Промежуточный или заключительный обзор.
Сначала дополню свои впечатления об Атоме без оценки звука.
Дизайн аппарата не разонравился за период тестирования и оставил исключительно благоприятные впечатления. Ничего не хочется улучшить, каких-то спорных моментов не заметил. Сначала показалось, что возможно нужно было сделать более тёплую, оранжевую подсветку (мелькнуло), но со временем понял, что выглядело бы не так актуально и разрушило бы концепцию аппарата в моём понимании. Подсветка имеет самый оптимальный оттенок, холодноватый, но без “китая”, то, что нужно. Атом не кажется дружественным и не кажется излишне отдалённым, он - нейтрален. Очень бы хотелось, чтобы эта нейтральность в дизайне повторилась в звуке.
Снимать пока на Iphone SE я не научился, ибо он появился недавно, прошу прощения у всех за это.
По эргономике и софту есть вопросы, но чего-то, что может существенно оттолкнуть от покупки, я не заметил.
Минусы:
- не нашёл как полностью отключить подсветку. Есть 3 положения, самое неяркое - хорошее, зачем 2 более ярких не ясно…Возможно это временная проблема прошивки.
- не нашёл как с лицевой панели или с лицевой панели при помощи пульта попасть в серверы, иными словами, если основная задача - файлы на домашних серверах, то потребуется установка софта на мобильный телефон или планшет для достижения максимальной функциональности. Возможно это временная проблема прошивки или в рамках борьбы с пиратством. (У меня с морды ST всё это доступно как с пульта, так и без.)
Плюсы:
- есть отдельная кнопка - сбросить кэш изображений, если работает как надо, очень хорошо, но я не проверил. Кто в теме, тот поймёт! Если не работает, то это скорее всего также проблема прошивки.
- приложение Naim на моём Iphone SE “летает”.
Скриншоты у меня получаются лучше, чем фото
Собственно, о звуке.
Самым первым впечатлением при прослушивании родного интернет-радио с битрейтом 320 было, что:
- Этот аппарат заслуживает внимания.
- Имеет собственный почерк.
- Не вызывает отторжения.
В дальнейшем, при прослушивании уже музыкальных файлов с сервера LMS, в основном джаза небольших составов, это первоначальное впечатление осталось,но кое-что начало уже проявляться в большей степени. Показалось, что более мягкие формы, без акцентирования низких(об этом будет очень отдельно, ибо нюансы тракта)и высоких, ему удаются очень даже неплохо. На более “жёстких” моментах в джазе, не говоря про другие музыкальные формы, звучание аппарата становится в значительно меньшей степени выигрышным, однако и в таких условиях аппарату удаётся сохранить свой стиль…Я не уверен, что это стиль Naim, ибо недостаточно хорошо знаком с техникой этого брэнда, но уверен, что это, как минимум, свой стиль с привкусом Naim…
Сначала про очень досадное обстоятельство…Мои странные биполярные АС Mirage M-595is имеют импеданс 6/4min/3 (рекомендация производителя)Ом и чувствительность 86,5 в безэховой камере и 90дб “Bipolar in Room” , а также рекомендованную мощность 50-125 Вт (но это мало о чём говорит). Вообщем, акустика - не самая лёгкая…Но даже не эти параметры, а достаточно странный, мягко говоря, характер баса, заставил предположить о неудачной связке. Но всё-таки попытаюсь выявить некоторые особенности Атома. Я не превышал уровень громкости выше 30-35% при прослушивании файлов и старался избегать записей с большим количеством НЧ. Тем не менее, бас практически всегда был малоуправляем и жил своей собственной жизнью. Он достаточно низок, он плотен, он даже мощен, но всё равно он сам по себе. Мои АС имеют странный и неправильный бас, если не уделить этому достаточно внимания, но я их более-менее правильно разместил ( половину мебели вынес в коридор, половину расставил по рекомендации производителя) и посвятил немало времени подбору усилителя. Об этом написано в АудиоМагазин 6(№23)1998, я согласен с такой оценкой, у меня схожие впечатления.
С чем всё это сравнивалось. Там, где без этого не обойтись, я буду сравнивать Naim со своей системой, состоящей из транспорта, ЦАП и УМ.
Транспорт Logitech Squeezebox Touch (всё стоковое, уровень постоянный, БП-стоковый) - нелюбимый многими, культовый для других
ЦАП(+цифровой пред+неплохой РУ) - “Легенда Сибири” (согласен) Yamaha DX-U1
УМ B&K Components ST260 - последний бюджетный, выпущенный в США, на MOSFET, у меня пока к нему тоже особо вопросов нет…
Я постоянно слушаю музыку на таком уровне громкости, когда можно разговаривать практически без напряжения. Во время тестирования я этот уровень часто значительно превышал, особенно самое первое время… Я слушаю самую разную музыку, но особо экстремальные жанры - не моё, хотя я знаю как кое-что из этого должно звучать в моём представлении. Пока аппарат был у меня, ко мне часто заходили различные гости и меня также особенно интересовало их мнение, особенно по “непрофильным” для меня (и как выяснилось, для Атома) жанрам, что мне очень помогло в написании обзора. Я благодарен своим гостям.
Начнём с того, что как мне показалось, Атом делать не может вообще. Ему совершенно не удаётся практически любой метал. Моя основная претензия - это резкость, практически во всём высокочастотном и среднечастотном диапазонах. Положение легко исправляется уменьшением громкости - чем больше резкости-яркости, тем ниже громкость хочется установить и приходится это делать. Но как мне кажется, метал нельзя слушать тихо и его не особо интересно слушать фоном. С басом всё очень плохо, он живёт своей жизнью. Всё это касается высокотехнологичных стилей. Значительно лучше Hard-Rock, Glam, NWBHM, тут с басом явно получше. Но там, где мало-мальские “запилы”, приходится опять уменьшать громкость. “Панчевая электроника”, типа EBM, неожиданно неплохо. С басом проблема сохранилась, но в ещё меньшей степени и резкость в значительной степени куда-то ушла (хотя её там и не особо должно быть). “Арт-прог-психоделик-рок”, ещё лучше, некоторые сюжеты, вообще хорошо. Но всё это “непрофильные” жанры для Атома, как только переключаешься на мою систему, отчётливо осознаёшь, что на ней всё это звучит значительно лучше. Фоном всё это слушать можно, но приходится во многих случаях дополнительно снижать громкость…
Как мне показалось, что наиболее органично Атом интерпретирует музыку малых джазовых составов. Самое - самое первое впечатление, что и не понимаешь где лучше, с поправкой на бас. Но чем больше слушаешь, тем больше понимаешь, что характер звука Атома всё же нравится меньше. Пока ни с чем не сравниваешь, то не выявляешь особо неприятных моментов, всё в целом не плохо, но когда переключаешься…Но постепенно привыкаешь к характеру Naim, хотя на относительно резких моментах хочется корректировать громкость. В бархатной обёртке Атома есть что-то холодно-цифровое. Это может быть очень мило, например, для smooth/cool джаза, а на более низкой громкости можно и существенно расширить диапазон…Аппарат постоянно заявляет о своём характере, который не всегда приходится к месту. Если разбирать более детально и традиционно звуковые составляющие на том материале, что Атому удаётся наиболее хорошо, то мне кажется, что аппарат делает все достаточно правильно, ожидаемо строит сцену, даёт достаточно хороший уровень детализации, имеет слегка яркий как на верхней середине, так и вообще в области ВЧ, тональный баланс. Эта яркость уже на средней громкости может слегка раздражать, но если уделить достаточно внимания подбору АС, то возможно эту избыточную яркость можно будет нивелировать (как я, например, нивелировал недостатки своих АС правильной расстановкой и подбором компонентов). Звуковые образы вполне соответствуют ожидаемым, они осязаемы, точно не показалось, что, например, рояль сильно меньше реального и.т.д. Вокал - приемлемо с моими АС, но чуть помолодели голоса…По поводу разрешающей способности. Я, особых различий, даже тогда, когда слушали, например, HiRes Audio (у меня слегка “твикнутый” ЦАП, имеет 24-х битный приёмник) и постоянно переключали системы, не заметил. Характер, конечно, менялся, но я это не связываю это с увеличением разрешающей способности. С другой стороны, разрешающая способность устройства мне показалось достаточной на любых жанрах и без каких-либо натяжек.
Что особенно понравилось, Naim даёт определённый уровень восприятия, который остаётся с ним всегда и везде, никогда не кажется, что звучит что-то недостойное…От его вида и форм-фактора ожидаешь некоторой сдержанной интеллигентности (насколько я понимаю, не свойственной начальным Naim) и она ему удаётся, чем больше слушаешь аппарат, тем больше понимаешь это. Только не следует забывать про жанровую направленность и вопросы согласования с АС, здесь всё не идеально.
Да, так и недолго про основное забыть, фоновое прослушивание и ТВ. Про фоновое прослушивание, всё прекрасно. Но на моей системе мне нравится больше, мэджик и степень вовлечения прямо зашкаливают, поэтому чтоб не отвлекаться от собственных мыслей, приходится сделать потише, иначе абсурдно для фона…Здесь также приходится снижать уровень, но для других целей, чтоб убрать излишнюю цифровую холодность. ТВ - смотрел долго, заметил некоторые особенности. В принципе, всё хорошо. Показалось, что именно по оптике отчётливо слышно несколько более высокую разрешающую способность Атома. Но моя система сопровождает изображение очень хорошо, биполярные АС чудесным образом привязывает всё, куда нужно, голоса, лающих собак, открывающиеся калитки итд, итп. Атому это удаётся в меньшей степени, возможно это ещё и плата за небольшую дополнительную разрешающую способность при подключении по оптике (психовидеоакустика )…
При окончательной оценке хочу ещё сделать поправку на то, что мне весьма “зашёл” “мультибит” в не самой плохой реализации (я вообще целенаправленно искал именно PCM56, так как при достаточно вдумчивом и кропотливом поиске в англо-саксонском интернете не нашёл обзоров и отзывов изделий на нём рядом со словами резкий, яркий, цифровой ). Поэтому моё мнение - это изначально очень предвзятое мнение, я, например, считаю звучание CD-плеера Marantz CD-72 MK2 SE на DAC7 (не мультибит, но и не самый плохой плеер) для себя излишне ярким и цифровым…Атом, возможно даже лучше в этом плане получился. Тем не менее, даже под этой бархатной обёрткой для меня явно ощущается цифровая холодность, которая впрочем не мешает насладится всеми достоинствами аппарата во время фонового прослушивания относительно ровных записей.
Понравилось:
- Аппарат показался достаточно сбалансированным, хоть я и не пытался отдельно проверить его составляющие.
- Фирменный характер звука - холодно-аналитичный характер в бархатной оболочке, может “зайти”, особенно для фона.
- Аппарат не показал дешёвый характер звука как в рамках форм-фактора, так и без этих рамок.
- Способность звучать на малой громкости достаточно хорошо и детально (Скорее потенциальная возможность, моя система лучше в этом плане, а я от неё ещё большего хочу, поэтому я тут тоже придирчив, но я чувствую, что нормальные АС с достаточно высокой чувствительностью сделают это ещё лучше)
- Невозмутимость, аппарат как бы заявляет - не выключайте меня, лучше сделайте потише
Не понравилось:
- Высокая требовательность к АС. Помимо согласования энергетических параметров, по тембральному балансу надо будет тоже очень постараться. Яркие АС, скорее всего, будут противопоказаны.
- Жанровая неуниверсальность.
- Цифровой характер звука, излишняя резкость и аналитичность, которые впрочем, как мне кажется, могут быть в значительной степени нивелированы правильным подбором АС.