Итак, коллеги, пока все заняты выставкой Hi-Fi & High End Show 2021 можно незаметно опубликовать отзыв на усилитель Croft Phono.
Это Ш Е Д Е В Р
Всё … Именно такой отзыв мне хотелось оставить после двух дней прослушивания и стать претендентом на победу в конкурсе в самом кратком варианте … и лишиться участия в турах
Поэтому, взвесив все за и против, посчитал необходимым немного подробнее остановиться на этом, поистине, любопытном устройстве. К тому же, оказалось не все так однозначно.
Тестирование проводилось в системе, где источником выступает SACD Lindemann 820S, акустика - JBL4343, а вот усилители используются различные… по настроению Вопрос по единственному и не повторимому усилителю пока открыт, в связи с этим тема усиления мне наиболее интересна. На фото в первом впечатлении попали ламповые моноблоки малоизвестной немецкой мануфактуры Kebschull, с очень хорошим балансом качеств, но имеющие конструктивный недостаток (это на случай если кто заинтересуется).
Первое же включение вызвало у меня несколько довольно устойчивых ассоциаций. Если в своем отзыве Василий @vasias сравнивает усилитель с молодым спортивным и начитанным человеком, то у меня возникла параллель со старым приятелем, которого ты знаешь вдоль и поперек со всеми достоинствами и недостатками, приход которого не вносит смятение, чем занять гостя, какие у него вкусы и предпочтения в разговорах, а вы расслаблено и спокойно погружаетесь в мир ностальгических воспоминаний, когда деревья были большими, трава зеленее, а сметана продавалась в бидонах и отвешивалась в принесенную с собой тару. Мне, кажется, что композиция Gianmaria Testa - Dimestichezze D’amor хорошо передает душевное состояние собеседников - старых друзей.
И вот после пары пропущенных рюмок чая вы наперебой вспоминаете, как составляли сборники (плейлисты по современному) для дискотек, как переписывали с бобинника на бобинник ночами и с помощью подручных средств в виде крахмала в пакете изображали скрип снега для озвучивания театрализированных вставок… Эх… времена… И да, магнитофон это вторая устойчивая ассоциация от звука этого усилителя. Плотность, собранность и некоторая жирноватость звучания, которую он выдает, очень напоминает звук n-й копии на скорости 9,5 см/с. Этому способствует и некоторая спокойная подача на верху. Но я вовсе не имею в виду замыленность, а именно отсутствие воздушности в этом диапазоне. Гораздо большее внимание уделено основному и оно слышится очень цельным, таким домашним и уютным, как старые тапочки, которые всем по размеру. И это третья ассоциация. Удивительно, как Крофту удается играть все так одинаково хорошо . Однако, чем больше я слушал, тем сильнее меня не покидало чувство, что нашего брата где то дурят, проворачивают с ним какой то ловкий фокус.
Немного формального описания.
Первое на что обращаешь внимание это НЧ-Мид область. Их (НЧ) немного больше по сравнению с «обычным» усилителем, но что интересно, они не просто раздуты и «болтаются», когда акустика не контролируется и баса «навалили», а он плотный и довольно твердый. Пару композиций и вам начинает нравится этот вкусный жирок. Вобщем, когда в пироженое положили немного больше крема, чем вы ожидали
Середина довольно ровная, немного шершавая по сравнению с чистой лампой. Верх на месте, не акцентирован и ему не хватает прозрачности и полётности, что собственно и формирует этакое восприятие звука магнитофона. Этот же фактор формирует не очень широкую и глубокую, но уютную звуковую сцену.
Звук (откровение) третьего дня.
Включив, как обычно, Крофт, я с недоумением отметил, что ничего не изменилось, он все так же хорошо и комфортно подавал любой материал, словно дразня меня своей невозмутимостью, и даже не стабильная по качеству сеть 220, не могла его смутить… И тут всплыла вчерашняя мысль: «Как же удается Крофту все играть так одинаково хорошо?»… Хм… Одинаково… Вот это слово! Вот, что мне не давало покоя, в чем фокус. Мне наскучило носить каждый день эти домашние тапочки - и дома, и на работу, и в гости, и в спортзал - хочу тесные модные туфли, спортивные кроссовки, а дома можно и босиком. Хочу разнообразия, хочу слышать и несовершенство, и косяки и шедевральность, а Крофт каким то чудесным образом все это исправляет, усредняет и подсовывает мне в удобоваримом виде.
С некоторых пор заметил, что ютуб стал звучать как то по другому, довольно прилично и можно сказать, музыкально, в рамках формата, конечно. Поделившись наблюдениями с коллегами, выяснил, что ютубовцы добыли какие то утерянные секретные (материалы) алгоритмы третьего рейха по компрессии контента и теперь даже сжатый трафик сохраняет (магию) музыкальность. Меня не покидает «асчушчэние», что Глен Крофт реализовал тоже самое, только не софтом, а на уровне железа. Как можно разобраться что и как нужно делать с детальками и воплотить это в устройстве, ума не приложу. Снимаю шляпу перед разработчиком - результат выдающийся.
Тем не менее на смену кабелей Крофт реагирует в том же ключе, что и другие усилители. Как раз по случаю получил на тест симпатичные XLO Signarure 3.
А как усилитель поведет себя… в другой системе?
Благо аппарат компактный и не тяжелый и я договорился с приятелем послушать его в компании АС Audio Note. Источником выступал Lindemann 825 (пробовали и BAT VK-D5, но Lindemann оказался значительно интереснее). При включении приятель был довольно удивлен басовитостью своих колонок, в некоторых моментах они пытались даже подгуживать. Не смотря на это, мне пришлось немного привыкать к отсутствию той основательности, которую усилитель выдает в моей системе. Плотность подачи по сравнению с большой акустикой уменьшилась и этот фактор обнажил еще больше слабые стороны усилителя. Особенно это было заметно на контрасте перехода на усилитель владельца системы.
Альтернативой Крофту выступил KR Audio 340, тоже гибридник, только наоборот (входной каскад твердотельный, выходной ламповый на 300В (точнее 300BXLS). По сравнению с Крофтом KRA340 увеличил сцену и слоистость, середина стала пластичнее, а верх воздушнее, прозрачнее и протяженнее. В целом для меня эта связка была интереснее во всем. Но это если не принимать во внимание различную весовую (в том числе буквально) категорию аппаратов
В заключение хочу сказать, что не смотря на обозначенные особенности, усилитель оказался очень интересным, со своим почерком и характером. Главное, что при всей своей заметной интерпретации ему удается сохранить целостность музыкального события и удерживать на нем ваше внимание, а это дорогого стоит. Очень меломанский аппарат. Признаюсь, что до появления тут Крофта стараниями @dmitre, я никогда не слышал об этом производителе. Посему выражаю крайнюю признательность Бару за просветительскую работу.
Хорошего звука и отличной музыки всем