О британских GEC KT88. И нам подделки не нужны!

Британские KT88 - самые желанные силовые лампы этого типа по мнению западной аудио-тусовки, соответственно просят сейчас за такие весьма приличные деньги. Кто-то сейчас скажет, а вот и нет, у меня дешевый саратовский Electro-Harmonix лучше звучит. Хорошо, пусть так. :slight_smile:

Какие же они бывают? И как отличить их от имитаций, которые сплошь и рядом встречаются в продаже по конским ценам настоящих английских kt88?

Рынок требовал все более и более мощных ламп в свете развития техники на базе американской 6L6. Кому интересны исторические детали и технические подробности лучевых тетродов, можно посмотреть здесь:

В итоге американский Tung Sol первым запустил в производство свою знаменитую 6550 и законно запатентовал её конструкцию.


Конечно, не стоит думать, что 6550 предназначалась для аудио. Военные, промышленность, освоение космоса и т.д. - все требовали что-то помощнее, но со старым добрым октальным цоколем и легко совместимое с существовавшими конструкторскими решениями. Лампа 6550 оказалась настолько востребована и хороша, что британцы сразу решили сделать нечто конкурирующее, но при этом обойти патентные ограничения. Таким образом, из-под пера и молотка конструкторов вышла kt88, которая по сути стала дальнейшим развитием уже существовавших к тому времени лучевых тетродов, собственно легендарной KT66 (которая, волею судеб, кстати, тоже отлично звучит). Так же возникли промышленные «усиленные» варианты TT21 и TT22 для наших аудио-целей, как правило, пригодные, особенно TT21, с помощью адаптера или проволочки и очумелых ручек.

Производство началось на мощностях GEC (дочерней компании MOV Marconi-Osram Valve) в 1956. В бытовом секторе в то время считалось, что kt88 в большей степени были нацелены на аудио и востребованы hi-fi рынком, в отличие от 6550, которые позиционировались американцами в большей степени для гитарных комбиков, ну и для аудио, конечно, не без этого. В США же все - типа гитаристы, ага… (хотя мы-то знаем, что 6550 ранних выпусков с цельными анодами - отличная по звуку вещь). Лампы kt88 и 6550 полностью взаимозаменяемы, если что…

KT88 бывают нескольких видов. Вот самая ранняя реклама британской kt88:


  1. Ранний тип: грушевидное стекло и верхний геттер (два геттера). С металлической юбкой или без
  2. Потом колба приобрела привычную нам форму, но геттер оставался только сверху
  3. С течением времени, геттеров стало три (четыре): вверху (один или два) и с боков. Сначала они имели подковообразную форму, потом стали круглыми. Мне встречались лампы где вверху ещё подковообразный геттер, а по бокам уже круглые. Металлическая юбка опоясывала цоколь из коричневого пластика, так называемый «чайного цвета цоколь» (brown/tea base)
  4. В конце производства цоколь стал чёрного цвета, алюминиевая обшивка никуда не делась, как правило, такие лампы имеют маркировку Gold Lion, но не обязательно
  5. Практически на всех лампах также присутствует маркировка Z - завод Hammersmith, а на экземплярах официально поставленных на американский рынок, еще код поставщика 1022 и обозначение импортируемой партии. 1022 - код импортёра IEC Mullard, соответственно, по-этому лампы производства GEC частенько маркировались Mullard для США (хотя сам по себе Муллард и рядом не лежал, то есть к производству kt88 никакого отношения не имел)

Все британские kt88 с самого начала и до конца производственного цикла производились только на заводе Hammersmith (Z), принадлежащего MOV GEC. Самые поздние лампы, которые мне доводилось видеть были датированы маркировкой 86-87 гг выпуска. Но у меня есть подозрение, что в последние годы существования завод уже отгружал только складские запасы, а выпуск прекратили где-то ~ в конце 1984, тк массовый спрос окончательно упал, ну и рентабельность производства вместе с ним.

На рынке Великобритании и Европы kt88 продавались под брендом GEC. В США официально экспортировались под брендами GENALEX (General Electric export), Gold Lion, Gold Monarch и Mullard (+ производные IEC Mullard и проч.) - но только не GEC, понятно почему.

Любопытно, что Gold Lion и Gold Monarch маркетингово позиционировались, как премиальные лампы для аудио, специально отобранные по характеристикам. В америке за такие просили премиум к цене, по сравнению с другими kt88 с той же самой производственной линии. К каждой лампе прилагался отпечатанный сертификат, с как бы нанесёнными от руки параметрами конкретной лампы. Мило, красиво, богато, только эти сертификаты все одинаковые и соответственно не имеют никакого практического смысла. (Дураков тратить время и вручную заполнять и подписывать формуляр тестирования на каждую лампу, когда выпуск сотни тысяч, понятное дело, не нашлось).
Кто-то в «улучшенное качество» верит, кто-то нет. На мой взгляд, это отчасти может быть правдой, так как примерно с 1982 года бритты изменили производственную технологию нанесения покрытия на аноды. Они стали выглядеть, как покрытые чёрной эмалью (glossy or shiny black plates), в отличие от классического «карбонового» напыления (так называемые, muddy black/grey plates). Такие лампы всегда хорошо тестируются и сохраняют практически одинаковые электропараметры от лампы к лампе одной производственной серии. Заводской индивидуальный отбор? Не думаю, просто новая технология добавила стабильности и повторяемости. Правда, при этом встречаются лампы с принтом Gold Lion самых разных конструкций внутри: коричневый цоколь с «карбоновыми» анодами, чёрный цоколь с «карбоновыми» анодами, чёрный цоколь с «эмалированными» анодами, бывают с одним или двумя геттерами вверху. В-общем, в восьмидесятых инженеры Hammrsmith работали не покладая рук. Какая из них самая правильная для звука - сложно сказать. Почерк бренда один, но в деталях, из-за разницы в конструкции и использованных материалах, все немного по-разному звучат. Кому что: на вкус и цвет… кстати, мешать в одном усилителе kt88 разных типов все-таки не рекомендуется.

Отличительные признаки настоящей kt88 следующие:

  1. Только гладкие цельные аноды без отверстий, всегда визуально чёрные
  2. Кольца геттеров только свитые из тонкого прутка - никаких утолщенных «колечек» на ножке
  3. Шесть отметинок от штамповки анода (три справа, три слева)
  4. Никаких дополнительных слюдяных и прочих конструктивных «распорок», фиксирующих верхнюю слюдяную площадку в колбе

Вот славный пример поддельной kt88, с заботливо нанесённым принтом Gold Lion (весь набор признаков фейковой лампы китайского производства в одном флаконе):


Британская kt88- весьма живучая лампочка. Иногда, даже при полностью почерневшем и/или практически съеденным серебристом напылении геттера, она показывает вполне рабочие параметры эмиссии и проводимости. Известно, что единственным слабым местом является утечка тока: нагреватель-катод. Иными словами, проблемы с изоляцией. Этим могут грешить и абсолютно новые лампы из коробки. Так что здесь, будьте по-внимательнее! Возможны травмы усилителю разной тяжести при неудачном стечении обстоятельств.

Если есть чего добавить или спросить - welcome. )

22 лайка

Отличный пост! Очень информативно. Спасибо!

1 лайк

Теперь про усилители надо на них, наиболее дельные. Я то против, считая что звучит скажем так “менее лампово”, но стало интересно.

Тут, я пас. Может быть коллеги помогут.
Дело в том, что кто только не делал с 50х годов по сегодняшний день достойных усилителей на kt88. Полагаю, внимания могут заслуживать любые подобные усилители старших моделей от бренда с устоявшейся репутацией. Наиболее правильные не так просто выбрать, тем более, что сколько людей, столько и мнений. Мне даже в своё время понравился звук нестоль уж крутого японо/китайского Triode, который играл в классе А. По цена/качество - отличный вариант. А есть ещё конечно классический чистый пушпул, есть в ультралинейном исполнении… Одним словом, хороших на этой лампе (если в принципе нравится напористая подача kt88 при этом с отличными тембрами) десятки, если не больше.
На самом деле, думаю, что с американцев и англичан стоит начать, как родоначальников этих ламп. :slight_smile: Опять же, некую «прямолинейность» kt88 всегда можно сделать более музыкальной за счёт разумно-достаточного преда. Я бы сказал, даже нужно. Ну, а такая конструкция уже тянет на сотни вариантов. :slight_smile:

4 лайка


Здравствуйте. Не подскажете в двух словах, интересный вариант? как я понял это совсем ранние лампы?

Не советую, я видел измерения именно этих ламп :grinning:

Да, хороший одно/двух-геттерный вариант в верху колбы. Не могу утверждать на собственном опыте прямого сравнения, но на западных форумах по звуку больше хвалят вариант, когда есть боковые геттеры. В общем и целом, обычно за последние в среднем дороже просили. Ну, или так было, когда ещё был выбор на рынке.

Спасибо огромное!