⬛ Конвертер Bolero BLACK USB → S/PDIF (Никакой эзотерики. Только инженерный подход) — ЗАВЕРШЕН

Можно в тур записаться ?

1 лайк

Пора, наверное, писать о первых впечатлениях, но это не так просто, как может показаться. Казалось бы, ну подумаешь, конвертят из цифры в цифру - но для меня они были и остаются одним из самых загадочных классов устройств - иногда очень позитивно влияют на звук, иногда никак, бывает и такое, что вообще не поймешь, что за фигня случилась. С другой стороны, использование конвертера в разных конфигурациях позволяет лучше понять свою систему, поэтому тур очень полезный с практической точки зрения.

У меня 2 своих конвертера - Sotm и M2Tech

Но специально перед туром я съездил в Патефон послушать Audio-GD di-20 (видите, серьезно подхожу к вопросу :grin:) - и надо сказать, результаты интересные :wink:

В общем, история про конвертеры получается не просто про конвертеры, а затрагивает по ходу дела широкий круг вопросов - от иерархии девайсов Apple для звука до того, как сконфигурировать мою систему под наушники/под ATC с лампой и пр.

Bolero Black похоже обладает своим собственным характером, и наводит меня на мысль, что называться-то он должен по-другому - а именно Bolero Silver. Детали еще продолжаю уточнять…

Не знаю, какие у Алексея планы на устройство, но хотелки у меня уже есть :joy:

  • нужен работающий AES - коллеги, напишите потом, завелся ли у вас этот выход, у кого будет возможность проверить
  • экран, наоборот, не нужен - я в 99% и так знаю, какой там файл играет, можно выкинуть лишние детали (а вдруг еще удастся выгадать что-то для звука). Ну и заодно избавиться от синих цифр (надо признать правда, что у audio-gd они совсем чудовищно сделаны)
  • оптика и кнопка ее включения мне не нужна, а вот кнопка включения/выключения аппарата - полезная штука
  • не знаю, обязательны ли вентиляционные отверстия с точки зрения охлаждения, но если есть возможность - я бы закрыл их (тем более, синий свет и оттуда просачивается :slight_smile: )
  • по основным пропорциям (длина-ширина), имхо, удачное устройство - вполне встроился на мою “стойку”

11 лайков

пожалуй поддержу, ну максимум можно как у sotm просто зажигать МЯГКИЙ светодиод на против цифры с обозначением частоты.

3 лайка

Справедливости ради надо заметить, что у di-20 есть опция отключения дисплея, в этом случае он включается только при изменении параметров, на 10 секунд.
В остальное время выглядит прилично:

2 лайка

Вот это для меня тоже может стать проблемой, т.к. и я и Олег коаксиалы свои попродавали, и оба на AES сидим.
Без работающего AES сравнение с di-20 и Hydra Z будет не очень, ЦАПы оба Mark Levinson, по AES гораздо лучше звучат…

2 лайка

Количество эзотерики, нахлынувшей на меня во время этого теста, уже превышает все разумные пределы. Поэтому давайте так - я последовательно расскажу все как было, вы не поверите, и тур поедет дальше)

Но сначала контекст: c usb есть вообще проблема, потому что никогда не можешь быть уверен, что такой источник с тобой надолго (ну разве что на Aurender нацеливаешься). Поэтому и слишком вкладываться в конвертеры не охота. У меня в принципе та же ситуация - основной источник iPad, но я уже прикидываю, что придет ему на замену. При этом со стороны ЦАПа ситуация прямо противоположная - даже серьезные аппараты типа Патрола или Лампизатора лучше звучат через конвертер, чем напрямую в usb. В моей Калифорнии usb разумеется нет, что меня ни капли не смущает. Надежды на Bolero в этом смысле понятны - хочется апгрейднуться, но не задорого.

Поехал значит слушать Аудиогада, слава которого бежит впереди него самого. Но - базовую версию, за 40 тыщ, без опторазвязок и регенераторов питания, что бы это ни значило. Со мной верные друзья iPad, Mojo, Sennheiser 660. И - разочарование. Долго пытался подобрать слово, как это все играло - «серятина» от глагола «серить». Ну прямо чувствуется, как что-то в тракте подсеривает, и тааак скучно становится слушать… Все серой краской помазано.

Вернулся домой, iMac, Mojo и конвертер «свисток» M2Tech HiFace Two. Вообще другой уровень! Глубина, мягкость, при этом без потери деталей и вовлечения в музыку. Ну, ну как я мог этого не замечать-то раньше… Проверил, так и есть… Начинал вспоминать детали прошлых прослушек - точно. Дело в том, что Эппловские девайсы выстраиваются во вполне понятный ряд с точки зрения звука: самый слабый - iPhone, это только от безысходности…, iPad - намного сильнее (Pro версия по крайней мере), но моноблок iMac укатывает обоих в асфальт. Это, если присмотреться внимательно, не новость в общем - немало топовых наушниковых сетапов построены именно с моноблоком. Дело скорей всего в питании - когда у тебя огромный экран и вся компьютерная начинка в одном достаточно компактном корпусе, сэкономить на питании уже не получается. А это, в свою очередь, то что надо для звука. Но в общем, так или иначе, итальянский свисток не хуже базового Аудио-гада в ушном сетапе с Mojo…

Тем временем выходной, большая система и много времени на прослушку. В большой системе параллельно происходило добавление серебра. Начал с цифровика Oyaide 910, продолжил серебряным межблоком White Zombie и отполировал перемычками из серебра Ortofon. И эффект весьма последовательный - повышение ясности звучания, натуральности, при этом с особой мягкостью и певучестью. К чему это я - ставлю Bolero, и он просто органично продолжает этот ряд… Эффект очень похож на то, что ты просто добавил еще серебра в тракт. Поэтому-то он должен называться Silver, не Black) В общем, кайфовал я всю субботу, звучало здорово. Очень зашли Lizz Wright, саундтрек к Far Cry 5, The Avener и пр. Но на следующий день снова потянуло на эксперименты…

Надо было все-таки добить ушной сетап, что-то там не чисто с Mojo и компанией. Поэтому действовать решил в 2 шага: сначала крутим конвертеры на простом сетапе (iPad -> конвертер -> Mojo -> Sennh), а потом пытаемся поднять уровень (iPad -> конвертер -> CAL Alpha -> Phonitor 2 -> Sennh). Причем на вход Фонитора серебро, а на питание Vovox Excelsus. Ну и я все понял.

  • Вывод раз: похоже, Mojo все пересчитывает под себя на входе, поэтому какой там конвертер - дело не принципиальное. Изменения вроде бы и есть, но все с приставкой чуть. Но все равно Bolero чуть яснее 2х остальных. Цифровой использовался один и тот же - Chord Clearway c родным для Mojo мини-разъемом, usb AudioQuest Carbon.
  • Вывод два: Bolero очень сильно вырывается вперед в системе более высокого класса. С Калифорнией и Фонитором разница в конвертерах становится огромной. M2Tech по-прежнему сохраняет свою мягкость, которая помогала бороться с цифритами более простого сетапа, но здесь уже ощущение, что я не слышу половину того, что может Bolero! А SotM играет ну слишком жестко и бумбоксно. В сравнении с Bolero такое ощущение, что меня просто лупят по голове. Еще и прям в лицо, потому что сцена скукожена прямо посередине, а Bolero играет широко. Да, наушники конечно тот еще инструмент, чтобы пространство оценивать… Но только с Bolero у меня было ощущение, что Сенхи уперлись в предел своих возможностей, и дальше уши уже нужно менять, а не электронику.

Следующий день, и приезжает новый гость в систему. Даже сам его вид намекает на аудиофильский разврат, не меньше. Я начинал с того, что цифровой spdif в системе простенький AudioQuest Forest, т.к. AES не заработал, но вот есть возможность посмотреть, что будет с повышением уровня до Crystalvox Signature 2. Лучше б я этого не делал…

Bolero отреагировал относительно слабо, это была все та же текучая, певучая и прозрачная подача. Но вот когда я подключил Sotm… Надо правда сказать, что sotm висит у меня на линейном питании с большим запасом (что-то вроде 15V и 3А = 45Вт, 2 выхода: 12v на фонокорректор и 8v на sotm). И я услышал его величество Ритм. У многих причем, у той же L.Wright, у Buena Vista, Gary Clark Jr., у Кэйва и Клэптона и пр. и пр. Были и неудачные варианты - скажем, плохо отыграл альбом Everlast Whitney Ford Things the Blues, но в среднем особая интерпретация явно пошла в плюс, такое подчеркивание иногда основных, иногда второстепенных звуков, ух. Для контроля я еще раз переключился на Bolero, прогнав через него тот же плейлист.

По ходу дела у меня еще сгорела лампа (1я моя сгоревшая лампа, c почином). Пламя внутри с фиолетовыми языками было таким восхитительным, что я даже тормознул, прежде чем вырубать всю систему) И понял, чего мне в конечном итоге не хватило у Bolero - вот огня. Может, это обратная сторона его “серебряности”, может с файлами Apple Music вообще наивно на это рассчитывать, но вот SotM c линейным питанием и Кристалвоксом смог дать огня этого в некоторых композициях. Некоторые другие правда играл как дискотеку пьяных 9-классников, с*ка. Клок короче нужен, да где ж его взять - у корейцев новый за 500 баксов заказывать? Ну это как-то слишком, с учетом контекста, с которого я начал. Продайте SotM-клок, а?

Я проснулся, типичное ноябрьское московское утро - дубак, темнота, надо собираться в школу и на работу. Из-под одеяла вообще не охота вылезать. Слышу - играет, ничего себе… Бегу в комнату, играет тихонько так, детей не разбудить. Но как играет! Уровень минимальный, но ритм, прозрачность - все есть. Сразу понятно - это она включила, и это она. Конечная. Пытаюсь разобраться, что там как подключено - и просыпаюсь снова :). Какие компоненты были, не запомнил конечно…

Основные действующие лица помимо упомянутых в тексте:

  • усилитель Unison Research Simply Italy
  • акустика ATC scm 20 Tower
27 лайков

Писатель :wink: интересно читать

6 лайков

20201118_204316

1 лайк

Поделюсь первыми впечатлениями

На самом деле, на этом месте был большой кусок текста, описывающий мои взгляды, мотивацию и предысторию. Однако, немного поразмыслив, я понял, что если я оставлю его здесь, у меня получится не первое впечатление и развёрнутый отзыв, а просто отзыв, разорванный на два куска. Такой метод повествования мне показался не очень удобным для чтения, поэтому всё введение я припас для развёрнутого отзыва. Сейчас же опишу лишь именно первые результаты, которых удалось добиться после подключения конвертера.

Так как автор разрешил снимать с прибора крышку, я позволил себе сделать несколько фотографий аппарата изнутри:






Видно, что инженерный образец. Каких-то явных недостатков по культуре изготовления не наблюдается - многое на временных решениях, но всё пристойно.
К настоящему моменту я успел отслушать аппарат только на одной конфигурации.
Источником выступил подготовленный компьютер с линейным питанием и картой вывода Jcat Femto, к которой USB кабелем Audioquest Diamond подключен ЦАП Questyle CAS-192D Gold.
Для питания конвертера я использовал кабель Atlas Eos 4dd. Подключение ЦАПа производил только коаксиальными кабелями, в число которых попали: Oyaide FTVS-510, Acoustic Revive DSIX и Acoustic Zen Silver Bytes.
С разными коаксиальными кабелями звук существенно отличался, чего и следовало ожидать, но добиться какого-то существенного прироста в звучании мне так и не удалось. Максимальный положительный эффект выразился в некотором сглаживании звука. Уменьшении количества высоких частот, ослаблении атаки и некотором размазывании баса. В какой-то мере такое изменение может быть интересным, так как ценой незначительной потери разрешения удалось уменьшить “цифрит” в звучании. Звук стал ближе к аналоговому, более плавным.
Тем не менее, назвать полученный эффект позитивным я не могу. Это, скорее, изменения вкусового характера.

11 лайков

Инженер снимает сигнал

В отличие от большинства участников тура, я не ставил цели сравнить данный конвертер с аналогами. У меня вообще никогда не было конвертеров. Только инженерный подход подсказывал мне, что лишнее звено в качественно реализованной цепи её улучшить не может, поэтому средства и силы я вкладывал непосредственно в PCI-USB карты вывода, их питание и кабели. Конвертеры же считал вынужденной мерой для ЦАПов, у которых плохо реализован USB вход или же для источников, апгрейд USB выхода в которых невозможен.
Какого-то желания проверить эту гипотезу за свой счёт у меня не было, но люди со всех сторон меняли конвертеры как перчатки, рассказывая о возросшем качестве звука. И вот я увидел тур конвертера, да не простого, а сопоставимого по качеству с самыми топовыми, со слов его автора. Бесплатную проверку своей гипотезы упустить я не мог и записался в тур.

Первое, что бросилось мне в глаза - корпус. Выше уже отмечали что он временный и инженерный, но никто не отметил, что он демпфированный. Передняя и задняя панели имеют прослойки из оргстекла, а на нижней панели изнутри установлена “плита-основание” из оргстекла. За счёт этого корпус является достаточно глухим по части собственных резонансов. Удачное решение.


Решения, использованные в индикации, также не вызвали вопросов. В сообщениях выше упоминалось что можно было обойтись без дисплея, но мне совершенно не хочется придираться к его наличию - цвет приятный, яркость не напрягающая. То же самое относится к и светодиодным индикаторам, расположенным внутри корпуса - их свечение, слегка проникающее через вентиляционные решетки, не вызывает дискомфорта.
Исходя из изначально поставленного мной вопроса “можно ли улучшить хорошее?”, было решено начать прослушивание с моего тестового тракта, который, по моему впечатлению, доведён и сбалансирован в очень хорошей степени, если не вести речь о замене основных компонентов на более взрослые.
Цифровым источником в этом тракте служит подготовленный компьютер с линейным блоком питания HDplex 250W, картой вывода Jcat Femto USB, демпфированным корпусом, серебряным SATA кабелем и прочими апгрейдами и настройками, необходимыми для качественного вывода звука. Для подключения ЦАПа Questyle CAS 192D Gold используется USB кабель Audioquest Diamond 1,5 m. К ЦАПу подключен усилитель Copland CTA-405, играющий через акустику Tannoy Autograph Mini.
Для отслушивания использовался музыкальный материал различных жанров, включающий в себя тестовый диск Absolute Sampler, разнообразные джазовые, рэп, поп, металл и классические композиции.
Первым вариантом подключения было простое добавление конвертера в уже существующий сетап. Конвертер был подключен USB кабелем Audioquest Diamond в карту Jcat, а выход конвертера коммутировался с ЦАПом поочерёдно следующими кабелями: Oyaide FTVS-510, Acoustic Revive DSIX и Acoustic Zen Silver Bytes.
К сожалению, какого-то референсного S/PDIF кабеля у меня нет. Это связано с упомянутым выше фактом: коаксиал ни в одной из моих систем просто не используется, мне не было смысла иметь в запасах очень дорогой кабель.
Результат добавления в отлаженный тракт конвертера совпал с моими ожиданиями: чуда не получилось. Никакой эзотерики, инженерный подход не позволил улучшить хорошее. Звук получил акцент на средних частотах. Высокие частоты уменьшились количественно, а низкие частоты пострадали качественно. Атака потеряла в скорости. Звук получился сглаженным, с акцентом на вокале и солирующем инструменте. Сцена уменьшилась в ширину, но увеличилась в глубину. В общем-то, кто-то может предпочесть такое звучание исходному варианту - за счёт сглаженной подачи оно ближе к аналоговому и более комфортно при длительном прослушивании. Меня такой результат не устроил, слишком многое было потеряно.
Ок,- подумал я. Тысячи людей не могут ошибаться и абсолютно бесполезным устройством конвертер быть ну никак не может. С этой мыслью я откопал в запасниках USB кабель DH Labs Silver Sonic стоимостью 8 000 рублей и подключил им ЦАП напрямую в USB порт материнской платы. Звук заметно деградировал - разрешение, сцена, атака, сигнал/шум - ухудшилось всё. Общий почек остался прежним, но уровень сильно понизился. Теперь точно было что улучшать. Прослушав ряд композиций различной жанровой направленности в этой конфигурации, я подключил ЦАП через конвертер. Лучше стало всё. Выросло разрешение, расширилась сцена, увеличилась музыкальность и натуральность звучания. Звук сильно отличался от варианта прямого подключения дорогим USB кабелем в карту вывода Jcat, но он однозначно превосходил бюджетный вариант прямого подключения.
Получив удовлетворивший меня результат я приступил к промежуточным экспериментам - нужно было опробовать ещё варианты “Jcat + дешевый кабель + конвертер” и “Порт материнской платы + Diamond + конвертер”. Также нужно было, путём замены всех кабелей на другие, отследить степень влияния кабелей на работу конвертера.
Все промежуточные варианты подключения оказались буквально промежуточными, в них конвертер что-то улучшал, а что-то ухудшал. Страдали от его использования, в первую очередь, атака и сцена. Звук становился медленнее, а музыканты собирались где-то в центре сцены. Общее разрешение в промежуточных вариантах с конвертером и без него отличалось не сильно. К достоинствам присутствия конвертера можно было отнести более аналоговую подачу и неплохую музыкальность. Слушать было, в общем-то, приятно как с конвертером, так и без него.
Перебор кабелей показал, что самое большое влияние на звук оказывает коаксиальный кабель между конвертером и ЦАПом. Следующим по величине влияния оказался кабель USB (да, избавиться от его влияния не удалось. С дешевым кабелем конвертер играл намного хуже, чем с дорогим). Следующими по степени влияния оказались кабель питания аппарата и карта вывода, установленная в компьютере.
Довольно интересная ситуация получилась с подключением по оптике. Дорогих оптических кабелей у меня нет, поэтому я использовал бытовую модель. Разница между прямым подключением в оптический порт материнской платы и подключением через конвертер с недорогим (8000 р.) USB кабелем, конечно, была, но она оказалась на удивление маленькой. Это был совсем не тот прирост, который я получил при подключении коаксиальным кабелем. Возможно, тут сказался как раз тот факт, что в тестах наиболее сильное влияние показал цифровой кабель на выходе конвертера, а, если коаксиальные были относительно дорогими, то оптический пришлось использовать бытовой.
Отдельно, по просьбе автора, я отслушал влияние включения и отключения оптического выхода на звучание аппарата через коаксиальный выход. Никакого влияния услышать мне не удалось.

Результаты тестов довольно гармонично легли на мою картину мира: как я и ожидал, улучшить тщательно скомпанованный и доведённый тракт не вышло, но победа в неподготовленном тракте далась конвертеру достаточно легко. Также я окончательно утвердился в мысли что у ЦАПа Questyle USB вход реализован лучше остальных.

Тот факт, что недостатки первого тракта были сгенерированы искусственно, несколько уменьшал удовольствие от эксперимента, поэтому я решил попробовать конвертер с другими цифровыми компонентами, недостатки связки из которых мне хорошо известны. В этот раз источником выступил также подготовленный компьютер, но подготовленный не в полной мере. В компьютере был установлен импульсный компьютерный блок питания Corsair из старших линеек. Картой вывода служила SoTM tX-USBexp с фирменным внешним клоком и линейным питанием от Teddy Pardo. В роли ЦАПа выступил North Star Design Supremo. Я уже описывал в одной из тем свои эксперименты с компьютерными блоками питания. Там я указывал на недостаток дорогих компьютерных БП с сертификатом Platinum - они жрут динамику и высокие частоты. Именно этот недостаток и прослеживался в звучании: медленный звук с минимальным количеством ВЧ. Также у меня сложилось впечатление, что, в отличие от Questyle, у North Star на сдачу реализован именно USB вход. Напрямую входы данного аппарата я не сравнивал, но косвенно на такую мысль наводит тот факт, что у NorthStar в ассортименте имеется CD транспорт, рассчитанный на подключение к ЦАПу той же линейки через коаксиальный или AES кабель, а Questyle является самостоятельным устройством, позиционируемым как USB ЦАП.
Со стороны компьютера для подключения был использован USB кабель Wireworld Platinum, со стороны ЦАПа подключение производилось указанным выше списком коаксиальных кабелей.
Первое, что обратило на себя внимание при добавлении в тракт конвертера - сильно повысившийся уровень громкости. S/PDIF вход играл чуть ли не в 2 раза громче, чем USB. После выравнивания уровня стало заметно, что перечисленные выше недостатки тракта пропали: звук стал намного быстрее, высокие частоты вернулись. Образы стали крупнее, звучание - масштабнее. Однако, просела проработка деталей, звук упростился по части послезвучий, стал ниже уровнем. Мне казалось что это не очень критично на фоне явных улучшений всех остальных параметров ровно до тех пор, пока я не переключил USB кабель обратно в ЦАП. Прямое подключение дало звук значительно более высокого уровня. В общем-то, ожидать обратного было бы странно, так как каждый компонент этого прямого подключения стоил значительно дороже конвертера. Тем не менее, результат этого эксперимента оказался очень показательным: конвертер смог “обнулить” негативное влияние импульсного блока питания компьютера и позволил подключить оборудование к оптимальному входу ЦАПа, что сделать напрямую было бы затруднительно.
В ходе прослушивания во втором тракте выявился ещё один недостаток конвертера, который определённо заслуживает упоминания. Дело в том, что первый тракт используется только для воспроизведения музыки, а второй ещё и для просмотра фильмов. Я не знаю, особенность ли это конструкции или что-то пошло не так на программном уровне, но на втором тракте воспроизведение начиналось и заканчивалось с некоторой задержкой, из-за чего возникал рассинхрон между видеорядом и звуковой дорожкой. Причём, задержка была весьма ощутимая - от 0,6 до 1 секунды, если попытаться оценить на глазок. Смотреть видео в таком режиме очень некомфортно.

К каким же выводам мне удалось прийти в ходе тестов? Склонен сформулировать их так: “мои предположения нашли фактическое подтверждение”. Как я и предполагал ранее, для грамотно организованных трактов, в которые было вложено много усилий и денег, конвертер попросту не нужен. Не получается улучшить хорошее. Однако, для трактов, в USB выход которых никто особо не вкладывался, использование конвертера может стать неплохим выходом. При наличии технической возможности организовать USB выход высокого класса ориентироваться, наверно, придётся на финансовые соображения. В случае с дорогостоящими картами вывода требуется приобрести саму карту, USB кабель, линейный блок питания и прочие аксессуары. Можно попробовать сэкономить и использовать конвертер вместо всех этих устройств, но дёшево не получается всё равно. Практика показала, что конвертер чувствителен и к кабелю питания и к USB кабелю и к выходной коммутации. Оба варианта получаются очень затратными, просто средства будут распределены по-разному. Лично я остаюсь на стороне прямого подключения.
Когда же полезен конвертер? Когда организовать качественный выход невозможно. Например, в iMAC довольно сложно поставить линейный блок питания, а карту USB вывода и вовсе установить не получится. То же самое относится ко всем телефонам, планшетам, плеерам и прочим устройствам, не подверженным лёгкому апгрейду. В такой ситуации конвертер определённо ваш друг и товарищ.

38 лайков

Очень интересные и правильные, на мой взгляд, выводы.
Влад, спасибо за обзор! :+1:

2 лайка

Первое знакомство.

Внешний вид (с учётом того, что это пилотный образец) мне понравился, корпус собран качественно, ножки на пробковой основе в стиле Эко, тоже гуд. Экран на передней панели совсем к месту и убирать его будет совершенно не верно (на мой взгляд), информативность о том с какой разрядностью и частотой звучит файл очень не помешает. Яркость цифр умеренная, дискомфорта не вызывает, единственно, если это не сильно усложнит конструкцию, добавить на передней панели маленькую кнопку отключения экрана было бы не плохо.
Тыловую панель с разъёмами пока не обсуждаю, если я правильно понял, в случае малой серии заказов она может быть “окультурена”.

Подключение к IMac прошло легко, воткнул и слушай😁
Что касается цифровых выходов, подключил цап по всем имеющимся трем, AES работает без проблем. Вот слушаю, попеременно переключая каналы вывода и пока не вижу в каком либо явного превосходства по качеству все кабели очень качественные, подобранные.
О звуке пока рано, но он явно есть.
Открытый, масштабный, это сразу почувствовалось. Сегодня и завтра слушаю, а вечером начну “прогон” тестовых записей, а затем переключу эти записи через свой usb конвертер и попытаюсь понять кто же лучше и в чем.

4 лайка

Поскольку у других заработал, стало интересно, если открутить разъем и посмотреть, там точно три проводника? Однажды в подобной ситуации внезапно обнаружилось, что у одного моего балансного кабеля два провода внутри вместо трех из-за чего вместо звука был жуткий треск на одном устройстве, при этом на всех остальных все было окей.

2 лайка

Все так и есть, похоже… Кабель у меня Oyaide 910, внутри выглядит так:

Большинство так и выглядит, пины № 1 соединяются экраном.

1 лайк

Bolero black usb
“Black или White, вот в чем вопрос?”

Интерес к usb конвертерам у меня не праздный, мой аудио тракт цифро-файлов построен с применением одного из usb конвертеров, который является теперь неотъемлемым и очень важным звеном всей аудио-цепочки. Вот и интерес к туровому конвертеру исключительно практический, послушать и сравнить со своим и в случае превосходства турового по качеству звука, размещать заказ и делать замену.
Теперь по порядку.
Мой usb конвертер с которым я по итогу прослушивания турового конвертера делал сравнение - Gustard U16 с апгрейдом от Сергея Bason. Кратко о произведённых изменениях:

  • полная замена штатного БП на новый, т.н. вариант 4-го уровня по градации Сергея;
  • апгрейд обвязки блока клоков по питанию;
  • замена выходного инлета spdif rca на серебряный фирмы AN.
    Стоимость приобретения базовой версии U16 составила 19 т.р. (полное совпадение с ценой турового), стоимость произведённых изменений превысила базовую стоимость самого устройства.

Теперь о Bolero.
Внешний вид и конструктивные особенности я описал в “первом взгляде” на устройство. Только добавлю, дизайн и качество сборки и комплектующих мне понравились. Тыловую панель с разъёмами и выключателем конечно необходимо переделывать или как я понимаю, делать новую на заказ под имеющийся функционал с учётом эргономических требований. Пока конечно, включать/выключать питание нет особых проблем, а вот кнопку переключения выходов spdif rca на toslink надо тщательно нащупывать под инлетом основного питания, не очень удобно, учитывая длину корпуса, тем более если это все не на верхней полке аудио-стойки, как было у меня.
Но это все мелочи и они не являются недостатками пилотно-экспериментального образца изделия.

Подключал конвертер к цапу Holo Audio Spring тремя кабелями - spdif rca Tiglon, AES-EBU SAEC, toslink Acoustic Research.
Все три кабеля очень качественные и (условно) примерно одного уровня. Сразу скажу, слушал и сравнивал качество всех трех “протоколов” вывода цифрового сигнала и к моему удивлению сильной разницы по качеству звука не смог определить, чуть лучше было качество у spdif rca и AES-EBU, чем у оптики. Но слушать совершенно комфортно можно любой из трех вариантов. Что является причиной этому не знаю, то ли такая реализация выходов из Bolero, то ли реализация входов в Holo, а может быть (скорее всего) обе эти причины одновременно.
В общем это порадовало, качество хорошее из любого цифрового выхода.

“Слушал” Bolero три вечера и практически половину дня воскресенья, затем “прогнал” несколько раз тестовые композиции и переключил систему на Gustard U16 и сделал сравнения на тех же композициях.

Теперь про звук.
Как я и написал в первом ознакомительном отчете, “звук” конвертера мне понравился сразу, но он совсем не такой в общем восприятии как у меня и в этом была дополнительная интрига, разобраться в чем же отличия. “Звук” у Bolero большой, открытый, полноценный, ощущение натуральности звуков присутствует, цифровой “привкус” происхождения музыкальных композиций практически не ощущается, есть ощущение брутального, несколько (как лёгкий окрас) грубоватого хорошего аналогового звука. Общий звуковой баланс выдержан, доминация какого либо звукового диапазона не ощущается. Натуральность тембров присутствует, низкие частоты полноценные с должной глубиной, объёмом и упругостью. Единственно, что мне не очень понравилось и на что сразу обратил внимание, это несколько грубоватая подача на вч, они выразительные, но нет утонченности и т.н. изысканности в звучании, к которому я привык. Со временем заметил, из за этой проблемы некоторые композиции не совсем комфортно были в восприятии для моих ушей.
Длительное прослушивание всё таки давало какой-то странный эффект утомляемости, звук моей системы могу слушать хоть целый день, ни какой утомляемости, в основном не хочется, выключать, когда уже надо. А здесь появлялось такое ощущение, что все таки чего то не хватает, вроде бы всё нормально, но какая то упрощённость в звуке присутствует.
Прямое сравнение на тестовых композициях все “расставило по местам”, стало понятно в чем причина.

О сравнении двух конвертеров - Bolero против U16 +.
Сравнение производил на нескольких композициях классической музыки и двух композициях вокала - Billy Holiday и Andrea Boccelli. Композиции тестовые, изученные до последнего атома.

Так получилось, что “чуда” для меня не произошло, Bolero не смог победить в схатке с моим конвертером.
Основных или явных отличий - четыре, но за счёт них меняется само звуковое полотно и общее ощущение от восприятия музыкальных звуков.

  1. Первое и основное - уровень локализации звуков не просто выше, а значительно, что сразу влияет на сцену и общее восприятие, создаётся ощущение, что детальность гораздо выше, но это не так, специально сравнивал.
  2. Т.н. чёрный фон.
  3. Эффект 3D (это как производная из 1 и 2 пунктов).
  4. ВЧ - другая подача, детальнее, более утонченное и “красивое” звучание.

Что позволило U16 показать лучшие вышеперечисленные результаты по звуку перед Bolero я не знаю, предполагаю существенный вклад в это апгрейда от Сергея Bason, за что ему отдельная благодарность. Но точно не знаю и утверждать не могу. Справедливости ради, должен добавить - звук Bolero мне в целом понравился особенно учитывая его стоимость, ощущение хорошего потенциала в нем есть, а U16 + по стоимости превысил Bolero более чем в два раза, это тоже надо учитывать.

Перечень основных компонентов на которых прослушивал и делал сравнение конвертеров.

Источник - внешний HDD 8TB Seagate Barracuda, usb кабель WW Silver Star light, IMac, Audirvana, кабель WW Platinum star lite, USB Regen Up Tone с линейным блоком питания (изготовлен на заказ).

Питание для конвертеров через блок гальванической развязки БГР от Вадима Slowpok (за что ему отдельная благодарность), силовой кабель Nanotec Systems PS 308.

Акустика - Diatone ds-90C;
УМ - Accuphase P-102 (делал сравнение), NEC A-11;
Предварительные усилители - Marantz 3300 (делал сравнение), Grundig SV-50.

Спасибо Бару и главному бармену Дмитрию за предоставленную возможность участвовать в прослушивании и организацию туров очень интересных устройств, а всем неравнодушным участникам DASTEREO за участие и внимание!
Алексею energetic отдельное спасибо за возможность познакомиться с таким интересным устройством, надеюсь, что Bolero еще “не все сказал”, будет доработан по звуку и порадует многих ценителей звука. Даже сейчас, при своей стоимости, это очень хорошее устройство, рекомендую.

14 лайков

При правильной настройке индикация болеро должна показывать то, что в файле. Если он 16/44, то и показывать должно 16-44.1. Если 24/192, то именно это должно быть на экранчике.
И что я вижу на всех фотках с прослушиваний - на экранчике девайса 32-44.1 - это значит, что цифровой поток подвергается дополнительной обработке на стороне источника. Это значит ваш источник “модифицирует” поток. Что именно там за обработка хз, но это однозначно так. Я без претензий, но что вы там слушаете на своих конвертерах - вопрос.

12 лайков

У меня так foobar почему-то разрядность поднимал. Что не включишь, один хрен 32 было.

В верхнем посте: " При необходимости возможна удалённая настройка девайса через тимвьювер"

2 лайка

У меня Фубар тоже поднимает разрядность до 24 если бегунок громкости опускаю ниже 100%. На качество звука это либо совсем не влияет, либо, на уровне “показалось”, даже получше делает.

1 лайк