Не понимаю стерео

Это сложная для меня тема, и возможно будет иметь множество неточных и непонятных формулировок, гипотез и костылей. И тем не менее, мне бы хотелось ее аккуратно начать, и, возможно, увидеть тех, кто столкнулся с такими же мыслями, что и я, занимаясь аудиофилией или даже просто меломанством. Случалось ли с вами такое, что вам было интереснее слушать одну колонку (правую или левую), чем сидеть в свитспоте и синтезировать в голове стереозвук из двух колонок? Приходила ли к вам мысль, что вы будто слышите временную разницу в приходе звуковой волны от левого и правого канала, находясь даже строго в вершине треугольника? Хотели ли вы, чтобы ваш источник звука был больше похож на точечный, нежели это позволяет классическое стерео? Ощущаете ли вы удовольствие когда играет блютус-колонка или радиоприемник с одним ШП-динамиком? Если какой-то из этих вопросов заставил вас задуматься - добро пожаловать за столик.

8 лайков
  1. Нет
  2. Нет
  3. Нет
  4. Нет
    P/s Но у меня в коллекции есть 4-5 альбомов на виниле записаных в моно и я их с удовольствием слушаю в своей стереосистеме , однако заметил что моно мне больше нравится слушать с конусной заточкой иглы , так как моно головы у меня нет .
5 лайков

Присаживаюсь за столик.
Так сложилось, что стерео слушаю с удовольствием, но большинство времени играет моно. Начиная с первого приёмника, потом на работе в качестве контрольной акустики (ширик 4А32), потом дома, потом опять на работе одна двухполоска (маловато места) и сейчас у компа тоже один 10 см широкополосник.
В домашнем кино, правда у меня было стерео, хотя сейчас эти две колонки тоже в монорежиме от одного моноблока на 300В.
Да, на одной колонке вполне хорошо слышны и направления проводов и даже эшелонированние в глубину и объём - отлипает ли всё от акустики или наоборот - прилипает к ней.
Не противопоставляю одно другому, просто мне слушать моно удобнее и привычнее.

4 лайка

Начну с того, что мой путь в мире аудио начинался с многополосных систем и секты свидетелей “звука по графикам”. Вопрос формирования системой максимально приближенной к линейке АЧХ с минимальными искажениями часто заводит неофитов в мир трех- и более полосных колонок. Ведь говорят, чем меньший диапазон приходится отрабатывать одному динамику, тем меньше он “надрывается”. Но время шло, и звуковой светофор тех АС, что я мог себе позволить, все чаще заставлял меня думать о том, что я слышу множество источников, сумма звуков которых сильно зависит от минимальных изменений положения головы по вертикали. Ощущение “рассыпания” звука иногда покидало меня лишь на выставках в комнатах с топовыми многополосками от Маджико, Боресен и Рокпорт. Дома же, разные винтажные трехполоски и авторские трехполоски на скан-спиках заставляли меня задумываться, что что-то здесь не так.
Затем были двуполоски, от полочных Фокал и Дали, до условно двуполосных Пятерок Харбет и РХЭндных двуполосок Дарион, где из кроссовера был только один конденсатор. В целом, по субъективным ощущениям это был шаг вперед. Но иллюзия достоверности все равно разбивалась. К этому времени я немного освоил искусство выстраивания тембров с помощью подбора кабелей, ЦАПов и прочего. И даже осознал насколько вредят транзиентам элементы в фильтре.
И вот не так давно, сидя перед парой ШП-акустики Диатон, в которой не было фильтров вообще, и лишь один динамик на каждый канал, ко мне пришла мысль, что я “дошел до ручки”. Теперь возникла идея, что и динамик должен быть один - точечный источник, один ШП динамик, все как в реальном мире. Здесь я завис и не понимаю, как дальше быть, ибо все записи последнего полувека - это стерео, два канала.
И я теперь не понимаю стерео.

4 лайка

Замечал) нравится иногда слушать просто точку, блютус колонку условно, без заморочек со сценой и тп. Как будто работы мозгу меньше в такой момент) Систему не могу слушать фоном, еще и пластинки эти переворачивать надо… а вот блютус колонку могу легко)

7 лайков

Предполагаю, что суть вопроса кроется в стереобазе - разнесении источников звука в пространстве.
Эволюционно наш мозг учился улавливать разницу прихода волн в левое и правое ухо всего в 1 мс. Это необходимо для определения источника звука. В классическом стерео мы имеем два источника, звук от каждого из которых приходит сначала в одно, потом в другое ухо. Мозг интуитивно слышит оба источника, но способен при определенной сноровке свести эти разрозненные звуки в один, создав иллюзию. Помимо разности прихода фронта звуковой волны в правое и левое ухо, мы имеем также и пространственное смешение звуков от левого и правого канала, что добавляет хаотичности в временную составляющую. То есть и без того испорченный трактом фронт импульса звуковой волны убивается разностью своего захода в мозг.
Это гипотетические выкладки в попытке разобраться, что происходит.

Приветствую. Так это и есть, моно вариант. В принципе, это не для всех, к этому надо прийти. Опять же какую музыку слушать. Сам слушаю моно, все вполне устраивает, и самое главное что не надо ловить центровку акустики. Сидится строго по центру, ну так далее, шаг в право шаг в лево. Отвык совсем, слушая разные системы стерео, ну и надо адаптироваться немного, ловля право, лево, ну и как-то не привычно.

3 лайка

Можно иметь несколько систем, одну хорошую моно, вторую для стерео с двумя динамиками. Было немалое количество таких систем у любителей музыки, описывалось на других форумах. Совместить всё в одной наверное не получится.
В моей практике нет такого противопоставления стерео-моно, просто акустику в стереосистеме я стараюсь расставлять не широко и без разворота морд внутрь, тогда не получается эффекта перефокуса и сильных изменений при изменении положение головы или её повороте, звук более диффузный и воздушный, выходит за пределы акустики и плотно фокусируется в центре. Хорошо проверять на монозаписях, но в общем и на стерео получается примерно так же.

2 лайка

частенько слушаю 102-ю ригонду - нравицца)

3 лайка

У нас мозг такой. Однопоточный процессор из каменного века… Стерео это поток, который несёт лишнюю информацию, требует ресурсов. Эти странные звуки нужно классифицировать. Опасны или не опасны. Кто это и похоже ли на что то из имеющейся картотеки данных? Далеко или близко. Оно может сожрать или напасть? А может просто трек переключить или апгрейд замутить?

1 лайк

В качестве второй ‘системы’ имею в одну колонку Diatone DS 1000 c Yamaha PC 1002 по мостовой схеме в моно. Иногда подключаю ШП на Coral Flat 10/

Могу сказать - всё зависит от самого музыкального материала.
И от степени заинтересованности в нём.
Что-то можно в одном внутриканальном слуховом аппарате слушать.

Есть несколько знакомых, которые непосредственно связаны с музыкой и вполне обходятся одной колонкой.

2 лайка

Не, даже пришлось блютус колонку стерео купить :cry:.

1 лайк

Тема интересная, спасибо. Подпишусь

2 лайка

Стерео нравится.
И моно колонка LG XBOOM AI ThinQ WK7Y - тоже нравится (с Алисой).
Радиоточки - нравятся. Немало музыки для себя открыл благодаря Орфею и Культуре.

1 лайк

Старые стерео-битлз хорошо через моно слушать, они тогда вместе играют, а не с флангов наступают.

4 лайка

На пути к реализации идеи точечного моно-источника звука вижу несколько сложностей:

  • бОльшая часть записей сделана в “стерео”, а искусственное сведение их в “моно” может существенно исказить звук;
  • отсутствие на рынке готовых девайсов для постройки моно-тракта (разве только моноблоки для усиления);
  • отсутствие доступных и понятных DIY-наработок по созданию моно-акустики.

Одним из возможных выходов мне видится создание стандартного стерео-тракта с акустическим блоком, в котором максимально близко расположены ШП-динамики (коаксиальные драйверы) правого и левого канала. Но это решение имеет явный недостаток - взаимная перекрестная модуляция звуковых волн, формируемых динамиками (звуковая волна правого динамика модулирует звуковую волну левого динамика и наоборот).

Я бы предпочел колонку с круговой направленностью. Динамик коаксиальный вверх смотрит в рассеивающий конус.

2 лайка

Много арт-психодел-рокеров 70-х злоупотребляли стерео: гитара слева, барабаны справа, голос посередине. Кнопка “моно” часто помогает исправить это странное извращение…

1 - Может. Но сильно зависит от записей и от микрофонной техники (способов формирования пространственного впечатления).
Из того что я читал - суммирование нужно выбирать вручную под каждую запись, и нередко лучше бывает при неровной сумме или даже только с одного канала (но см. выше).
2 - В основном кастомное.
3 - В общем это уже давно протореный путь, нужно просто искать. Из важного - моноколонка должна быть более басовитой, чем стереопара акустики.

Стерео в одном ящике или близко - явно неудачное решение, интерференция каналов даст сильный негативный эффект. Да, и совсем не обязательно ШП, хорошо могут играть и не однополосные варианты, просто многополосной акустике обычно нужно большие расстояния для слитного поля, слушать не вплотную.
Хотя тоже сильно зависит от конструкции и излучателей.

1 лайк

На всякий случай добавлю сюда фундаментальную статью АМЛ на эту тему, вышла она в питерском журнале “Аудиомагазин” в середине 90-х, номер у меня есть )
http://aml.spb.ru/articles/stereo_or_mono.htm
Упомянутую там же его статью про микрофонные системы и стереофонию тоже можно найти ссылкой, либо желающие погуглят.
Да, и очень подробные рассказы о системах владельцев разных необычных моносистем (в том числе, среди прочих интересных) были у Юры Лиховола. Если верно помню, то он уже не с нами (( , но описания его можно поискать…

3 лайка