

Несмотря на обилие алюминия в отделке, основной корпус акустики — пластиковый. Это тяжелый и акустически инертный полимер, вокруг которого и построена колонка.


На этом фото прототип BeoLab 50 (детали напечатаны на 3D-принтере). Хорошо видно, что свободного пространства внутри практически нет, динамики закрыты в малых объемах.

Акустика получилась довольно мощной — компания декларирует по 2100 Вт усиления на каждую. Тут есть лукавство: получили они такую цифру, посчитав максимальный импульс встроенных ICEpower-усилителей, — на каждый драйвер они способны в пике послать 300 Вт. А так как драйверов 7 штук (1 твитер, 3 СЧ, 3 басовых вуфера), вот и получилась красивая цифра.

У меня не было возможности послушать колонки в хорошей обстановке, поэтому о качестве звука здесь не напишу, но их громкость отмечу. На презентации колонки включали в большом помещении, и это для них не стало проблемой.


А вот это уже оригинал в разобранном виде, за исключением коробки с красно-желтыми кнопками справа — это переключатель.

Из интересного — верхний блок с твитером выдвигается после включения колонки. А дальше можно выбрать вариант из двух позиций: узкое или широкое звуковое поле. В конце этого ролика (1.15) хорошо видно, как поднимается и регулируется акустическая линза твитера.

BeoLab 50, как и 90-е, оснащены системой адаптивной подстройки под особенности помещения. Разработчики настоятельно рекомендуют воспользоваться ею, и я понимаю их требования: басовики смотрят в три разные стороны, и если не знать, как приходит звук в точку прослушивания, легко противофазой лишить звук низкочастотной составляющей.

BeoSound Shape: соты-звуки

Следующая новинка — вообще оригинальное творение: «шестиугольная настенная модульная звуковая система BeoSound Shape». Вот так длинно. Шестиугольная — потому что каждый модуль имеет форму гексагона. Настенная — потому что модули крепятся на стену, причем они тонкие — 11,1 см. Модульная, потому что гексагоны разные: колонка, усилитель на 4 системы, управляющий блок и заглушка (внутри ничего нет, чисто для внешнего вида). Наконец, система — потому что блоки не самостоятельны, они работают только в связке. Стоимость такой базовой связки начинается от 4 400 евро.


Управляющий подразделением инсталляционного аудио Петрос Белимпасакис (Petros Belimpasakis) показывает инженерный прототип системы BeoSound Shape.

И опять же нам рассказали всю историю создания этого продукта. Но на сей раз все началось не с дизайна, а с полезной идеи — сделать акустику, которая качественно играет звук, находясь в непосредственной близости к стене — плоскую настенную инсталляционную акустику. На фото выше как раз представлен прототип. Как видите, о шестиугольной форме тогда речи еще не шло.


Специалист по электроакустике Якоб Диреби (Jakob Dyreby) объясняет принцип работы алгоритма, который борется с акустическим замыканием.

Главной инновацией инженеры назвали систему обработки звука, которая позволяет бороться с акустическим замыканием, возникающим из-за близости колонки к стене, а также учитывать отражения от пола и потолка. Другими словами, как и в BeoLab 50 здесь используется адаптивная технология коррекции звука.


Составные части BeoSound Shape.

Shape — самостоятельный продукт. Это не только колонки с усилителем, но и сразу источник. Управляющий блок умеет подключаться к локальному накопителю в рамках протокола DLNA с поддержкой файлов до 192 кГц/24 бит, кроме того, он без проблем работает с интернет-сервисами, включая Spotify. И, как положено, есть все средства связи: Bluetooth, AirPlay, Chromecast. В общем, все, что нужно пользователю — подвесить это на стену.


Слева от колонки расположен блок-пустышка.

Компания рассчитывает на повышенный интерес дизайнеров. Еще бы! Складывай гексагоны в разные формы, отделок грилей — около десяти вариантов, причем их можно комбинировать как душе угодно.


Shape-блоки и грили к ним.

На тестовом прослушивании система играла довольно хорошо — глядя на внутренности и зная «объемы» компьютерной обработки, я ожидал худшего. Но что я так и не понял, так это их рекламный позыв. Мы находились в комнате, увешенной плакатами с этой акустикой, и везде она находилась позади диванов или кресел, как на картинке ниже.


Самое распространенное фото BeoSound Shape.

И я задал вопрос, поставивший многих в тупик: «Акустику ставят обычно перед слушателем, а у вас на большинстве плакатов она позади, почему так?» Отдам должное Якобу Диреби, который объяснил, что расчеты они делали, конечно же, на фронтальную работу системы (при желании ее можно разбить на как бы секции и добиться озвучки типа 5.1), однако действительно, основное позиционирование — акустика фонового звучания.

Якоб отметил, что для фронтальной системы дизайн Shape покажется слишком неожиданным. Тогда как в офисных комнатах, приемных и гостиных такой вариант вполне уместен. От себя замечу, что меня заинтересовала идея подвеса этих систем на потолок — такое фото есть в рекламном проспекте.

Электрохимия на Factory 5

Как и полагается крупной компании, у Bang & Olufsen несколько производств, включая собственные мощности в Китае и Чехии. Собственно, как раз на Чехию в эти дни приходится большая часть сборки: с 2005 года из мелкой фабрики там вырос крупный завод, где сегодня работают более 600 человек. Однако некоторые вещи делаются по-прежнему в Дании. И это не разделение типа «элитное» и «демократичное», а чисто технологическое. Главные производственные мощности в Струэре — обработка алюминия, включая полировку и анодирование.


Этот станок полирует алюминиевые части корпуса колонки BeoLab 5.

С алюминием имеет дело фабрика «Factory 5», построенная в 1992 году. Цифра в имени означает, что это уже пятая фабрика на территории всего завода. Датчане гордятся своим производством и утверждают, что оно лучшее в Европе. В подтверждение своих слов они говорят, что на Factory 5 выполняются заказы не только от Bang & Olufsen: например, автомобильные производители обрабатывают здесь детали, которые позже находят свое место в салонах премиальных марок.


Идет полировка алюминиевого остова колонки BeoLab 90.

Лично меня удивило, что все производство идеально чистое, нигде нет запахов какой-либо химии, хотя вот они — открытые чаны, куда опускаются детали и запускается процесс анодирования. Как нам объяснили, на Factory 5 анодирование состоит из шести процессов: обезжиривание (очищают от грязи и масла), травление (до получения матовой поверхности), удаление травильного шлама, начало анодирования — окисление до появления пористой оксидной пленки, окрашивание (на этом этапе и появляется желаемый цвет), уплотнение (закрытие анодированных пор).


Конвейер с баками и краном над ним.

Все это проходит в 15-ти баках, между которыми ходит три крана. Причем сделано все, я бы сказал, по-европейски компактно. Создается впечатление, будто фабрика маленькая, хотя это не так — в день выпускается большой объем продукции.


Примеры анодированных поверхностей.

Обратите внимание на фото выше. Здесь помимо привычных тонов присутствует белый. Белое анодирование — ноу-хау Bang & Olufsen. Иб Конгстад (Ib Kongstad), главный специалист по анодированию алюминия, объяснил, что у них есть патент на эту технологию, и даже Apple не может сделать ничего подобного. Возможно, скоро мы увидим такое покрытие в некоторых продуктах компании.


Алюминиевые анодированные грили для встраиваемой акустики Celestial. Они предлагаются дополнительно и стоят пару сотен евро каждый.

Алюминий для Bang & Olufsen не просто фетиш, а важный элемент всех их продуктов. Представители прямо говорят, что в дизайне они использовали и будут использовать алюминий, потому что считают, что этот металл не только красив (особенно после анодирования), но и практичен, а также имеет хорошие свойства для звука.

Фермерское хозяйство

Соседнее здание от завода — это недавно построенный офис Farm. Оцените фото ниже, чтобы понять, в чем прелесть существования в деревенской глуши. Компания может спокойно построить огромное здание, треть которого занимают непосредственно офисные помещения, в которых работают сотрудники, а большая часть выполняет чисто представительские функции — огромный зал для мероприятий, множество переговорных комнат, аллея славы…

Рассказывать здесь, понятное дело, особенно не о чем, однако наших читателей могут заинтересовать анатомические фото системы BeoLab 90, «выставка» которой была устроена в главном зале Farm.

Источник — Репортаж из головного офиса Bang & Olufsen: ферма-офис, соты-звуки и электрохимия

11 Симпатий

Они вдохновляли Apple и Sony: большой фоторепортаж о производителе hi-end-акустики Bang&Olufsen, ставшем иконой дизайна

Корреспондент Onliner.by побывал в недрах Bang&Olufsen — датской компании, которая уже половину века является иконой дизайна элитной акустики и мультимедиа. Ее дизайнерские решения использовала Apple при разработке первого iPod, а музыкальный проигрыватель датчан молодой Джобс купил себе домой даже раньше, чем мебель. Только для читателей Onliner.by — большой эксклюзивный фоторепортаж о Bang&Olufsen и ее работе.

Немного истории

Вы вряд ли слышали о городке Струер, расположенном между ферм и фьордов в датской Ютландии, в четырех часах езды от Копенгагена. Но именно тут находится одна из старейших компаний потребительской электроники. Вот уже 90 лет она конкурирует с «большими парнями», регулярно ломая правила продуктового дизайна и диктуя свои порядки в домах состоятельных людей.

В этом маноре в 1925 году началась история Bang&Olufsen: увлеченные радио друзья Питер Бэнг и Свен Олуфсен запустили производство приемников Eliminator, работающих от сети переменного тока.

Изначально компания создавала электронику, едва ли отличавшуюся внешним видом от аналогов. Как и полагается нормальным электронщикам, Бэнг и Олуфсен концентрировались на технологических улучшениях. Однако в середине 50-х годов производитель прошел стремительную трансформацию под руководством команды дизайнеров. Все началось с «революции» мебельщиков — диваны, шкафы и обои становились более яркими, более разноцветными. Угловатые радиостанции уже не вписывались в дизайн типичного датского дома.

«Вынуждать покупать эти монструозные радио — оскорбление людей, которые ценят современную мебель. Их что, конструируют торговцы брюквой?» — примерно так обозначалось недовольство устаревшим видом домашних приемников.

Компания Bang&Olufsen начинает сотрудничать с архитекторами и занимается коллаборациями со сторонними дизайнерами. Это и определит ее политику до новейшего времени.

«Дизайнеры должны быть свободными и не приземленными тонкостями процессов производства. Нам нужен их дух для прорывных решений», — так объясняет неочевидный плюс работы со сторонними дизайнерами нынешний CEO компании.

А это — Beocenter 9000, представленный в 1986 году. Именно таким вдохновлялся Стив Джобс.

Считается, что эстетика сенсорного интерфейса и использование анодированного алюминия во многом определило промышленный дизайн компании из Купертино. Проигрыватель поддерживал кассеты и компакт-диски.

Компания сегодня

Переносимся в настоящее — на «Ферму», 20-летнюю штаб-квартиру Bang&Olufsen. Несмотря на свой возраст, здание выглядит так, будто построено вчера: стекло, бетон и много свободного пространства.

Начинаем знакомство с заводом с 30-метровой стены почета. Тут изображен каждый сотрудник компании, проработавший на производстве больше 25 лет:

Сегодня Bang&Olufsen выпускает акустику класса hi-end, системы управления умным домом, телевизоры и портативную акустику:

Во многих современных приборах, а также в автомобилях Audi и Aston Martin компания использует акустические линзы:

Из шоу-рума попадаем в лабораторию, где показывают BeoSound Shape — настенную беспроводную музыкальную систему из ячеек-шестиугольников.

Они могут выступать и как динамик, и как система шумоподавления. Про нее рассказывает молодой инженер Джейкоб:

Основная идея устройства — сделать «стену звука», которая позволяла бы почувствовать себя в центре воспроизведения музыки, но не захламляла бы пространство комнаты множеством колонок.

Алгоритм распределения звуковых каналов между динамиками настраивается для каждого помещения индивидуально. Кстати, инсталляция на фотографии стоит примерно $23 000, говорит нам Джейкоб и тут же убегает в больницу — на роды своей жены.

Ну а мы переходим к дизайнерам, которые разработали акустическую систему BeoLab 50. Примечательно, что ее мировая премьера как раз запланирована на сегодня, 9 августа.

Не секрет, что топовые продукты Bang&Olufsen — дорогие и покупают их на несколько декад. К слову, акустика 1975 года выпуска до сих пор ремонтируется, а проигрывателю 1986 года можно отдавать команды голосом через приложение умного дома. Таким образом, новая акустика обязана сохранить актуальность форм как минимум до 2040 года.

Процесс поиска нужной внешности занимает долгое время. Перебираются все возможные прототипы:

А также возможные комбинации материалов и способов их обработки:

— Если в продукте есть кнопки, обязательно есть и щели между ними и корпусом. Сенсорный интерфейс избегает визуальных разрывов и позволяет создавать плавные формы, на которые наносятся только иконки кнопок. Это отличный способ повысить визуальную привлекательность. До сих пор сенсорные панели воспринимаются пользователями как магия, к ним привыкли только в смартфонах и ноутбуках.

Мы создаем опыт не для аудиофила, у которого одно кресло и специальная комната. Мы делаем это для людей, у которых есть друзья и семья. Наилучшие и запоминающиеся моменты жизни, как правило, связаны с музыкой. Наша идея — расширить эти приятные переживания на группу людей, — делятся своими взглядами дизайнеры BeoLab 50.

Экспертиза в работе с алюминием — гордость Bang&Olufsen. Но об этом мы расскажем позже.

Дизайн — это только заготовка

Мы переносимся в интерьер среднестатистической европейской жилой комнаты: 6,5×4 метра, потолок высотой 245 см. Тут примерно такая же толщина и материал стен, то же количество мебели. Даже число книг в комнате выверено, ведь они тоже сильно влияют на акустику помещения.

— Субъективное восприятие музыки человеком для нас важно точно так же, как и показания приборов. Мы стараемся найти компромисс, — начинает свой рассказ специалист.

Музыкальная система задернута шторками. Тут проводятся слепые тесты на фокус-группе, набранной из работников компании. В группу набирают людей с хорошим слухом, любовью к музыке и… воспроизводимостью своих оценок. Если человек ставит колонке оценку 7,5, то через два месяца с того же места прослушивания той же колонки на той же громкости его оценка должна быть с погрешностью не более 0,5 балла. Под эти критерии подходит только один из 20 человек. Отобранных людей обучают: их возят на концерты живой музыки, учат находить нюансы в звучании инструментов.

Тут проверяют прототипы, модели в раннем производстве и устройства конкурентов.

Если профессиональный слушатель ненавидит звук виолончели на концерте — он должен точно в такой же степени ненавидеть ее звучание из колонки.

В этой комнате получают статистически верные данные о всех проблемах, которые могут беспокоить слушателей. Динамик захлебывается на высокой громкости? Почему-то пищат гитары? Проблема, если она подтверждается слушателями, решается программным способом.

Куб — основная лаборатория

Перемещаемся в огромную комнату 12×12×13 метров. Под потолком на металлическом кране установлена подопытная акустическая система.

Первое, что тут делают, — смотрят на акустические особенности: какие нужны динамики, сколько воздуха должно быть в кабинете. Пока это всего лишь динамики в коробке, набитой абсорбционным материалом. Усилитель и процессор обработки сигнала находятся снаружи. Конструкцию подвешивают на кран и подают в нее звук.

Звук выходит и попадает на микрофон, который закреплен на дистанции 3 метра. Компьютер знает, какой звук он подал на колонки, и получает сигнал, который приходит с микрофона. Умная техника смотрит на разницу, вычеркивает влияние комнаты, оптоэлектроники и микрофона на сигнал…

Вуаля! Это лишь первая стадия. Проблема в том, что большинство людей не слушают музыку, плавая в воздухе в комнате с бесконечно далекими стенами.

Теперь колонка вращается с шагом в 1°, затем ее кладут на бок и замеры повторяются — инженеры замеряют «шар звуковой энергии» в 200 точках плоскости.

— Ведь на самом деле, когда вы сидите в идеальной комнате в кресле с идеально выставленными на вас колонками, только 1% звука приходит напрямую. 99% звука приходит отраженным от стен и предметов вокруг. А 99% значительно важнее 1%. Если, конечно, вы не сидите в комнате, сделанной из подушек, плюшевых медведей и котиков, — с улыбкой отмечает сотрудник Bang&Olufsen.

На этой стадии специалисты определяют, где в акустике должны быть звукопоглощающие элементы и где нужно поправить угол направления динамика.

— Если мы определяем, что конструкция дает мало баса и много средних частот, мы заставляем компьютер выдавать больше баса и меньше средних частот. И мы снова замеряем 200 точек звуковой сферы, которую испускает продукт. Измеряем, дорабатываем и вставляем внутрь электронику и провода. Каждый продукт проходит четыре стадии эволюции прототипа. Первую модель, собранную на конвейере, снова отправляют на тест. Тестируется не только продукт, но и сам процесс его производства — на десяти впервые собранных устройствах вычленяют типичные проблемы, привнесенные автоматизацией, — продолжает инженер.

После этого специалисты слушают колонку и пытаются найти недочеты, которые не попали в замеры. Они записывают замечания вроде «шум на частоте 105 Гц, интермодуляционные искажения на частоте 40 Гц», после чего звукоинженер проводит тесты и корректирует проблемы. Так повторяется много раз, но колонка все еще не звучит хорошо (сюрприз!). И это из-за проблемы «99 к 1», описанной выше.

Теперь встает вопрос о работе колонки в комнатах со стенами. Процесс повторяется: если специалист считает нужным, добавляются басы, средние частоты и так далее. Это происходит в четырех разных типовых помещениях. Если настраивается портативная колонка, то добавляется тестирование на открытом воздухе.

Стоит понимать, что почти все правки звука — это коррекция под особенности конкретной комнаты. Поэтому все исправления объединяются и отдаются инженеру, который проводил измерения. Он вычеркивает правки, которые не повторяются для всех помещений. Если в одной комнате звук исправлялся на 55 Гц, в другой — на 46 Гц, в третьей — на 26 Гц, все это отбрасывается.

Результаты вшиваются в DSP устройства. На конечной стадии при помощи лазерной голографии оценивается вклад корпуса колонки в резонанс.

Любовь к алюминию

Десять минут пешком — и мы попадаем в Factory 5, завод по обработке алюминия. Тут металл отливают, режут, раскатывают, полируют, анодируют, красят. Рука об руку трудятся роботы и люди:

Формы для экструзии должны быть изготовлены определенным образом, чтобы избежать кристаллизации металла:

А так выглядят эти нежелательные кристаллы, если раскатывать алюминий слишком быстро:

Это брак. Если, конечно, текстурой не вдохновится какой-нибудь дизайнер:

Алюминиевые заготовки раскатываются и формуются:

Они анодируются и красятся. Анодирование — электрохимическое окисление алюминия, в результате которого металл покрывается почти неразрушимой защитной пленкой оксида. Предварительная обработка и органические красители позволяют сделать металл похожим на медь, олово, нержавеющую сталь, матовую бронзу и полированную латунь.

Электрохимические чудеса происходят в гальванической ванне:

А это — роботизированные руки Kuka:

Они натирают до блеска корпусы пультов, детали акустических систем и прочего:

Ниже — специальный станок для изготовления одной детали отделки флагманской акустической системы BeoLab 90.

А тут части представленной сегодня миру акустической системы BeoLab 50 проходят проверку на прецизионном измерительном стенде Zeiss. Точность измерений — до нескольких микрон.

Теперь переносимся в Хернинг, в один из флагманских магазинов Bang&Olufsen. Его владелец работал продавцом в магазине компании с 14 лет и мечтал открыть собственный. Эта мечта сбылась:

Датские законы требуют от владельцев магазинов устанавливать металлические роллеты от грабителей. Однако этой торговой точке разрешили обойтись без них. Тут применяется толстое 6-сантиметровое стекло, которое делала на заказ немецкая компания.

Стекло нужно здесь лишь для того, чтобы вечером (когда магазин закрыт) прохожие на улице могли поуправлять умным домом внутри помещения со своих смартфонов и посмотреть системы в деле.

А это — шоу-рум для флагманской акустической системы BeoLab 90. Одна такая колонка весит 137 кг, имеет 18 динамиков и может выдавать 8200 Вт на канал. Стоимость двух динамиков — примерно $80 000.

Дания — страна с самым высоким внешнеторговым оборотом на душу населения. Одновременно это и самая старая монархия в Европе. Датчане выглядят расслабленными и много шутят, но решают вопросы методично, как немцы. Это родина непереводимого на русский Hygge — концепции уюта, доброжелательного отношения друг к другу и получения удовольствия от маленьких радостей жизни. Поэтому на родине Lego в другой ценовой нише просто не могло не появиться компании, в которую захотели бы «играть» и взрослые.

Источник — Большой фоторепортаж о производителе hi-end-акустики Bang&Olufsen

33 Симпатий

Сильнейший пост! Спасибо, Дмитрий!!!

3 Симпатий

Они реально крутые.

6 Симпатий

Обожаю их за дизайн. И играют неплохо. Одно огорчает, что не играют на свои деньги. От того свежих моделей практически не бывает на вторичке, не бывает, что “не раскрыл”, берут за дизайн.

1 Симпатия

Неужели в Дании с этим проблемы?

Нас купил бенг-олуфсен? :grin::grin::grin:

1 Симпатия

Тебя!

Сейчас никто не играет на свои деньги, это нормально.

3 Симпатий

офигеть, алюминий! крутые…

Там и ценники… Крутые:)

мне на прошлогоднем хи-фи шоу очень зашли https://www.avito.ru/moskva/audio_i_video/akusticheskaya_kolonka_bang_olufsen_beolab_5_black_1185961357 электронику прям очень отрабатывают мощно и энергично, другого не ставили ничего, может не застал или эффект не тот. тем не менее имхо даже полляма за пару - ценник не вполне соответствующий содержанию, не говоря уже о том что просят за новье. имхо конечно. еще слушал ресивер 900 - тоже понравилось, так же винтажненько, как и любой другой ширпотреб того времени.
upd наверное были какие то другие но похожие, а эти мне запали в салоне когда еще продавались
updupd не поленился нашел фотки, беолаб 50 это были с ощущением похожести с беолаб 5-кой, сорри за сумбур :slight_smile:

Чудесная, восхитительная фирма!

1 Симпатия

Играют на свои деньги или нет, но ничего более технологичного, чем их топ текущий фактически не существует. Управление акустической направленностью за счет массива динамиков под управлением ДСП, плюс это все выглядит как космический корабль (ну и стоит, да)) и по качеству исполнения на высоте. Не удивлюсь, если эти АС продаются в минус (учитывая еще и R&D чтобы такое создать), как в старые добрые времена - ТОП ради имиджа, а не гешефта.

Фото не мое, но из Варшавы где их в два года назад выставляли - с удовольствием бы повторил прослушивание :slight_smile:

6 Симпатий

IcePowerы упоминались в ветке?)))

Если про радиоприёмники, то на каком то этапе от B&O ( или под ее влиянием) появился бренд Linnet&Laursen, также выдав на рынок особенный дизайн и великолепный звук

1 Симпатия

Ну и виниловый проигрыватель B&O Beogram 1000, укомплектованный необычным звукоснимателем ( что то среднее между ММ и МС) и фонокорректором на трёх транзисторах - один из моих любимых проигрывателей с комбинированным приводом ( ролик+ пассик) как по звуку, так и дизайну. И вероятно, один из самых компактных по размеру.
http://forum.soundup.ru/viewtopic.php?f=2&t=1033&hilit=Beogram+1000

2 Симпатий

B&O красивая техника!!!
у меня было много компонентов этой компании
а один из них живет со мной уже более 25 лет!!!


это B&O mini deluxe 609 (1962г.)

10 Симпатий