Методика и тест-файлы/плагины для самостоятельного тестирования кабеля для наушников

изображение

Этот тест в целом был разработан года два-три назад, и его я демонстрировал на выставках Hi-Fi Show 2019 и 2021 в Москве.

https://reference-audio-analyzer.pro/faq-cross.php

Тест можно провести как с помощью специальных тестовых треков с любого устройства, так и с помощью плагинов к плееру foobar2000 (что надежнее, точнее и легче).

Предлагаю поделится впечатлениями, как конкретными цифрами своих связок, так и идеями, как этот тест можно сделать еще лучше.

Больше всего интересно два момента

  1. Какой порог смешивания каналов слышен на реальной музыке?
  2. На какой конкретно музыке смешивание каналов безошибочно слышно?

Если у кого-то возникнут затруднения с самостоятельным проведением теста, я отвечу на все вопросы и соответственно обновлю описание, если что-то написано непонятно или недостаточно подробно.

2 лайка

Ну не… Роман, простите но не осилил :grinning:
Проще в ваш офис в гости зайти, это все еще возможно?
С пятницей вас! :beer:

2 лайка

Я бы прошел тест, но мне пока не попадались исправные кабели для наушников, которые бы отличались друг от друга по звуку

Роман, подскажите, все исправные кабели имеют одинаковое добавочное сопротивление по умолчанию?

Да, возможно. На следующей неделе правда не знаю в какие дни до офиса доберусь.

Суть в том, что кабель сам по себе особо “не звучит”, но вот вся связка из усилителя с его сопротивлениями и кабель, наушники и места сопротивлений “штекер-гнездо”, вот это все влияет на смешивание каналов.

Например на выставке в 2019 году в наушниках Sony с усилителем от Burson Audio смешивание каналов было на -20 дБ.

Сопротивления во всей цепочке тракта могут сложится так, что определенный кабель или переходник может как убрать смешивание, так и добавить. Так что если есть усилитель с небалансным выходом и соответствующие наушники, то смешивание каналов очень даже возможно.

Через foobar2000 можно послушать, насколько и как что меняется в звуке при определенном уровне смешивания (если тракт изначально ничего не подмешивает).

Еще интересный момент, подмешивание дает и схема аналоговой регулировки громкости в усилителях! Т.е. при разном положении регулятора громкости - разное подмешивание.

Так вы тестируете всего один параметр и считаете его ключевым?

Видимо, мне такое пока не попадалось

Все параметры, на которые влияет кабель, можно разделить на две категории - те, что можно подтвердить в слепом тесте и на те, что нельзя (из категории “верю - не верю” и “слышу различие, но сформулировать толком не могу”).

Первые параметры можно внятно описать, как они звучат и более того, выразить конкретными цифрами. И реально подтвердить.

Вторые параметры обычно не имеют внятного описания и понимания как они реально звучат, из-за чего слепой тест банально не пройти. Или их влияние настолько мало, что опять же слепой тест пройти не получается. И тут остается позиция “верю - не верю”.

Среди первых измеряемых и гарантированно слышимых параметров можно выделить два основных - это изменение АЧХ за счет сопротивления кабеля (если импедансы наушников и усилителя “кривые”) и проникновение каналов.

Изменение АЧХ от кабеля субъективно тестировать сложно, т.к. мы довольно быстро адаптируемся к измененной АЧХ и здесь надо делать тест на контрасте двух разных кабелей. Т.е. такой тест можно делать только путем сравнения двух разных кабелей и записывать значения разницы в таблицу, на сколько дБ на каких частотах возникло различие. Так как кабели для наушников обычно не обладают излишне большим сопротивлением, то и влияние кабеля на АЧХ обычно мало. Плюс само проведение такого теста будет обладать погрешностью на “снял >> поменял кабель >> одел = чуть другая посадка, пауза во времени и т.п.”

Разработанный тест на проникновение каналов не требует отдельного референса, методика сделана так, что получается в итоге именно конечный результат. Не требуется отдельное оборудование и что важно, это слышно не только тренированному уху, тут справится любая “кухарка”. И главное, результаты у разных людей совпадут.

Возможно, со временем получится выделить еще какой-то параметр. Если есть идеи, излагайте :slight_smile:

Не скажу, что смешивание каналов из-за кабеля, это самый главный и единственный параметр. Но на данный момент единственный, который реально протестировать в режиме слепого теста и получить адекватный результат без “верю - не верю”.

А сколько в дБ в текущем тракте? И с какого значения через foobar2000 разница от смешивания перестает быть слышимой?

Еще один параметр, на который влияет кабель, это резонансы корпуса :slight_smile:

Суть следующая.

На прошедшей выставке тестировали наушники с разными насадками и дополнительно сделали небольшой эксперимент. Наушники были внутриканальные. Сам по себе наушник держится за счет насадки в ушном канале и из-за малого веса корпус резонирует, что на измерениях обычно выглядит как небольшой излом в области от 60 до 300 Гц. При использовании более плотных и твердых насадок этот резонанс уходит. Но, можно его убрать и другим способом, использовать к примеру более тяжелый кабель, или заушины, которые за счет крепления на ушной раковине аналогично погасят резонанс.

Т.е. два разных кабеля могут дать разный звук, но не столько из-за особенностей проводника, сколько из-за своей массы. Хороший пример, наушники Grado, где модели Pro линейки обладают повышенным весом (металлический тяжелый корпус), и кабели там “толстые дубовые” :slight_smile:

А то что это далеко неключевой параметр в оценке звучания-пофиг? :slight_smile:

Я даже больше скажу те кто привык к колонкам зачастую использую различные
программные либо аппаратные механизмы смешивания каналов, чтобы приблизить
звучание наушников к колонкам. У моих Toshiba, например, есть переключатель
crossfield.

Мой подход к тому, что является ключевым, а что нет, и как это связано с измеряемыми параметрами, выглядит так - https://reference-audio-analyzer.pro/subjectivity-and-objectivity.php