🦜🕯 Мультибитный ЦАП Charm Audio DAC c лампой — простая и внимательная жизнь @CharmAudio — ЗАВЕРШЕН

На вашу манеру общения поступают жалобы. Атмосфера в баре очень важна. Вы предупреждены.

1 лайк

Именно! Описание текстом в теме тура, многие пишут: “а, система же в профиле, захотите и глянете“ и через пару лет вкруг трижды все смениться и угадай на чем слушал…

4 лайка

Михаил, затхло как-то, наверно одни и тоже люди давно в одном помещение и свежего воздуха мало.
Поделитесь с админом моей жалобой: в теме тура ЦАП-а больше половины оффтопа, и крайне мало по делу. О чем угодно, кроме как о деле. И скрыли сообщение мое, где как раз на важное это и указано - что стоит протестировать, так как в последних сообщениях говорилось об очень серьезной проблеме. А чего бы поменьше, так как не несет смысловой нагрузки.

1 лайк

есть флажок для того чтобы пожаловаться, в том числе и на оффтоп, используйте его

Вот именно подобные сентенции и ведут к удалению постов.
Сказано достаточно, тема про тур ЦАПа, давайте вернемся к ней.

4 лайка

Такого практически не бывает, это взаимоисключающие параграфы.

Стоит. Отзывы можете не читать.

1 лайк

CHARM - ламповое обаяние или крушение надежд.


Как говорится - пройти мимо я не мог, когда узнал, что будет тур новой модели цапа на хорошем “старом” мультибитном чипе с ламповым аналоговым выходом. Всё в моем вкусе - и мультибит и ламповый звук, да ещё и многочисленные хвалебные отзывы о предыдущих версиях этого цапа. Но наверное, в этот раз я угодил в т.н. “собственно установленную ловушку” под названием “завышенные ожидания”. А теперь по порядку.
О внешнем виде и качестве исполнения я подробно написал в своей первой части отзыва - только положительные впечатления. О “странной” способности устройства “реагировать” на внешние э/магнитные наводки то-же подробно отметил в предыдущих постах, считаю это каким-то случайным “техническим недоразумением”, которое разработчик легко устранит.
Теперь о звуке.
Скажу сразу, со звуком в этот раз у меня было не просто разобраться. Начну с маленькой преамбулы - все что мной будет далее написано, является исключительно отражением моих субъективных ощущений основанных на моём “вкусе” - ни какой объективности в моих оценках нет, если мне что-то не нравится или наоборот понравилось совершенно не значит, что такая же реакция будет и у других людей - аудиофилов/меломанов, тем более в других аудио-системах. В аудио очень многое зависит от индивидуального - от психо-эмоционального восприятия звуков и музыки, привычек, опыта, особенностей аудио-тракта, кдп и т.п. уникальных факторов.
Теперь “пару” слов о моем “вкусе”, может это в какой-то мере объяснит описание моих впечатлений и последующих выводов о звучании цапа.
С т.н. ламповым звуком я “живу” с ранней юности, можно даже сказать с детства, хороший ламповый звук мне нравится и различные ламповые устройства с удовольствием использую в своей аудио системе. Начальный “путь” - лента, винил, кассетные деки, CD. Теперь в “остатке” - кассетные деки, CD и цифровые носители на внешних HDD.
Усилительная аппаратура разнообразная, но исключительно винтажная, источники звука винтаж и современные устройства.
В звучании мои приоритеты - тембральная достоверность, полноценность передачи звуков во всех диапазонах, хорошая детальность, способность передать эмоциональность музыки, хорошая локализация отдельных звуков. Слушаю в основном классическую музыку, академический и джазовый вокал, инструментальную музыку на акустических инструментах, малосоставной джаз и электронную музыку типа Vangelis, Klaus Schultze, Brian Eno и т.п.

Исходя из моих пристрастий, слушал и оценивал влияние цапа Charm на звучание моей системы именно в выше перечисленных музыкальных жанрах, а в основном на классической музыке и вокале.

Первые ощущения от Шарма по звуку - плотный, с напором, чувствуется мультибитный характер. Думаю многим (как и мне) такие качества звука по нраву.
Но вот прослушав первый час понял, что что-то меня удерживает от полного погружения в мир звуков, слушал поздно вечером на малой громкости. Решил - буду детально разбираться на следующий день. А вот следующие дни прослушивания позволили понять что в звуке меня не устроило и сделать определённые предположения о причинах которые это обусловили.

Выделю в образном описании “Сильные” и “Слабые” стороны присущие “звуку” Шарма.

“Сильные”

  • в целом ровный тональный баланс (за некоторым исключением небольшого доминирования нч составляющей в некоторых композициях - хорошо чувствуется на вокале)
  • мощный нч “фундамент”
  • в целом тембрально достоверная передача

“Слабые”

  • не достаточная микродетальность
  • низкая локализация звуков
  • короткие, не выраженные послезвучия
  • специфическое формирование сцены

На мой взгляд (слух) основным “проблемным местом” звучания цапа в моей аудио-системе является т.н. построение сцены и всё, что с этим связано по общему восприятию звуков/музыки. Предыдущие участники описывали некие особенности связанные с формированием звуковой сцены присущей Шарму, в моей системе эта особенность тоже проявилась причём в ярко выраженной и своеобразной форме. Сужения сцены не произошло, вполне возможно из за специфики моей акустики, её размещения в кдп и точки прослушивания, эффект выразился в практически близком к полному отсутствию эшелонирования сцены, другими словами “глубины” звуков сцены. Всё звуки выстроились плотной “стеной” по всей ширине звуковой сцены, “солирующие” звуки несколько выпячиваются вперёд и на этом всё. Плоским такой звук я не назову, потому что у этой “стены” присутствует мощный низкочастотный фундамент, который определенным образом создаёт определённое ощущение “заполненности”, но это именно иллюзорное ощущение - звуки не эшелонированы. При такой сцене, конечно эффект 3D не присутствует, именно это в первый вечер не давало мне возможности погружения в музыку, я давно привык ощущать и воспринимать музыкальные звуки с эффектом 3D сцены.

Ещё (с точки зрения аудиофила) мне очень не хватило микродетальности и наверное, как её одной из производных - хороших послезвучий. Многие хорошо знакомые композиции я не смог воспринять полноценно, в классической музыке чтобы передать микроэмоции, из которых состоит общая эмоциональность передачи музыки важно слышать звуки т.н. “второго” и “третьего” плана, с тонкими “оттенками”, которые в т.ч. формируют послезвучия - с этим у Шарма не очень получилось. Локализация отдельных звуков то-же не сильная сторона цапа, на сложных оркестровых композициях происходит некое “сваливание” звуков в общую “кашу”. Глубину/красоту вокального диапазона звуков также ощутить в полной мере не получилось.

Теперь, с точки зрения меломана.
Не все цапы (аудио-устройства) должны обязательно обладать т.н. аудиофильскими качествами, есть превосходные аппараты создающие т.н. меломанское удовольствие от прослушивания музыки. К примеру, за счет каких либо особых качеств, типа очень “красивых” тембров или особенной интерпретации в подаче “музыкального
полотна” за счет плавности, слитности и т.п. В обиходе аудио-терминологии существует очень емкое и при этом аморфное понятие - Magic, когда толком и объяснить сложно почему, но оторваться от звучания сложно.
К сожалению у меня с Шармом такой синергии не произошло, три вечера я пытался найти то, что зацепит и вовлечет меня в магию музыкального восприятия, но видно мои вкусы и способности цапа расположены под разными звёздами.
У меня около двух лет был цап горшочки Shigaraki на 1543 чипе, он совсем не обладал особыми аудиофильскими качествами и талантами, но умел притягивать и не отпускать своей специфической “магией” подачи музыки. Для меня это был определённый даунгрейд по качеству звука по сравнению с остальными аппаратами системы, но я с радостью и желанием время от времени погружался в его меломанскую интерпретацию музыки.
К сожалению с Шармом у меня такого не произошло, я не нашёл тех тонких “струн”, которые бы заставили меня сопереживать музыкальному действу.

Мои впечатления и выводы не могут носить какого либо рекомендательного характера. Шарм не “раскрылся” по звуку в моей системе с моими вкусовыми пристрастиями и приоритетами к звуку, это совсем не значит, что так-же произойдёт в другой аудио-системе, все может быть ровно наоборот. Это как в мировой кухне - каждый выбирает себе блюда на свой вкус, а вкус у всех индивидуальный и зачастую разный.

В прошлое воскресенье прослушивание Шарма проводили совместно с нашим собарчанином Александром Alexandro. При желании он сможет дополнить мой отчёт своими ощущениями от работы Шарма в моей системе.

Полный перечень прослушанного мной репертуара не вижу смысла приводить, вышеописанный результ присутствовал в разной степени во всех композициях, которые я слушал. Слушал классическую музыку малых составов, БСО, оперное пение, академический и джазовый вокал. В конце прослушивания из рока включал только PF и Muse, но мозг уже сразу акцентировал основное внимание на глубине сцены (которой не обнаруживал) и ощущение было соответствующим.

Часть прослушанного репертуара.

Спойлер






Некоторые тестовые композиции, с мелкими “штрихами” по отдельным моментам.

Спойлер
  1. В определеных частях композиций происходит наложение звуков (“каша”).




  1. Тонкие моменты уникальной тембральности голосов не переданы. В голосе появились не присущие оригиналу басовые нотки.





  1. В этих композициях не чувствуется должным образом атмосферность, нет переливов послезвучий.





  1. Нет чётких “контуров” от звука ударной установки, вч - звук тарелок смазанный, послезвучия короткие и не четкие.



  1. За счёт не высокой локализации звуков нч диапазона, звуки контрабаса с небольшим подгуживанием

Спасибо Денису за созидание в аудио индустрии и за возможность познакомиться с одним из своих изделий.
Тяжело дался мне этот отчёт, получился он к сожалению с критикой, но надеюсь на то, что иногда критика может быть полезна для дальнейшего развития процесса создания аудио устройств.
Традиционно спасибо Бару и Главному бармену Дмитрию за организацию такого интересного тура и конечно всем, не равнодушным меломанам и аудиофилам за внимание и участие.

Перечень аудио устройств задействованных в тестовых прослушиваниях.

Спойлер
  • Diatone ds-90C;
  • Accuphase P-102;
  • Marantz 3300;
  • Wadia 22 cd transport;
  • IMac/файлы внешние HDD;
  • большой “паровозный состав” обвязки цифрового тракта, с максимальным вниманием к качественному питанию на каждом сегменте тракта, качественные бп + специализированные фильтры питания;
  • DDC Gustard U16 (modding by Bason);
  • Holo audio spring (первая версия без всяких твиков);
  • CSE E-100 II (регенератор питания);
    Силовые кабели
  • Nanotec systems 306
  • Nanotec systems 308
  • SAEC A-5000
  • SAEC Pl-4000
  • Tiglon
  • PAD
    Межблочные кабели
  • Nanotec systems
  • Harmonix
  • Zaolla
  • Tiglon
  • WE винтажная медь из 40-х
    Коаксиальный кабель
  • WW Gold III
  • Oyaide Air Space (PCOCC-A )
63 лайка

Шикарно написано!

3 лайка

На 100% процентов совпадает с моей оценкой характеристик. Отчет - просто супер! :+1:

3 лайка

Спасибо за очень развёрнутый и интересный обзор. Для уточнения, не подскажете какие модели цапов, которые вы слушали и знаете, показали результаты воспроизведения заведомо лучше в определённых категориях, чем charm, или эти свойства Шарма только в сравнении с имеющимся у вас Holo Spring 1?

1 лайк

Я уже ранее писал, что в этот раз не ставил перед собой задачи сравнивать Charm с каким-то из своих цапов. Задача была оценить общий потенциал работы цапа в моей системе без привязки к какому либо другому аналогичному устройству. При этом конечно некоторые сравнения я проводил с цапом Holo Spring, в основном по вопросам которые у меня возникли в части построения сцены.
Сейчас у меня в системе три цапа, два из них с ламповым “выходом”, ни у одного из них нет таких “проблем” в звучании, особенно тех, которые касаются звуковой “сцены”.
Через мою систему “прошло” некоторое количество разных по конструкции и исполнению ЦАПов, они имели свои особенности и сильные/слабые “стороны”, но проблем у них со “сценой”, похожих на описанные мной по Шарму (в моей системе) я не припомню.
Если есть вопросы по каким либо конкретным моделям ЦАПов, пишите в личку. В теме тура такое обсуждение думаю неуместно.

1 лайк

Можно как-то сопоставить уровень?

ценовые диапазоны изделий немного разные конечно, замечу :face_with_peeking_eye:

1 лайк

Почему, “к сожалению”?

Отличный отчёт. Конструктивная критика - это гораздо лучше, чем “растекание мыслью по дереву”, в попытках ее избежать.

8 лайков

Финальный отзыв
Не откладывая в долгий ящик пока свежи впечатления от девайса, пишу финалочку относительно своего знакомства с цапом Charm Audio Dac 2.3 tube.
Да простят меня читатели, я не буду описывать достоинства внешнего вида и эргономики устройства -тут все хорошо, многие отмечали достаточно хорошую проработку этого компонента устройства-полностью согласен. Я не особо зацикливаюсь на данном аспекте…главное-звук.

Прослушивание можно разделить на две части. Первый этап-ознакомительный, ему ему отвёл первые два дня прослушивания. Поскольку мой УМ за пару дней до участия в туре был забран из достаточно глубокого профилактического ремонта, то первые два дня отвёл для себя на безоценочное прослушивание, поскольку понимал, что звук системы ещё не вышел на должный уровень из-за недостаточного прогрева замененных деталей в усилителе. В этом плане мне было достаточно сложно, поскольку те вопросы, которые появились к звуку я не понимал относить к звуку цапа или не вышедшего на свой звук усилителя мощности. Но обо всем по порядку.
Вторым этапом прослушивания стало внимательное прослушивание до дыр знакомых тестовых композиций с попеременной заменой одного цапа на другой.
Начну с рассказа об ознакомительной части прослушивания, как оно у меня происходило и какие первые выводы были сделаны на этом этапе.
Вообще, было достаточно сложно безоценочно слушать музыку ввиду того,что с ЦАПом достаточно поверхностно, но все-таки познакомился в системе @Ledgippo. И я хотел абстрагироваться от первых выводов, потому как системы у всех разные и полноценно оценить звук устройства не в своей системе достаточно сложно.
Отчасти мне это удалось. Всё-таки ЦАП несколько иначе проявился в моей системе. В первый вечер слушал все подряд от классики до металла в поисках того, какую музыку лучше удается играть Шарму. Под конец вечера сложились первые выводы относительно почерка звука устройства.
Первое же включение обозначило главное изменение в звуке-недостаток проработки вч-диапазона. Это прям резануло с первого включения и я по началу списал на непрогретый усилитель и не стал обращать внимания и просто начал слушать музыку. Надо отметить, через полчаса, ухо привыкло к этой особенности и я просто стал прыгать по плейлистам… За первый вечер отметил, что Шарму достаточно хорошо даются композиции с выразительным, эмоциональным вокалом. Он усиливает эмоциональный эффект вокальных партий. Создаётся ощущение, как будто вокалист старается спеть поинтригующе что-ли, пововлеченнее, уж простите меня за мой Великий и Могучий:) Что ещё отметил в первый вечер - ЦАП имеет интересную особенность выделять в фонограмме более громкие звуки. Музыка звучит от этого более выразительно, достаточно непривычный эффект. Эта типичная для МБ черта в Шарме выражена достаточно сильно.
В какой-то момент возникло ощущение, что слушаю музыку на кассете. Такой эффект приятной аналоговости, не знаю как описать ещё.
В первый вечер после скачков по стилям с удовольствием в итоге отслушал раннего Лагутенко, прошёлся по старым добрым и давно не слушанным трекам с альбомов “Морская”, “Икра”. Именно на этих записях возникло ощущение,что слушаю кассеты. Наверное,потому что на кассетах их и слушал в свое время:)
Один из выводов первого вечера-подача звука мягкая с акцентом на нижнем регистре. Я такой звук называю “как в домашних тапочках”. Комфортно, по-меломански приятно. Слушать часами без напряга для ушей-как раз про такую подачу. Но недостаточно проработанный вч-диапазон я решил оставить на тестовое сравнение двух цапов потому как не понимал-это я слышу непрогретый УМ или это особенность Шарма.
Второй день система играла фоном, ввиду занятости внимательного прослушивания был час, полтора наверное. По предварительным выводам мало что поменялось. Все это время играл Charm, свой ЦАП я оставил на третий день.
На третий день как и писал выше устроил батл Charm Audio 2.3 vs Music Hall 25.3.
Хочу отметить, что мой ЦАП с несильным твиком, а именно: родная лампа Electro-Harmonix заменена на Tesla gold nos 60-х годов производства, заменён штатный предохранитель уже не помню на что, но что-то китайское. Отмечу, что сильный прирост в части прозрачности звука и повышения микроданимики дала именно замена лампы.
Прежде чем начать детальное описание своих выводов хочу отметить,что за первые два дня, усилитель вышел на свой звук с характерными для Accuphase прозрачностью и микродинамикой. Так что все честно, к усилению вопросов по части достоверности передачи музыкальной информации у меня не было.
И понял я это в тот самый момент, когда я переключился с Charm на Music Hall…
Те вопросы про недостаточную проработку вч-диапазона, которые в первые два дня прослушивания я относил к возможному непрогреву УМ, всё-таки адресовать надо было к Шарму.
Итак, тест цапов с попеременной сменой одного на другой дал следующие выводы:

  1. Шарм сильно уступает в проработке вч-диапазона, приводящее к потере микродеталей фонограммы. Пресловутое одеяло, которое хотелось стянуть с АС-вот то ощущение, с которым я каждый раз сталкивался, переключаясь с Music Hall на Charm. Не одеяло ватное конечно, но такая, сильно плотная ткань так точно. Этот же аспект работы цапа сильно влияет на послезвучия, они обеднены, нет игры пространства практически. То, с каким вовлечением иной раз слушал знакомые композиции из-за ощущения пространства записи как раз из-за детальной проработки послезвучий, Шарм не то чтобы не вовлекал, он практически игнорировал этот аспект фонограммы и вместо ожидаемых вибраций я напрягал слух и пытался ухватиться за какие-либо сильные черты подачи, но это получалось крайне редко на тестовых треках. Отметил простую закономерность-чем менее проработанная и по-аудифильски сложная фонограмма-тем меньше было разницы между Charm и Music Hall. Напротив, на сложных композициях, с множеством нюансов в вч-диапазоне, особенно на многослойной, сложной электронике, Charm значительно уступал…
  2. Построение сцены у Шарма достаточно специфическое. Сцены выдвинута вперёд и она в одну линию практически. То есть в глубину сцена практически не уходит, нет эшелонирования.
  3. Локализация инструментов. Из-за недостаточной проработки микродеталей звука, происходит размытие границ образов, они локализуются, но недостаточно четко.
  4. Натуральность тембров - опять же из-за недостатка проработки вч-диапазона, низкой микродинамики большинство инструментов звучит неполновесно, без особенностей их звучания, характерных именно им.
    Поскольку вот эти пункты собственно и определяли сильно бросающуюся разницу сравнимых цапов, то дальнейшее сравнение по другим аспектам звучания считаю лишним. Именно в этих четырёх составляющих,к моему изумлению и одновременно сожалению, Charm достаточно серьезно проиграл моему не самому именитому и не самому дорогому ЦАПу.
    Вот так. Да простят меня поклонники данного устройства. Считаю ценным описать собственный опыт-все как есть, без прикрас. Старался быть честным и беспристрастным. Если честно, рассчитывал на большее, опять же столько восторженных отзывов в баре… Записывался в тур с желанием в дальнейшем приобрести. Возможно, в других системах Charm Audio проявит свои лучшие качества, но точно не в моей.
    Единственная мысль, которая пришла на ум, что возможно данный экземпляр не был достаточно прогрет после замены каких-то комплектующих во время технической паузы в туре, либо лампы не были достаточно прогреты. Потому что именно ощущение,что слушаешь непрогретое устройство не покидало меня все три дня прослушивания.
    Желаю Денису @CharmAudio не останавливаться на достигнутом, это очень круто, что Вы рискнули отправить в тур своё детище, что делаете насколько я знаю следующую версию ЦАПа. Я уверен, Вы на правильном пути, искренне желаю успехов на этом непростом рынке.
    Спасибо ГлавБармену Всея Аудиофильской Руси @dmitre за организацию этого тура!
    Ну и на последок всё-таки хочется закончить на хорошей ноте. Считаю,что Charm Audio Dac 2.3 может быть одним из цапов в системе для спокойных стилей музыки. Ему хорошо удается несложный инструментал, в котором важно передать атмосферу в большей степени,чем микродинамику… Его обволакивающий шарм в подаче для таких стилей может быть незаменим…
    Всем спасибо за внимание!
    Музыка:











42 лайка

Шикарный обзор! Спасибо!
Работа проделана вами очень большая.

Вот это - прямо очень хорошо! Именно такой эффект на электронике я и слышал. Но акцентироваться в своем отчёте на другом.

Стопроцентно - это ЦАП для меломана. Думал так раньше, а после теста ещё больше укрепился в этом мнении.

4 лайка

Думаю важно отметить, что отмеченные свойства присущи версии с лампой. Читаю и не узнаю Шарм, в чисто каменной версии всё отлично и с вовлекатором и с аудиофилией. Сцену строит многоплановую и глубокую, с детальностью тоже порядок.
Так, например на музыке с обилием семплированных партий при желании можно услышать как семплы сшиты…

8 лайков

Я писал отзыв с очень паршивым ощущением…уважаю чужой труд, прекрасно отдаю себе отчёт как подобные отзывы могут сказаться на продажах и т.д. Но и написать того,чего нет или не писать откровенные минусы не могу. Ещё раз повторюсь -создалось впечатление непрогретости устройства. Возможно что-то с лампами, возможно вообще что-то не то с цапом с этими постоянными перемещениями по стране…но как говорится -что имеем,то и имеем. Очень хотелось бы ошибиться и действительно ЦАП достоин внимания, что все это-банальная неисправность устройства.

10 лайков

Приезжайте в гости со своим прогретым каменным Шармом. Мне действительно интересно в чем тут дело. Ну не может быть так что у всех играет, у меня не заиграло. Но судя по туру,не только у меня.

4 лайка

Александр, спасибо за приглашение. Хорошая идея. Напишу Вам в личку

3 лайка

@Ledgippo
@Alexandro
@RomanSt
Благодарю за отзывы. Аппарат обязательно будет дорабатываться. Работа над ошибками уже идёт и готов макет новой версии лампового ДАКа. Выхлоп будет гибридный (лампы +транзисторы).

У всех играет транзисторная версия.

25 лайков