Самое интересное впереди…
Предисловие
Выбор плинта и тонарма
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 1)
Сначала хочу рассказать в чем заключаются особенности и отличия от винтажной серии SL данного мотора и его блока питания (БП).
Первое отличие, которое видно невооруженным глазом это наличие у SP-10MK2 внешнего блока питания. В теории это должно позитивно сказаться на наводках от мотора, которые могут оказывать влияние на звукосниматель (особенно МС в виду низкого выходного напряжения). У меня японская версия блока питания. Из 100В входной переменки он выдает четыре постоянки с напряжениями 5В, 32.5В и 140В и 0В. Насколько я понял 140В идут на подсветку лампы стробоскопа, 32.5В на питание мотора, а 5В на платы управления. 0В соединены с землей со стороны блока питания. Кабель, соединяющий мотор с блоком питания запаян на плату с стороны мотора, со стороны блока питания находится штекер XLR с 4-мя контактами. Кабель экранирован и экран в нем выступает как соединение GND. Также на моторе есть клемма соединения с землей на фонокорректоре отдельный проводом.
Второе очевидное отличие это платтер и его крепление к двигателю. В отличии от платтеров серии SL платтер SP-10MK2 обладает бOльшим весом, у него отсутствует магнит в нижней части и он не просто одевается на шпиндель, а еще и прикручивается к мотору. На фото я отметил отверстия крепления.
Резиновые маты у серии SL и SP-10 MK2 похожи, но в платтере SP-10 MK2 есть углубление под мат.
Про электронную часть моторов серии SL подробной информации я не нашел, так что сравнить их с SP-10 MK2 достоверно не могу. Исходя из информации в мануалах стабильность вращения моторов обеспечивается с помощью обратной связи (контроль скорости и контроль фазы).
Алгоритм работы мотора и графики влияния методов контроля вращения и стабильности вращения в зависимости от нагрузки показаны на выдержке из мануала.
С точки зрения конструкции моторы различны, но об этом я расскажу в следующем посте.
P.S. Помимо ограничения на два фото в одном посте у меня также есть ограничение на две ссылки. Так что придется удалять ссылки на первые посты.
Не нужно ничего удалять!
Отпишитесь в теме для новичков, скоро станете полноправным боярином.
Ваши рассказы для меня просто открытие, я Техникс до этого видел лишь моделями 1200, 13** и тд)
@dmitre Нельзя ли товарищу открыть возможность на добавление фото и ссылок?
Если не удалить, то запостить не дает. С навигацией по сайту пока туго, куда написать?
Затравка
Предисловие
Выбор плинта и тонарма
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 1)
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 2)
Конструктивно двигатели проигрывателей серии SL и SP-10MK2 различаются в нескольких аспектах.
В серии SL двигатель имеет открытую конструкцию как сверху, так и снизу. Сверху это модно увидеть просто сняв платтер. Снизу это выглядит вот так.
Спойлер
Вал двигателя (шпиндель) упирается в металлический ограничитель закругленным металлическим концом. В MK2 эта часть двигателя открыта, в последних модификациях серии ее сделали закрытой.
В SP-10MK2 в этом узле используется подшипник скольжения, который упирается в крышку двигателя. На конец вала надет колпачок из торлона. Этот материал применяется в узлах, работающих с постоянным трением. Он устойчив к высоким температурам и износу, хорошо работает на сжатие и его можно применять со смазкой.
Фото не все мои, потому что я не все фотографировал в процессе работы. На первом двигатель со снятой крышкой, хорошо видны внутренности. На втором обратная сторона крышки двигателя на котором виден магнит и вал без колпачка из торлона. На третьем обратная сторона двигателя, видна этикетка с датой изготовления, моделью и питанием двигателя. Также видна крышка подшипника двигателя. На четвертом фото крышка подшипника снята, виден сам подшипник. На пятом вал с колпачком из торлона.
Также пара слов о том, что забыл упомянуть ранее. Моторы SP-10MK2 широко использовались на радио BBC, они пришли на замену Garrad. Также у мотора имеется скорость на 78 оборотов, для прослушивания пластинок из шеллака и отсутствует питч контроль. Мотор обладает кварцевой стабилизацией скорости.
Дальше расскажу про устройство тормоза и покажу как выглядит электроника внутри.
Сюда:
Я где то читал что на радио BBC стояли SL-1300 … где бы такую информацию уточнить?
Затравка
Предисловие
Выбор плинта и тонарма
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 1)
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 2)
Особенности и различия мотора SP-10MK2 с проигрывателями серией SL (часть 3)
Проигрыватели серии SL обладают электронным тормозом, в моторе SP-10MK2 установлен механический тормоз.
Остановка двигателя обеспечивается соленоидом, который при подаче на него напряжения притягивает металлический обод с войлочной накладкой. Вращение полностью блокируется, диск при включенном тормозе прокрутить рукой очень сложно. Конструкция позволяет настроить быстроту остановки двигателя. Помимо срабатывания при нажатии кнопки старт/стоп, тормоз включается при подаче питания на мотор. Это очень удобно при настройке тонарма.
По электрической части (помимо внешнего БП - о нем позже) мотор SP-10MK2 отличается от серии SL модульной конструкцией плат. Все платы соединяются через разъемы на подобии PCI.
Модульность позволяет удобно извлекать платы для ремонта и обслуживания мотора.
Забыл упомянуть, что на блоке питания есть только включатель подачи питания на мотор. Переключение скоростей находится на самом моторе. В SP-10MK3 переключение скоростей переместили в блок питания. Внутри блока питания установлен трансформатор для понижения напряжения.
И как завершение сравнения сухие цифры характеристик. Сверху SL-1200 MK2, снизу SP-10MK2.
Про особенности и отличия вроде закончил, дальше будет про то, что я делал с мотором.
Спасибо, напишу! Но мне уже вроде как дали права достаточные для нормального форматирования постов.
Сам про такое не слышал. Мельком поискал информацию в интернете о 1300 и ничего не нашел. Информацию о работе на BBC моторов SP-10MK2 можно найти по запросу “Technics SP-10MK2 BBC”.
Может исправите тогда предыдущий пост добавив туда фото крупнее?
Спасибо. По поводу 1300 попробую поискать, если найду - скину.
Готово.
Давайте! Будет интересно почитать.
Как-то активности не много. Ждал много интересных вопросов по теме… Или все ждут непосредственную работу по обслуживанию?
По крайней мере я
тут по-большей части у всех одноблочные проигрыватели) и даже их редко кто как дорабатывает серьезно.
Мне вот интересны материалы по смазке и для лифта тонарма.
Смазка аналогична моторам серии SL, смазывается точно также через отверстие. Но при сборке двигателя были ньюансы связанные со смазкой.
В микролифте тонарма не менял демпфер, потому что не понял как его разобрать… информации в интернете по этому тонарму не много, а в мануале такие тонкости не прописаны.
Мне надо структурировать материал, чтобы изложить его в тексте. Словами или на видео было бы проще это сделать…
Разумеется, это довольно обременительная работа. Я вот например не описываю ничего, только на словах, ибо лень и времени жалко. Тому же кто собрался с силами - честь и хвала.
Чем «глушили» корпус? Что делали с диском (если делали)?
Корпус не глушил дополнительно. Он достаточно массивный и гулкости от корпуса я не услышал. При простукивании звука изнутри нет. Виброразвязку со стойкой организовал по своим соображениям.
В диском ничего не делал, у него аналогично диску серии SL на обратной стороне закреплена резина для исключения негативных резонансов. Резиновый мат дополнительно развязывает пластинку с диском.
Хорошо было бы диск от коррозии почистить, но я не знаю как это сделать самостоятельно.
Дрель и синтетическая щетка. Лучше, конечно, дремель, если есть.
Так черная краска между рисок убирается тоже…
У меня на SL-1300 нет снизу резины, вроде бы резину добавили на SL линейку только на свежих типа GR