Виниловое возрождение 5: Где и как покупать винил?
Каждый раз заходя в магазин — виртуальный или реальный за виниловой пластинкой я снова и снова оказываюсь в ситуации непростого выбора, когда в независимости от истраченной суммы и репутации продавца можно запросто купить низкокачественный новодел или фальшивый первопресс, а то и просто остаться без денег.
Отечественные музыкальные магазины
В последнее время на волне возвращающегося интереса к винилу в крупных музыкальных магазинах появились отдельные прилавки с пластинками (а в некоторых магазинах открылись даже целые отделы). Собственно есть ли тут повод для радости — вопрос открытый. Прежде всего меня настораживает качество новоявленного винила. В былые времена винил изготовляли с мастер-ленты, которая служила основой для матрицы с которой штамповали пластинки. Теперь очень часто никто не хочет привозить исходную матрицу на лейбл. Звукозаписывающие компании как правило стали ограничиваться копией мастер-диска (пришедшего на смену ленте) — ладно если это новое издание, а если вы собираетесь купить
старый альбом, то получаете копию копии первой копии. Изначально альбом был записан на магнитную ленту, с нее сделали металлическую матрицу, с нее матрицу для печати тиража, отштамповали тираж,
убили вторую матрицу, за годы лента рассыпалась (вся или не вся) — и вот лейбл переиздает пластинку. Ищет ли он металлическую матрицу? Роется ли на складе студии? Вряд ли. Берется либо убитая вторая матрица либо осыпавшаяся лента, происходит ремастеринг, все пишется на болванку и затем выпускается винил. Звук понятно какой — проверено многократно. К сожалению почти все новые переиздания старой классики (особенно раритетных альбомов, сохранность оригиналов которых не очень хорошая) относятся именно к этой категории. Исключение сегодня составляют разве что японцы — на их переизданиях часто указывается, что запись сделана с оригинальной матрицы и мастер-ленты восстановленной спецами своего
дела. Как правило за это просят до 25% сверху обычной стоимости винила. В любом случае к преимуществам отечественных музыкальных магазинов можно отнести возможность найти такое издание, несмотря на высокую цену, хамство (время от времени) персонала, и взять лонгплей в руки — что уже немаловажно. Осмотреть товар на месте главная и вероятно единственная причина почему я все еще покупаю винил в обычных магазинах. Вместе с тем ассортимент новых виниловых изданий современных альбомов в обычных магазинах оставляет желать лучшего, а один лишь только вопрос о таких альбомах повергает продавцов-консультантов в ступор.
Российские интернет-магазины
Возможность найти что-нибудь современное и лимитированное дают (по крайней мере декларируют, что дают) российские интернет-магазины. С откровенными подделками на просторах российской онлайн-торговли винилом я пока не сталкивался, а вот с безумными ценами — практически повсюду. Часто пластинки продаются даже дороже, чем в магазине, хотя казалось бы в их себестоимости нет ни аренды ни платы сотрудникам. Проблема онлайн-магазинов в другом. Доставка и оплата заказов в нашей стране
превращается в сущий кошмар. Платеж, который можно провести из США в Германию за час, будет идти из отделения одного и того же банка из Екатеринбурга в Москву 10-15 дней. Выполнение заказов через российские интернет-магазины длится в среднем от месяца — если вам повезет, до полугода — в особо тяжелых случаях. Самый мой “долгоиграющий” заказ пришел через 2,5 месяца с момента оформления. Свою роль тогда сыграла и почта — посылка “зависала” по нескольку дней на каждом этапе пути, а почтальоны вовсе не собирались приносить извещение. Только отслеживание посылки по идентификатору и регулярное посещение почтового отделения помогли получить заказ. Что удивительно посылку никто не вскрывал, весь винил был цел. Учитывая, что за заказ была внесена 100% предоплата (так работает большинство интернет-магазинов) потерять эти деньги было вполне реально. Как бы то ни было пришедший винил полностью соответствовал не только описанию по каталогу, но и высокому уровню качества. Сегодня если современную пластинку издают на виниле она как правило звучит лучше, чем CD. Тиражи выходят небольшие, с дорогим оформлением и инвестициями в запись. Среди нового винила у меня была возможность сравнить с CD альбомы Massive Attack “Heligoland”, A Perfect Circle “Thirteenth Step” и Yeasayer “All Hour Symbals”. Компакт диски были посрамлены. Винил звучал объемнее и в целом детализация музыки была выше. Особо качественно сегодня выпускают синглы на виниле (которые чаще всего вообще не выходят на CD). К тому же расстояние между дорожками на синглах больше, а искажений звука меньше. К сожалению перед покупкой в российских интернет-магазинах всегда приходится подолгу рыться в интернете, поскольку на сайтах магазинов максимум что указывают так это номер по каталогу и треклист. По каталожному номеру и приходится искать в многочисленных базах. Прежде всего важно выяснить:
— Объем тиража — чем меньше, тем лучше. Лимитированный винил почти всегда звучит лучше обычного. При большом тираже (от 1500 и выше) матрица быстро изнашивается. По идее рабочие должны сразу заменять ее на новую. На практике этого никогда не делается. Даже если тираж более 1500 нумерован вы никогда заранее не узнаете какой LP придет вам в заказе, поэтому лучше перестраховаться и купить лимитированный вариант.
— Скорость воспроизведения. Пластинки на 45 оборотов звучат лучше, чем на 33.
— Массивность пластинки. Лучше купить один “тяжелый” винил (обычно указывается как 180gm heavy-weight), чем два стандартных.
— Обычный винил или цветной — при прочих равных, цветной винил может звучать хуже.
— Производитель. К сожалению сегодня установить где именно произведен винил не всегда возможно даже имея пластинку в руках. Самая подозрительная надпись: Made in EU (сделано в Евросоюзе). Скорее всего (но не всегда) это означает, что основной лейбл, расположенный предположим в Великобритании, разместил из соображения дешивизны заказ на тираж винила где-нибудь в Польше или Словакии. Писать на конверте настоящего производителя никто не хочет, и указывают Евросоюз. Иногда такую хитрость можно “раскусить” по штрих-коду первые три цифры которого указывают не код страны головного лейбла, а код страны реального производителя. Были случаи когда по списку штрих-кодов это оказывался Китай. Под производством в ЕС видимо имели в виду упаковку пластинок в конверты. Вообще лучший винил делают в Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландах, Японии. Встречаются достойные образцы, изготовленные в Германии и США.
Зарубежные интернет-магазины
В иностранных интернет-магазинах выбор значительно больше, чем у нас и сведения о товаре как правило исчерпывающие. Главное иметь кредитку достаточного для оплаты покупок в интернете уровня (обычно любая платежная система выше Visa Electron) и быть готовым месяцами ждать посылки, проходящей многочисленные таможни и сортировки. Посылки приходят сильно не вовремя, ужасно потертыми (как будто шли несколько лет), часто с недвусмысленным намеком, что их уже не один раз вскрывали в пути (но ничего не взяли, видимо не впечатлившись содержимым), но битых пластинок в них никогда не попадалось. Покупать в иностранных магазинах я предпочитаю только виниловые издания новых альбомов. Во-первых новый винил печатают исключительно из качественного сырья, в то время как раньше пластинки обычно изготовляли из различных промышленных отходов, переработанных специально для фабрик грампластинок. Во-вторых подделок первопрессов (первых изданий) старых альбомов в заграничных интернет-магазинах огромное количество. Часто магазины еще и вводят покупателя в заблуждение (или, называя вещи своими именами, попросту обманывают) указывая, что представленный товар — первопресс, скажем 1984 года. Проверяешь номер по каталогу — и оказывается, что это третье переиздание из Люксембурга 1989 года. Вообще — первопрессы лучше покупать на барахолках.
Барахолки on-line и обыкновенные
Различные аукционы и интернет-барахолки привлекательны тем, что тут можно найти нечто действительно редкое и подлинное (и почти всегда очень дорогое). Продавцы дорожат своей репутацией и не пытаются подсунуть подделку, но сильно хотят заработать. Самый главный вопрос здесь — цена издания. Однажды я нашел один очень редкий винил, выпущенный ограниченным тиражом в 1990 году на ebay за 200$. Решил что это уж слишком и покупать не стал. Примерно через год друзья привезли мне точно такой же с одной
барахолки в Мюнхене, где на развалах какой-то немец просил за эту пластинку 4 Евро. Конечно пластинка попалась им случайно — но тем не менее. С тех пор я всегда с подозрением смотрю на цены на интернет-аукционах.
###Музыкальные магазины в Европе, США и Японии
Самый оптимальный вариант для покупки винила. Сегодня очень многие покупают альбомы в
зарубежных магазинах когда едут на отдых или в командировку.
По ассортименту, количеству специальных предложений и цене с иностранными музыкальными магазинами не могут сравниться ни интернет-магазины ни наши off-line медиамаркеты. Первопрессы тут присутствуют в большом количестве, цены на многие б/у пластинки чисто символические.
Главное опасаться изданий из Восточной Европы, где маленькие лейблы “пиратствуют” еще с начала 80-ых (одних только изданий Pink Floyd неизвестного происхождения мне встречалось с десяток) и знать что сказать на таможне, когда вас заподозрят в том, что вы в ручную собираете ассортимент для отечественных музыкальных магазинов.
По материалам NNM