Ricercar Duet MkIII DAC — пути развития — ЗАВЕРШЕН

RICERCAR - canta bene come un usignolo!

Пришла пора поделиться итоговыми впечатления от знакомства с третьей инкарнацией уже ранее знакомого RICERCAR - Ричером III.

Но и что же Ричер третий?
Ричер удивил и не просто удивил, а сделал это уверенно и весомо - между I и III версиями отличия по звуку очень существенны.
А вот теперь по порядку.

Пару слов о внешнем виде, ощущения самых первых впечатлений я ранее описал, добавлю - в процессе использования “внешность” и управление устройством вызывали только положительные ощущения. При слабом освещении в кдп присутствует некий эффект подсветки с тыльной стороны аппарата - интересное явление, отторжения не вызывает.

Об особенностях.
Изначально подключал Ричера к cd транспорту Wadia через spdif rca, на следующий день решил попробовать по оптике Toslink, к удивлению звук чувствительно стал лучше, в целом увеличилось разрешение, лучше стала локализация звуков. Было предположение, что это некая особенность моего CD транспорта, rca spdif я не пользуюсь, сигнал “снимаю” с него по AES-EBU. Но как оказалось в дальнейшем, это всё таки особенность Ричера, сравнив вывод сигнала rca spdif с Toslink с usb конвертера Gustard U-16 результат оказался аналогичным CD транспорту - оптика звучала лучше.
Цифровые кабели пробовал проверенные, все “высокого” уровня звучания, это явно специфика самого цапа. Рекомендую всем попробовать, у кого есть хорошие оптические кабели и откуда “снять” качественный сигнал по оптике.


А теперь осталось “пару” слов добавить собственно о звуке и на одно субъективное мнение/отчёт у Ричера станет больше.
Описывать особенности и “качество звучания” какими либо техническими терминами совсем не просто, да по сути и не нужно. На мой взгляд важнее постараться передать те ощущения и эмоции которые вызывает Ричер своим участием в аудио-тракте. По этому попробую передать это в качестве некоего образного описания своих ощущений. Моя страсть к аудио состоит из двух составляющих, грань между которыми не имеет чётких границ и определений, но тем не менее она есть. Я люблю и получаю удовольствие слушая музыку и не меньшее удовольствие я получаю от ощущения того, что качество каждого музыкального звука находится на высоком уровне. Т.е. другими словами признаки меломании и аудиофилии чётко определяются. Исходя из этого я построю своё изложение, как взгляд с двух “сторон” - со стороны “меломана” и со стороны “аудиофила”.

Взгляд меломана.
Ричеркар III, цап который умеет доставить радость от прослушивания музыки, “вкусная” тембральность и способность эмоциональной передачи это явно сильные стороны цапа. Включил, прогрел и получай удовольствие, что ещё надо настоящему меломану.
Основные особенности, которыми обладает Ричер:

  • т.н. мультибитный “характер” представлен в самом лучшем виде, звук “густой”, “плотный” с “жирком”;
  • очень хорошая проработка в нч диапазоне, копает глубоко, до самых недр нч “преисподней”, при этом очень хорошо раскладывает нч звуки - ни какой “каши”;
  • тембральная составляющая сочная, насыщенная, близка к достоверным звукам инструментов;
  • локализация звуков на хорошем уровне, на сложных композициях БСО цап “держит удар” - в кашу звуки не сваливаются;
  • вч выразительны, но чуть грубоваты, с “брутальным” оттенком, что привносит свой определённый шарм для восприятия музыки;
  • сцена объёмная с не плохим эшелонированием звуков (глубиной);
  • эффект 3D присутствует.

Взгляд аудиофила.
С большим пристрастием и максимально высокими требованиями по “качеству” звука.

  • очень хорошая проработка звуков нч диапазона;
  • тембральная достоверность на хорошем уровне (проверял на сложных вокалах с широким диапазоном тембральных способностей голоса и обилием обертонов), но вот уточенности не достаточно;
  • микродетальность не достаточная, звуки второго плана не отчетливы;
  • локализация звуков не плохая, но недостаточная;
  • послезвучия не продолжительные и не выраженные;
  • вч диапазон, это самое “слабое место” у Ричера, вч не хватает детальности и локализации, они немного сливаются, имеют грубовато/жестковатый характер, на т.н. бриллианс нет даже намёка.
  • ощущение 3D эффекта не достаточное для максимально “качественного” восприятия музыки;
  • не хватает особой плавности и определенной утонченности (особенно на вч).

Маленькая ремарка по поводу вышеперечисленных особенностей/недостатков звука - все что вышеописано я бы не отнёс к недостку Ричера, я их перечислил с точки зрения “чего не хватило для уровня идеального или самого лучшего цапа”.
Конечно странно было бы требовать от Ричера с таким форм-фактором и в таком бюджете соответствия максимально высоким запросам по качеству звука.
Ричеру этого и не надо, он получился вполне состоявшимся и “законченным” изделием.

Пора подвести итог.
Какое моё мнение по итогу 5 дневного знакомства с Ричером III - отличный получился цап, слушать интересно, приятно и он умеет создать чувство радости своим “звуком”, что ещё желать, тем более в таком умеренном бюджете. Мне звук понравился, если коротко я бы описал так - отличный меломанский звук с некоей претензией на большее и с умением передать эмоции музыки “не расплескав их по пути аудио-тракта”. Ричер обладает определенной универсальностью к разным жанрам, всего конечно я не пробовал, но он очень хорошо себя проявил в классической музыке, джазе, классическом и хард роке, электронной музыке, да и во всех жанрах основанных на использовании натуральных акустических инструментов. Если система позволяет воспроизвести в полном “объёме” звуки низкочастотного диапазона, Ричер не подведёт, отработает как надо и не только на меломанском уровне, это его очень весомое достоинство.
Если бы я был в поисках цапа с хорошим звуком и в бюджете до 100 килорублей, то Ричер был бы одним из основных претендентов, цап для удовольствия и если нет особых аудиофильских требований по “вылавливанию микробов в звуке” (да простят меня аудиофилы), то такой цап вполне может стать “конечной” во многих системах.
Александра искренне поздравляю с Ричером III, он получился :+1:и между ним и Ричером I большая “пропасть”.

Традиционно спасибо Бару и Главному бармену Дмитрию за организацию такого интересного тура и конечно всем, не равнодушным меломанам и аудиофилам за внимание и участие.

Прослушал за 5 дней большое количество композиций в разных музыкальных жанрах, но особое внимание было уделено классической музыке, академическому вокалу и джазовой инструментальной музыке малых составов.

Спойлер

Вот некоторые композиции на основании которых проводил итоговые тесты и делал окончательные выводы об особенностях “звучания” Ричера.

Спойлер









Перечень аудио устройств задействованных в тестовых прослушиваниях.

Спойлер
  • Diatone ds-90C;
  • Accuphase P-102;
  • Marantz 3300;
  • Wadia 22 cd transport;
  • IMac/файлы внешние HDD;
  • большой “паровозный состав” обвязки цифрового тракта, с максимальным вниманием к качественному питанию на каждом сегменте тракта, качественные бп + специализированные фильтры питания;
  • DDC Gustard U16 (modding by Bason);
  • CSE E-100 II (регенератор питания);
    Силовые кабели
  • Nanotec systems 306
  • Nanotec systems 308
  • SAEC A-5000
  • SAEC Pl-4000
  • Tiglon
  • PAD
    Межблочные кабели
  • HD Silver rca interconnect
  • Nanotec systems
  • Harmonix
  • Zaolla
  • Tiglon
  • WE винтажная медь из 40-х
    Коаксиальный кабель
  • WW Gold III
  • Oyaide Air (PCOCC-A )
  • Toslink Acoustic Research
28 лайков

Весьма созвучно с моими впечатлениями! :handshake:

2 лайка

А тем временем я успел послушать еще несколько дней.

В целом ощущения похожи не первые впечатления.
Здесь была геометрически четкая
сцена.


Здесь снова мне не понравилось как отыгрывают верхние.

А этот альбом звучал очень хорошо, насыщенно и гармонично.

Было еще несколько дисков, но чего-то что стоило бы подчеркнуть, не нашел.

Разве что - в процессе пробовал переключать на оптический выход. Лично мне больше понравилось с коаксиальным, и через переходник к BNC.

В целом, на мой субъективный взгляд обывателя голосующего кошельком, ЦАП однозначно заслуживает внимания. Из него можно услышать много хорошего :+1:

Отдельным пунктом-всегда приятно держать в руках продукт над которым работали люди с которыми ты пересекаешься лично, пусть и на форуме. Персонализируется опыт и впечатления :grinning:, а это дорогого стоит.

Александр @Ricercar, большое Вам спасибо за интересно проведенное время и творческих успехов Вам.

Бару добра.

18 лайков

Приветствую всех. Мое первое впечатление от ЦАПа Ricercar Duet МКIII.
Не имеет смысла описывать внешний вид этого ЦАПа, поскольку он располагается в корпусе второй версии и соответственно выглядит точно так же. Надеюсь, впоследствии для этой версии конвертера будет разработан корпус другого, более современного дизайна. Не то чтобы этот плох, просто думается, что развитие модели предполагает не только звуковую эволюцию, но и визуальную.

При первом подключении, в течение получаса, прибор демонстрировал какую-то невнятность в верхней середине и легкий бубнеж в мидбасе. Затем, вроде как, звучание плавно прояснилось, что можно соотнести с результатом прогрева элементов схемы. Каких либо явно заметных звуковых особенностей в работе ЦАПа не проявилось. Звучание ровное сбалансированное, скорее нейтральное. Возможно, дальнейший прогрев позволит выявить характерные фишки в звучании Ричеркара последней версии. Пока ухватиться не за что.

16 лайков

Получается, что третье пришествие ЦАПа Ричеркар прошло в несколько других условиях, нежели тур первой и второй версий. Многое в системе поменялось и поэтому, впрямую сравнить версии не получится. Но опираясь на слуховую память, могу с уверенностью сказать, что в этом аппарате определенно присутствует более взрослый звук, чем в первых моделях. Конечно, и здесь есть свои особенности. И это скорее хорошо, так как если бы все ЦАПы звучали одинаково, то какой в этом интерес?

После некоторого количества времени, что аппарат проработал в моей системе, у меня произошла некоторая адаптация к его вкладу в общее звучание системы и соответственно всплыли менее заметные раньше особенности. Из положительных моментов: центральная область между акустикой при построении сцены стала более выпуклой, насыщенной и плотной. Немного прибавился уровень низких частот, они стали более густыми и объемными. И хотя раньше недостатка вроде как не ощущалось, все же этот момент тоже сработал в плюс.

На мой ух у Ричеркара немного скуповата высокочастотная область. Ощущается легкая нехватка воздуха и протяженности вч. Похоже, эта особенность неотделима от ЦАПов Ричеркар. Во время проведения тура второй версии эта нехватка тоже была замечена, и мне сменой кабеля питания пришлось чуть добавить контраста. Вот и сейчас, поскольку эта третья версия Ричеркара уже в целом повыше уровнем прозрачности, лучше сбалансирована, и соответственно с нее и спрос другой. Это, конечно же, только мое субъективное восприятие. Допускаю, что и того уровня вч, что есть в Ричеркаре сейчас, для кого-то может быть многовато.

Это все лишь небольшие придирки в плане тонального баланса, который очень зависит от вкуса слушателя. Что касается восприятия музыки в целом, то мне понравилось звучание Ричеркара. Оно явно стало на ступеньку выше, чем даже у второй модели. Более отчетливо проявилось эшелонирование, гармонично выстраивается взаимодействие мелодических линий. Хорошо различимы особенности записи, и в тоже время отсутствует безжалостная детальность, графичность. В звуке ЦАПа Ricercar Duet MkIII присутствуют и связность, и теплота, и оттенки, ощущается текстура и громкостные градации. Это отчетливо проявляется при прослушивании классических произведений. Если аппарат не способен чутко реагировать на тонкую нюансировку в музыкальном произведении, то большая часть содержания этого произведения воспринимается вполуха, слушать становится не интересно. C Ricercar в этом плане все в порядке. В общем и целом приятный меломанский аппарат.

Спасибо организаторам за возможность участия в туре. Интересно было наблюдать за эволюцией толкового авторского ЦАПа.

Музыка:

The Mahavishnu Orchestra, Eric Burdon, Gong, Larry Coryell, Jim Hall, Brian Auger, Holger Czukay, Miles Davis, Beggars Opera, Bach, Max Richter…

Система:

Источники:
Leema Element CD, DAC California Audio Labs Alpha, EVS Millenium DAC, Beaglebone Black
Усиление:
Exposure XIX - пред, Klein+Hummel Telewatt MB 140 - моноблоки,
Акустика:
Acoustic Energy AE1 Classic, Dali Royal Scepter, REL Quake
Коммутация:
Shunyata Aries Digital, Cardas Clear Digital XLR – цифровые; Black Rhodium Concerto Polar DCT, Kimber Kable Hero, Silver Audio Bullet4 – межблоки; Mapleshade Double Helix V2 - акустические; силовые: Abbey Road, Kimber Power, авторские Nightwolf, Markan, Vidmi.

19 лайков

Эх… К сожалению, я опять затягиваю со сроками.
Прошу прощения.

О первом впечатлении.
Из всех предыдущих туров именно этот аппарат заставил мои ручки потеть от предвкушения. Очень уж мне любимы аппараты на старых мультибитах, а в аудиофилию меня привела старенькая ямаха dx-u1 на все тех же pcm56, которая и ушла в баре. Сабж ни разу не разочаровал. Это все тот же приятный, жирноватый, с неплохой динамикой звук. Но давайте к “основному”.


Основное.
На чем слушал:
CEC TL1 - ortofon opt-1000 / Aluminata JPS coax - сабж - Ураган Энергетика - 1266tc / lcd4z.

За время пребывания у себя аппарата послушал привычные для анализа треки Ray Charles “Fever”, Земфира “Жить в твоей голове (live)”, Tool “Jambi”, Heilung “Svanrand”, а также целиком были сожраны альбомы Igorrr “Spirituality and Distortion”, Linkin Park “Meteora”, Prodigy “No tourists”, Archspire “Bleed the Future”, Doom 2016 OST и некоторые другие.

Что же насчет звука. Для себя отметил несколько вещей:

  1. Аппарат очень музыкальный. Его звук хочется слушать и слушать. Основной кайф - очень сочные гитары и обволакивающие тембры голосов. От голоса Земфиры замирает дыхание, под голоса трека Fever растекаешься в удовольствии, Heilung забирает своей магией, под “метеору” захотелось прыгать.
  2. Звук действительно ровный. На мое ухо в нем нет перекосов. Он не уходит в надутый бас, не орет на ВЧ.
  3. Полотно сцены ощущается не плоско. Тут есть глубина, ощущение слоистости и ширины сцены.
  4. Самое главное - у аппарата есть свой узнаваемый “стиль / изюминка”. Я точно при слепом тесте отмечу “ага, это скорее всего он!”.

Да, тут не идеальное разрешение – хочется больше деталей, лучше разделений в звуковом полотне, более протяженных ВЧ.
Хотелось бы более читаемых, контроллируемых НЧ - что-то очень тяжелое типа Archspire хорошо отыграть не смог.

Но с таким звуком можно жить. В таком звуке хочется растворяться и кайфовать.

Спасибо за возможность послушать аппарат!

18 лайков

Аппарат получил, упакован отлично. Первое впечатление - что то он очень легкий для такого размера коробки) Когда принес его домой и распаковал, увидел насколько он компактный. И для своих габаритов вес вполне внушающий уважение. Вообще такой форм фактор мне нравится, в отличии от многих других компонентов стандартного размера почти пустых внутри, тут все по делу, лишнего места в стойке не занимает и смотрится очень неплохо, гораздо лучше вживую, чем на фото. Для сравнения Charm 2.3 и Ricercar MKIII.


Вечером начну прослушивание.

17 лайков

Жду живого сравнения по жвучанию… :face_with_monocle:

6 лайков

Намечается интересное сравнение :nerd_face:
Жаль не ламповый конечно

1 лайк

Оба ламповые.

3 лайка

Всем привет!
По результатам прослушивания Ричеркара МК3 и сравнения его с Шармом 2.3 докладываю:
При первом включении сразу обратил внимание на проработку баса. Его довольно много, он неплохо структурирован, но мне показалось, что аппарат подчеркивает мидбасы.
Звучание у Ричеркара плотное, слитное, аппарат энергичный, на некоторых записях было ощущение, что играет быстрее, чем Шарм. Для рока заходит очень хорошо, увлекательно звучит, но это если не прислушиваться к деталям.
А вот по ВЧ у меня возникли вопросы. На мой вкус недостаточно проработаны послезвучия, сустейн тарелок затихает быстрее, чем я привык слышать. Это вместе с акцентом на мидбасах как мне кажется и добавляет ощущения некоторой торопливости в звучании. В целом в сравнении с Шармом меньше деталей в высокочастотном диапазоне, ощущается нехватка воздуха. Мне такая подача не очень нравится, к примеру, при прослушивании Let there be rock AC/DC это звучит так, как будто локомотив несется на тебя из тоннеля, а у Шарма ощущение, как будто на тебя по шоссе несется грузовик, то есть звучание Шарма более открытое, но не такое басовитое, а у Ричеркара слегка зажатое, но мощнее по низам. Вообще, если не придирчиво слушать, то звучание Ричеркара в целом довольно комфортное, особенно в фоновом режиме. Но при внимательном прослушивании я разу обратил внимание на нехватку ВЧ, так как привык к другой подаче звука.
Сцена у Ричеркара больше в глубину, чем в ширину. Звук к акустике не привязан, но похвастаться особо нечем, все довольно плотно сбито и в ширину не сильно выходит за пределы акустики. Шарм сцену прорабатывает лучше за счет более детальных ВЧ, хотя тут у Шарма показатели тоже не выдающиеся. Но у Шарма образы выглядят крупнее, чем у Ричеркара, лучше разделение инструментов в пространстве.
Внешний вид мне понравился, чем то Apogee напомнил. Сборка аппарата довольно качественная, особенно учитывая, что корпус не родной и будет дорабатываться. Греется Ричеркар весьма ощутимо, так что не рекомендую устанавливать его вплотную с другими компонентами, возможно разработчикам следует поместить его в более просторный корпус.
Мое резюме - нормальный аппарат, вполне достаточный для второй системы и фонового прослушивания, но как основной я бы себе не оставил, Шарм на мой вкус играет интереснее, хотя тоже не совершенство.
Все вышеперечисленное не претендует на истину в последней инстанции, слушайте и выбирайте для себя сами, не полагаясь на чужой опыт.
Прослушивание и сравнение проводилось на:
источник транспорт на 502-й, любезно предоставленный @Kirillizza , тезка, спасибо большое, выручил!
усиление DIY А-класс по схеме Нельсона Пасса Zen v4.
акустика 3-х полосная авторская от Сергея Проворова: на вч Morel Elite Tweeter ET 338, на сч Scan Speak D7608/920010, на нч SB Acoustics SB23NRXS45-4, корпус с фи.
кабельная обвязка на усилителе DH Labs Power Plus, силовые на цифре и межблоки от @Nightwolf
Слушал: Dave Brubeck “Time out”, AC/DC “Let there be rock”, Megadeth “Peace sells”, John Campbell “Howlin mercy”, E.S.T. “Retrospective”, Delta Bombers “Pressure and time”, New Order “Singles”.
Благодарю бар и разработчика за возможность послушать аппарат!
Всем удачи и хорошего звука!

28 лайков

Созвучно с моими впечатлениями.

3 лайка

Записываем…
Количество и характер ВЧ во многом зависит от настройки послецапового фильтра. После прослушивания ЦАПа в некоторых системах было принято решение, на свой вкус, немного притушить ВЧ диапазон. Допускаем, что в процессе “прогрева” элементов, ВЧ так же стало чуть меньше. Чтож, в серийной версии и в прототипе, после тура попробуем немного добавить.

12 лайков

:slight_smile:

6 лайков

Кирилл, спасибо за развернутое сравнение с Шармом. Я так понял в свой сетап вы выбрали какой-то иной вариант цапа. Не поделитесь какой?

1 лайк

Не за что, ответил в личке.

1 лайк

И мне, если можно

На мой взгляд, с послезвучиями полный порядок. Нехватка вч, да, здесь солидарен.

Нюансы толкования… :man_shrugging:t2:

1 лайк

Первые впечатления: всё не однозначно. Неделя снова выдалась загруженной, пока прослушал только два диска. На первый ух: очень красиво прорабатывает низ и мидбас, бочки роскошные и подробные. Эшелонирование на высоте. На средних слышу сдержанность и lean-back по вокалу, немного не хватает воздуха и высоких, словно Ричер подкушал ВЧ-диапазон, изящно сняв пальцем крем с тортика. Торт от этого менее вкусным не стал, но есть нюанс. Завтра буду слушать подробно и вдумчиво, отпишу в сб-вс.

8 лайков