C позволения @yurivv69 в Баре появится серия материалов Темы, отмеченные тегом юра-волобуев-о-naim о старом Naim. Первоначально опубликовано на Сундуке, но точно не все читали.
Итак, мы добрались до самых основ, так сказать, до краеугольного камня Naim-философии. Точнее, камней. Ибо их несколько. Сегодня мы поговорим о NAP 250. Когда-то он назывался NAP 200 (не путать с современным аппаратом NAP 200, никакого сходства между ними нет) и был первым коммерческим продуктом Naim Audio. Через некоторое время его немного модернизировали, и он стал называться Naim NAP 250.
Этот аппарат является визитной карточкой фирмы Naim. Его знают все, слышали на выставках, в салонах и у друзей многие, а значительное количество членов нашего маленького клуба имеют удовольствие слушать музыку на этом усилителе каждый день. Долгое время он был самым лучшим усилителем мощности фирмы, и не смотря ни на что, он и сегодня он находится на верхних позициях.
Это единственный продукт Naim, который выпускается с самых первых дней до настоящего времени, хотя, конечно, внутри претерпел значительные изменения. Он прошел через все изменения конструкции корпусов, внешнего вида, разновидностей плат, производителей трансформаторов и так далее. Все четыре эпохи развития Naim Audio нашли отражение в NAP 250.
Изначально это был дизайн Bolted Down. Четыре платы (две платы усиления и две платы с дискретными регуляторами питания) стояли вертикально, параллельно друг другу. Восемь больших транзисторов были закреплены на задней стенке корпуса, при этом теплоотводом являлся весь корпус. Огромный трансформатор занимал значительную часть внутреннего объема. Диодный мост состоял из четырех отдельных диодов. Разумеется, имелось 2 больших конденсатора. Так как питание плат усиления осуществлялось дискретными регуляторами на отдельных платах, блок питания был сделан общий на оба канала.
Затем началась эра Chrome Bumper. Это было время перехода от гаражного производства «на коленке» к массовому выпуску высококачественной аппаратуры большими тиражами. Фирма переехала на новое место, ее площади и количество персонала выросли многократно. В 1981 году Naim Audio выпустили больше аппаратуры, чем за все 7 лет до этого. В 1982 году, в момент окончания всех работ по переезду и оборудованию новых помещений они выпускали в 15 раз больше аппаратуры, чем за два года до этого. Разумеется, изменилось все – корпуса, внутренности, все стало технологичным, современным и красивым. Никаких коленок для сборки, никаких транзисторов на скрутке проводов, никакой покраски из баллончика и сотен ужасных винтов, скреплявших панели производства местного фрезеровщика. В этом же 1982 году уже отказались от разведенных вручную плат.
Переход на оливковый дизайн не сильно затронул внутренности этого аппарата. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Не изменилось ничего (разве что по мелочи – менялись большие электролитические конденсаторы, мелкие танталовые тоже ставили разные), лишь с большим сожалением фирма попрощалась с трансформаторами Holden & Fisher вследствие банкротства их производителя.
Очередное перерождение аппарат прошел в 2002 году, в таком виде он и выпускается до сих пор. На первый взгляд, мало что роднит его с предыдущими усилителями, но схема, базовые принципы и место в иерархии в тот момент остались практически теми же.
Но нас больше интересует звук. Как звук изменился за 40 лет производства? И изменился ли вообще?
В идеале надо было бы собрать все четыре существующих исторических типа в одной комнате, послушать их на одной и той же музыке, сравнить между собой и сделать безошибочные выводы. Но идеала нет, поэтому аппаратов будет не четыре, время будет не одно, системы и комнаты будут разные, и только выводы буду делать я один. Так что, вполне возможно, они будут ошибочными.
P.S. Не пугайтесь, дальше будут только мои фотографии.