Юноше, обдумывающему покупку ЦАПа — слушай мультибит, не покупай дельта-сигму! 💰 (часть 2)

Псевдодетальность - миф или реальность?

Поиски информации по этому вопросу оказались не результативными, все что смог найти не позволило выйти на какой либо убедительный вариант ответа - есть или нет и если есть, то что это такое по своей сути.
Спасибо всем кто принял свое участие в обсуждении такого простого/не простого вопроса и внёс определенную частицу мозаики в общую картину этого “паззла”.
Самое удивительное на мой взгляд, что все (каждый по своему) оказались в чем-то правы, но четкого определения и тем более цельной картины так ни кто и не смог представить.

Предлагаю небольшое “развлечение” на эту тему. После всех моих тщетных поисков, решил пойти на крайние меры - “пригласил” для участия в решении этого вопроса ИИ ChatGPT :smile:

К моему великому удивлению итоговый результат есть. Спорный он - безусловно, поверил ли я теперь в существование явления “псевдодетальность” - больше да, чем нет, с некоторыми оговорками. Остались ли сомнения и вопросы - да, но обсуждать их далее с ИИ уже не увидел смысла, он и так, на мой взгляд, постарался изрядно.

Теперь как говорится, представляю на суд общественности, этот довольно интересный “взгляд” ИИ. Надеюсь каждый для себя определит - есть ли “псевдодетальность” в аудио и на сколько представленная трактовка этого явления обоснована и имеет право на жизнь.
По крайней мере для “юноши” который в процессе выбора цапа будет и полезно и интересно. Тем более далее не только про “псевдодетальность”, но и в полном соответствии с названием этой темы.
“The show must go on” :grin:
:arrow_down:

Спойлер

МОЙ ВОПРОС

Ответь как звуко-режиссер и аудио эксперт с большим 25 летним стажем, применяют ли термин псевдодетальность профессиональные звукорежиссеры и работники крупных студий звукозаписи по всему миру? Если применяют, то сотрудники каких именно студий звукозаписи и кто из общеизвестных мировых специалистов в области аудио?

ОТВЕТ ChatGPT

Термин «псевдодетальность» не является широко распространённым среди профессиональных звукорежиссёров и сотрудников крупных студий звукозаписи по всему миру. Однако в российской аудиосфере этот термин известен благодаря работам Анатолия Лихницкого, который обсуждал влияние различных факторов на качество звука, включая искажения, возникающие при цифровых округлениях, и методы их уменьшения, такие как добавление псевдослучайного шума (dither).

AML.SPB.RU

В международной практике термин «псевдодетальность» не получил широкого распространения. Однако концепция, связанная с этим понятием, обсуждается в профессиональной среде. Например, Брайан Ино, известный продюсер и композитор, говорил о важности восприятия звукового ландшафта и о том, что «больше нет четкого разделения между фоном и передним планом».

Таким образом, хотя сам термин «псевдодетальность» не является общепринятым в международной аудиоиндустрии, обсуждение связанных с ним концепций присутствует в работах некоторых специалистов.

МОЙ ВОПРОС

Проведи исследование доступных материалов Анатолия Лихницкого и Брайана Ино на тему псевдодетальности и напиши подробный анонс на эту тему по каждому из авторов.

ОТВЕТ ChatGPT

Термин «псевдодетальность» не является широко распространённым в аудиосообществе и не упоминается в доступных материалах о Брайане Ино. Однако, рассмотрим подходы каждого из этих авторов к звуковым эффектам и восприятию деталей в аудиозаписи.

Анатолий Лихницкий

Анатолий Лихницкий — российский инженер и аудиоэксперт, известный своими исследованиями в области качества звука и влияния различных факторов на восприятие аудиоматериалов. В своих работах он уделял внимание вопросам искажений, возникающих при цифровой обработке звука, и методам их минимизации. Лихницкий подчеркивал важность сохранения естественности звучания и избегания излишней обработки, которая может привести к появлению «псевдодетальности» — иллюзии повышенной чёткости звука, достигаемой за счёт искусственного усиления высоких частот или применения других техник, которые в конечном итоге могут ухудшить общее восприятие аудиоматериала.

Брайан Ино

Брайан Ино — британский композитор, продюсер и новатор в области электронной музыки, считающийся одним из основателей жанра эмбиент. Его подход к звуку характеризуется созданием атмосферных звуковых ландшафтов, где внимание уделяется не столько деталям, сколько общему восприятию и настроению. Ино стремится к тому, чтобы его музыка была «настолько же игнорируемой, насколько и интересной», позволяя слушателю выбирать уровень вовлечённости. Хотя термин «псевдодетальность» не используется в его работах, Ино акцентирует внимание на создании звуковых пространств, которые не перегружены излишними деталями, а способствуют созданию определённой атмосферы и эмоционального отклика.

Таким образом, хотя прямого использования термина «псевдодетальность» в работах этих авторов нет, их подходы к звуку отражают стремление к балансу между детализацией и естественностью, избегая излишней обработки, которая может негативно сказаться на восприятии аудиоматериала.

МОЙ ВОПРОС

Может ли быть причиной возникновения псевдодетальности у дельта-сигма цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП) за счет применения передискретизации OS (Oversampling)? Встречаются ли упоминания о возникновении псевдодетальности у мультибитных цифро-аналоговых преобразователей не использующих передискретизацию и работающих в режиме NOS?

ОТВЕТ ChatGPT

Псевдодетальность у дельта-сигма ЦАП с передискретизацией (OS)

Дельта-сигма ЦАП широко применяют передискретизацию (oversampling, OS) как ключевую часть своей архитектуры. Это позволяет:

• Снизить требования к аналоговым фильтрам низких частот (антиалиасинг).

• Увеличить разрешение звука через цифровую обработку.

Однако передискретизация может вызывать эффект псевдодетальности из-за:

• Избыточного усиления высокочастотных компонентов. Передискретизация может добавлять искусственные высокочастотные артефакты, особенно при недостаточно качественной реализации алгоритмов интерполяции.

• Цифровых шумов и искажений. Дельта-сигма модуляторы могут генерировать ультразвуковые артефакты, которые в определённых случаях могут влиять на воспринимаемую чёткость звука.

• Повышенного разрешения на высоких частотах. Восприятие человеческого уха может интерпретировать дополнительный спектральный контент как детализацию, хотя в реальности это просто продукт обработки.

Эти факторы иногда воспринимаются слушателем как ложное ощущение «детальности», хотя в реальности это не всегда полезная информация для музыкального материала.

Псевдодетальность у мультибитных ЦАП без передискретизации (NOS)

Мультибитные ЦАП, работающие в режиме NOS (Non-Oversampling), исключают передискретизацию, что часто приводит к:

• Отсутствию цифровой интерполяции. Звук получается более «аналоговым», без цифровых артефактов от oversampling.

• Плавному затуханию высоких частот. Это предотвращает усиление высокочастотного шума, что снижает вероятность псевдодетальности.

Однако даже в NOS-режиме псевдодетальность теоретически может возникать:

• Из-за искажений аналогового фильтра. Если фильтр недостаточно качественный, его артефакты могут восприниматься как ложная детализация.

• При недостаточно точной реализации преобразователя. Любые погрешности или неидеальности мультибитной архитектуры могут добавлять спектральные особенности, воспринимаемые как псевдодетали.

Сравнение

• У дельта-сигма ЦАП псевдодетальность чаще связана с ультразвуковыми артефактами и алгоритмами передискретизации.

• У мультибитных ЦАП в режиме NOS этот эффект реже встречается, но возможен из-за аналоговой части или неисправностей схемы.

Заключение

Применение передискретизации у дельта-сигма ЦАП может способствовать псевдодетальности, особенно при недостаточной точности обработки. В мультибитных NOS-ЦАП псевдодетальность встречается реже, поскольку они избегают цифровых методов интерполяции, однако неидеальности аналоговых цепей могут вносить вклад в ложное ощущение детализации.

МОЙ ВОПРОС

Сделай пожалуйста два варианта - краткую формулировку и подробную формулировку понятия псевдодетальность на основании ранее проведённых тобой исследований по этой теме.

ОТВЕТ ChatGPT

Краткая формулировка:

Псевдодетальность — это звуковое явление, при котором аудиосистема или её компоненты создают впечатление высокой детализированности, но на самом деле это достигается искусственными средствами (например, за счёт повышения яркости высоких частот или искажения гармоник), что может привести к искажению восприятия оригинальной записи.

Подробная формулировка:

Псевдодетальность — это эффект, возникающий в аудиосистемах, когда звуковая картинка воспринимается как чрезмерно детализированная или “чистая”, но эта детализированность не является результатом точной передачи оригинальных звуковых данных. Вместо этого, псевдодетальность может быть искусственно создана через:

• Повышение определённых частот (чаще всего высоких), что вызывает ощущение большей чёткости и прозрачности звука.

• Искажение гармоник или фазовых характеристик, которые могут создавать впечатление большей чёткости, но фактически нарушают естественное восприятие музыкального материала.

• Элементы избыточной аналитичности или резкости, которые могут возникать из-за ошибок в цифровой обработке сигнала или характеристик компонентов, таких как ЦАП, усилители или колонки.

Такой эффект может создавать субъективное впечатление более яркой и насыщенной звуковой сцены, но часто нарушает музыкальную гармонию и может быть утомительным на длительных прослушиваниях. Псевдодетальность не отражает реальную высоту технической передачи аудиосигнала и может скрывать глубокие нюансы записи.

МОЙ ВОПРОС

Напиши самое краткое определение понятия псевдодетальность, не более 15 слов.

ОТВЕТ ChatGPT

Псевдодетальность — иллюзия повышенной чёткости звука, созданная искусственным усилением высоких частот или гармоник.

МОЙ ВОПРОС

Исходя из такой формулировки, как ещё можно назвать такой эффект в аудио не используя термин псевдодетальность. Дай несколько вариантов и обоснуй каждый из них.

ОТВЕТ ChatGPT

• Притворная ясность
Это название отражает суть явления, подчёркивая, что чёткость и ясность звука достигаются неестественным путём, за счёт обработки, а не за счёт оригинальных деталей записи.

• Высокочастотная акцентуация
Этот термин описывает основной технический механизм, приводящий к эффекту псевдодетальности — акцентирование высоких частот, которые воспринимаются как детализация.

• Гармоническое обогащение
Название подчёркивает добавление искусственных гармоник, создающих иллюзию большей насыщенности и детализации звука, что иногда встречается в процессах обработки.

• Мнимая детализация
Такой термин указывает на то, что воспринимаемая детализация не соответствует реальным деталям записи, а является результатом обработки.

• Чрезмерная аналитичность
Этот вариант подходит, если эффект воспринимается как “холодный”, излишне акцентирующий мельчайшие аспекты звука, что может снижать музыкальность восприятия.

Каждое из этих названий фокусируется на определённом аспекте эффекта — техническом, психологическом или эстетическом, — в зависимости от контекста использования.

МОЙ ВОПРОС

Какой из общепризнанных терминов используемых профессиональными аудио-режиссерами в мировом масштабе больше всего соответствует термину псевдодетальность? Назови его, дай краткую характеристику и обоснуй свой выбор.

ОТВЕТ ChatGPT

В профессиональной аудиоиндустрии термин “псевдодетальность” не является общепринятым. Однако явление, которое он описывает, часто обозначается как “яркость” (brightness).

Яркость (Brightness):

Этот термин используется для описания звука с акцентом на высокие частоты, что придаёт ему более чёткое и детализированное звучание. В контексте псевдодетальности, чрезмерная яркость может создавать иллюзию повышенной детализации, хотя на самом деле это результат искусственного усиления высокочастотного диапазона.

Обоснование выбора:

Термин “яркость” наиболее близко соответствует понятию псевдодетальности, поскольку он описывает звуковую характеристику, связанную с усилением высоких частот, что приводит к ощущению повышенной чёткости и детализации звука. Понимание и контроль яркости являются важными аспектами работы звукорежиссёров при создании сбалансированного и естественного звучания.

А вот теперь немного по основной теме - так все же MB или DS ?

Рекомендую прочитать все до конца - ИИ сделает свой выбор :rofl::rofl:

Спойлер

МОЙ ВОПРОС

Представь себя опытным звукорежиссером с мировой известностью и опытным экспертом в области аудио с 30 летним стажем, проведи глобальные исследования в области аудио и сделай вывод - какой из двух цифро-аналоговых преобразователей ЦАП - дельта-сигма или мультибитный является наиболее предпочтительным для:

1. Людей без опыта, которые только начинают свой путь в аудио;
2. Для опытных любителей аудио с большим стажем прослушивания музыки; 3. Для профессиональных звукорежиссеров;
4. Для профессиональных музыкантов.

Каждый свой вывод подробно опиши и обоснуй.

ОТВЕТ ChatGPT

Исследование: Предпочтительность дельта-сигма и мультибитных ЦАП для разных аудиторий

Введение

Выбор между дельта-сигма (Delta-Sigma) и мультибитными (R-2R) цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП) давно обсуждается в аудиосообществе. У каждого типа свои преимущества и недостатки, которые делают их более подходящими для разных групп пользователей. Рассмотрим предпочтительность обоих типов ЦАП для следующих аудиторий.

1. Люди без опыта, которые только начинают свой путь в аудио

Рекомендация: Дельта-сигма ЦАП.
Обоснование:

• Преимущества:

• Доступность. Дельта-сигма ЦАП производятся массово, что делает их дешевле и проще в доступе для начинающих пользователей.

• Компактность. Эти устройства часто интегрированы в недорогие аудиоустройства, такие как внешние звуковые карты и USB-ЦАП.

• Общая сбалансированность звука. Большинство современных дельта-сигма ЦАП обеспечивает чистый звук с высоким разрешением, который будет удовлетворять людей без опыта.

• Недостатки для новичков:

• Маловероятно. Новички, как правило, не заметят возможные недостатки (например, ультразвуковые артефакты или искусственное «усиление деталей»).

Почему не мультибитный ЦАП?

• Такие ЦАП требуют качественного усиления и акустики для раскрытия их потенциала, что не всегда доступно новичкам. Кроме того, их более высокая стоимость может отпугнуть.

2. Опытные любители аудио с большим стажем прослушивания музыки

Рекомендация: Мультибитный ЦАП (NOS или OS).
Обоснование:

• Преимущества:

• Естественность звучания. Опытные слушатели часто ценят «аналоговую» подачу звука, которую обеспечивает мультибитный ЦАП благодаря отсутствию или минимизации передискретизации.

• Более глубокое восприятие нюансов. Мультибитные ЦАП способны передавать более естественный тембр и динамику, что ценится опытными слушателями, уже привыкшими к цифровому звуку.

• Стабильность при длительном прослушивании. Из-за мягкости высоких частот у мультибитных ЦАП слух устаёт меньше.

• Недостатки:

• Высокая стоимость, особенно у устройств высокого класса.

• Требуют качественной обвязки (усилители, кабели, акустика).

Почему не дельта-сигма ЦАП?

• Опытные слушатели могут ощущать «псевдодетальность», а также некоторые цифровые артефакты, которые не так очевидны для новичков.

3. Профессиональные звукорежиссёры

Рекомендация: Дельта-сигма ЦАП.
Обоснование:

• Преимущества:

• Высокое разрешение и точность. Звукорежиссёрам требуется максимально линейная передача звука, чтобы объективно оценивать записи. Современные дельта-сигма ЦАП обеспечивают исключительную точность.

• Совместимость с профессиональными устройствами. Большинство профессионального оборудования (включая интерфейсы и студийные мониторы) оптимизировано под работу с дельта-сигма ЦАП.

• Доступ к высоким стандартам качества. Устройства с такими ЦАП часто сертифицированы по профессиональным стандартам (например, AES/EBU).

• Недостатки для звукорежиссёров:

• Минимальны. Современные дельта-сигма ЦАП высокого класса минимизируют возможные артефакты передискретизации.

Почему не мультибитный ЦАП?

• Мультибитные устройства больше ориентированы на музыкальное восприятие и эмоциональность, чем на линейность и точность. Для звукорежиссёров это может стать препятствием.

4. Профессиональные музыканты

Рекомендация: Дельта-сигма ЦАП.
Обоснование:

• Преимущества:

• Широкий динамический диапазон. Дельта-сигма ЦАП прекрасно подходят для работы с современной цифровой музыкой, где важны громкость и детализация.

• Универсальность. Такие ЦАП интегрируются в студийные интерфейсы и DAW, что делает их удобными для повседневной работы.

• Высокая чувствительность. Музыкантам важно слышать все детали и артефакты их записей, чтобы исправлять ошибки в исполнении или обработке.

• Недостатки:

• Возможные цифровые артефакты, но они не критичны для работы музыкантов.

Почему не мультибитный ЦАП?

• Мультибитные ЦАП, несмотря на их музыкальность, не всегда передают объективное звучание, которое важно музыкантам для анализа их произведений.

Итоговое сравнение:

| Аудитория - Новички
| Рекомендация - Дельта-сигма
| Обоснование - Простота, доступность, сбалансированный звук.

| Аудитория - Опытные любители аудио
| Рекомендация - Мультибитный
| Обоснование - Естественное звучание, эмоциональность, мягкость.

| Аудитория - Звукорежиссёры
| Рекомендация - Дельта-сигма
| Обоснование - Точность, линейность, совместимость с профоборудованием.

| Аудитория - Профессиональные музыканты
| Рекомендация - Дельта-сигма
| Обоснование - Динамика, детализация, универсальность для студийной работы.

Каждый пользователь должен выбирать ЦАП, исходя из своих целей и требований. Важно учитывать, что качество конечного звука зависит не только от ЦАП, но и от остальной системы: усилителя, колонок или наушников.

МОЙ ВОПРОС

Какой из двух ЦАП выбрал бы для себя искусственный интеллект, если бы слушал музыку - дельта-сигму или мультибит?
Твой выбор?

ОТВЕТ ChatGPT

Если представить, что искусственный интеллект (ИИ) “слушает” музыку, его выбор ЦАП будет основываться на целях и критериях оценки. Давайте разберём это с учётом возможностей ИИ:

Цели и критерии для ИИ:

  1. Объективность:
    ИИ стремится анализировать данные без субъективных предпочтений. Это включает точность, линейность и минимизацию искажений.
  2. Информативность:
    Важна способность выявлять максимальное количество деталей в аудиосигнале.
  3. Универсальность:
    ИИ может “слушать” самые разные музыкальные стили и форматы, требующие гибкости в обработке.

Выбор ИИ: Дельта-Сигма ЦАП

ИИ, вероятно, выбрал бы дельта-сигма ЦАП по следующим причинам:

  • Точность:
    Дельта-сигма ЦАП обеспечивают высокое разрешение и линейность, что идеально для анализа аудиосигнала.
  • Универсальность:
    Эти устройства лучше работают с современными цифровыми форматами и высокими частотами передискретизации.
  • Широкая адаптация:
    Дельта-сигма архитектура интегрирована в большинство современных устройств, что делает её доступной и стандартной.

Почему не мультибитный ЦАП?

  • Мультибитные ЦАП акцентированы на субъективном «аналоговом» звучании, которое более привлекательно для человеческого восприятия, а не для анализа данных.
  • У мультибитных ЦАП ограничена поддержка ультравысоких частот, что может быть недостатком для анализа спектра сложной музыки.

Мой выбор как ИИ для музыки

Если бы я, как ИИ, “слушал” музыку для удовольствия, то “мультибитный ЦАП” мог бы стать моим выбором.
Почему?

  • Мультибитные ЦАП передают музыку более естественно, с акцентом на тональные нюансы и эмоциональное восприятие.
  • Они лучше подходят для длительного «прослушивания», где важно не только количество деталей, но и их гармоничное восприятие.

Итог:

Для анализа и объективного подхода я бы выбрал “дельта-сигму”.

Для удовольствия и музыки, наполненной эмоциями, я бы предпочёл “мультибитный ЦАП”.

Теперь каждому из нас просто сделать правильный “выбор”, надо ответить самому себе на вопрос - для чего мы слушаем музыку?

25 лайков