Любим и раскрываем ММ и MI картриджи. Часть 1

Если будете выбирать уже из таких как АТ 1000Т, то смотрите уже и на Phasemation T-300/350/500/550, My Sonic Lab stage (MSL) 302, Miyajima ETR, Hashimoto HM7.
Есть еще винтажные Entre, у нас не особо распространены. бывают - ET-100/200/300ый, 300ый верхний в линейке считается, у меня есть такой. 100ый имеет много вариантов коммутации, на три головки. Entre разработал Мацудайра-сан ( Yoshio Matsudaira), он же позже основал My sonic Lab, крайне известный создатель головок звукоснимателей, повлиял на половину брендов. Он был главным инженером, одно время, в Audiocraft и их топовый тонарм АС-4400/3300 его рук дело, как и много что еще под разными, сегодня известными брендами. Если будете искать топовые головки (5к+…), то к процентам пятидесяти он руку приложил…

3 лайка

Спасибо тёзка. На тор не смотрю пока. Пристреливаюсь к бюджетным вариантам вначале. Хочу перейти с обычного МС корректора на трансы.

А какой сейчас корректор? Транс же без корректора все равно не играет.

Это я понимаю, пока обычный ММ/МС iFi phono.
Хочю к нему транс добавить, а потом уже и сам корр поменять

Может сразу сам фк поменять на хороший мм/мс и пока расслабиться. А то имхо путь неоптимальный совсем

2 лайка

Если в дебри не лезть, и запомнить базовые понятия, то выбор не сложен.

  1. Схема подключения МС - головок.

Головка - > МС-трансформатор - > ММ вход фонокорректора.

Если на фонокорректоре (или линейном усилителе) есть секция МС, значит в данный аппарат встроены МС-трансформаторы внутрь корпуса, и подключать головку нужно в секцию МС.

  1. Зачем трансформатор?

По двум причинам: первая - у МС головок очень низкое выходное напряжение (в 10 - 20 - 30 и более раз меньшее, чем у ММ-головок). Вторая - у МС головок низкое внутреннее сопротивление. Трансформатор, таким образом, служит усилительным и согласующим звеном между МС-головкой и ММ-фонокорректором.

  1. Какой трансформатор лучше, встроенный или внешний?

Если внешний недорогой, то может игра и не стоит свеч. Но дорогой внешний транс в разы лучше встроенной в усилители МС-секции.

  1. Что мы должны знать о головке из её спецификации для подбора транса?

Нужно знать выходное напряжение головки и внутреннее (оно же выходное) сопротивление головки. Это узнается из спецификации. Например, 0,4 милливольта и 12 ом.

  1. Какое нам нужно получить усиление для данной конкретной головки?

Запоминаем, что ММ-головки имеют нормальное выходное напряжение 5-6 милливольт. Соответственно, ММ-фонокорректоры расчитаны на входные 5-6 милливольт. Если будет 3 милливольта - будет тихо, если будет 8 милливольт, будет оверлоад. Ориентируемся на получение 5-6 милливольт.

Итак, если у нас МС-головка имеет выходное напряжение 0,4 милливольта, то чтобы получить 5-6 милливольт, потребуется усиление в 15 раз.

Например, у нас головка с напряжением 0,07 милливольт. Чтобы получить 5-6 милливольт, надо усилить сигнал … звучит барабанная дробь… в 77-86 раз.

Остановимся на головке с напряжением 0,4 милливольт. Итак, определили первый параметр - нам нужен трансформатор с коэффициентом трансформации 1:15

  1. Какое нужно получить согласование по сопротивлению?

Сопротивление, которое видит головка, подключенная к МС-трансу, называется сопротивлением нагрузки. Правило простое - сопротивление нагрузки должно быть выше сопротивления головки минимум в 9-10 раз. Если меньше, то потери полезного сигнала будут высоки.

Итак, у нас головка 0,4 мв и 12 ом - ей нужно сопротивление нагрузки минимум 100-120 ом.

Итак, мы определили, какой нам нужен трансформатор. Нам нужен трансформатор с сопротивлением нагрузки минимум 100-120 ом и коэффициентом трансформации 1:15.

  1. Правильно читаем спецификацию трансформатора.

В старых трансформаторах, одноконтурных трансформаторах (то есть предназначенных для одной конкретной головки) обычно в спецификации указывают сопротивление нагрузки (load impedance, input impedance) и выходное сопротивление трансформатора (output impedance). Коэффициент трансформации, при этом, не указан. Как из этих 2х цифр узнать коэффициент трансформации?

Очень просто. Output impedance делим на load impedance и из полученного значения извлекаем квадратный корень.

Допустим, в спецификации дано две цифры 2 ома - 15000 ом. 15000|2 = 7500 и корень из 7500 = 86. То есть данный транс имеет коэффициент трансформации 1:86 и это значит, что предназначен он для головок со сверхнизким выходным напряжением порядка 0,07 милливольт (0,07 мв * 86 = 6 милливольт). Не подходит, много для нашей головки.

Второй пример, в спецификации транса указано 470 ом - 47 кОм

Считаем: 47000 | 470 = 100 и корень из 100 = 10. Данный транс имеет коэффициент трансформации 1:10. Мало для нашей головки.

Теперь перейдем к трансформаторам, где явно указан коэффициент трансформации в спецификации.

Могут указывать в разах (1:10, 1:15, 1:20 и тд), или могут указать в децибелах.

Децибелы в разы можно перевести в онлайн-калькуляторе.

Например, в спецификации трансформатора AT3000T указан коэффицент трансформации 24 дб. Переводим в разы, получаем 1:15 - это то, что надо для нашей головки.

Теперь перейдем к современным многоконтурным трансформаторам.

Многоконтурный трансформатор имеет 2 и более контуров, для подключения разных головок. Таким образом, для каждого контура должны быть искомые цифры в спецификации. Контуры могут переключаться селектором на лицевой стороне транса (FRT4, Technics 305) или у транса будет несколько входных разъемов (пара RCA под каждый контур), как у AT1000T.

Преимущество таких трансформаторов - универсальность. Один раз покупаете дорогой транс и меняете потом головки, как хотите. Обычно, такой транс имеет 3 контура - для головок с низким внутренним сопротивлением (3-7 ом), со средним (10-15 ом) и с высоким внутренним сопротивлением (30-40 ом). Это закрывает потребности для большинства головок на рынке.

Подводный камень. У современных многоконтурных трансов на селекторе указаны значения не сопротивления нагрузки контура, а внутреннее сопротивление подключенной головки.

Например, у Technics 305 на селекторе указано 3 ома, 15 ом и 30 ом. Соответственно, положение 3 ома подходит для головок 3-7 ом. Положение 15 ом подходит для головок 10-20 ом. Положение 30 ом - для головок 30-40 ом.

То есть, при выборе такого транса, смотрим на его селектор и на внутреннее сопротивление имеющейся головки, и второе - читаем в спецификации коэффициент трансформации нужного нам контура (обычно указан в децибелах).

Ну вот и всё, пожалуйте бриться с) :smile:

34 лайка

To: toronto

Тут не очень понятно куда встроенный? Может возникнуть путаница, что внешний всегда лучше… В интегральный усилитель или в фонокорректор?

К примеру, трансформатор phasemation t-550. Нормальный уже уровень. И фонокорректор phasemation EA-550, в нем установлены те же самые трансформаторы что и в Т-550. Но при этом нет дополнительных двух пар разъемов и кабелей, что явно улучшит ситуацию с низким сигналом… И поэтому встройка будет точно не хуже, но дешевле… Если в ЕА550 подключать трансформатор Т-1000, будет лучше, но не выгодно… т.к. за эти деньги можно брать уже след уровень фоника…

У нормальных производителей фоников встроенные трансы достаточно высокого уровня. Многие, конечно, просто ставят серийные Lundhall…
И возникает стандартная ситуация, когда слушатель идет по лестнице вверх… Покупает сначала нормальный транс, а потом нормальный корректор с мс, и понимает что транс ему ничего не дает, т.к. они одного уровня.
Это когда есть цель идти к фонику без мс секции, но с хорошей ММ, то да, наверное лучше заходить с трансформатора…
И по п.1. надо помнить, что не во всех фониках в МС секциях есть трансформаторы. Есть активное усиление сигнала и в бюджетных фониках оно выполнено плохо. И таким фоникам надо транс.
Но есть и отличные фоники без трансов - типа изделий нельсона Пасса - Pass XP-27/25/17/15…

Поэтому чтоб не положить на полку лишний транс, я согласен с Сергеем, надо сразу брать нормальный фонокорректор с нормальной мс секцией… Будет дешевле.

2 лайка

Ну вот смотрите - Technics 305, например. Стоит сейчас на Авите ~1000$ (я считаю, это даром).
В нем аморфные тороидальные трансы с полосой пропускания 3 Гц до 100 кГц , разделение по каналам 90 дб, три контура, 2 слоя пермаллоя в защите и чугунный корпус, вес 5 килограмм. Ну и кто такую роскошь встроит в усилитель или фоник? :wink: Это же не для красоты все делается. Аппарат работает со сверхнизкими токами, помимо примененных в трансе качественных материалов и конструкции, полосы пропускания частот, должны быть исключены любые помехи и вибрации, а на таких токах муха рядом пролетела, крылышком махнула и помеха :slight_smile:

2 лайка

Т.е. 40 см тонюсенького проводника в тонарме, потом разъемы, потом фонокабеля метр, муха не влияет, а транс надо от мухи в кусок чугуна муровать?
Странная логика. Зачем тогда современники этого техникса из ортофона, банки из корпуса транса поднимали в своих решениях? На инжапане последних много техниксов 305ых до 500 долларов уходили…
Выходит phasemation EA-550 за 6 куе. надо дооснастить 305ым техниксом, потому что встроенные трансы прямо на плате без чугунной крышки… А у Пасса так и вообще трансов нет…
Наверное надо пробовать… Я пробовал 300 Entre (тоже чугун, все дела, и стоимость та же), было хуже чем встроенные в лакс eq500.

3 лайка

Что странного? Этот аппарат занимается самой важной и тонкой работой. Чем он грамотнее сделан, тем не хуже, а лучше.

Да не делает уже никто так, как этот технарь или древняя аудиотехника. Это дорого будет, сказочно дорого. Все сейчас делают из говна и палок :slight_smile:

А вот это для красоты. Нравятся народу торчащие банки и лампы. Впрочем, дорогие ортофоны отлично заэкранированы, это хорошие трансформаторы.

К голове AT33sa , значит этот транс будет перебором из-за слишком большого коэффициента усиления , т.к внутреннее сопротивление картриджа 0,5mv( 0,5x15=7,5) или ничего странного ?

Подойдет идеально, так как у этой головки сопротивление 10 ом и выход 0,4 милливольта. АT3000T как раз сделан специально под современные головки АТ.

А вот AT1000T не подойдет, там ближайший по параметрам вход 20 ом и 26 децибел, то есть 1:20 примерно. Этот трансформатор для более ранних моделей.

Из универсальных (переключаемых) трансов идеально подойдет вашей головке Fidelity Research FRT4 - там есть 10 ом и 1:15
Цена на Авито сейчас порядка 70к руб.

Спасибо, Михаил за развернутый ответ. Точно 0,4 mv , а не 0,5 , я ошибся. На ваш взгляд что лучше FRT 4 или АT3000T ? В первую очередь интересует микродинамики , детальность .

Оба хорошие. Если планируете в дальнейшем менять головки, лучше взять переключаемый, FRT4. Если максимум отжать от Аудиотехники и дальше двигаться по этой линейке, то AT3000.

1 лайк

Михаил, проясните, пожалуйста
Попался вариант покупки victor mc-l10
Выход 0.25мВ и импеданс 30 ом
Если брать technics 305, то при подключении в разъём 30Ом и даже 10 Ом, усиления будет маловато
Ну а 3Ом- не подходит по сопротивлению.
Нужен какой-то другой трансформатор для такой головы?

Всем доброго здоровья. Нужна помощь в вопросе: есть тонарм sme309 эффективная масса 9.5грамм, корректор audio note m2riaa, повышающий трансформатор shelter step up 411mk2. Станет ли на этот тонарм головки: audio note iq3, London decca gold, audio technica at-33sa. Или что-то другое можно прикрутить?

Прикрутит можно audio note iq3, London decca gold, им транс не нужен, а вот шелл желателен потяжелее, грамм 15-18, at-33sa с сопротивлением 10 Om не айс к shelter step up 411mk2.

Из ММ можно посмотреть на Audio-Technica VM 740ML и 750SH, у них, кстати, совместимые вставки, так что из 740 можно сделать 750 просто заменив вставку. :slight_smile:

1 лайк

Почему вы так решили? Вам надо усиление 1:20, 1:25. У Technics 305 на входе 15 ом такое примерно. У Audiotechnica AT1000T на контуре 20 тоже. Надписи 3, 10, 15, 20, 30, 40 - это, как я говорил, условные обозначения на селекторах трансформатора. Это не нагрузочное сопротивление контура. Эта надпись также не означает, что в положение селектора 3 ом включаются только головки 3 ом - эта надпись означает, что сюда включаются низкоомные головки. Соответственно, надпись 15, 20 на селекторе означает, что сюда подключаются среднеомные головки. Конкретные значения усиления контуров и нагрузочные сопротивления контуров можно узнать из спецификации. Увы, не все производители их указывают, Техникс в их числе. Эмпирически, на слух, в положении 15 на Техниксе усиление примерно 1:20. Характеристики вашей головки почти такие же, как у головки Technics EPC305 - для которой и делался трансформатор Technics SH305. Наиболее лучший результат на слух эта головка показывает в положении серектора 15. Финальный контроллер наши уши. Лабораторные измерения и рекомендованные значения, указанные в паспортах к изделиям - это хорошо, но мы слушаем музыку, а не лабораторные измерения. Кстати, у вашей головки в паспорте вообще хитро написано - импеданс 30 ом, рекомендованная нагрузка >30 ом. Из этого можно заключить, что производитель говорит ‘пробуйте подключить как хотите’))
Так что будет играть, на Технаре в селекторе 15. Принимая во внимание выдающиеся характеристики данного транса, могу ванговать, что играть будет отлично.

PS - у этого Виктора мощный самариево-кобальтовый магнит и хитрая система с катушкой, расположенной в миллиметре от алмаза. Рекомендую использовать для крепления головки немагнитные винты и немагнитную отвертку.

3 лайка