⛅ Винил vs CD vs Файлы vs Кассеты/Пленка — без лозунгов и неврозов, но с ленью и жадностью (часть 1)

Еще разок про

Несмотря на одобрение этого театра, мои пару копеек.

Недостатки аналоговой записи

Недостатки цифровой записи

  1. Джиттер (но на него можно забить, ога)
  2. Шум квантования (+dithering)
    плюс заметка, что бытового применения хватит 44,1/16.

А в конце автор смеется и сводит все к тому, мол «все мы ностальгируем по временам, когда мы были маленькие и аналоговые».

Самое хитрое осталось за кадром. А задача стоит непростая — как воспроизвести 44,1/16, чтобы не было мучительно больно. Как заставить много кусочков склеиваться именно и точно один за другим как их нарезали, с ровным счетом. Зря что переводили — 🥁 🎸 🎺 PRaT или ТРиД: Темп, Ритм и Динамика

Мартин Колломс (сноска 1) полагает что традиционные пути оценки проблем хай-фай компонентов не замечают очевидного: меняет ли компонент музыкальный смысл записи?
При всех количественных и технических ошибках, легко выявляемых в лабораторных тестах, если сравнивать с идеальностью компакт дисков, виниловые LP диски несут на себе мощный и черезвычайно музыкальный материал, с легкой, основательной ритмичностью и цельностью подачи. Удивительно, но этот врожденный характер кажется гораздо сильнее выраженным, нежели в цифре. Субъективно, такие интересные результаты получаются именно с аналоговых источников без всяких проблем. Много удачных, но не обязательно дорогостоящих компонентов могут быть собраны воедино для получения весьма удовлетворительных результатов. Через аналоговые записи можно услышать различные огрехи и все равно чувствовать сильное музыкальное послание, в котором течение музыки, темп и ритм четко очерчены - в них просто затягивает.

На контрасте - цифровое аудио весьма хрупкая материя. Акустические преимущества остаются иллюзорными, цифровое воспроизведение часто ведет к раннему утомлению, при котором из-за недостатка вовлечения слушатель теряет всякий интерес. Мозг вместо расслабления остается нагруженным, он теперь каталогизирует функции восприятия и сравнивает с прошлыми впечатлениями. Это весьма отвлекающее занятие, примерно сравнимое в изобразительном искусстве с анализом техник кистей старых мастеров. Но, как замечает Роберт Харли в статье “Как мы это видим” этого месяца, зацикливание на технических моментах может ослепить и не позволит постичь всю полноту произведения. Эта легкая, ритмическая грация, живущая при хорошем аналоговом воспроизведении указывает на один из величайших парадоксов цифрового воспроизведения.

Технические преимущества цифры на низких частотах включают низкие групповые задержки из-за расширенной бассовой АЧХ, в теории простирающийся даже до DC. Но технические характеристики могут ввести в заблуждение. Из моего опыта более чем с 250 цифровыми устройствами, последовательная, выразительная и по настоящему взрывная динамика и способность передать хороший музыкальный темп и убедительный заводной ритм - это области где цифра удивительно слаба. Если все согласны с тем что цифровой бас очень собран, менее окрашен и четче “сфазирован”, то какого черта на этой планете аналог все равно выигрывает, когда дело касается субъективной оценки басовых ритмов? Тем не менее цифровой бас обычно звучит непринужденно и бодро, даже когда он нейтрален с технической точки зрения.

Хорошо натренированный на качественной оценке звучания слушатель будет понятным образом введен в заблуждение что хороший бас автоматически означает хороший ритм. Но это не так.

Несмотря на то, что хороший ритм это ключевой аспект создания живой и воспроизводимой музыки, его не так просто проанализировать. Это как если бы фокусировка на деталях выступления отвлекала бы от рассматриваемого вопроса. Субъективное восприятие ритма это непрерывный процесс, отмечаемым на уровне всего тела и принимаемым в состоянии сознательного, но расслабленного сознания. Как только ты поймешь, что воспроизводимый звук может передавать главный смысл музыкального произведения как такового, впечатление подъема, внутренний драйв может быть повторен снова и снова. Ты просто не сможешь устоять, что бы не испытать эти чувства снова.

Будучи человеком с техническим образованием, я не смог выработать правильное понимание этого аспекта воспроизведения многие годы, вместо этого я применял аналитические методы оценки качества звучания. Мое инженерное прошлое научило меня отделять проблемы качественного воспроизведения сериями измеряемых переменных, каждая из которых могла быть оценена предсказуемым образом. Моей задачей было создание наиболее точных и последовательных обзоров. Эти аналитические рамки были основаны на моем опыте во время создания большой линейки качественных мониторных АС для БиБиСи, где я узнал много о разнице живого и воспроизведенного звучания, а так же составил себе целый словарь для четкого описания слышимой разницы. Эти простые и легко описываемые недостатки акустических систем позволили мне сравнительно легко зайти в область анализа качества звучания.

3 лайка