⛅ Винил vs CD vs Файлы vs Кассеты/Пленка — без лозунгов и неврозов, но с ленью и жадностью (часть 2)

Продолжим исходную тему ⛅ Винил vs CD vs Файлы vs Кассеты/Пленка — без лозунгов и неврозов, но с ленью и жадностью (часть 1)

Подход автора к изложению

Автор текста (пользователь «dmitre») ведёт рассуждение в непринуждённом, «разговорном» тоне, подчёркивая отсутствие стремления навязывать читателю свою точку зрения. С самого начала он заявляет об отсутствии цели переубеждать кого-либо или повышать «ажиотаж»: «хочу поговорить спокойно, без ажиотажа, без лозунгов, без передёргиваний» dastereo.ru. Структурно статья построена как небольшие тематические блоки: введение с постановкой проблемы и личным видением «идеальной системы», а затем пронумерованный список «наблюдений из жизни» (например, «Золотая полка», «Дешевизна файлового пути», «Файловый путь — непростой» и т.д.) dastereo.ru dastereo.ru. Каждый пункт представляет собой отдельную мысль-рассуждение, часто на основе личного опыта. Автор использует метафору «Золотая полка» (альбомы-любимицы) и приводит конкретные цифры (стоимость оборудования и носителей), что придаёт изложению прагматичность.

Критерии оценки в статье — комбинация технических и психологических факторов. Автор сравнивает форматы по звучанию («CD и винил звучат живее и свободнее файлов» dastereo.ru), по финансовым затратам («файловый путь оказывается далеко не бесплатным» dastereo.ru), по сложности настройки («файловый источник требует знания сетей и Linux» dastereo.ru) и по образу взаимодействия с музыкой («прослушивание файлов превращается в перебирание треков и нарушает смысл альбома» dastereo.ru). При этом подчёркивается субъективность восприятия: «каждый выбирает для себя» (комментарий Vitta77) и сочетание форматов не исключается dastereo.rudastereo.ru. Автора отличает нейтральный взгляд: он не излучает идеологической превознесённости ни «аналоговых», ни «цифровых» носителей, а скорее признаёт место каждого «для своих задач» dastereo.ru. Избегаются надуманные лозунги и категоричность — вместо этого приводятся реальные наблюдения, цифры и размышления «без передёргиваний» dastereo.ru dastereo.ru.

Ключевые выводы статьи и обсуждения

  • Статус-кво и переход на файлы. По мнению автора, подавляющее большинство меломанов теперь слушают музыку в цифровом формате или стримингеdastereo.ru. Молодое поколение зачастую даже не знает альтернатив — «голосует рублём, точнее, без единого рубля, за файлы» dastereo.ru. При этом отдельные участники дискуссии (например, Yurez, Sergey72vw) отмечают, что подобно 80-м годам взаимного обмена кассетами, сейчас многие просто качают треки с торрентов вместо оцифровки своих CD dastereo.ru. Это подчёркивает тенденцию: цифровой путь комфортен, но сопряжён с этической дилеммой (пиратство или нет) dastereo.ru.
  • Звучание и переживания. По мнению автора и участников, аналоговые носители (винил, а также качественный CD) имеют преимущество по «живости», свободе и непосредственности звучания по сравнению с файлами dastereo.ru dastereo.ru. Например, Сергей72vw замечает, что воспроизведение файлов легко превращается в «перебирание треков», нарушающее целостность прослушивания альбома; при этом он подчёркивает, что с CD-плеером «процесс прослушивания музыки… совсем не тот» dastereo.ru. Пользователь Rad отмечает, что физические носители дают некую «целостность» восприятия, придающую дополнительный смысл (душевность, одухотворённость) вне зависимости от звуковых свойств dastereo.ru. Другие комментаторы (DoozBoo) видят в виниле не столько аудиотехнические, сколько ритуальные и тактильные ценности: сам процесс создания винилового звукового образа доставляет «тактильные ощущения, ритуальное действо и прочие плюшкинизмы» dastereo.ru. При этом часть участников (например, Yurez) подчёркивает простоту и надёжность CD-плеера как законченного устройства, где «платишь больше — получаешь более лучшее качество» в основном благодаря учёту цены, тогда как файловый тракт сложнее технически dastereo.ru dastereo.ru.
  • Экономика и доступность. Автор развенчивает миф о «бесплатных файлах»: хотя контент теоретически бесплатен, расходуются значительные суммы на оборудование. Для «бескомпромиссного» файлового тракта цены могут достигать 5–7 тыс. долларов (компьютер+ЦАП+кабели) dastereo.ru. Зато Golden Shelf (золотая полка любимых альбомов) на физических носителях вполне доступна по цене: несколько десятков-других CD стоят порядка тысячи долларов (на заграничных аукционах и Discogs многие диски стоят от $1) dastereo.ru. Это подмечают и сами участники: если собрать «правильные» альбомы, покупать их на CD сейчас проще и дешевле, чем 20–30 лет назад.
  • Практичность и время. Файловый источник требует времени на настройку и привычку к системам (сети, Linux) dastereo.ru, тогда как CD-плеер «просто работает». Время прослушивания музыки ограничено (несколько сотен минут в месяц), поэтому несколько сотен дисков способны удовлетворить запросы любого меломана dastereo.ru. Одновременно слышится мысль (комментарий anon), что при наличии доступной музыки со стриминга и безграничного контента нет смысла мучиться с апгрейдами — „живи и радуйся” музыке dastereo.ru.
  • Роль кассет. Хотя в заголовке упомянуты кассеты, они в тексте почти не обсуждаются. Скорее всего автор считает их нишевым или забытым носителем в контексте сегодняшних дискуссий. В комментариях на эту тему прямых замечаний нет.

Итак, основные выводы статьи: современные меломаны в массе перешли на цифровые форматы, но тех, кто ценит «живое» звучание и ритуал прослушивания, CD и винил по-прежнему в фаворе. Ключевыми факторами при сравнении автор называет звук, стоимость оборудования/носителей и эмоциональный опыт» (особенно «золотой полки» и «ритуала винила»). Он утверждает, что чрезмерный хайп вокруг форматов вреден и предлагает каждому честно оценивать свои задачи и возможности dastereo.rudastereo.ru.

К комментариям: участники дискуссии в целом разделили приведённые тезисы. Например, Сергей72vw отмечает востребованность физических носителей: «душа требует материальный носитель» dastereo.ru, а Yurez указывает на практичность CD-плеера как надежного источника dastereo.ru. Пользователь anon30721840 подчеркивает, что «неврозы» аудиофилов проявляются в домашнем сопоставлении форматов, тогда как на выставках все источники звука могут быть равноценны dastereo.ru. В дискуссии звучат и противоположные точки: DoozBoo признаёт, что он «соскочил» с CD «поезда» и не планирует возвращаться, а Vinyl считает скорее эстетическим, чем техническим решением dastereo.ru. В итоге все соглашаются, что каждый формат имеет своё место, и важнее всего музыка как таковая, а не споры вокруг носителей dastereo.ru dastereo.ru.

План аналогичной статьи

Основываясь на рассмотренном материале, можно предложить следующую структуру аналогичной статьи («без лозунгов и предвзятостей») о сравнении винила, CD, файлов и кассет:

  • Введение. Короткое вступление (1–2 абзаца), где автор сразу обозначает тему и свою позицию: нет цели переубеждать, важно поделиться наблюдениями и мыслями. Можно упомянуть рост популярности цифровых источников (стриминг, файлы) и отступление от них части любителей музыки. Тон — спокойный, без агитации, с лёгкой иронией. Например: «Обсуждение форматов всегда горячее, но по-настоящему понять их достоинства и недостатки поможет только честный подход без пафоса» dastereo.ru.
  • Методология/подход. Отдельный раздел (или параграф) о стиле статьи: например, объяснить, что будут рассмотрены ключевые факторы (звук, удобство, цена, эмоции) и предложено взглянуть на вопрос со всех сторон. Указать, что материал будет разделён на тематические блоки (как у автора «наблюдения») и частично подкреплён цифрами и личным опытом. Этот пункт можно оформить коротким абзацем или буллетом.
  • «Идеальная» конфигурация. По примеру статьи, можно описать примерные системы для разных задач меломана: например, систему для «вдумчивого прослушивания» (винил или SACD) и для фонового, оперативного (сетевой плеер/стример) dastereo.ru. Это позволит сразу дать читателю представление о том, что идеальное решение может быть гибридным.
  • Основные разделы-сравнения. Далее логично перейти к отдельным критериям сравнения с подзаголовками. Например:
    • Звучание и качество. Рассмотрение субъективного восприятия звука: пространственность, «живость», отличия аналогового и цифрового воспроизведения. Возможно упомянуть, что многие аудиофилы считают винил «теплее» или «более душевным», тогда как файлы (особенно высокого качества) могут быть «чище», но лишены некоторых нюансов. Здесь уместно процитировать мнение, что файловый тракт обычно уступает CD-плееру по непосредственности звучания dastereo.ru и комментаторов, говорящих о «привязанности к альбомам» при прослушивании на диске dastereo.ru.
    • Удобство и практичность. Обсуждение повседневного опыта: размер и мобильность носителей (кассеты и компакт-диски легко носить, тогда как винил занимает много места; файлы вообще «не занимают места»). Простота использования (CD-плееры просты, файловые сети — сложнее dastereo.ru). Инфраструктура (наличие проигрывателя, дисков, устройств для оцифровки). Подраздел «Кассеты»: укажите, что кассеты ныне относительно редкий формат, но могут вызывать ностальгию и использоваться в ретро-системах; охарактеризуйте их звучание (обычно сравнительно низкое качество по современным меркам) и практические минусы (носитель изнашивается, требует перемотки).
    • Стоимость и доступность. Подраздел о том, сколько реально стоит слушать каждый формат. Упомянуть начальные затраты на оборудование (проигрыватель винила, CD-плеер, DAC/стример) и накопление коллекции. Можно привести сравнения цен на диски и пластинки (например, что многие CD-диски можно купить по цене менее $5, тогда как LP часто стоят дороже и дороже доставкой) dastereo.ru. Не забыть про дополнительную стоимость содержания «цифрового» архива (NAS, плейеры, кабели) dastereo.ru, из-за чего файловый путь тоже оказывается далеко не бесплатным. Замечание: кассеты обычно дешёвы, но их качество, по большому счёту, ниже, что можно упомянуть как характеристику бюджета.
    • Эмоции и ритуал. Разговор о том, что физические носители (винил, кассета) несут «тактильные ощущения» и собирают определённый ритуал прослушивания dastereo.ru. «Золотая полка» — альбомы-любимицы, к которым хочется возвращаться на физическом носителе dastereo.ru. Участники обсуждения отмечали, что сбор «настоящей коллекции» приносит эстетическое удовольствие dastereo.ru dastereo.ru. В то же время можно подчеркнуть, что для кого-то важен сугубо контент — каждый выбирает то, что ближе ему (как сказали другие комментаторы dastereo.ru dastereo.ru).
  • Выводы и рекомендации. Кратко резюмируйте, что нет «единственно правильного» выбора — всё зависит от приоритетов. Психологизация («у каждого своя «завязка» на формат») и технологическая свобода современного меломана дают возможность выбирать оптимальный баланс. Можно в конце дать советы вроде: «Определите для себя, что для вас важнее: звук или удобство? Ритуал или бесконечный каталог? Ответ на эти вопросы поможет решить, какой формат слушать чаще». Заключительный тон должен быть поддерживающим, не навязывающим (по примеру автора: «Не будем спорить, а просто будем наслаждаться музыкой»).

Стиль статьи: соблюдать дружеский «диалоговый» тон, как будто автор делится личным опытом, а не ведёт агрессивную «пропаганду» формата. Писать короткими абзацами (3–5 предложений), стараться применять списки и подзаголовки для «свежести» текста. Важно «честно» признавать и плюсы, и минусы каждого носителя, без категоричных суждений и «торговых слоганов» dastereo.ru. Именно такая структура — с разделением на блоки «наблюдений» и рациональными примерами — демонстрирует пример, который можно использовать в собственной публикации.

13 лайков

Формат все тот же — пишем про личный опыт.

Впечатления с выставок и чужих систем делим на 10. Меньше категоричности, лозунгов, больше — про то, как пробовали в своей системе, как долго слушали и вот это все.

Не забываем слегка превозносить физические носители, бесплатным файлам помощь не нужна.

4 лайка

Перекину мяч для примера…

12 лайков

Ну это я даже не знаю, сразу с атомной бомбы начать.

11 лайков

Я не обещал, что будет легко ))

8 лайков

Ссылка на стриминг и файлы на флешке еще нужны :slight_smile:

2 лайка

У @bugleman есть оцифровка этой ленты Hemiolia вроде

Та ссылка на Google уже не работает, к сожалению.
Miles Davis - Kind of Blue

Файл можно получить по ссылке:

3 лайка

Для учёных товарищей…

Я знаю… музыке никакие преграды не страшны… для тех, кто слушает музыку :grin:

А что тут “тяжёлого”?

Всё от целепологания зависит. Хочешь, слушаешь музыку, хочешь, ищешь разницу в звуке носителя и пытаешься “натянуть” на восприятие музыки… или не пытаешься (нч-сч-вс/разрешение).

Вот сколько не пытаюсь понять принципиальную разницу в форматах, не могу. Да звучит (может звучать) по разному, но донесет ли музыкальный смысл, кажется, зависит от чего-то другого… [в мозгу всплывают разные примеры… тот же форелевый квинтет с Керзоном на ленте и со стриминга, @Rad “свидетель”).

П.С. [повторюсь в очередной раз] Всё через призму сравнения впечатлений от живых исполнений и записей через мою(и) систему(ы)… благо много кого из фонотеки удалось до ковида и войны живьём услышать.
Мож опять Audio Note “виноват” :rofl:

Ну и … не могу удержаться… чего вы опять Кайнд оф Блю “обсасываете”? Давайте сравним ну, например, исполнение Сонат и партит для скрипки Баха в исполнении Сержию Лука на ленте со стримингом или cd… что нет таких лент… ах как жаль… Зато на ленте есть Сальваторе Аккардо… раз на ленте, сразу становится великим скрипачом :rofl::rofl::rofl:

11 лайков

Сразу скажу, что сам чаще слушаю ленту, но НТП и цифра все же “рулят”.
Мои “пять копеек” в пользу удобства цифровых источников, если перенос в цифру сделан правильно, то существенной разницы между аналоговым исходником и цифровой копией не будет. Ну и удобство “рулит”.

Цифра это:

  1. удобно.
  2. правильно перенесенная запись с ленты может звучать не хуже оригинала.
  3. при желании к цифре можно добавить “красок” и “прикрутить” любой ЦАП, буфер.
  4. огромный выбор цифрового контента (качество разное).
  5. можно потрогать руками - на CD, SACD многое можно купить в хорошем качестве. DAT - это тоже кассета, но цифровая.

С лентой сложнее:

  1. ленты - их нужно регулярно перематывать, что трудоемко, особенно когда их много. И их нужно правильно хранить, особенно старые ленты.
  2. даже при условии правильного хранения - лента размагничивается и нет подтвержденной статистики сколько останется от записи на современной ленте RMG через 40-50 лет.
    Мой личный опыт таков, что историческую аналоговую запись можно сохранить только вовремя сделав ее трансфер в цифру. Можно конечно предположить, что в тех местах, где хранят “оригиналы” раз в несколько лет делают аналоговые дубли оригинала с реставрацией, но, ИМХО, для бизнеса архивная цифровая копия - понятнее и надежнее.

П.С. Винил как то давно отошел на второй план, редко что-то слушаю, хотя и все в порядке там.
Кассеты - ностальгический и сугубо нишевый формат - на нем иногда слушается музыка, которую слушал на кассетах, когда мне было 16 лет. Качество не плохое, но не это тут главное :slight_smile:

17 лайков

По чужому опыту: Джулио Чезаре Риччи - Fone Records, утверждает, что RMGI-RTM теряют примерно -2 db за 20 лет правильного хранения.
И… лента дороже, естественно.
Мнение про ленты человека, который в теме с 1983 года

1 лайк

Без длительного опыта и соответствующего не дешевого железа правильно сделать не просто

4 лайка

Я вот попробовал… не стоить оно того [для меня уж точно].

Небольшое сравнение (для тех, кто ленту дома на пальце крутит)

1 лайк

Миллион раз это говорил, но повторю, видимо, в миллион первый.
Первое преимущество винила (оно же единственное, оно же последнее) - в сохранности содержимого при физической сохранности носителя. То есть пока вы не разломаете пластинку о колено или гвоздем на ней что-нибудь не нацарапаете - носитель останется пригодным к использованию.
Сравнение перво-, второ- и т.д. прессов с любым другим типом носителя - занятие не очень умное и, как минимум, бесполезное. Винил - это всегда компромисс и с разной степенью успешности - попытка впихнуть невпихуемое.

Ранние CD избежали loudness war, но хорошей конвертации аналог-цифра в те годы не существовало, поэтому какое бы устройство чтения (транспорт) вы не использовали, чем бы вы не конвертировали CD тех лет обратно в аналог - ошибки уже находятся на носителе. И если с качеством оцифровки сигнала еще можно спорить на уровне вкусовщины, то смещение постоянной составляющей (почти поголовная проблема) - штука документально доказуемая.

CD со второй половины 90х годов и позднее - меандр с разной степенью меандровости. Но это не проблема носителя, а глупость издателей.

Стриминг - удобно. Только он - “для всех, для всего и для везде”. Со всеми втекающими и вытекающими.

R2R - дорого и иногда с сюрпризами. Переписать CD на ленту обладатель катушечного магнитофона может и сам. Дома. Бесплатно. А не 500 евроденег в исполнении “именитых европейских лейблов”.

Поэтому слушайте то, что приносит удовольствие - или слуховое, или тактильное, или эстетическое, или всё вместе взятое (бывает и так). :slight_smile:

9 лайков

Это как? Я винил не слушаю уже лет 30, но до сих пор на некоторых песнях вспоминаю, где у меня были щелчки на виниле. Впрочем и на CD (попадались некачественные) было пару скачков. А файлы - не стареют! ))

Единственный источник который обеспечивает долговременную неизменную сохранность качества звука - это цифра, и единственная цифра, которая имеет и коллекционную ценность это компакт диск. Именно невозможность обеспечить физическую сохранность при эксплуатации заставила меня в своё время отказаться от винила. Винил это механическая запись и каждое проигрывание пластинки снижает её качество. Пусть микроскопически, но снижает. Именно поэтому введена градация состояния диска. Ни один из моих компактов, даже из 80х, не демонстрирует этого самого износа. Пока что можно утверждать, что компакт диск вечен.

5 лайков

Вы купили пластинку.
Вы поставили ее на полку.
Вы счастливо прожили до 120 лет.
Вы умерли.
Ваши потомки случайно вспомнили про пластинку. Распечатали. Поставили на проигрыватель.
Всё будет так, как было бы в тот день, если бы Вы не поставили винил на полку, а совершили те же действия.

За эти годы лента частично размагнитится. Во всяком случае ВЧ “уедут” вполне заметно.
CD - окислится рабочий слой. До полной нечитаемости.
Файлы на HDD - сдохнут вместе с HDD.
Файлы на твердотельных носителях - сдохнут гарантированно. Вполне вероятно, что сделают это, не дожидаясь вашего 100-летнего юбилея, то есть при Вашей жизни.

Вот это и есть единственная “плюшка” винила. Всё остальное там - надо пилить руками на стадии подготовки (не факт что получится), иначе будет либо плохо, либо совсем плохо, уж простите меня, любители этого формата.

5 лайков

Вы подобное видели? Металлический слой защищён на CD от воздействия воздуха.

1 лайк