Настал и мой черёд оставить отзыв. Коротко не получилось, поэтому заранее прошу прощения за неумение компактно излагать мысли.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Этот отчёт обязательно должен начаться с благодарности.
Благодарности компании Next Hi-Fi @nexthifi за её щедрость и содействие в большом деле туров.
И, конечно, благодарности Дмитрию @dmitre за то, что он делает для развития сообщества и культуры.
Это действительно важная работа по расширению кругозора, формированию перспективы и созданию ценного коллективного опыта.
НЕМНОГО ЗАТЯНУТОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
В туре я участвую первый раз. До этого я с интересом читал многочисленные ветки в этом разделе. Однако, будучи простым наблюдателем, я не до конца представлял, что тур – это не только развлечение, но и ответственность, подразумевающая обязательную интеллектуальную работу.
И вот тут я столкнулся с тем, что получение удовольствия от музыки и скрупулёзный анализ особенностей её воспроизведения – не всегда синергичные друг другу процессы.
Чем тщательнее я начинал выделять для себя малейшие нюансы, чем старательнее пытался разложить звук на составляющие, тем больше я терял связь с музыкой, звучащей из колонок. В компьютере оставались аналитические заметки, но в голове было пусто, память не фиксировала эйфорический опыт прослушивания композиций.
Через какое-то время, я понял, что делаю что-то не так. Затем я стал просто слушать музыку, много музыки. И понимание звука пришло само собой. Комплексные итоговые ощущения оказалось легче осмыслить и систематизировать.
Ещё один интересный для меня опыт – побочный эффект активного прослушивания. Для меломана сложно выслушивать свой сет-ап с аудиофильских позиций. При критическом подходе непременно находишь слабые стороны не только тестируемого компонента, но и собственной системы. Их тоже приходится идентифицировать и пропустить через себя. А в результате лучше узнаёшь и свою систему, и альбомы, которые, казалось бы, слышал уже сотню раз. Начинаешь понимать и принимать их на новом уровне.
Текущую версию CHORD SIGNATURE мне было интересно услышать по двум причинам.
Во-первых, при покупке своей акустики я слушал её именно с акустическими красно-чёрными Chord Signature предыдущего поколения (тогда ещё полностью медными). Конечно, это было в совершенно другой системе и другом помещении, но свободный и комфортный звук запомнился мне, и с тех пор всегда было любопытно попробовать этот кабель у себя.
Во-вторых, хотелось испытать зарекомендовавшие себя кабели известного производителя более высокого ценового уровня, чем мои текущие, чтобы своими ушами услышать, куда можно расти дальше.
МОЯ СИСТЕМА
КДП: жилая комната 18 кв.м. с расстановкой не по калькулятору, без выделенки.
Источник: проигрыватель винила Kuzma Stabi S - Stogi S - Lyra Delos
Фонокорректор: ASR Mini Basis Exclusive
Усиление: Leben CS300XS, плюс дополнительный вариант Sugden Masterclass ANV-50
Акустика: полочники DeVore Fidelity Gibbon 3XL
Фильтр: PS Audio UPC-200
Коммутация:
Силовые – Vovox Excelsus и ASR Magic Cord
Межблок – EWA IC-25
Акустический – EWA LS-25
Поскольку в туре участвуют именно межблочный и акустический кабели, то пару слов о тех, что стоят сейчас у меня в системе.
EWA – это новая линейка кабелей Колина Вонфора, разработавшего успешные модели Tellurium Q (а также известные в узких кругах усилители SECA и Claymore). После разрыва отношений с “Теллурием” Колин пустился в свободное плавание и вместе со своим новым партнёром по бизнесу Аланом Брауном основал новую компанию - ABC Audio. Кабели выпускаются в мануфактурно-гаражных условиях, но на профессиональном оборудовании, и распространяются напрямую.
МЕТОДОЛОГИЯ
Сначала я подключил сразу оба кабеля – и межблок, и акустический.
Слушал их на близких мне жанрах сперва с ламповым, потом с транзисторным усилителями.
После этого я послушал кабели по отдельности, а затем снова вместе.
Я использовал записи как хорошего, так и среднего качества, чтобы понять как кабели будут вести себя на разных классах звука.
И НАКОНЕЦ-ТО ПРО КАБЕЛИ!
Встреча по внешности.
Насколько я понял по состоянию коннекторов, кабели были предоставлены в состоянии «из демо», что снимало вопрос о прогреве. Оба кабеля направленные, стрелочки позволяют легко разобраться, как их правильно подключить.
Упаковка простая, но не производит впечатления дешёвой, аккуратная. Ничего особо примечательного.
Впрочем, упаковка – это то, что меня волнует в меньшей степени, поэтому не стану задерживаться на её описании.
А вот от качества изготовления кабелей в этой ценовой категории я ожидал большего. Произведено в Королевстве Великобритания, но сделано местами небрежно, как будто впопыхах.
На акустическом оплётка не всегда аккуратно заходит под металлические перемычки, из коннекторов межблоков торчат какие-то нити (клей или пластик). Михаил подробно описал это в своём отзыве выше. При этом ощущения дешевизны не возникает: если не придираться к мелочам, то тактильно и визуально кабели воспринимаются солидно и убедительно.
Черно-красная оплётка акустического кабеля – сочетание на любителя, но почему бы и нет. Доступны также и другие цветовые решения. Кабель не мягкий, но в пределах допустимого изгибается нормально и колом не стоит.
Коннекторы у обоих кабелей приятны и удобны в коммутации – не слишком тугие, но держатся при этом надёжно.
В акустическом используются проприетарные медные бананы ChordOhmic с посеребрением. Инженеры и маркетологи компании Корд ответственно сообщают нам, что в мире большого звука серебро дороже золота.
А что со звуком?
Корни Chord растут из Naim. В начале восьмидесятых годов прошлого века во время визита на фабрику Naim дилеры из США спросили, что британцы могут посоветовать для американского рынка в качестве межблочников DIN-RCA. Готового варианта не нашлось, и супруга тогдашнего управляющего Naim – Салли Гибб – вызвалась изготовить такие кабели. Именно она встала во главе новой компании, которую с оглядкой на заокеанского потребителя назвали «Корд». (В Америке было принято называть кабели словом «cords», созвучным другому английскому слову «chord» – аккорд, струна, и даже голосовые связки. Из игры смыслов и созвучий выросло название, ставшее одним из брендов-долгожителей в аудио.)
Многие отмечают, что у компании есть свой фирменный звук («house sound»), который можно проследить в том числе и в разных линейках.
Салли до:
(Реальный архивный кадр из рекламного календаря).
Салли после:
Но что же услышал я?
Поскольку прослушивание я проводил на двух усилителях, отмечу, что разница в подаче была отчётливо слышна, и Корд чутко реагировал на смену компонентов. Но общий почерк и фирменный звук сохранялись.
Если рассматривать кабели по отдельности, то, на мой взгляд, межблок чуть интереснее и выразительнее акустического, но вместе они дополняют и приумножают черты друг друга, сохраняя при этом единство стиля.
Комплект звучит достойно и с характером. Это явно не кабели начального уровня. В них есть порода и достоинство. За ними чувствуется мысль разработчика, спокойная уверенность в результате.
Назвать их звук старомодным язык не поворачивается, скорее есть в нём что-то от основательности традиционной британской глубинки: дух исторических пабов, размеренный ритм, пасторальные пейзажи, вневременная самодостаточность. При этом под всей этой видимой гармонией можно различить гордость имперского самосознания, а порой и склонность к браваде.
Поставив Chord в свою систему, я сразу отметил два обстоятельства: изменились бас и объем.
Баса прибавилось, и он стал глубже.
Это дало физиологически-приятную наполненность инструментам: у фортепьяно добавился вес, джазовый контрабас выдвинули из второго ряда, в акустической гитаре стало лучше слышно корпус, барабаны на рок-концерте заработали так, как будто ты находишься у сцены, а не сидишь в VIP-ложе на балконе. Особенно на пользу это пошло электронным композициям: звук начал казаться гуще, стал обволакивать. В ритме проступил тёплый, ласкающий слух драйв.
Бас не приобрёл в скорости и плотности, но проявил себя более фактурно и осязаемо. К этому очень легко адаптируешься и привыкаешь. А привыкнув, начинаешь замечать, что не везде это одинаково уместно.
В хип-хопе, где синтетического баса с самого начала наложено большой ложкой, он стал затягивать одеялом другие звуки, оставляя пространство лишь вокалу. В полутяжёлой музыке, где у бас-гитары иногда чувствуется нерв и металлический тон, струны будто намазали маслом. На «A Sky Of Honey» Кейт Буш прозрачная упругость инструментальной подложки стала прямолинейной и напористой. В разножанровых композициях, где бочка была прописана активно, она стала солировать, сделав звучание механистичным как в каком-нибудь краут-роке.
Теперь объем.
У меня неидеальные условия КДП, поэтому не берусь делать однозначные выводы о ширине и глубине сцены. Отмечу только, что объёма прибавились и образы стали крупнее.
Для многосоставной инструментальной музыки и громкого рока – это очень круто. Усиливается чувство вовлеченности и реализма происходящего. Хорошо передаётся энергетика стадиона или концертного зала.
Для более аскетичного исполнения или интимного вокала польза этого эффекта не столь однозначна. Исполнитель начинает казаться гигантом, едва протиснувшимся в твою комнату. Инди-драма превращается в блокбастер. Возникает чувство, будто ты, как в каком-нибудь фильме Линча, сидишь в огромном концертном зале и слушаешь многократно усиленный голос исполнителя, только в зале никого кроме тебя нет и происходит всё во сне. Впрочем, это дело вкуса, чрезмерной гипертрофированности нет, а многим такая подача так и вовсе нравится.
В остальном кабель сбалансирован.
Средние частоты в меру подробны и певучи, чуть теплы, но не темны. В целом человеческие голоса довольно естественны, хотя на некоторых записях в вокале (особенно не низком мужском) появлялся едва уловимый окрас. Но возможно, дело в остальных компонентах, а не в Корде.
Высокие частоты подаются комфортно, без песка, с контролем. Если сибилянты и вылезают, то только там, где уже были до этого. Такая слитность звучания чуть маскирует микродетали – тарелки и щёточки воспроизводятся подробно, но без рассыпчатой лучистости. От звука бьющегося стекла на записи не вздрагиваешь. Зато «на горячую» записанные саксофоны и флейты, а также птичьи голоса восточных певиц не утомляют.
Тембры Корда точны, с лёгкой склонностью к полноте.
Скорость не гоночная, но достаточная для поездки по автобану, когда едешь быстро, но лихой стремительности не ощущаешь. Динамика хорошая, хотя общая подача скорее собранно-плавная.
Пижонская виртуозность соло-гитары Рика Бишопа становится размеренной, как спокойные движения вышивальщицы. Нерв уступает место спокойной уверенности.
В тяжёлой и электронной музыке порой чуть не достаёт резкости в атаке, но этом компенсируется слитностью напора. При этом манеры кабеля интеллигентные. Boris сотрясает комнату, но делает это воспитанно, без грязного угара андерграундного клуба. Электроника играет без резких транзиентов, полновесно и тепло, с хорошим темпом. Почти человечно.
Кажется, в ярких системах Корд способен не затемнить или сгладить, а успокоить и гармонизировать звучание.
И здесь очень важно оговориться, что, учитывая долгожительство линейки и её статус, все претензии я предъявлял по гамбургскому счету. Порой речь часто шла о тонких нюансах восприятия, на которые влияли и все остальные компоненты системы в своей совокупности.
На самом деле кабели мне понравились. И пусть они не про изящное кружево, а про практичный, надёжный твид; не про поэзию серебряного века, а скорее про мастеровитую прозу. Самое главное - в них живёт музыка. Их совершенно точно стоит послушать, чтобы составить собственное впечатление. И когда наступила пора передавать их следующему участнику тура, расставаться с ними совершенно не хотелось.
Список использованных в тесте альбомов
Andrew Hill – Black Fire
McCoy Tyner - Sahara
The Gil Evans Orchestra – Out Of The Cool
Hiroshi Suzuki – Cat
The Drift - Noumena
David Axelrod – Song Of Innocence
Jay Richford & Gary Stevan – Feelings
The Greg Foat Group – Dark Is The Sun
John Fahey – America
Sir Richard Bishop - Improvika
Linda Perhacs – Parallelograms
Marissa Nadler – Ballads Of Living And Dying
Yoshiko Sai – Taiji No Yume
Kim Doo Soo – 10 Days Butterfly
Songs: Ohia – Didn’t It Rain
VA – Wayfaring Strangers: Lonesome Heroes
VA - The Brown Bunny OST
Andy Bey – Experience And Judgement
Tim Maya – Racional Vol.1
Eboni Band – Eboni Band
Kate Bush – Aerial
PJ Harvey – Is This Desire?
Tricky – Maxinquay / Broken Homes Ep
Lou Reed – Transformer
Godspeed You Black Emperor! – Slow Riot For New Zero Kanada
Kinski – Airs
Zombi – Surface To Air
The Flaming Lips – The Soft Bulletin
Dungen – Ta Det Lugnt
Agitation Free - Malesch
King Gizzard & The Lizard Wizard - Polygondwanaland
Lumerians – Horizon Structures
Mammatus – Mammatus
Om - Pilgrimage
Boris with Michio Kurihara - Rainbow
Boris – Pink
Emeralds – Does It Look Like I’m Here?
Beatrice Dillon – Workaround
Oneohtrix Point Never - Returnal
Pub – Summer
Jan Jelinek – Loop-Finding-Jazz-Records
Gas – Nah Und Fern
Dälek – Abandoned Language
Ratking – So It Goes
Freddie Gibbs & Madlib – Piñata