🦜🕯 Мультибитный ЦАП Charm Audio DAC c лампой — простая и внимательная жизнь @CharmAudio — ЗАВЕРШЕН

Может каналы местами были перепутаны? У меня было раз такое - слушаю и понимаю что что-то много нового в композициях, и все как-то интересно звучит. Так два дня слушал, а когда решил проверить тут и выяснилось)

1 лайк

Нет. Первое, на что подумал.

С точки зрения отдавания предпочтений полезно понять, как по-другому, потому что просто по-другому - это не столь ценно и примечательно. А, вот, по-другому, когда выразительнее и музыкальнее, да еще и точнее (последнее при наличии двух первых пунктов не строго обязательно), это уже ценно, содержательно и интересно.

2 лайка

Лично мне показалось, выразительнее и музыкальнее. От слова очень.

3 лайка

Именно так!
Но это неправильно, по моему мнению.

ЦАП хороший (именно хороший, не великолепный, превосходный и т.д ), но сильно жанровый.

Подробно все распишу в туровом отзыве

3 лайка

Пожалуй, трех дней прослушивания достаточно, чтобы сделать выводы по поводу этого ЦАПа. Более того, я уже начал привыкать к его звуку и выделять разницу в сравнении со своим ЦАПом мне все сложнее и сложнее.

Спойлер

Адаптация нашего слуха и мозга, скажу я вам, вещь великолепная! И это не “прогрев”, а именно адаптация!

На чем я слушал ЦАП.

Усилитель - двухтактный ламповый. DIY собственного изготовления. 6Н9С на входе, 6П3С в триодном включении на выходном каскаде

Источник сигнала - CD-транспорт CEC TL3 3.0

Колонки - английский винтаж 70-х годов. Celestion DITTON 44

Мой ЦАП, с которым проводилось сравнение - это дельта-сигма ЦАП Lynx D60 на чипе AK 4399, разработки Дмитрия Андронникова

Комната для прослушивания ~21 кв. метр, зонирована, умеренно заглушена

Кот тоже периодически проводил оценку, выгоняя меня из кресла! :wink:

К сожалению, Charm Audio DAC не поместился в стойку вторым ЦАПом, поэтому скромно примостился рядом на табуретке.

Ну что же, начнем!
Начну с внешнего вида и эргономики.
ЦАП, действительно, достаточно крупный. Добротный металлический корпус, качественная, приятная для глаз передняя деревянная панель.

Но дизайн не любит пустоты! И пустая передняя панель “выглядит скучно”, как сказала моя супруга. И в этом я с ней полностью согласен. Более того, выключатель на задней панели ЦАПа - далеко не самое хорошее (с точки зрения эргономики) решение.

Хотим минимализма? Небольшая круглая черная кнопка по центру панели и маленький светодиод-индикатор включения закроют этот вопрос. (Естественно, это должна быть не обычная пластиковая кнопка, портящая своим дешевым видом роскошную переднюю панель ЦАПа.)

Как вариант - кнопка со встроенной индикацией. Настроить светодиод на минимальную яркость, подобрать его цвет (я бы выбрал янтарный) и будет очень хорошо, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения эргономики.

И еще, как вариант, я бы подумал о фирменной табличке-шильдике на передней панели. Медь с травлением или лазерной гравировкой, возможно с креплением “гвоздиками” по углам, смотрелась бы замечательно.

С переключателем входов SPDIF-Toslink на задней панели я бы вполне смирился. Не так часто он нужен. По крайней мере, мне.

Прослушивание я проводил небольшими сессиями по 45-50 минут в течении трех дней. Слушал любимые композиции разных жанров. В руках блокнот и ручка. Сразу записывал первые впечатления и уточнял их по мере “развития сюжета”. Также, проводил сравнение со своим ЦАПом. После прослушивания и оценки тестовых треков слушал некоторые альбомы дальше.

Далее буду записывать свои впечатления и выводы именно в том порядке, который был при прослушивании.

Первое впечатление очень важное. Поэтому в самом начале MFSL-издание Pink Floyd - “The Dark Side Of The Moon”.

“Time”. Отзвенели часы и упс… Сцена гораздо уже, чем обычно, большое студийное пространство превратилось в камерное, средних размеров.

Гитарные рифы хорошие, плотные, но менее детализированные в послезвучиях, звук перкуссии, который эхом раскатывается по всей сцене, заперт строго между левой и правой кромкой колонок, а раньше, на других ЦАПах, выходил далеко за них, заполняя все пространство комнаты.

Дэвид Гилмор и Ричард Райт подошли ко мне почти вплотную, попутно сильно увеличились в размерах и поют из центра небольшой сцены, сменяя друг друга. Один спел, ушел, второй пришел петь.

Бэк-вокал, там где он вступал (в других композициях на этом диске), начинал спорить за свое место на сцене с основным вокалистом.

Эффект, конечно, интересный и даже ошеломляющий своей инаковостью! Но для меня он со знаком “минус”. Нет, так не должно быть.

Ладно. Попробую что-нибудь более камерное.

Adriano Celentano, альбом “Per Sempre” и одноименная композиция, примечательная великолепным “соло” на фортепиано в исполнении Чика Кориа.

Включил и ах! Вот тут, на камерной записи, Charm с его особенностью очень крупно выделять и приближать вокал, за счет (Увы и ах!) потери части ширины сцены показал себя с очень хорошей стороны.

Представьте маленький джаз-клуб. Несколько столиков, практически вплотную к небольшой сцене. Приглушенный мягкий свет абажуров. На сцене (почти рядом, можно дотронуться рукой) на высоком барном стуле сидит Челентано, чуть дальше, но почти в одну линию из-за небольшого пространства сцены - Чик Кориа за пианино.

Музыка и голос звучат очень мягко и очень вовлекающе! Маэстро передают друг другу линию мелодии и вокала.

Чуть меньшая детализация обертонов и некоторая тяжеловесность перкуссии, которая и так есть, а сейчас еще “потяжелела”, выйдя еще сильнее на передний план, не портят ничего на этой записи. Браво!

Ну что же, уже начинает вырисовываться некоторая закономерность!

Следующим номером идут Eagles “Hotel California (Live On MTV, 1994)”

Эту запись я знаю очень хорошо. Более того, считаю ее одной из эталонных (по качеству) концертных записей.

Что сразу “бросается в уши” - так это очень крупные музыкальные образы! Гитарист, играющий соло в начале композиции подошел ко мне вплотную и сыграл, Потом (не знаю как) ударник со всей своей установкой выехал на край сцены, потом вокалист поет с самого края сцены. И так до конца песни. Музыканты по очереди сменяли друг друга, исполняя свои части композиции и попутно сильно увеличиваясь в размерах.

Зал стал ощутимо меньше. Звуки очень теплые, темноватые. Прекрасные НЧ.

В этой записи Charm опять сильно изменяет сцену!

Следующим был диск Solar Fields “Reflective Frequencies”
Современная “космическая” электроника с обилием мелких деталей, сугубо электронным звуком и безграничным, как космос пространством.

Собственно, поставил этот диск, чтобы окончательно утвердиться во мнении, что Charm, из-за присущих ему особенностей, не сыграет сложную полифоническую и очень “широкую” электронную музыку, где есть сильный упор на пространство.

С одной стороны, да. Пространство от галактического скукожилось до планетарного. :slight_smile:
С другой стороны, звуковые акценты и спецэффекты, которые в изобилии есть в композициях на этом диске, звучали интересно и по-новому, неожиданно выходя на передний план. Из-за этого, сложилось двойственное мнение. Но, скорее, “нет”, чем “да”. Наверное, это ощущение “вау”-эффекта.

Следующий трек - Rammstein “Du Hast”
Это отменно исполненная и очень качественно записанная композиция, знакомая мне до каждой ноты, в исполнении Charm просто повергла меня в шок!
Голос Тилля Линдеманна приобрел не свойственную ему хрипотцу и от этого в голосе появилось некое зловещее коварство! Вот именно так. :scream:

Инструменты изрядно потеряли глубину. (А она там есть и еще какая!) Энергетика песни изменилась. Что почудилось? Промышленный конвейер, бесконечные “железные” колонны на марше, печатающие шаг в заводском цеху средних размеров. Как вам образ? :slight_smile:

Эффект интересный, но не вполне естественный, как по мне. Может привыкну?

Перейдем к классике.
Vivaldi - The Four Seasons - I Musici. Знаменитая запись 60-х годов. Philips Classics Productions
К этому моменту у меня уже появилось четкое подозрение, что камерная классика и Charm созданы друг для друга. И да! Сто, тысячу раз ДА!

Из-за крупного подчеркивания образов, и певучести этого ЦАПа солирующая скрипка изумительна. Поскольку в классических записях построение сцены иное, это подчеркивание наконец-таки звучит очень деликатно и интересно. Потеря сцены практически не ощущается. Опять же, как мне кажется, из-за диапазона живых инструментов. Она есть, эта потеря, но о ней забываешь сразу, настолько она не критична.

Супруга, пришедшая послушать музыку сказала (Поклонники мультибита, возрадуйтесь!), что музыка “течет и переливается”!

Идеальное сочетание! Браво!

Дальше логично было перейти к симфонической классике. И тут меня ждал главный сюрприз!

Иоганнес Брамс Венгерский танец №5. Alfred Scholz · London Festival Orchestra

Это запись не очень “глубокая”, и весьма “ровная” в плане построения сцены в ширину и, что самое главное, в глубину. В обычном варианте, может быть, даже немного скучноватая. Солирующий инструмент выделяется не очень сильно.

На ней Charm показал себя очень хорошо. Потери ширины сцены я не заметил, а вот, укрупнение образа солирующего инструмента, присущее ЦАПу сработало замечательно. Сильного укрупнения нет (там нечего укрупнять в оригинале), иначе, это просто бы разрушило весь сюжет венгерского танца. Есть деликатное подчеркивание. И это звучало прекрасно!

На самом деле, я слушал гораздо больше музыки. Но все не опишешь. Так что, достаточно тестов. Сделаю несколько выводов.

Как я уже говорил (в других комментариях), Charm - хороший ЦАП. Не превосходный, не идеальный, а просто хороший.

Его главная особенность - сильное укрупнение солирующего инструмента или голоса исполнителя вместе с ощутимым уменьшением сцены.

Эта особенность прекрасно проявляет себя в камерных эстрадных и джазовых записях, если в них преимущественно “натуральное” звучание.

На сложных инструментальных композициях, с большим количеством инструментов (особенно электронных) и особенно на тех, где есть большое пространство эта особенность играет с Charmом злую шутку.

Особо отмечу то, как Charm “раскрашивает” классику. Как камерные, так и симфонические произведения звучат с оценкой от “превосходно” до “очень хорошо”. Любителям классики я настоятельно рекомендую присмотреться к этому ЦАПу.

Какого либо тотального превосходства мультибита перед дельта-сигмой я не услышал. В целом, мой LYNX D60 столь же мелодичен, но, при этом, куда как более универсален. Единственный жанр, в котором Charm показал себя значительно интереснее - это классическая музыка.

В целом, Charm - хороший, но сильно жанровый ЦАП для меломана. Точность передачи музыкальных образов - это не про него. А, вот, вовлечь, удивить и даже шокировать (не всегда положительно, правда) он может еще как!

P.S. А с другой стороны, как мне кажется, если сгладить эффекты этого ЦАПа и сделать его более универсальным, то пропадет его фирменный шарм!

59 лайков

37 записей было перемещено в эту тему: Дельта-сигма vs Мультибит — вопросы о ЦАПах: чипы и фильтры, мультибит, музыкальность и апскейлинг

По мне это лучшая похвала ЦАПу.

24 лайка

Отличнейший отзыв с глубоким анализом. На мой взгляд сцена это один из главных аспектов музыкальности и правильного восприятия музыки, поэтому для меня отзыв разгромный. Желание заказывать пропало. Спасибо!

2 лайка

Спасибо!
Закончил отчёт сегодня в 4 утра. Сел писать его вчера в 11 вечера. Это оказалось непросто. :blush:

У меня, наоборот, возникло желание его купить. Но вторым ЦАПом для классической музыки. Тут его особенности проявились как нельзя лучше

7 лайков

Мета-аналитика — любимый жанр.
Перед мета-выводами сверяйте систему отсчета :)))

2 лайка

ну не прям разгромный, все очень индивидуально, и у Романа в другом сетапе и помещении могли бы быть другие впечатления.

Не разгромный, конечно. Не было такой задачи и цели. Но что услышал, то услышал.

2 лайка

А я слушаю и радуюсь, причем добавился еще ламповый усилитель в систему.

а за это отдельное спасибо, хотя в Spotify он называется Adrian, это чистое удовольствие и ширина и глубина сцены, воздух и перкуссии уступают эмоциям.
Фортепиано великолепно.

3 лайка

Спасибо за отзыв. Изложили все довольно понятно читателю. Думаю, что спорные стороны ЦАПа, озвученные в отзыве, для многих будут несомненным плюсом.

2 лайка

Потом в какой-нибудь другой системе он даст совершенно противоположный эффект ))

Первое впечатление

Вот и встретились два брата, Charm Audio DAC с лампой и Charm Audio DAC без лампы версии 2.2.

Впечатление от турового аппарата положительное. Звук у него знакомый, фирменный почерк соблюден. Прямого сравнения пока не делал, да и настроение скорее меломанское сейчас. Сижу, слушаю музыку, получаю удовольствие, коплю впечатления. Пока всё нравится. Звук прозрачный, сочный.

Завтра попробую обратно на свой Charm переключиться, сравнить лицом к лицу.

18 лайков

Ну вот, а я думал такой вариант сравнения Шармов будет только у меня. Интересненько.

2 лайка

Погоняйте туровый несколько дней подряд, отличия будет лучше слышно.

3 лайка

Вступительное слово.

Участвовал в первом туре Шарма, тем интереснее было услышать ламповую версию.
Вчера удалось только собрать систему и послушать пару часов.
В этот раз система будет в следующем составе:
ЦАП Yamaha DX-U1, усилитель Rega Mira 2000, акустика Mission 751, источник Малинка с Pi2AES. Слушаю только файлы и стриминг, никаких кружочков ни больших ни маленьких не имею. Файлы на HDD подключенном к Малинке 4 с PiCorePlayer с поднятым LMS.


Получился вот такой тестовый стенд.

Пару слов о Charm Audio DAC:
По сравнению с первой туровой версией, форм фактор изменился в лучшую сторону, узкий и глубокий корпус вызывал сложности интеграции в стойку. Габариты и вес впечатляют, высота стала ещё больше (её задают размеры ламп). В остальном как и первая версия - основательный брутальный металлический корпус, деревянная передняя панель, выглядит добротно и надежно. По сравнению с современными ЦАПами выглядит гигантом.
По звуку пока ничего писать не буду, слишком мимолётным пока было знакомство, да и нужно дать ему время на прогрев и знакомство с моими компонентами. Но таки поделюсь первым впечатлением, Yamaha DX-U1 и Charm Audio DAC в первом приближении заиграли поразительно похоже, вот прямо разница в каких-то деталях. Это меня пока напрягло. В первом туре, при похожей подаче похожей сигнатуре звука, разница между ними была хорошо различима. То есть либо я оглох, либо какой-то компонент осредняет звучание, либо они действительно звучат почти неотличимо похоже, чего быть не должно. Повторяюсь - это первые впечатления на непрогретом Шарме после пары часов прослушивания сразу после первого включения.
Кто-то сравнивал Шарм с Yamaha DX-U1?
И ещё вопрос Шарм играет 24/192 или только до 24/48?
У меня стример настроен пока только на вывод до 24/48.

14 лайков