Mythbusters. NAC 12 vs. NAC 82... и добавим Supercap!

C позволения @yurivv69 в Баре появится серия материалов Темы, отмеченные тегом юра-волобуев-о-naim о старом Naim. Первоначально опубликовано на Сундуке, но точно не все читали.

Серия первая. Замена NAC 12 на NAC 82

Итак, в силу определенных обстоятельств мой новый предусилитель Naim NAC 82. Изначально было решено использовать его с блоком питания Supercap. Но так как тот задерживался, пред сначала был подключен к усилителю мощности NAP 160 напрямую.

17194590452_be84e82b47_o.jpgDSC_1207 by yurivv69, on Flickr

Я не приступал к критическому прослушиванию первые несколько дней, зная по собственному опыту, что новому аппарату надо влиться в систему, привыкнуть к ней. Этот пред не лежал на чердаке, а активно использовался предыдущим владельцем, который заменил его на NAC 52, поэтому длительная приработка не потребовалась, как раз хватило тех самых двух-трех дней.

По прошествии этого времени отличия от NAC 12 фиксировались вполне ясно. В первую очередь это касается более темного саунда, характерного для оливковых комплектов. Этот термин, однако, вызывает много неверных толкований, поэтому, думаю, настало время объяснить, что такое «темный звук». Друзья мои, это вовсе не звук «с некоторым избытком баса и недостатком самых верхних частот». И темный и светлый саунд – это оттенки одного и того же ровного по частотному балансу звука, только в случае темного саунда есть ощущение, что нижние обертона характерных для инструментов и вокала тембров более заметно выделяются на фоне верхних обертонов и основного тона. Это не значит, что баса больше, а ВЧ меньше. Во избежание недоразумения, баса у этого преда ничуть не больше, чем у NAC 12, а ВЧ ничуть не меньше. В противоположность этому NAC 12, скорее, нейтральный, а NAC 42 мне показался скорее светлым. NAC 32, опять же, напротив, скорее темный по звуку, как и NAC 82.

Вернемся к отличиям NAC 82 от NAC 12. В свое время я так и не написал об этом обзор, про тот, первый экземпляр NAC 82, который у меня был. Это уже второй, и они немного отличаются по звуку. Этот – лучше, причем, заметно лучше. Не знаю, в чем тут дело, может, более удачный экземпляр. Владелец его оказался очень аккуратным человеком, и аппарат находится в прекрасном состоянии, почти как новый. Мы, кстати, общались, причем уже после покупки и получения мной преда. Прежний хозяин сменил его на NAC 52, так вот он мне заявил, что за полтора месяца так и не смог выжать из него тот самый звук, и вообще, сказал, что тоскует по этому самому 82-му, так как 52-й ему понравился меньше. И такое бывает. Но в любом случае очевидно, что пред мне достался хороший.

16988818667_052a655faf_o.jpgDSC_1212 by yurivv69, on Flickr

Итак, все же вернемся к отличиям. :) Первое, что бросается в глаза, это, повторюсь, более темный саунд. Мужские голоса звучат ниже, более бархатисто, всякие бас-гитары, контрабасы, виолончели обрастают дополнительными нюансами. Сам бас, кстати, при том, что его по количеству не больше, заметно лучше артикулирован. То же самое можно сказать и о ВЧ. Края звукового диапазона выглядят более проработанными, чуть более акцентированными. Заметно острее атаки, вообще, звук стал более динамичным, активным. Это проявляется тем больше, чем более задорную музыку мы слушаем. Инструменты звучат намного острее, динамические всплески больше выделяются на фоне основного полотна. Чем более сложную и быструю музыку слушаешь, тем больше проявляются отличия по разборчивости и драйву. Что немного разочаровывает в сравнении с 12-м предом, с пространством 82-й обращается более небрежно. Расставляет источники звука «на глазок» частенько валит в кучу (не путать с кашей :), здесь как раз 12-й пред имеет иной раз привычку сыграть неразборчиво), но каждый инструмент в куче слышен весьма и весьма отчетливо. Вообще небрежность со сценой я списал на недостаток питания, сделав, мысленно, заметку на полях, чтобы вернуться к этой теме после приезда БП.

Далее, из-за более резких динамических всплесков кажется, что 82-й играет более отрывисто, и при этом, как ни странно, менее слитно. 12-й пред однозначно в этом сравнении выигрывает как более певучий аппарат. Из-за этого же возникает ощущение, что 12-й более плотно подает середину. До определенного количества инструментов и динамического напора 12- й звучит более цельно и естественно.

В заключение этой части хочется отметить такие неявные вещи, как эмоциональность, нюансы и, простите, «душевность». Как ни странно, 12-й со своим более простым (читай, менее замороченным и более склонным допускать ляпы) подходом на большинстве жанров демонстрирует более эмоциональное, более проникновенное исполнение. Это касается нюансов вокала, «полноты» нот акустических инструментов, ощущения интимной, что ли, подачи музыки. 82-й на такой музыке немного скучает, становится несколько формальным, хотя всегда детален и собран. Но все меняется, когда эмоциональность в музыке достигается за счет драйва и напора. Тут в 82-м неожиданно просыпается интерес, и он «обрушивает» музыку на слушателя, в протоивовес 12-му, который часто в данном случае играет слишком интеллигентно и даже несколько растерянно.

Итак, 50/50, с учетом «моей» музыки я бы отдал предпочтение 12-му преду. Но ведь всем ясно, что такой аппарат, как NAC 82 никто не будет использовать без источника питания. Так что продолжение следует.

6 лайков

Подключаем Supercap. Первые впечатления

Итак, приехал Supercap. Тоже отменный экземпляр, между прочим. Вообще, скажу, что технику Naim из оливковой эры покупать одно удовольствие – как правило внешний вид ее безупречен, ценник весьма демократичен в сравнении с новыми аппаратами черной серии (но не нужно обольщаться, комбинация 82/SC в таком состоянии с доставкой обходится в сумму более 2000 фунтов), а звук, как по мне, лучше. Но ближе к делу.

17533448331_7d3413b14a_k.jpgDP2M0877 by yurivv69, on Flickr

При подключении блока питания я ожидал услышать положительный эффект сразу, что обычно и бывает, но здесь этого не случилось. Звук был блеклый, зажатый и приглушенный. Я уж было сначала подумал, не пострадал ли аппарат при пересылке (хотя упаковка Alfaparcel внешне была в безупречном состоянии, что редко бывает после вмешательства Почты России), как вдруг минут через 15 звук буквально «выпрыгнул» на меня из колонок, как будто переключили какой-то тумблер.

Звук этот был ужасен. :) Резкий, яркий, жесткий, со щелкающими атаками и неестественным вокалом. Он был настолько неприятен, что я решил отложить прослушивание на пару часов, хотя бы до минимального прогрева БП.

Через пару часов все стало на свои места, и это уже можно было слушать без крови из ушей. Интересно, как сразу проявилось присутствие блока питания высшего уровня. Звучание стало до невозможности собранное, «четкое», подвижное. Что меня больше всего поразило, так это какой-то просто невероятный PRAT. Ну то есть, понятно, что у Naim всегда он есть, и это один из краеугольных камней их маркетинговой философии. К этому звуку, если живешь с разными его инкарнациями долгое время, привыкаешь и относишься к нему уже спокойно, и лишь замечаешь его отсутствие, когда попадается на прослушку аппарат, не обладающий соответствующими качествами. Но здесь это было нечто! Нога дергалась сама в такт музыке, все звучало с эдаким оттягом, нарочито хлестко, и предельно мощно. Просто какой-то зверский звук, серьезно. Потянуло послушать что-то драйвовое. Не митал, конечно, я знаю, что мои колонки с ним не справляются, но в любом случае на норвежский джаз не тянуло. В плейлисте появились электрический блюз и команды вроде Black Rebel Motorcycle Club. :)

Что меня при этом обеспокоило, так это отклонение аппарата в противоположную сторону от той разновидности архетипа звука, которую ценю лично я. Ушли гипертрофированная эмоциональность, излишние акценты на ударных долях, теплый окрас вокала и акустических инструментов. Звук стал чрезмерно, на мой вкус, сухой в середине, хотя ни о какой повышенной яркости не шло и речи. В целом все звучало очень, очень увлекательно, но все же резковато и слегка, что ли, навязчиво.

К следующему прослушиванию я приступил примерно через сутки. В звуке наметились положительные тенденции, он двигался в нужную мне сторону, поэтому я на этой стадии останавливаться не буду.

На третий день… да-да, вы не поверите, но «звуки кружились…» и т. д., все как есть по канонам. :) Наконец-то тот самый звук, ради чего все затевалось! Я начал слушать внимательно, составив большой плейлист из знакомых и характерных композиций и целых альбомов. Понятно, что переслушать все за день было невозможно, но, к счастью, в отличие от той истории, звук никуда не ушел ни на четвертый день, ни на десятый, он вообще никуда не ушел и, уверен, больше никогда не уйдет. Я бы даже сказал, что его еще и прибавилось, хотя, возможно, мне просто стали открываться его новые нюансы.

Продолжение следует…

8 лайков

Кто победил?

В конце концов звук устаканился, и уже можно подвести какой-то итог. Что бы я хотел сразу отметить? В первую очередь на ум приходит слово «точность». Предвижу разочарованные возгласы: Как? Почти топовый аппарат оливковой эры с максимальным БП, и всего лишь какая-то там «точность»? Да, но нет. О, это точность особого рода. Это ощущение идеальной правильности музыкальных событий. Идеального ритма, идеального темпа, идеальной динамики, тембра, соотношения основных и второстепенных линий в музыке. Ощущение идеального исполнения в целом. Конечно, ощущение интуитивное. Но очень стойкое. Слышишь музыку, и понимаешь – вот оно! Да! Прямо в яблочко! Вот так и надо было сыграть.

Очень хорошо 82-й следит за всеми музыкальными событиями. 12-й в этом отношении более небрежен. Он всегда держит руку на пульсе, но в мелочах что-то упускает. Здесь же ты вдруг понимаешь: да, это здесь неспроста, и ощущаешь связь различных партитур очень явственно. Timing, timing! На малых составах и спокойной музыке, кстати, оба преда очень близки. В том смысле, что и 12-й пред прекрасно следит за музыкой, способен цепко показать атаки, где требуется - сыграть жестко. Но не нужно обольщаться этой похожестью звука. Чем более драйвовая музыка, чем более жесткое исполнение, чем больше инструментов, тем больше отрыв 82-го от 12-го, больше разница в классе. 82-й никогда и нигде не теряется.

Особенно заметна разница на краях диапазона. Я уже говорил об этом, но повторюсь: бас просто шикарен в своей артикуляции, разборчивости, хватке. Драйв!

В конце концов выправилась середина. Ушла жесткость и резкость, голоса наполнились жизнью, шершавыми «зацепками», эмоциями. Стало играть плотнее, фундаментальнее. Есть впечатление, что мощник стал в два раза мощнее.

Если прочитать все, сказанное выше, может сложиться впечатление, что 12-й пред в данном сравнении вроде как потерпел полное фиаско. Однако, к сожалению, не все так просто. Я несколько раз переключался туда и обратно, причем 82-й был всегда «под парами» за счет включенного Суперкэпа, а 12-й мне приходилось выводить из холодного состояния. И вот что я заметил. Когда слушаешь 82-й, кажется, все идеально. Но подключишь 12-й, и после его прогрева вдруг возникает ощущение, что 82-й слишком усерден, слишком держит музыку за яйца, причем вне зависимости от того, есть ли у данной музыки яйца вообще. Иными словами, он совсем чуть-чуть слишком напряжен. Это «чуть-чуть» можно и не заметить, если рядом нет такого расслабленного чувака, как 12-й.

И, да, иной раз (а я бы даже сказал «частенько») проскользнет в звуке 12-го что-то такое, от чего внутри дрогнет. Встрепенешься внезапно, мол, ух ты! Как это получилось? А вот так. Как ни крути, этот форсаж эмоций, которым обладают некоторые преды, назовите это «мэджиком» - я не против, штука таинственная и трудно объяснимая. И не всегда присутствует. Как ее вызвать в любом аппарате, и возможно ли это вообще? Я не знаю.

И все же 12-й (как и все аппараты с ручной разводкой плат) более певучий пред. Опять же, заметно это в сравнении. Вообще, сравнения – это такая штука, что там можно зацепить много подводных камней. Казалось бы, все ясно – с одной стороны аппарат, купленный мной за 4000 рублей сами знаете у кого. С другой – полноценный топовый британский хай-энд из золотой эпохи фирмы за весьма и весьма внушительные деньги. Какие тут могут быть вопросы? Однако, вопросы кое-какие есть. Но если у вас просто 82-й и ничего кроме (никаких других предов для сравнения) – никаких вопросов не возникает. Это прекрасный аппарат, да что там, чумовой просто. Играет так, что иной раз аж замирает все в душе. Настоящий высокий класс. Кстати, сегодня из магазина этот звук стоит примерно миллион рублей. Так что у кого есть система Naim и лишние 2000 фунтов – не думайте, берите. Счастья полные штаны будут. Серьезно.

Вроде, это все. Остались кое-какие мысли не по делу, точнее, не совсем по делу, о них ниже, в другой раз.

Примечания следуют…

5 лайков

Немного отвлеченных рассуждений, не прямо относящихся к сравнению

Я тут подумал, а ведь у меня, фактически, были все преды Naim (пусть и не все в собственности, но на долговременном базисе), за исключением, конечно, 52-го и неведомой зверушки NAC 22 (думаю, в последнем случае я вряд ли что-то потерял). Хочется подвести какой-то итог, поделиться наблюдениями.

Удивительно, насколько характерен саунд Naim внутри каждого их аппарата, и в то же время насколько, при более глубоком рассмотрении, эти аппараты друг от друга отличаются. Особенно заметен отрыв между, как я называю их, меломанским и аудиофильским направлениями этой аппарауры. Преды вплоть до 72 включительно (все, кроме, может быть, 32.5) – они, конечно, меломанские. Здесь больше следишь за собственной свободной интерпретацией аппаратом исполняемой музыки, больше сосредоточен на эмоциях, менее критично относишься к недостаткам. На дорогих аудиофильских аппаратах, вроде этого 82-го, все уже не так просто. К сожалению, в дело постоянно и незримо вмешивается substitute activity. Больше внимания на формальные характеристики, больше подсознательного поиска подтверждения высокого класса аппарата. Наверно, если не приобрести к подобному некоторого иммунитета, все это в итоге несколько мешает полному наслаждению музыкой.

И еще, я заметил, что ранние аппараты вообще менее требовательны к расстановке, cable dressing и даже, скажу крамолу, к внешнему питанию. Наверно, неотработанность маркетинговой легенды играет в данном случае положительную роль. Ведь первый и весьма скромный БП Naim NAPS появился лишь для того, чтобы восполнить отсутствие в NAP 200/250 совершенно аналогичной кучки компонентов, находящейся внутри NAP 160. Несколько раз я пытался усилить волшебство своих ранних предов NAC 12 и 42 подсоединением к ним своего отличного Hi-Cap, и в итоге всегда получалось, что что-то неуловимое уходит. Невозможно даже объяснить словами, что именно. В итоге я так и остался без блока питания. Может, лишний кабель так влияет, лишние соединения в разъемах, я не знаю.

NAC 82, конечно, это совершенно другая история. Supercap тут, на мой взгляд, необходим как воздух. Больше деталей, сложнее схемы управления и переключения входов. Все это требует серьезного внимания. Но все же интересно, как звучит на фирме Naim их референсный пред NAC 12, переделанный под питание Supercap. Я даже думаю найти где-то неисправный 12-й с убитыми платами и попробовать переделать его материнку под такое питание – думаю, на фирме там сделан отдельный вход отдельного питания непосредственно на каждую плату. Наверно, если Naim не смог отказаться от NAC 12 в одной из своих контрольных систем, это все не просто так?

О прогреве. Придирчиво сравнивая NAC 12 и NAC 82, я заметил, что в реальности каждый из этих аппаратов, будучи выключенным более одного дня, требует потом для прихода в максимальную кондицию не меньше пары дней, а лучше три. Даже неприхотливый NAC 42. Пресловутый звук третьего дня, незаслуженно, на мой взгляд, ставший мишенью для шуток, имеет место быть. Так что если у вас есть привычка выключать свои Нэймы на ночь или перед уходом на работу, полного звука вы от них не слышите. Дай бог половинку только. Делайте выводы.

Синергия все же, я считаю, имеет место быть внутри эпох. Все аппараты работают между собой довольно неплохо, но все же лучше спеваются между собой системы одного года выпуска. В этом смысле для всесторонней оценки 82/SC, я думаю, необходим NAP 250. 12-му же основательно помогает родной для него мощник, с которым этот пред и был спроектирован. В Naim никогда не пренебрегали мелочами, а уж это точно не мелочь.

Надеюсь, этот словесный поток кому-то оказался полезным. :)

17121851905_c1dfb1bd93_o.jpgDSC_1182 by yurivv69, on Flickr

9 лайков
Ух, ты...

… а Юрий у нас тот ещё.
Рядом с УМ фигурка Souryuu Asuka Langley [惣流・アスカ・ラングレー].

image

Это не Юрий.

Вроде последнее фото из его альбома же…

Но фигурка не его.

Даже и не сомневался… :man_shrugging:
Или ты о том, что он её взял у кого-то для фото?

Надо будет офф стереть, читать будет мешать. :blush:

Коротко — это не его.

1 лайк

Очень интересно читать. Спасибо за материал. Подкупает то, с каким вниманием и скрупулезностью автор подошел к прослушиванию, что бы разобраться в нюансах и отличиях одного аппарата от другого.

С удовольствием почитал бы мнение автора про отличия 82го от 52го. Уверен, что такое сравнение могло бы стать не менее увлекательным для всех!
Этакая битва титанов! Сражение двух якадзум!

В общем, если интерес у автора к теме не угас, есть желание сравнить и так же красноречиво описать свои впечатления, то я бы даже мог расстаться со своим 52рым на время теста. Детали можно было бы обсудить в лс.

Для автора - новый опыт, а для нас читателей - новое удовольствие.

1 лайк