Могут ли хорошо звучать DML системы?

Как это не странно, но идея DML (Distributed Mode Loudspeaker) по возрасту придумки практически ровесник традиционной, всем привычной конструкции динамиков. Но так сложились обстоятельства, что по сей день остается в тени основного мэйнстрима технического развития акустикостроения. А между тем возможности повышения качественных показателей традиционных громкоговорителей практически близки к пределу и ограничиваются физическими принципами их работы. В то время как принципы DML позволяют обойти эти ограничения и получить на выходе более качественные акустические системы, чем мы имеем сегодня. Более подробно с этими идеями можно ознакомится в известной статье Генри Азима http://www.soundright.org.uk/NXTchaos.pdf

5 лайков

Первые следы задействования данного принципа для получения звука прослеживаются в патентной базе начиная с 1922-го года! http://www.tornadoacoustics.ru/_fr/4/1513881.pdf
Однако попыток довести технологию до уровня качественных акустических систем предпринималось не много: наиболее существенные из них в порядке хронологии это сиcтемы
Bertagni Jose Juan (1971-1989)
Matsushita Electric Industrial Co. (1984-1990), Ltd.
Göbel High End (с 2003)
Podium Sound from Dr. Shelly Katz (с 2006).

1 лайк

Выжимку бы об основной конструктивной особенности обсуждаемой темы. Из этой статьи , сложно сделать какой-то вывод, только если всю прочитать и перевести.

1 лайк

Есть вот такой перевод (читать лучше всю, для понимания всех аспектов) http://www.tornadoacoustics.ru/_fr/4/Henry_Azima_rus.pdf

2 лайка

Что у панелей NXT c направленностью на вч?

Смотреть стр.10-11 https://www.yumpu.com/en/document/read/46050480/nxt-technology-review-01-mario-bon А вот так выглядит замер диаграммы направленности одной из моделей компании DPK

Это какого размера панель?
Без учета размера смысла в этом графике примерно ноль.

Панель 40 х 60 см. Какое отношение имеет размер к смыслу графика, если речь идет о ВЧ?

Т.е. данная направленность будет для любого размера панели?
Включая метр на два?

Размер мембраны в этой технологии никак не влияет на её направленность, он будет сказываться только на значении нижней граничной частоты, но и то в увязке с рядом дополнительных физических свойств самой мембраны.

Значит побольше мне почитать.

Но вернемся к изначальному вопросу, так могут ли хорошо звучать DML системы? Судя по отзывам с мюнхенской выставки системы Гёбеля впечатляют. Но они используют панели только от 160 Гц и выше, ниже этой частоты работают традиционные динамики в корпусном АО.
https://youtu.be/g7OzG1DAk88

Маленькое интересное интервью от создателя Podium Sound Dr. Shelly Katz, где он объясняет свой подход к созданию акустических систем мембранного типа 6mins Interview of Dr.Katz, Shelley - YouTube

Подкину дровишек в тему от отечественных разработчиков данного направления акустики, оказывается в России тоже есть кое что интересное: Тест студийных мониторов - YouTube

Смотрю разные видео на ютубе по поиску DML. Показывают как пенопласт, или что то вспененное обрабатывать и крепят к нему какую то “деталь за 6 долларов”. Что за деталь, не обьясняют :))) Вопросов больше чем ответов.

Ну это и не удивительно) , тут люди с 2006 года разбираются в этом вопросе https://www.diyaudio.com/community/threads/a-study-of-dmls-as-a-full-range-speaker.272576/ , а здесь с 2009 года https://www.audiocircle.com/index.php?PHPSESSID=6159mfggoq33b459nv5jjoksbg&topic=70541.0
Так что если озадачиться, то можно надолго забуриться в изучении… То есть хотят и пытаются многие, а вот достойные результаты единичные. Но безусловно, это широкое поле деятельности для поиска и открытий.

Вы тоже про “деталь за 6 долларов” ничего не знаете?

Предполагаю, что речь идет о эксайтерах с АлиЭкспресс, напрмер таких https://aliexpress.ru/item/32825297448.html?mp=1&sku_id=64955462968&spm=a2g2w.cart.0.0.1e274aa6rL1ruf

2 лайка

Я не специалист - да простят меня уважаемые коллеги и собутыльники если ляпну глупость. :upside_down_face:
Добавлю в тему один из “производных от DML” типов излучателей - BMR

С 2015 года слушаю АС на BMR-головках TEBM65C20F-8, сделанные уважаемым Алексеем Петрушевским @Alvipet.

Это часть супербюджетной системы в спальне. Иногда кино, иногда музыка. И пропорции корпуса специфические, что возможно накладывает отпечаток на звук. Но я их подключал AN P2SE. Цену озвучивать не могу. Но мой скромный “ух” они могут поконкурировать с более дорогими полочниками. Это, конечно, не DML, но маленькая капля в пользу интересности технологии.

1 лайк

Виталий, рад встретить вас в своей теме, тем более что мои колонки по прошествии стольких лет продолжают радовать вас своим звучанием! Вы совершенно правы, что BMR непосредственно имеют отношение к DML. Дело в том, что с определенной частоты и выше они работают именно в DML режиме, в то время как ниже этой пограничной частоты переходят в поршневой режим, присущий традиционным динамикам. И кстати, хорошо, что дали ссылку на “Анатомию акустических систем…” , автор которой намерено или по не знанию тиражирует заблуждения о свойствах и якобы “недостатках” DML: начнем с того, что меньший спад давления с расстоянием у таких систем он называет “иллюзией”. На самом деле это не иллюзия а задокументированный и подтвержденный объективными измерениями факт. Далее он употребляет термин “диффузное излучение”, при этом не понимая физический смысл явления и его следствия. Иначе он не выделял бы широкую горизонтальную и вертикальную диаграммы направленности в отдельный зффект, а уж тем более не увязывал бы это явление с якобы “стиранием локализации и КИЗов”. На самом деле это явление затрудняет локализацию самих АС подобного типа в силу того, что формируется трехмерная звуковая сцена с абсолютно точной привязкой виртуальных КИЗов в пространстве, если они были записаны микрофонами или сформированы звукорежиссером в процессе мастеринга фонограммы. Дальше автора заносит ещё дальше - он пишет “Та же диффузность при увеличении плотности звука снижает отчетливость воспроизведения. Это особенно заметно при воспроизведении симфонических и хоровых произведений, что может свидетельствовать о выраженной гармонической и интермодуляционной составляющей.”, что является полной профанацией и некомпетентностью. То есть человек явно никогда не слушал подобные системы, но с умным видом утверждает полную чепуху. Ибо отчетливость и разборчивость это конек подобных акустических систем, причем даже в самых сложных акустических условиях. А гармонические искажения не превышают, а как правило гораздо меньше, чем у традиционных акустических систем. Ну и ещё одна ересь от автора: “Для DML-излучателей достаточной для сносного воспроизведения низких является площадь в 1,5 квадратных метра.” В то время как на ниже приведенном ролике системы обеспечивают линейный диапазон 40 -20000Гц и имеют площадь одной АС всего 0,15 кв.метра!!!
Модель “λ”

2 лайка