Мультибитный USB-ЦАП MATRIX . R2R

MATRIX . R2R
Мультибитный ЦАП
В качестве цифро-аналогового преобразователя применена резистивная, симметричная 17-ти битная R2R матрица.

Использование ПЛИС фирмы ALTERA/INTEL позволило реализовать компактное и энергоэффективное управление матрицей R2R.
NOS режим работы матрицы исключает любые преобразования исходного сигнала, что гарантирует побитовую точность прослушиваемого материала.
Однако, вы всегда можете сделать преобразование сигнала (цифровую фильтрацию) используя качественные плееры, такие как: HQPlayer, Roon, Audirvāna и им подобные.
Максимальная частота дискретизации ЦАПа составляет до 768 кГц.

Выходной каскад построен на базе трансформаторов, которые являются пассивным элементом фильтрации резких перепадов цифрового NOS сигнала.

Сочетание всех выше перечисленных факторов, создают свой уникальный и неповторимый “почерк звучания”.

Динамический диапазон: более 90 Дб.
Соотношение сигнал шум: более 100 Дб.
Искажения: менее 0.008%.

PCM: 16, 24, 32 bits / 44.1K, 48K, 88.2K, 96K, 176.4K, 192K, 352,8K, 384K, 705,6K, 768KHz
DSD: Не поддерживается

Вход, на выбор два варианта :
1.USB AUDIO up to 768KHz /
2.USB AUDIO up to 768KHz, SPDIF up to 192KHz
В версии ЦАП USB-SPDIF дополнительно применяется модуль линейного питания на суперконденсаторах.
Выход: RCA (2Vrms).

Габариты устройства: 220х160х80мм
Пользователи Windows OS могут скачать драйверы для USB-входа на официальном сайте.
Стоимость USB 55000р.
Стоимость USB-SPDIF 71000р.
Сроки от одного дня до месяца.

Рекомендации разработчика:

  1. Данное устройство построено на базе резистивной матрицы, которая требует прогрева в течение 200 часов.
  2. Не забывайте проверить фазу подключения электросети.


33 лайка
10 лайков

АБСОЛЮТНО ЧЁРНОЕ ТЕЛО
и его место в системе распределённых вычислений

Эпиграф:

"- Скажите, как Вы создаёте столь прекрасные скульптуры?
– Я беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее."
(фраза приписывается Родену и Микелянжело)

Предыстория

Вот, совсем недавно я внимательно послушал замечательный опытный образец мультибитного ЦАП-а DipAudio “PCM63”. И вот, звёзды так сложились, что сейчас мне предложили послушать ещё один замечательный и тоже мультибитный ЦАП от другого нашего отечественного разработчика: SQ Tech “MATRIX.R2R”.

Вкратце, напомню как я раскрывал предыдущий от DipAudio. Начал с подачи цифры по коаксиалу в формате 44х16 в NOS-режиме и, последовательно наращивая оверсемплинг, пробуя разные цифровые входы, достиг наилучшего результата при максимальном оверсемплинге 384х16 по USB-входу через мой длинный LAN+USB паровоз с рендерером Sonore UltraRendu. При таком способе проигрывания моих локальных файлов софтовым плеером Roon, установленном на моём домашнем компе, РСМ63 практически не отличался по звуку от моего основного домашнего ЦАП-а Holo Spring-3kte, работающего в точно в таком же режиме при прочих равных условиях. И этот, неожиданный для меня результат, немало меня удивил и порадовал!

Немного по-раскинув мозгами, меня посетила идея - что, если кто то из разработчиков догадается создать подобный ЦАП, реализующий данный сценарий, но отбросив всё “лишнее”, оставив только юсб-вход, NOS-режим (то есть, без цифровых фильтров и набортного оверсемплинга), и собственно, сам “голый” мультибитный преобразователь цифрового потока с внешним оверсемплингом в Рун?

Получился бы очень простой и, в то же время, выдающий максимально аудиофильский звук, аппарат. При этом, очевидно, имеет все шансы быть относительно дешевым!
Тут небольшое замечание сделаю. Степень оверсемплинга у РСМ63 ограничена 384кГц, вероятно возможностями чипа. Мой Спринг может и вдвое больше - 768кГц. И в этом режиме он переигрывает и РСМ63 и себя самого в режиме 384. То есть, хотелось бы, чтобы мой идеальный ЦАП тоже так смог бы.

И вот, о, чудо! Мне предлагают послушать в своей системе именно такой цапчик!

Первые впечатления

Аппаратик собран в уже типичном для SQ Tech корпусе половинной ширины и небольшой глубины, черного цвета, с очень лаконичным набором коннекторов и органов управления. На передней панеле всего одна кнопка непонятного предназначения. На задней входное гнездо для питающего кабеля с кроваткой для сменного предохранителя и клавишей аппаратного включения в сеть 220В. Тут отмечу, что входной инлет (гнездо) у аппаратика перевёрнуто вверх тормашками, то есть, буквой “V”. В то время, как большинство моих аппаратов с обычным расположением - “домиком”. Пришлось перекручивать питающий кабель. И, не смотря на то, что он довольно таки гибкий и не толстый, но на кручение оказался не податливый. Я бы посоветовал разработчикам перевернуть силовое входное гнездо в обычное положение - будет меньше неудобств с подключением.
Из сигнальных коннекторов: USB type B вход и 2xRCA аналоговый выход. Всё!

Подключил в свой тракт на место Спринга питающим кабелем Siltech Ruby Hill. Предохранитель выковыривать из чужого аппарата не решился, то есть, слушать буду на стоковом. К юсб-входу хвост моего паровоза: Sonore UltraREndu + AQ Diamond + Uptone USB + IsoRegen iFi USB Purifier-2. На выходе танталовые антифазные межблоки от Алексея Морозова.
Щелкаю клавишей на задней панели и что я вижу…? Ровным счетом, ничего! Пытаюсь вспомнить, что вроде бы надо кнопку на морде нажать. Нажимаю… и снова ничего! :frowning:
Ни какой то световой индикации светодиодом, ни фиксации самой кнопки - просто чёрный кирпич, каким был, таким и остался! Я уже, грешным делом, забеспокоился - вот нажал я кнопку, а вдруг теперь Америки больше не существует? :slight_smile: Фух… кажется пронесло! Рун обнаружил в сети совместимое с ним устройство, а это значит, что и цап на его конце существует и функционирует.

В общем, первые впечатления об аппарате - “Абсолютно Чёрное Тело” :slight_smile: Я бы, на месте разработчиков, сделал бы хоть какую то светодиодную индикацию. Например, красный - спит, зелёный - бодрствует.

Слушаю музыку

Поскольку до цапика я слушал ещё один интересный аппарат и закончил сравнение в наушниках Abyss AB1266 от усилителя Shoker 5.2, то и нового гостя я решил начать с такого варианта.

Сразу, что бросилось в уши - звук не сильно отличается от звучания моего Спринга. То есть, по условному аудиофильскому классу они - “одноклассники”! Хотя, по подаче чуточку отличаются. У Матрикса инструменты и голоса лучше очерчены в пространстве, сцена более чёткая, образы воспринимаются чуточку крупнее от этого. Подача более напористая и энергичная, в основном из-за баса, который такой же мощный и глубокий, как и у Спринга, при этом чуточку перетягивает на себя внимание. Спринг самую малось более певучий и слитный. Лучше тянет послезвучия. Более сочный на серединке. Вполне возможно, что я описываю разницу в предохранителях - в Спринг вставлен платиновый Аудио Хорайзонс.

Другие усилители и наушники

После Абиссов и Шокера, подключил мой основной вариант, с которым я слушаю сейчас Спринг. Недавно приобретённый туровый Electronon “PhonoStage” качает ЭДО 2023А. Долго раздумывал, брать или воздержаться ещё один усилитель в систему. Голос разума отговаривал - Электротон очень похож на мой Рудистор. Но интуиция подталкивала всё же взять - Электротон звучит вкуснее за счет приятного окраса и плавной подачи. Получился некоторый крен в более эмоциональное прослушивание джаза и вокала.

Если в предыдущем варианте я отметил, что звучание двух сравниваемых цапов мало чем отличалось, то в данном варианте звучание мне не понравилось. Эдики снова начали безбожно басить, затмевая ватным басом красивую середину, а верха стали откровенно глуховатыми. Я в своё время боролся с подобным явлением и считал, что победил. “Никогда такого не было, и вот опять!”. Пожалуй, отмечу, что в варианте моего тракта, настроенного на Спринг, Матрикс проявляет некоторую “матовость” на самых верхах, что с такой же особенностью у Эдиков и даёт эффект некоторой глуховатости. А как и чем побороть черезмерную басовить, я уже знаю. То есть, под Матрикс пришлось бы немного заморочиться с подбором кое каких элементов моего тракта.

С наушниками Kennerton Tror, от того же Электротона, звучание более слушабельное, за счет откровенной басодифицитности Троров. Но, со Спрингом было вкуснее.

Перекоммутировался на усилитель Ратша-2. Начал слушать с ЭДО. Ух! Почти такая же картина, что наблюдалась в Абиссах с Шокером. Мощнейший, тектонический, но при этом фактурный и артикулированный басище. Правда, в Эдиках он не такой упругий, как в Абиссах, более бархатный. ну и вцелом, у Эдиков звук матовый, у Абиссов более глянцевый. Масштаб сцены получился поменьше, но всё равно, впечатляет!
С Трорами от Ратши тоже весьма неплохо - задорно и с огоньком. Не удержался и решил воткнуть в Ратшу Абиссы - давно руки чесались :). В общем играют вполне сносно и слушабельно! Конечно, без громоподобного баса, но мид-бас в достатке.

Битва Давида с Голиафом

ЦАП очень понравился! По качеству и условному аудиофильскому классу звучания - достойный соперник Холо Спринг-3 и Денафрипс Венус-2. По подаче тоже очень близок, разве что, немного тонально более нейтральный. А внекоторых аспектах, выглядит даже выигрышнее. Например, более энергичный. Будь у меня, кроме Спринга, ещё и Матрикс, то я бы пожалуй, предпочел слушать рок-музыку на последнем. А Спринг стал бы специализироваться на джазе и вокале.

Мне кажется, что лучшую синергию Матрикс проявил с усилителями аудиофильской подачи - максимально прозрачными, деталистыми, с обширной сценой, очень динамичными.

Но, значит ли, что Матрикс может полностью заткнуть этих “заслуженных китайцев” за пояс? Пожалуй, что вряд ли. Всё же Спринг - универсальный по фарматам фонограмм - читает и играет вообще любые, включая “тясячекратный” DSD, причём, нативно! Матрикс, насколько я понял, DSD вообще никак :frowning: Спринг имеет на борту, какие душа пожелает, входные и выходные интерфейсы. Вооружен до зубов, так сказать :slight_smile:

Матрикс играет только РСМ. Причем я не успел оценить его на низких битрейтах, полагая, что в режиме внешнего апскейла достигается максимум аудиофильности. Да и по входам-выходам предельно лаконичен - только юсб и только RCA. Чем то он мне напомнил знаменитую скульптуру голого Давида, вооруженного одной только пращёй :slight_smile:

Эпилог

Очень здорово, что звёзды так сложились и моя внезапная идея насчет простого специализированного ЦАПА взяла и, так же, внезапно материализовалась. У аппарата есть все шансы стать бестселлером!
Благодарю владельца цапика, Евгения, за возможность послушать и оценить замечательную железку. А разработчиков за изобретательность и телепатию! :slight_smile:

P.S. Эту историю я началс с того, что прошлый раз загадал желание и оно сбылось. Загадаю ка и сейчас, а вдруг… :wink:

20 лайков

Даёшь тур! :slight_smile: если что я в деле! ))

4 лайка

Алексей, если будут желающие организуем.

5 лайков

Где фото черной дыры т.е. черного тела?)

Чёрныйквадрат

(с)

1 лайк

Планируете ли добавить коаксиальный вход? Думаю интерес к этому цап резко бы возрос.

2 лайка

Добрый день. Планируем.

5 лайков

Отлично, тогда буду рассматривать к приобретению

Поддержу , усб конечно хорошо , но у многих ведь есть уже готовые транспорты .

3 лайка

Немного (или много) мыслей о цапе Matrix R2R:

Сначала чуток о системе и моем небогатом опыте с цапами в целом :slight_smile:

Система ушная, сидит на выделенной линии ВВГ-2,5 от щитка:
Источник: iMac 2020 + Roon (кабель питания - Tchernov Classic);
Транспорт: Matrix.USB (кабель питания - Shunyata Research Venom 3) + LAN кабель Nordost Heimdall 2;
Усилитель для наушников: SPL Phonitor XE (со встроенным цапом АК 4490) (кабель питания - Shunyata Research Pyton Helix CX);
USB кабель: кастомный из цифрового Nordost Valhalla 1, сделанный Евгением Нордост;
Наушники: Audeze LCD-4 + кабель Nordost Heimdall 2.

Опыт с цапами:

SPL Phonitor XE по мнению многих имеет очень добротно сделанный внутренний цап (среди комбайнов), перед покупкой перечитал весь инет в том числе зарубежный по этому вопросу и стал склоняться к популярному мнению, что внутреннего цапа мне должно хватить. Но чтобы себя успокоить сравнил звучание встроенного цапа SPL с внешними цапами Mytec (Liberty DAC и Brooklin DAC) а также с каким-то Китайцем в цене Mytec Liberty DAC. Сравнение естественно было с подключением к усилку SPL Phonitor XE. После теста окончательно успокоившись купил SPL со встроенным цапом :slight_smile:

Разница в звучании при сравнении была в очень мелких нюансах, не стоящих отдельных вложений во внешний цап, кабель питания и межблок :slight_smile: Так я слушал музыку на протяжении 4 лет и не парился, пока не взял забавы ради попробовать у себя мультибит, с которым я вообще никогда не имел дел. Это был винтажный CD проигрыватель Philips на 2-х чипах TDA 1540 с добавленной платой входа для USB и тогда и пришло озарение :slight_smile:

TDA 1540 в сравнении со встроенным цапом это в целом другой уровень подачи, это натуральные, сочные тембры, огромная прибавка информации в нижних и средних частотах и, что меня удивило гораздо большая прозрачность, детальность и объемность звука! До этого мое мнение о мультибите почему-то было как о мутном и медленном звуке для староверов, виноват, исправился :slight_smile:

И вот на сцену выходит Matrix R2R. Это второе устройство Алексея в моей системе, первое (транспорт Matrix.USB) однажды тоже меня покорил и не оставил равнодушным после другого известного транспорта. Устройство приехало с прогревом около 50 часов, а для R2R желательно 200 для выхода на «режим». С первых треков, в непрогретом виде Matrix R2R уделывает TDA 1540, разница не земля/небо, но достаточно ощутима как в аудиофильском смысле (по всем частотам и разрешении), так и в меломанском (общая подача еще музыкальнее, живее и натуральнее). В процессе прогрева были такие наблюдения: с изначального состояния (50 часов) до 100 часов особой разницы в звучании не замечал, для меня общая подача звука с этим цапом была как вау эффект и я просто переслушивал заезженную музыку и открывал ее заново :)) в районе 100 часов почти пропал бас и звук стал резким и сухим, длилось это около 10 часов после чего все вернулось в прежнее состояние. Потом до 150 часов опять все без заметных изменений и в районе 150 очень заметный рубеж - сильно прибавилось в объеме, сцена стала шире, звук размашистей и мягче. Ну и на сегодня прогрев около 200 часов и звук остался таким же как после рубежа в 150 часов :slight_smile:

С встроенным цапом (АК 4490) сравнивать не буду, т.к. даже TDA 1540 это просто другой уровень в сравнении с ним, а Matrix R2R во всем лучше аппарата на TDA 1540. Если сравнить Matrix R2R с аппаратом на TDA 1540 то на моей системе Matrix R2R это:

  • Лучше нижние частоты, информации внизу просто больше физически, бас быстрый, глубокий, четкий, осязаемый, за счет чего в музыке больше читается ритм и нога или голова так и дергается в такт :slight_smile:
  • Лучше средние частоты, информации также гораздо больше (если простыми словами, то тихие звуки или партии стали заметнее, как будто подтянулись со вторых и третьих планов и от этого музыка звучит гораздо полнее).
  • Лучше высокие частоты, их не меньше, но они не звонкие и очень натуральные, не цифровые и не раздражают (не режут ухо) даже на приличной громкости!

Очень большое разрешение у цапа! Сцена размашистая (да, в открытых наушниках), детальность высокая, все инструменты, вокал, вообще все в треке различимо, ощущается все чуть ли не визуально. Еще интересная особенность - Matrix R2R полновесно звучит и на малой громкости (аппарат на TDA 1540 так не может и на малой громкости баса ощущается меньше, звучит полноценно только при определенной громкости).

В общем аппаратом доволен, за такую-то цену тем более! Аппарат компактный, сделан аккуратно, вопросов нет, нравится. Нравится, что нет ничего лишнего и не нужного лично мне! Просто кнопка «вкл» спереди и вход usb и выход RCA сзади!
Такие вот наблюдения :slight_smile: Все естественно ИМХО и актуально только в моей системе! :slight_smile:
Алексею еще раз спасибо!

15 лайков

Когда будет с коаксиалом ?

2 лайка

А в Питере есть возможность послушать его в своей системе?

Плата с оверсэмплингом или NOS? и плеер со штатными выхлопами?

Господа, это столик для заказов, не обсуждений.

Алексей, спасибо за развернутый отзыв.

1 лайк

В скором времени появится в свободной продаже.
Я вам личным сообщением отпишусь.

1 лайк

Как с Вами связаться? Напишите мне пожалуйста контакты в личном сообщении.

1 лайк