АБСОЛЮТНО ЧЁРНОЕ ТЕЛО
и его место в системе распределённых вычислений
Эпиграф:
"- Скажите, как Вы создаёте столь прекрасные скульптуры?
– Я беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее."
(фраза приписывается Родену и Микелянжело)
Предыстория
Вот, совсем недавно я внимательно послушал замечательный опытный образец мультибитного ЦАП-а DipAudio “PCM63”. И вот, звёзды так сложились, что сейчас мне предложили послушать ещё один замечательный и тоже мультибитный ЦАП от другого нашего отечественного разработчика: SQ Tech “MATRIX.R2R”.
Вкратце, напомню как я раскрывал предыдущий от DipAudio. Начал с подачи цифры по коаксиалу в формате 44х16 в NOS-режиме и, последовательно наращивая оверсемплинг, пробуя разные цифровые входы, достиг наилучшего результата при максимальном оверсемплинге 384х16 по USB-входу через мой длинный LAN+USB паровоз с рендерером Sonore UltraRendu. При таком способе проигрывания моих локальных файлов софтовым плеером Roon, установленном на моём домашнем компе, РСМ63 практически не отличался по звуку от моего основного домашнего ЦАП-а Holo Spring-3kte, работающего в точно в таком же режиме при прочих равных условиях. И этот, неожиданный для меня результат, немало меня удивил и порадовал!
Немного по-раскинув мозгами, меня посетила идея - что, если кто то из разработчиков догадается создать подобный ЦАП, реализующий данный сценарий, но отбросив всё “лишнее”, оставив только юсб-вход, NOS-режим (то есть, без цифровых фильтров и набортного оверсемплинга), и собственно, сам “голый” мультибитный преобразователь цифрового потока с внешним оверсемплингом в Рун?
Получился бы очень простой и, в то же время, выдающий максимально аудиофильский звук, аппарат. При этом, очевидно, имеет все шансы быть относительно дешевым!
Тут небольшое замечание сделаю. Степень оверсемплинга у РСМ63 ограничена 384кГц, вероятно возможностями чипа. Мой Спринг может и вдвое больше - 768кГц. И в этом режиме он переигрывает и РСМ63 и себя самого в режиме 384. То есть, хотелось бы, чтобы мой идеальный ЦАП тоже так смог бы.
И вот, о, чудо! Мне предлагают послушать в своей системе именно такой цапчик!
Первые впечатления
Аппаратик собран в уже типичном для SQ Tech корпусе половинной ширины и небольшой глубины, черного цвета, с очень лаконичным набором коннекторов и органов управления. На передней панеле всего одна кнопка непонятного предназначения. На задней входное гнездо для питающего кабеля с кроваткой для сменного предохранителя и клавишей аппаратного включения в сеть 220В. Тут отмечу, что входной инлет (гнездо) у аппаратика перевёрнуто вверх тормашками, то есть, буквой “V”. В то время, как большинство моих аппаратов с обычным расположением - “домиком”. Пришлось перекручивать питающий кабель. И, не смотря на то, что он довольно таки гибкий и не толстый, но на кручение оказался не податливый. Я бы посоветовал разработчикам перевернуть силовое входное гнездо в обычное положение - будет меньше неудобств с подключением.
Из сигнальных коннекторов: USB type B вход и 2xRCA аналоговый выход. Всё!
Подключил в свой тракт на место Спринга питающим кабелем Siltech Ruby Hill. Предохранитель выковыривать из чужого аппарата не решился, то есть, слушать буду на стоковом. К юсб-входу хвост моего паровоза: Sonore UltraREndu + AQ Diamond + Uptone USB + IsoRegen iFi USB Purifier-2. На выходе танталовые антифазные межблоки от Алексея Морозова.
Щелкаю клавишей на задней панели и что я вижу…? Ровным счетом, ничего! Пытаюсь вспомнить, что вроде бы надо кнопку на морде нажать. Нажимаю… и снова ничего! 
Ни какой то световой индикации светодиодом, ни фиксации самой кнопки - просто чёрный кирпич, каким был, таким и остался! Я уже, грешным делом, забеспокоился - вот нажал я кнопку, а вдруг теперь Америки больше не существует?
Фух… кажется пронесло! Рун обнаружил в сети совместимое с ним устройство, а это значит, что и цап на его конце существует и функционирует.
В общем, первые впечатления об аппарате - “Абсолютно Чёрное Тело”
Я бы, на месте разработчиков, сделал бы хоть какую то светодиодную индикацию. Например, красный - спит, зелёный - бодрствует.
Слушаю музыку
Поскольку до цапика я слушал ещё один интересный аппарат и закончил сравнение в наушниках Abyss AB1266 от усилителя Shoker 5.2, то и нового гостя я решил начать с такого варианта.
Сразу, что бросилось в уши - звук не сильно отличается от звучания моего Спринга. То есть, по условному аудиофильскому классу они - “одноклассники”! Хотя, по подаче чуточку отличаются. У Матрикса инструменты и голоса лучше очерчены в пространстве, сцена более чёткая, образы воспринимаются чуточку крупнее от этого. Подача более напористая и энергичная, в основном из-за баса, который такой же мощный и глубокий, как и у Спринга, при этом чуточку перетягивает на себя внимание. Спринг самую малось более певучий и слитный. Лучше тянет послезвучия. Более сочный на серединке. Вполне возможно, что я описываю разницу в предохранителях - в Спринг вставлен платиновый Аудио Хорайзонс.
Другие усилители и наушники
После Абиссов и Шокера, подключил мой основной вариант, с которым я слушаю сейчас Спринг. Недавно приобретённый туровый Electronon “PhonoStage” качает ЭДО 2023А. Долго раздумывал, брать или воздержаться ещё один усилитель в систему. Голос разума отговаривал - Электротон очень похож на мой Рудистор. Но интуиция подталкивала всё же взять - Электротон звучит вкуснее за счет приятного окраса и плавной подачи. Получился некоторый крен в более эмоциональное прослушивание джаза и вокала.
Если в предыдущем варианте я отметил, что звучание двух сравниваемых цапов мало чем отличалось, то в данном варианте звучание мне не понравилось. Эдики снова начали безбожно басить, затмевая ватным басом красивую середину, а верха стали откровенно глуховатыми. Я в своё время боролся с подобным явлением и считал, что победил. “Никогда такого не было, и вот опять!”. Пожалуй, отмечу, что в варианте моего тракта, настроенного на Спринг, Матрикс проявляет некоторую “матовость” на самых верхах, что с такой же особенностью у Эдиков и даёт эффект некоторой глуховатости. А как и чем побороть черезмерную басовить, я уже знаю. То есть, под Матрикс пришлось бы немного заморочиться с подбором кое каких элементов моего тракта.
С наушниками Kennerton Tror, от того же Электротона, звучание более слушабельное, за счет откровенной басодифицитности Троров. Но, со Спрингом было вкуснее.
Перекоммутировался на усилитель Ратша-2. Начал слушать с ЭДО. Ух! Почти такая же картина, что наблюдалась в Абиссах с Шокером. Мощнейший, тектонический, но при этом фактурный и артикулированный басище. Правда, в Эдиках он не такой упругий, как в Абиссах, более бархатный. ну и вцелом, у Эдиков звук матовый, у Абиссов более глянцевый. Масштаб сцены получился поменьше, но всё равно, впечатляет!
С Трорами от Ратши тоже весьма неплохо - задорно и с огоньком. Не удержался и решил воткнуть в Ратшу Абиссы - давно руки чесались :). В общем играют вполне сносно и слушабельно! Конечно, без громоподобного баса, но мид-бас в достатке.
Битва Давида с Голиафом
ЦАП очень понравился! По качеству и условному аудиофильскому классу звучания - достойный соперник Холо Спринг-3 и Денафрипс Венус-2. По подаче тоже очень близок, разве что, немного тонально более нейтральный. А внекоторых аспектах, выглядит даже выигрышнее. Например, более энергичный. Будь у меня, кроме Спринга, ещё и Матрикс, то я бы пожалуй, предпочел слушать рок-музыку на последнем. А Спринг стал бы специализироваться на джазе и вокале.
Мне кажется, что лучшую синергию Матрикс проявил с усилителями аудиофильской подачи - максимально прозрачными, деталистыми, с обширной сценой, очень динамичными.
Но, значит ли, что Матрикс может полностью заткнуть этих “заслуженных китайцев” за пояс? Пожалуй, что вряд ли. Всё же Спринг - универсальный по фарматам фонограмм - читает и играет вообще любые, включая “тясячекратный” DSD, причём, нативно! Матрикс, насколько я понял, DSD вообще никак
Спринг имеет на борту, какие душа пожелает, входные и выходные интерфейсы. Вооружен до зубов, так сказать 
Матрикс играет только РСМ. Причем я не успел оценить его на низких битрейтах, полагая, что в режиме внешнего апскейла достигается максимум аудиофильности. Да и по входам-выходам предельно лаконичен - только юсб и только RCA. Чем то он мне напомнил знаменитую скульптуру голого Давида, вооруженного одной только пращёй 
Эпилог
Очень здорово, что звёзды так сложились и моя внезапная идея насчет простого специализированного ЦАПА взяла и, так же, внезапно материализовалась. У аппарата есть все шансы стать бестселлером!
Благодарю владельца цапика, Евгения, за возможность послушать и оценить замечательную железку. А разработчиков за изобретательность и телепатию! 
P.S. Эту историю я началс с того, что прошлый раз загадал желание и оно сбылось. Загадаю ка и сейчас, а вдруг… 