Mythbusters. NAP 250

C позволения @yurivv69 в Баре появится серия материалов Темы, отмеченные тегом юра-волобуев-о-naim о старом Naim. Первоначально опубликовано на Сундуке, но точно не все читали.

Итак, мы добрались до самых основ, так сказать, до краеугольного камня Naim-философии. Точнее, камней. Ибо их несколько. Сегодня мы поговорим о NAP 250. Когда-то он назывался NAP 200 (не путать с современным аппаратом NAP 200, никакого сходства между ними нет) и был первым коммерческим продуктом Naim Audio. Через некоторое время его немного модернизировали, и он стал называться Naim NAP 250.

Этот аппарат является визитной карточкой фирмы Naim. Его знают все, слышали на выставках, в салонах и у друзей многие, а значительное количество членов нашего маленького клуба имеют удовольствие слушать музыку на этом усилителе каждый день. Долгое время он был самым лучшим усилителем мощности фирмы, и не смотря ни на что, он и сегодня он находится на верхних позициях.

Это единственный продукт Naim, который выпускается с самых первых дней до настоящего времени, хотя, конечно, внутри претерпел значительные изменения. Он прошел через все изменения конструкции корпусов, внешнего вида, разновидностей плат, производителей трансформаторов и так далее. Все четыре эпохи развития Naim Audio нашли отражение в NAP 250.
Изначально это был дизайн Bolted Down. Четыре платы (две платы усиления и две платы с дискретными регуляторами питания) стояли вертикально, параллельно друг другу. Восемь больших транзисторов были закреплены на задней стенке корпуса, при этом теплоотводом являлся весь корпус. Огромный трансформатор занимал значительную часть внутреннего объема. Диодный мост состоял из четырех отдельных диодов. Разумеется, имелось 2 больших конденсатора. Так как питание плат усиления осуществлялось дискретными регуляторами на отдельных платах, блок питания был сделан общий на оба канала.

62b21eb9f54e.jpg

81aa90c24c99.jpg

Затем началась эра Chrome Bumper. Это было время перехода от гаражного производства «на коленке» к массовому выпуску высококачественной аппаратуры большими тиражами. Фирма переехала на новое место, ее площади и количество персонала выросли многократно. В 1981 году Naim Audio выпустили больше аппаратуры, чем за все 7 лет до этого. В 1982 году, в момент окончания всех работ по переезду и оборудованию новых помещений они выпускали в 15 раз больше аппаратуры, чем за два года до этого. Разумеется, изменилось все – корпуса, внутренности, все стало технологичным, современным и красивым. Никаких коленок для сборки, никаких транзисторов на скрутке проводов, никакой покраски из баллончика и сотен ужасных винтов, скреплявших панели производства местного фрезеровщика. В этом же 1982 году уже отказались от разведенных вручную плат.

55a2bb1678e5.jpg

3e54f95a75d8.jpg

Переход на оливковый дизайн не сильно затронул внутренности этого аппарата. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца? Не изменилось ничего (разве что по мелочи – менялись большие электролитические конденсаторы, мелкие танталовые тоже ставили разные), лишь с большим сожалением фирма попрощалась с трансформаторами Holden & Fisher вследствие банкротства их производителя.

24120cf71a39.jpg

362e676e46ce.jpg

Очередное перерождение аппарат прошел в 2002 году, в таком виде он и выпускается до сих пор. На первый взгляд, мало что роднит его с предыдущими усилителями, но схема, базовые принципы и место в иерархии в тот момент остались практически теми же.

7d645c7c16d1.jpg

Но нас больше интересует звук. Как звук изменился за 40 лет производства? И изменился ли вообще?

В идеале надо было бы собрать все четыре существующих исторических типа в одной комнате, послушать их на одной и той же музыке, сравнить между собой и сделать безошибочные выводы. Но идеала нет, поэтому аппаратов будет не четыре, время будет не одно, системы и комнаты будут разные, и только выводы буду делать я один. Так что, вполне возможно, они будут ошибочными.

P.S. Не пугайтесь, дальше будут только мои фотографии.

6 лайков

Imgur

И вот у меня в руках аппарат предыдущей, «оливковой» генерации. Один из последних, самых свежих аппаратов этой серии. Отличия от современных усилителей внутри очень заметные. А что насчет звука?

18810576330_9c2f1f9d63_h.jpgDSC_1406 by yurivv69, on Flickr

Конечно, трудно сравнить то, что слышал в другой системе, в другом помещении, с другими колонками три года назад, но все же попытаться можно.

В первую очередь хочется отметить, что звук системы 82/250 в общих, главных чертах повторяет звук системы 282/250. То же ощущение сплава сокрушающей мощи и мягкой, деликатной подачи, в зависимости от ситуации. Высокое разрешение всех аспектов звука, бескрайний частотный диапазон. Несколько темноватый характер звука.

18998285985_fc3158e2ed_h.jpgDSC_1417 by yurivv69, on Flickr

Наилучшим образом связке 82/250 даются те жанры, где система может похвастаться своей безудержной энергией и несгибаемым характером. Она не пасует на любой музыке ни в малейшей степени. Никаких компромиссов! Лавина звука пробирает до глубины души. Нет никаких ограничений в скорости атаки, хлесткости ударов, разделении любых партий любого количества инструментов. Просто не верится, что выходная мощность усилителя всего 80 ватт, на слух ощущение, что играет киловаттный монстр размером с холодильник.

Но ни в коем случае я не хотел, чтобы из моего описания вы вынесли впечатление тупой кувалды, способной только от всей души долбить по нервам соседей. Это более чем компетентный аппарат и в том, что касается передачи деликатных оттенков и тонких нюансов музыки. Он может играть мягко, спокойно и даже, я бы сказал, интимно. Не смотря на то, что он может подать музыку плотно, слитно и цельно, другие композиции он в то же время исполняет прозрачно, детально, раскованно.

18810575770_7d6cf45a9c_h.jpgDSC_1416 by yurivv69, on Flickr

Отличия? Они есть. Как и любой оливковый аппарат, он в сравнении с черными несколько форсирует эмоции, утрирует и драматизирует исполнение. Не достигает он и аудиофильских высот, доступных современным аппапратам. Не выжимает последние капли детальности из записей высокого разрешения. В то же время мне больше понравились его тембры, слитность, цельность, полнота нот, я бы даже сказал сочность. В этом оливковый усилитель впереди.

И еще одна вещь. PRaT. Он просто сумасшедший здесь. Нереальный. Если связка 12/160 просто великолепна именно в слаженности партий, то 82/250 рождает ощущение превосходства в целом – дикий сплав динамики, ритма, и той же слаженности. У современных аппаратов здесь что-то утеряно. Видимо, за счет других аспектов. Каждому свое.

18708988740_0671294963_h.jpgDSC_1396 by yurivv69, on Flickr

6 лайков

Перепрыгнем через серию Chrome Bumper, ибо достать такой усилитель пока так и не удалось, но зато сейчас на сцене у нас настоящий раритет, жемчужина коллекции аппаратов Naim Audio, усилитель NAP 250 самой первой генерации, в корпусе из отдельных панелей, собранном на винтах, так называемая серия Bolted Down. Он вышел из глубины веков, из тех времен, когда на фирме работало 9 человек, и каждый аппарат нес на себе печать индивидуальности сборщика и хаотических закупок первых попавшихся под руку подходящих компонентов. :)

DSC_1478 by yurivv69, on Flickr

Впрочем, наш аппарат прошел сервис на фирме Class A (то есть, равнозначный официальному) в этом году, проверен, бодр и готов доказать этим новичкам, что такое настоящий звук.

DSC_1484 by yurivv69, on Flickr

С первых же секунд сразу понятно, что это не только Naim, но топовый Naim, и даже более того, совершенно ясно, что это NAP 250.

Мощь, натиск? Забудьте о том, что вы читали выше про мощь. :) Этот аппарат воплощение не просто мощи, а какого-то животного, первобытного, рычащего напора, сырого, нерафинированного буйства. Когда он играет на полном ходу, создается впечатление, что он хочет тебя сожрать. Он не балует какой-то особой тонкостью и разборчивостью деталей, не привлекает затейливыми переливами тембра.

DSC_1488 by yurivv69, on Flickr

В то же время он самый певучий, самый плотный. Музыка, не смотря на эти напористость и буйство, идет слитным, густым и сладким медовым потоком, из которого сверкающими вспышками выделяются энергетические всплески тарелок или рвущие струны атаки бас-гитары. Хлесткие удары барабанов звучат как будто маленькие взрывы. В течение композиции он не дает передохнуть и выливает музыку на тебя всю целиком. Бас, как и положено NAP 250, простирается в самые глубины и теряется на границе слуха, но никогда не теряет артикуляции.

DSC_1490 by yurivv69, on Flickr

Он еще более эмоциональный и еще более мягкий, на удивление мягкий, кроткий и интимный, когда этого требует музыка. Он отстоит дальше от двух других 250-х, дальше, чем оливковый и современный аппараты отстоят друг от друга. Он дальше как раз на ту ступеньку, которой не хватает – Chrome Bumper. Он старый, харизматичный, и он вне критики. Это не гламурная современная игрушка. Это bolted down, детка!

DSC_1498 by yurivv69, on Flickr

Итак, что я хотел сказать? Исследование показало, что Naim NAP 250 носит одно и то же имя неспроста. Это действительно аппарат одной породы, одного характера, одной идеи. Не смотря на, порой, очень и очень заметные различия, вы сразу поймете, что это NAP 250. А отличия, ну да, они есть. Так что же, времена были другие.

10 лайков