Тарим наедине с Supernait 3.
Я рад, что меня втянули в эту гонку. Когда в смятении и напряжённый момент жизни. Когда сам придумываю новый интегральник \вы о нём ещё услышите!\ - хочется понять: что с неймом? Заметьте, они уже 20 лет не обновляют линейку “классика”, и всё, что связано с честным звуком \без стримеров и Музо\ выплёскивается через узкое горлышко интегральников. Хлебнуть и почувствовать…
Для начала. Что есть иксэсы и супернайты вообще? Ответ: классический неймовский тракт, загнанный в одну жестянку: пред и оконечник. Пред незыблем: всё та же схема - два буфера с фильтрами, реуляторы, линейный усилитель с выходным буфером. Оконечник - иначе: Стив Селлс задал иную моду мощному усилению. Чтобы без гнетущих подробностей - с его лёгкой руки нейм обрёл выход на комплиментарных транзисторах и немного необычную термостабилизацию. И что-то неуловимо новое в звуке.
А собственно разница между иксэсом и супернайтом? Знакомый набор фокусов. 1. - более крупный и сильный трансформатор. 2.- локальное спасение от SMD. Да-да - не слушайте басен что разницы нет. Во многих игрушках СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ впаивают вручную обычными объёмными деталями. В Супернайте собственно это все транзисторы предусилителя и транзисторы дифкаскада \да ещё и специально подобранные - под напряжением 40 Вольт стоят 25-вольтовые по паспорту приборы!. Чувствуете? - под напором ширпотребовского упрощения отчаянные попытки отстоять святые рубежи.
И ещё одна классическая разница. Как и между 202 и 282. Входные разъёмы где подешевле крепят прямо на печатную плату \да они и сами при этом игрушечные…, а в дорогой версии - прикручены к шассии и проводками ручками паяются за английскую зарплату. Разница на слух ещё та: механические резонансы кабелей гудят на плату с монтажом. Примерно так.
Что до тройки, то главное отличие от предшественников исказили у нас и замылили из-за некорректного перевода, а потом пошло и повторялось. Никакого там экранирования. Отказ от каскодной схемы в драйвере оконечника. Специалисты и без меня знают что есть каскод, а любителям музыки поясню, что это включение особым образом двух транзисторов вместо одного, при этом частотные и некоторые линейные свойства стремятся к идеальным. Актуально именно в драйвере, который таким образом становится высоковольтным и быстродействующим одновременно. Пришла эта мода в naim вместе со всё тем же Стивом \мощный каскодный дебют - Суперлайн на базе Стейжлайн. И вдруг исчезает - на большом фото видно, что возврат к классике и ничего больше вроде не изменилось. Логику понять трудно, оценим при прослушивании.
И конечно винил. Не будем утопать в оптимизме - Стейжлайн туда конечно не всунули, но сохранив ПРИНЦИП, реализовали его НА МИКРОСХЕМАХ - операционных усилителях. Терпите, терпите - Вёрекер не воскреснет, а на новодельном виниле, который всё равно с МП-3 пишут, ничего и не почувствуете. Тут тоже социальная разница: у XS плата едина с коммутатором, Supernait - отдельное амортизированное крепление и ВСЕ ДЕТАЛИ НЕ SMD \кроме микросхем и электролитов. Примерно все различия. Как не крути - в основном косметика для нового имени. Будем слушать.
У меня naim CDX2, акустика Dynaudio Special 25. Все кабели Cardas, сетевые - DH Lads \красный.
Я начинаю с Челентано Confessa. Моя подруга из кухни, создавая кофе, вдруг замечает: КАК ЧИСТО!!! Почти падаю. Это её любимый номер и всегда оценивалась спонтанность, игривая замутнённость, игра и игра. Вот так вы часто и неизменно ошибаетесь в пристрастиях своей женщины… В этой незамысловатой итальянской игре я всегда ставил на некий парадокс, а он рушится. Naim легко меня обманывает и тянет одеяло на себя. Почти стерильность обещает нежность и спокойствие, критерии нарушены, а номер идёт и идёт на ура.
Ладно. Нужно выбежать в ближайший магазин \Вирус! Вирус!, оставляю Девятую Симфонию Дворжака - триумф, самовлюблённость, признание в Новом Свете, масштаб и вседозволенность - почти фантазии его более позднего соотечественника политика Дубчека в 1968, пока Брежнев больно не прижал Сашу дверью. Возвращаюсь и слышу из открытого окна \4 этаж: очень громко, свободный трепет и почти зал Филармонии. Такого в моей жизни ещё не было в любых сочетаниях.
Стоять. Не обольщаться, 4-я Брамса, Караян, конечно. Вот здесь спотыкаемся и падаем. Блестяще, но где собственно Караян, который мог сделать так, что в самом начале ты взлетаешь в дивных красках апрельское небо? Чем эта чистейшая и безупречная тягомотина отличается от версии Фуртвенглера, презрительно относившегося будущему Маэстро? Такие тонкости рухнули… Скучно и кофе к месту. Кстати, этот же номер на XS2 \довелось ремонтировать\ - больше синтетики и предсказуемости. Но прекрасно воспринимается в целом, волнует, забываешь условности и размеры. Гармония. Здесь сильно рванули вперёд по звуку и что-то поменялось местами.
Хорошо. 1974 - патлы до плеч, башмаки на платформах и юбки на 30 см выше колена. Burn!!! Читать этот диск - мучение. Особенно японский. Нужно понять раскрепощённость Deep Purple, сбросивших troubles внутренних отношений гениев в обмен на присутствие пока не развращённой молодости. Почти как у мужчины лет 45, пославшего подальше утомительную лахудру и выбравшего юную бейбу. Здесь всё должно рокотать и трепетать. Сумасшедшие соло, колом в голову рифф, два голоса как один, игра грязью и стремительная гонка. Спотыкается. Чисто и непонятно. А здесь игра или есть, или нет.
Да, ещё винил. Используем \вот это интрига!\ роликовый Elac Miracord 50H 70-х годов с ММ головой Orthofon Black. Здесь большой программы не будет - ревущие 60-е, мюзикл Волосы \первопечать, завершающая Let the Sun Shine in. Не путать с киноверсией Милоша Формана - здесь Племя и каждый сам за себя. Трепетный набор голосов, сливающийся в неописуемый хиппизм с бесконечной динамикой. Что же слышим? Братья, дикий могущественный бас! Такого все вместе взятые стейжлайны отродясь не давали. Плотная сцена и глубина, опять чисто и как в зеркале все достоинства Ортофона, но НЕТ ТОЙ СВОБОДЫ 60-Х, без которой задыхались мы здесь в Совке и которая, впрочем, сейчас задохнулась уже везде под пятой политкорректности. Возможно, этот корректор способен на чудеса в мире аудиофилии, но этот один опыт остановил меня на пути попыток. Найдите кого помоложе, кто уже не помнит настоящий винил, как единственный способ дыхания.
В целом. Вас когда-нибудь угощала любимая женщина утром овсяной кашей \ну, плюс яйцо\ с коньяком? И как-то это перемешано с утренним послесонным волнением. А есть просто овсянка солсберийская с молоком утром. Да ещё и далеко не 70-х годов, но чертовски классическая и вкусная. Правда, это совсем другое. Я просто во время всех этих экспириенсов гонял недоведенный макет собственного будущего интегральника Nite \так, созвучие…\ и тоже убирал там каскод… Интересно: меньше экстравагантности и больше правильного тембра. И всё же мы расходимся. Свою железяку я позже пущу по этому же кругу и погляжу чего из этого будет.
У меня в своё время гостил исторический Nait 1. У него куча недостатков, в частности классика там вообще была условна - скорее воспоминания об атмосфере зала. Но хотелось с ним жить. Он также долго был на кухне с Linn Ikemi, недорогими проводами и трогательными древними Royd Minstrel. Сколько вечеров и какие напитки были выпиты! Тройка была в гостях, цаца потрясла, но уехала и живём дальше.
В истории naim говорится, что первые болтовые партии делались в кустарной мастерской и красились из баллончика. Это было настоящее. Дальнейшие шаги, как всегда, немного, но назад. Сегодняшние создатели великолепны, но их цели иные. Ящик почти совершенен, для кого-то воплощение мечты, а для меня непрост в подражании. Но это просто очень похоже на naim, как будто кто-то пытается дописать недостающие песни Beatles в XXI веке. А видеть как тогда умеют немногие.
Простите, я строг и, вероятно, пристрастен
Александр Тарим