180-граммовый винил звучит хорошо (на самом деле нет) — что стоит за тяжелым винилом

Словосочетание «180-граммовый винил» до сих пор вызывает споры и пересуды у аудиофилов и любителей винила. Всё это пустое, нет ничего магического в тяжелом виниле, манящие наклейки «180 gram» окружёны мифами, но не стоит забывать о некоторых преимуществах 180гр или даже 200гр винила.

Вес пластинки практически не связан качеством звучания, запечатленного в дорожках. Технический стандарт, по которому формируются и нарезаются канавки на поверхности пластинки в точности одинаковы для всех пластинок, независимо от веса. Размеры канавки могут быть нарезаны только в рамках стандарта, речь идёт о предельно малых значениях (в пределах микронов) и с мельчайшими допустимыми вариациями, такими что любая пластинка весом около 100 грамм (вероятно даже меньше) обеспечивает достаточно физического пространства для нарезания канавок в соответствии со стандартом.

Качество звучания на виниле, так как и на остальных аудио форматах, зависит от типа и качества исходного материала, использованного для мастеринга, и, в конечном счете, от самого процесса мастеринга, в том числе и от оборудования для изготовления лакированного мастера.

Несмотря на все вышесказанное, почему тяжелый винил свыше 140 гр часто признается лучшим? Какие реальные преимущества есть у тяжелого винила? Почему он так высоко ценится у меломаном? Попытаемся ответить на эти вопросы:

— Тяжелый винил, как объект, более прочный и долговечный. 180 гр винил приятно увесист, но также более устойчив к агрессивным манипуляциям, хранению в неподходящих условиях и других факторам, которые могут воздействовать со временем. Речь не об износе канавки от контакта со стилусом, этот фактор будет одинаковым для винила любого веса.

— Есть также и чисто механические преимущества от использования тяжелого винила на проигрывателе — он обеспечивает более стабильную платформу для стилуса и иглодержателя, и, вероятно, лучшую изоляцию от паразитных вибраций, которые деградируют звук на микро-уровнях. Такого же эффекта можно добиться изменяя материал диска или увеличивая массу диска проигрывателя, или используя другой материал мата. Можно рассматривать тяжелый винил как легкий апгрейд вертушки.

— Толстый профиль винила также может изменять характеристики звучания головки (улучшать или ухудшать), путем изменения VTA тонарма по отношению к поверхности пластинки, это может быть различимо на слух или нет.

— Исторически, есть подразумеваемые стандарты качества, ассоциированные с 180 и 200 гр винилом. Когда тяжелые прессы только появились, они задавали высокий стандарт качества. Стандарты также применялись ко всему процессу мастеринга и производства, что в конечном итоге давало превосходное звучание, но не только за счет массы, а за счет использования отличных источников (Original Master Tapes) и продвинутых техник мастеринга.

— На тяжелом виниле часто издаются хорошо звучащие продукты такие как лимитированные издания, аудиофильские версии. К сожалению, нельзя также хорошо сказать про все релизы на 180 гр виниле. В реальности, плохие парни печатают ужасный винил на 180 гр пластинках, с хреновым мастерингом да еще с низкокачественных цифровых источников. Ничего хорошего ждать не приходится.

Так что же происходит со этими низкокачественным 180 гр винилом, наводнившим рынок сегодня? Вот такие могут быть ответы:

— Как часть винилового возрождения, которое идет с 2005 года (и набирает обороты), большинство лейблов почувствовало потребность в том, чтобы сделать виниловые пластинки более привлекательными для меломанов. И они придумали издавать релизы (и переиздания) на тяжелом виниле, используя восприятие такого винила как более качественного. Ничего плохого в этом нет, напротив, видные реальные усилия, чтобы вернуть винил, предлагая высокое качество и удовольствие от прослушивания.

— Неожиданный рост продаж винила и попытки сделать винил более привлекательным через релизы на тяжелом виниле привели к тому, что фабрики, печатающие винил на протяжении последних 10 лет выбрали печать на 180 гр виниле, как стандартный формат. Цена печати больше не является определяющим фактором, в момент выбора между обычным и тяжелым винилом. Да, 180 гр чуть дороже стоит, но из-за того что меломаны ценят тяжелый винил, его можно продать дороже и заработать больше.

— Ну а если цена сырья, техническая экспертиза больше не являются определяющими факторами, это открыло двери для любого лейбла, хорошего или плохого, малого или большого, чтобы издавать на тяжелом виниле. А наклейка «180 гр винил» часто воспринимается меломанами как гарантия высокого качества звучания.

С чем мы остаемся? Ровно с тем, с чего начинали… 180 гр винил — это не магия, и не решение всех проблем с винилом. Да в нем есть дополнительная ценность и он может содержать высококачественную запись равно как и абсолютный треш. При покупке фокусируйтесь на том, что имеет значение: кто делал мастеринг записи? Когда? Какой источник использовался для мастеринга? Где напечатали винил? И только после этого обращайте внимание на вес пластинки.

Не избегайте пластинок только из-за стикера «180 Gram», но и не делайте этот стикер решающим фактором при покупке.


Перевод статьи 180 Gram Vinyl… What are the benefits? Heavyweight Vinyl Records Explained

3 симпатии

Честно говоря, чаще всего наклейка “180 гр” означает посредственное качество… Заметил, что в итоге у меня все самые любимые пласты - тонкие)) Тяжелые новоделы с гипертрофированным басом почти все раздал друзьям)

3 симпатии

Есть и удачные…

1 симпатия

А вот старый советский винил был вполне тяжелый :pensive:

1 симпатия

…но часто трескучий. А вообще, все пластинки на Мелодии, которые я в последнее время слушал, звучат (звучали) хорошо.

3 симпатии

Не спец по винилу, но наткнулся на это: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/lp-dire-straits-brothers-in-arms/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Согласен, что 180г не определяющяя качество характеристка, но и сказать, что а 180гр только плохое тоже не могу. У меня и те и те прекрасно уживаются варианты.

Вот тут, 180-и граммовые 45-ки лучше всех оказались. )

Этот альбум лучше всего на CD всё таки.

Согласен. Мой опыт аналогичен.

На сколько осведомлен. Он предпочитал писаться изначально на цифре

Да, вот на таком или подобном, точно уже не помню. )


Или таком

Дело вовсе не в весе новодельного винила, а в лэйбле его выпустившем. Какая нибудь левая фирма может запросто сляпать винил хоть с мп3. Просто покупать надо проверенные лэйблы. Я например безбоязненно беру пожалуй только Analogue Productions, Music Matters и Speakers Corner. Другие релизы надо отслеживать и собирать инфу.

2 симпатии

Слава богу Миру Мир прекратил свою деятельность.

180
100% маркетинг…
вообщето надо брать музыку а не лейбы
например у меня много чешского GZ
цветного и толстого просто других не существует…
а старье надо по возможности брать старьем
ыхмо естетвенно

2 симпатии

А blue note? Вот из свежего, Tony Allen - The Source, полный аналог. Звучит классно.

Почему? впаривать неофитам то-что за копейки не купишь из старья-разве плохо?)

Есть артисты, которые на одном лейбле пишутся, тут не повыбираешь. Старье тоже не панацея, и там говна навалом. Правда в качестве исходника, и если он хороший, то и старопресс, и новопресс вероятнее всего будут хорошими. Я проверяю на цифре. Нахожу в Tidal, и если в цифре откровенный шлак, то и винил брать не стоит, разве что если большой фанат и без винила кушать не можешь. Если на цифре более менее, то можно попробовать винил, он раскроет дополнительно. А 180гр, 100 или 200, мне, например, без разницы, только в доставке дороже и, если на заводе пакуют неправильно, разрыв в пути внутреннего конверта тяжелым блином весьма вероятен. Уважающий лейбл не положит даже легкий блин во внутренний пакет с полиграфией. Обычно внутренняя полиграфия кладется отдельно, а блин едет в бумажном простом конверте. Следующее неудобство - на винтажных вертушках под толстые блины не хватает высоты шпинделя, приходится мат ставить тоньше, VTA уже упоминали. Место на полке толстый винил занимает за два худых. С точки зрения лучшей виброустойчивости, прочности и ощущения в руках, что “маешь вещь”, наверно это единственные плюсы.

3 симпатии

Вы слушали именно МФСЛ-овский винил?
Компакт-диск звучит как и первопресс. А мы взяли и сравнили первопресс и это издание от МФСЛ, на великолепном виниловом тракте. У первопресса не было шансов.

Нет.

Объяснение есть этому чуду?