Акустическая подготовка комнаты

Вы можете оценить ситуацию с комнатой прослушивания используя калькулятор по ссылке http://www.akustik.ua/acoustic_calculator_rt60.html.
Выбрать нужно стандарт IEC 60268, комната для прослушивания музыки.

Если получите высокие значения времени реверберации для вашего помещения, то нужно глушить определенные частотные диапазоны.

Высокие значения времени реверберации:

  • на высоких и средних частотах как правило описываются как размытие звуковых образов, “яркий” звук, потерей разборчивости, ньюансов.
  • на низких частотах - гул, преобладание НЧ.

Тогда встанет вопрос как с этим бороться.

2 лайка

Спасибо!

Там мешочек был звукопрозрачный, вешал ОлегБ у себя в КДП, видимо попал))) Он целый год бился со своей комнатой, в итоге получилось оч неплохо, но поиски улучшений продолжаются. Было слышно на середине, становилась менее свободна и менее эмоциональная, особенно на вокале, но и на фортепьяно тоже было слышно, слушали классику (Олег большой любитель) Система очень высокого разрешения с верхними Сонусами. Это простая иллюстрация того как легко можно переглушить помещение и если нравится свободная подача музыки, с поглощением на середине нужно действовать очень осторожно и акустические замеры в конечной фазе доводки могут не помочь.

1 лайк

Если не затруднит, укажите RT60 КдП, в которой подвешивался пресловутый мешочек.

1 лайк

Попробую узнать:grinning:

Приведу пример акустической обработки КпД 19 м2.

Описание исходного состояния - ламинат на полу, обои на стенах, ковер с длинным ворсом (примерно 50 % поверхности), тяжелые шторы на окнах, два кресла, немного мебели из ДСП.
АС - 3 полоска с 12" динамиком.

Результат измерений в исходном состоянии - ниже 4 кГц заметное превышение RT60 (в среднем - 0,8 сек), в районе 60 - 250 Гц несколько пиков до 1,5-2 сек (комнатные моды).

Что было сделано

  1. суперчанки в двух углах (высота 2,6 м, размер диагонали - 65 см).
  2. обработка мест первых отражений (боковые стены) - абсорберы из минеральной ваты с относом от стены на 20 см (1,2 м на 0,6 м).
  3. За слушателем - диффузор Шредера (1,2 м на 1 м)

Результат

  1. В диапазоне выше 150 Гц время реверберации 0,3-0,5 сек.
  2. На ~ 60 и 80 Гц - до 0,7 сек. Для эффективного поглощения этого диапазона разумно делать резонансные конструкции (НЧКП, например). В силу недостаточности места от этого пока отказались (это еще две конструкции в углах от пола до потолка).
  3. Вторые отражения в пределах 40 мсек -19Дб от уровня основного сигнала. Т.к. потолок не обрабатывался, то первое отражение от него -15Дб, что допустимо.

Стоимость материалов ~ 5-10 тыс руб.
Результат измеряем и отлично слышим.

Аналогичный экспресс-анализ своей КПД может сделать каждый используя ссылку, которую я давал раньше.
В зависимости от полученных результатов можно говорить о каких-то рекомендациях.

12 лайков

суперчанки в углах за колонками или за слушателем?
Если их штуки 4 поставить? В каждый угол.

За колонками.

Если их ставить в каждом углу, эффект будет более выражен, но частоты 60 и 80 Гц затронет слабо.

Абсорберы очень хорошо работают в зонах максимальной скорости воздуха. Поверхность стены - зона максимального давления и нулевой скорости. Т.к. на низких частотах к в комнате формируются стоячие волны, то зона нулевого давления и максимальной скорости находится в геометрическом центре (для моды первого порядка). Слишком большая конструкция получается.
Именно поэтому все тонкие абсорберы (5, 10, 15 см) хорошо работают только для высоких частот и их разумно размещать на относе от стены.

Если делать суперчанки для низких частот, то нужно брать площадью конструкции - в углах, стыках стена - потолок, стена пол. Тогда можно получить хороший эффект.
Главное не переглушить КпД при этом.

Более эффективны для низких частот резонансные поглотители, их глубина может быть 20-30 см., т.к. они работают в зоне максимального давления.

В любом случае, в данной КпД остальные углы заняты (дверь, шкаф).

3 лайка

Узнал, RT60 0,33-0,35))))

Интересно, значение, характерное для контрольной комнаты (0,2), ещё не достигнуто, а фонд поглощения на СЧ, судя по отзыву, уже на пределе. Прослушивание в дальнем поле?

До Ас было около 3,5 метров, комната примерно 25 м.

Похоже, дело в метраже, т.к. дистанция невелика. Известно, что меньшие помещения (15-18 кв.м) добавляют около 3-5dB за счет “отраженки”, которой, видимо, как раз и не хватило в данном случае.

Вопрос к знатокам: друг купил квартиру и столкнулся с проблемой - эхо. Комната большая, квадратная, стены пустые, слева от акустики большие раздвижные стеклянные двери на балкон. Есть ли нормальный способ борьбы с эхом без больших вложений денег и без превращения комнаты в подобие студии, так как это будет для него аавтоматически означать развод :slight_smile: спасибо заранее

Ну если вопрос так серьезно ребром ставится, то тут конечно стоит хорошо подумать: акустический поролон-пирамидки или минватные панели по всему периметру :slight_smile:

2 лайка

Сергей, эхо есть в любой комнате с минимумом мебели, отсутствием штор, напольного покрытия итд (т.е. с малым фондом звукопоглощения). Начальные методы борьбы с ним просты - шторы из тяжелой ткани, напольное покрытие (желательно с длинным ворсом), мягкая мебель.
Ситуация уже может радикально измениться.

Далее все зависит от ваших целей. Допустим, что вы сочли что достигнутого результата недостаточно. Тогда без конкретики (результаты измерений, размеры комнаты и описание ее наполнения) можно поступить следующим образом:

  1. ВЧ, СЧ (т.е. выше 300 Гц) - акустическая обработка небольших площадок первых отражений. Т.е. поглотители. Зоны первых отражений - площадки стен, потолка, пола, от которых звук из АС отражается первый раз перед тем, как попасть в точку прослушивания (примерная площадь 1 м2). Заднюю стену обычно рекомендуют не глушить, а ставить на ней диффузор (рассеиватель).

Основные материалы - акустический поролон и его аналоги, минеральная вата обтянутая тканью (для эстетики) или закрытая специальной перфорированной панелью. Обратите внимание на материалы www.acoustic.ru/productions/ceiling/. Некоторые выглядят очень презентабельно (мне нравится окрашенный герадизайн).

Стоит это крайне демократично.

  1. НЧ - следующий пост.
6 лайков
  1. НЧ (т.е. ниже условных 300 Гц). Сразу оговорюсь, что эхо не имеет отношение к этому диапазону. В этом диапазоне (реально даже в более узком - до 200 Гц), проблема связана со следующим - поведение звуковых волн в помещении описывается не геометрическими законами распространения, а волновыми. Т.е. в комнате формируется сложная картина стоячих волн. Результат - в зависимости от расположения колонок в разных точках комнаты формируются участки нулевого давления и максимального давления (для определенной частоты). Т.е. в зависимости от расположения слушателя вы можете либо услышать отсутствие определенной частоты, либо максимум на ней.
    Вот как это может выглядеть с точки зрения АЧХ.

Вот это самая большая проблема в акустической обработке помещения в жилой квартире.

Если у вас полочные колонки, то проблема может отсутствовать (точнее вы ее не заметите). Если серьезные напольники - она гарантирована.

Проблема частично может быть решена путем подбора расположения АС и точки прослушивания (т.е. найдете такую точку, в которой слышимые проблемы минимальны).

Распространенные методы решения:

  1. Поглощение - суперчанки или аналогичные конструкции в углах (количество в зависимости от целей) или других зонах максимальной скорости. Это по существу минеральная вата на раме, возможно с относом от стены. Линейные размеры - от пола до потолка, размер диагонали чем больше, тем лучше. Обычно рекомендуется от 50 см. Работает хорошо, стоит дешево. Обычно конструкция обтягивается тканью и вписывается в интерьер.
  2. Резонансные поглотители, панельные поглотители (НЧКП это просто описанная Андреем Смирновым конструкция, по которой есть удобный калькулятор). Настраиваются на определенную частоту. Стоят тоже дешево. Занимают большую поверхность (от 2 м2), глубина небольшая - до 25 см, располагаются в зонах максимального давления (стены, углы).

Вообще же лучше купить или арендовать измерительный USB микрофон (с ним проще - не нужна хорошая звуковая карта и источник фантомного питания). Стоит от 5-7 тыс руб. Далее провести измерения и разбираться в ситуации.

Квадратные комнаты обычно значительно более проблематичны за счет совпадения частот стоячих волн в продольном и поперечном направлении.

5 лайков

Коррекция акустики музыкальной комнаты. C чего начать?

Психоакустические
исследования показывают, что только 2% людей могут спокойно сл
ушать громкую
музыку, если они точно знают, что этим мешают своим соседям.

3 лайка

На днях ходил по комнате и хлопал в ладоши. Все время был неприятный призвук. Думал что это может быть!? Обнаружил, что это звенит плоский металлический радиатор отопления. Прислонил к нему одну панельку Vicoustic и все пропало.
Так же обнаружил что в зоне прослушивания эхо от хлопков меньше чем в метре от него. Вопрос: стоит ли глушить то место, где наблюдается эхо от хлопков?

Глушить стоит зоны первых отражений.

Когда вы хлопаете в ладоши, то оцениваете ситуацию - источник звука и точка прослушивания находятся в одной точке. Музыку вы так не слушаете.

АС находятся в одном месте, а слушатель в зоне прослушивания.

Для оценки уровня эхо в комнате нужно 2 человека - один хлопает в ладоши в рядом с АС, второй оценивает ситуацию в точке прослушивания. После оценки результатов - принятие решения об обработке зоны первых отражений (для заданного положения АС и слушателя).

5 лайков

Возле углов и стен - зоны макс. давления, макс скорость на удалении от стен.