Добрый день,
Прошу извинить за задержку с отзывом. Много всего мешало в последнее время.
Intro
Этот усилитель Феликса я уже слушал мельком на выставке осенью. Источником был катушечник, наушники тогда я принес свои, AKG 812. Понятно, что на стенде мешает посторонний шум и времени немного, но звук тогда мне запомнился - прозрачный, мощный и непринужденный. Аппарат меня заинтриговал, и я был рад попасть в тур. Спасибо Бару и @felix за предоставленную возможность.
Я не имею музыкального образования, не играю на инструментах и не уверен, что у меня вообще есть слух. Призываю не относиться к изложенному ниже слишком серьезно.
Отсечь всё лишнее
Обсуждение внешнего вида аппарата сводится к разглядыванию лицевой панели. Ее вид трудно отнести к сильным сторонам усилителя. С другой стороны, все просто и функционально, и проблем в использовании нет. Вполне можно обойтись без индикации включения и внятной шкалы громкости.
Насколько я знаю, за этим нет какой-либо особой идеи, Феликс просто решил не заморачиваться экстерьером первого образца. Возможно, на данном этапе проекта это правильно - автору виднее. Мое мнение - лицевая панель нуждается в более продуманном и гармоничном исполнении. Минимализм - это тоже дизайн.
Как звук?
Как я упомянул, впечатления с выставки были весьма любопытные и скорее положительные. Подержав усилитель включенным сутки, подключил к нему наушники и пару часов крутил трек-лист из Tidal. Затем обложился компактами и сел слушать. Тракт и треки укажу ниже, перейду сразу к обобщениям:
Звук прозрачный, открытый, суховатый и очень, очень быстрый. Инерция отсутсвует как явление. Нет переходных процессов, пре- и постшумов. Усилитель нарубает фронты сигнала строго вертикально, без заминок и колебаний; из пауз звук приходит как удар из темноты, мгновенно и внезапно.
Удивительно решительная, однозначная и яростная подача. Как будто слушаете Master of Puppets прямо из TRS разъема комбика Хэтфилда - подробно, детально, жестко. Рубилово, да, но есть нюанс - рубят не мясо, а сухое бревно, и так, как будто за жизнь борятся, с короткими выдохами, матюгами, злыми звуками удара, треском и колкими щепками. Для ранней Металлики - то что надо.
Детальность, разборчивость, построение сцены нареканий не вызывают и на конкретном треке зависят скорее от записи, источника, кабелей. Усилитель в этом отношении примечательно прозрачный. Насколько я понял Феликса, это была одна из основных его целей.
Тональный баланс я бы назвал светлым. Бас быстрый, детальный, плотный, давящий, но к центру Земли не уходит. Высоким не хватает разрешения; если в записи есть сибилянты, их обязательно будет слышно.
Огорчила схематичная середина, некоторый дефицит музыкальности, послезвучий, ощущения пространства. Голоса звучат убедительно, но упрощенно, мне не хватало разнообразия тембров и настроения, атмосферы. Усилитель словно выбирает основную ноту и остается с ней, игнорируя аберрации и нюансы, и голос лишается эмоциональной подложки, а в конце уходит в черноту как олимпийский чемпион - без всплеска и брызг.
В то же время, дефицит послезвучий и феноменальная атака усилителя пришлись как нельзя кстати на Рortishead - Wondering Star: инструментальная часть в заикающемся, аутичном ритме получилась отменно.
Инструментальная электроника и ударные, но нетребовательные к голосовому диапазону поп-исполнители вроде 50cent кажутся естественной средой для усилителя.
Акустические инструменты звучат легко и свободно; я не претендую на оценку натуральности тембров, оставлю тем, кто сведущ. Скажу только, что на мой слух фортепиано должно звучать более насыщенно, основательно, весомо.
Не раскрыл?
Я был озадачен, ведь на выставке услилитель с этими же наушниками звучал лучше. Вариантов немного, дело скорее всего было в источнике.
Всё, о чем я говорил выше, было услышано на компактах, от связки Teac VRDS-10 SE + SWIX 1 Special X.
При этом некоторые диски - The Tomato Delta Blues Package, Discogs - звучали в общем хорошо, с другими – Deрeche Mode / Spirit, Discogs – было что-то не то, третьи – Metallica / Master of Рuррets, remastered reissue, Discogs – откровенно раздражали. Это привлекло внимание, поскольку на моем основном усилителе (Ратша-2) такой явной разницы в восприятии этих дисков не было.
Осознав, насколько усилитель прозрачен к источнику, я поменял ЦАП - на место SWIX поставил Teac NT-503 и послушал те же диски заново. Звук относительно задемпфировался, что-то потерял в энергетике, сверху стал более гладким и комфортным, середина прибавила в разрешении, бас услышался мягче и глубже. Немного диковатый усилитель Феликса оказался в наморднике Velvet Sound. Лучше? Кому как, вопрос вкуса и музыкальных предпочтений. Для себя я понял, что надо бы провести ревизию ламп в SWIX.
Далее перешёл на DSD от Blue Coast Records и NativeDSD (mRendu + Teac NT-503). Малосоставные инструментальные треки и черные деды-блюзмены с губными гармошками, прихлопами и притопами прозвучали увлекательно и адекватно формату - детально, разборчиво, сцена и локализация присутствуют, инфрабас там и не нужен. Пожалуй, это был материал, на котором усилитель Феликса сыграл с моими железками лучше всего. Претензии к голосам и музыкальности помельчали, но всё же не снялись совсем.
Что в итоге?
Усилитель привлекает самобытной, непричесанной подачей, открытым и прозрачным звучанием. Сама идея такого “прямоточного” звука мне понравилась.
Еще до тура мне удалось послушать балансную версию этого аппарата, и могу сказать, что характер у него такой же, хоть и менее острый. Видимо, те особенности сигнатуры, которые я счел недостатками, обсуловлены какими-то решениями в конструктиве или выбором комплектующих.
Пару слов о user experience - думаю, что усилителю необходим более качественный регулятор. Работа имеющегося мне показалась не очень точной. В сочетании с бездной мощности это приводило к тому, что было трудно подобрать комфортный уровень громкости с AKG K812 (36 Om). Получалось или слишком тихо, или слишком громко. К тому же, из-за той же избыточной мощности усилителя низкоомы оказались заперты в первой четверти хода регулятора. К слову, попробовал Beyerdynamic T1.2 – громкость вышла за пределы комфорта в конце первой трети хода ручки громкости.
На мой взгляд, в текущем исполнении усилитель выглядит и звучит как интересный и многообещающий прототип. Если будет версия 1.2, было бы интересно послушать.
Если у следующих участников тура будет возможность послушать усилитель от приличного источника с лентой – призываю попробовать, там может оказаться интересно.
Outro
CD: Teac VRDS 10 SE -> AQ Eagle Eye -> SWIX 1 Special X
HIRES: mRendu (LPS) -> Ortofon DGI K-2 -> Teac NT-503
силовые и межблок: AN Isis
наушники: AKG K812 Pro
базовые треки:
Fiona Joy Hawkins - Ceremony (DSD)
Larry Tamanini - In the Night (DSD)
Thomas Newman - Dead Already
Louis Armstrong - Give Me a Kiss to Build a Dream On (DSD)
Betty Carter - Open The Door
Otis Taylor - Hey Joe
ZZ Top - La Grange
Pink Floyd – Hey You
Portishead - Wondering Star
Radiohead - Daydreamers (DSD)
Jamiroquai - Falling
Metallica - Master of Puppets
Slipknot - Gently
Blüchel & Von Deylen – Gymnopedie No.3
Спасибо за внимание, всем здоровья.