✏ Кассетная дека Tandberg TCD-440A — вы полюбите кассеты в 2021 — ЗАВЕРШЕН

Некоторое сходство в звучании ИМХО должно быть, тк у обоих магнитофонов сендастовые головки (универсальная у DR3 и воспроизводящая у Tandberg) очень похожи, и вероятно производства ф. Canon.

1 лайк

Вчера отгрузил десять кассет для тура.
Спасибо, @Nik007, который и будет первым слушателем.
Записи разных лет с винила и ленты.
Одна кассета от известного болгарского энтузиасты Alex Consult. Там записи с винила и цифры.


14 лайков

@Umberto спасибо вам большое!

2 лайка

Надеюсь, эти кассеты, послужат хорошей пищей для размышлений о судьбах аудио. :slight_smile:

5 лайков

Ещё раз огромное спасибо Николаю @Umberto за замечательные записи, вчера до последнего вечера залип. Звук широкий и бесконечный. Именно такие записи раскрывают этот не такой уж простой и неполноценный формат, как бытует мнение. И дека супер, и звук и дизайн винтажный, вообщем получилась отличная синергия.

5 лайков

Продолжу описание впечатления от деки Tandberg побывавшей в моем тракте.

Значит, что касается эргономики и внешнего вида, а так же удобства использования Nakamichi для меня оказался предпочтительней, чем Tandberg. По звуку ситуация скорее обратная, хотя и с замечаниями: Tandberg звучит лучше, но по совокупности факторов. Прежде всего, за счет массивной подачи, лучшей динамики и энергичности. Хорошая запись на паре-тройке туровых кассет позволила получить удовольствие от насыщенного, открытого и я бы сказал кинематографичного звука.

Хорошо играли кассеты записанные Юрием, а также Кино и Pink Floyd. Значительно лучше сыграли кассеты, которые я записывал на свою Nakamichi DR3 и Nakamichi 700 у приятеля. Даже притом, что настройка азимута головки у моей Nakamichi не совпадает полностью с головкой на Tandberg, все равно в звуке появились и дополнительная насыщенность и экспрессия. По-видимому, схема выходного каскада в Tandberg TCD 440A, а может и качество воспроизводящей головки реализованы получше. Для проверки этого я попробовал записать кассету на Tandberg и затем прослушал ее на своей деке. Предположение подтвердилось. Звучание записанной на Tandberg кассеты при проигрывании на Nakamichi DR3 минимально отличалось от звучания собственных записей. Все стало звучать смягченно, ослабла контрастность, ушла размашистость, в тембрах проявилась заметная анемичность.

Сравнивая запись на кассете Юрия, где одна сторона записана на Tandberg TCD 440A, а другая на Nakamichi 582, я отдал предпочтение записи Nakamichi. Ее запись ровнее и мягче. На стороне Tandberg запись звучит более непосредственно, но выстреливают некоторые ноты. Возможно, это связано с превышением уровня записи. Я заметил, что у Tandberg в этом случае сразу и заметно нарастают искажения.

Звук у деки Tandberg TCD 440A действительно интересный, но уж очень характерный, недостаточно нейтральный. Это главный недостаток. Прежде всего, это проявляется в массивном нижнем или скорее мидбасовом диапазоне. Он чрезмерно доминирует. Его слишком много и главное, он не отличается разнообразием – это именно присущий деке окрас, специфика звучания. В результате не получается слушать деку продолжительное время. Появляется ощущение монотонности, и постепенно возникают признаки утомления. По этому фактору Nakamichi, при очевидно более простой подаче оказалась предпочтительнее, ее можно слушать часами. Ведь известно, что избыток утомляет сильнее, с недостатком проще мириться.

За исключением указанных особенностей Tandberg хорош. Он хорошо пишет и отлично воспроизводит качественные фонограммы, позволяет глубоко погрузится в музыку. Конструктив с хорошим запасом прочности, своеобразный запоминающийся дизайн. Одним словом много привлекательных черт. Скорее всего, при некоторых усилиях можно свести недостатки его звучания к нулю, а то и вообще нивелировать. Допускаю, что описанные мною особенности столь явно проявились именно в моем тракте, а в каком либо другом сетапе замечаний вообще не будет.

Благодарю @dmitre за возможность послушать и составить собственное мнение о деке Tandberg TCD - 440A.

Музыка:
Кассет у меня немного, всего три десятка. В основном традиционный ностальгический репертуар Deep Purple, Beatles, Uriah Heep, Smokie и т.д их и слушал.

Система:
Источники: Leema Element CD, DAC California Audio Labs Alpha, Raspberry Pi3/Just Boom, Nakamichi-DR3 Усилитель: ламповый Elekit – 879S, камень AVI–S2000MI Акустика: Acoustic Energy AE1 Classic Коммутация: Vidmi VD Digital - цифровой; Black Rhodium Concerto Polar DCT, Kimber Kable Hero – межблоки; Black Rhodium Polar Gladiator - акустический; Силовые кабели: Furutech – Alpha3, Black Rhodium Jazz, авторский от Расула Nightwolf.

9 лайков

Эффект наблюдается на обоих усилках?

Да на обоих, но в разной степени. На камне более гармонично.

Это можно нивелировать небольшим твиком схемотехники, но тогда уже это будет не “оригинальный Тандберг”.

На какую кассету писали?

Basf chrome maxima II

Я не имел ввиду изменения в схеме, а так с кабельками поиграться, на какие -нибудь копыта его поставить - сместить резонансы…

Про “основательность” нижнего регистра я говорил еще в своем первом обзоре. На самом деле довольно много дек того периода (начало-середина 70х) имеет сходное звучание в НЧ.
Ну а теперь приведу парочку “слайдов”, которые я сделал в процессе настройки аппарата.

АЧХ запись-воспроизведение на ленту TDK D (уровень -20дБ):

АЧХ запись-воспроизведение на ленту TDK SA (уровень -20дБ):

АЧХ запись-воспроизведение на ленту TDK MA (уровень -20дБ):

Как видно для всех лент есть небольшой подъем в нижнем регистре.
(Еще один камушек в субъективистов, шутка :joy:)
ПС
Можно сделать все “линейкой”, но повторюсь, это уже не будет Тандберг.

5 лайков

Ни в коем случае)))!
Этот Tandberg отдин из немногих, кто вытягивает хороший низ у записей) с энергичной подачей.

И да, азимут сильно отличается от Nakamichi и Teac. Возможно, это его фирменная настройка, но также вариант проверить по тестовым кассетам и сервис мануалу.

3 лайка

Азимут я я настраивал по фирменным измерительным лента TEAC и A-BEX, чуть посередине меж ними для универсальности.

Если Ваши Teac и Nakamichi были настроены по отечественным лентам 3ЛИМ У.Н.Ч.К, то азимут будет отличаться.

2 лайка

Ещё немного нетленок добавилось в тур! )
Слева записи с катушек, справа с винила.

12 лайков

Я, пожалуй, после тура всё захвачу :face_with_hand_over_mouth:

1 лайк

Перепроверю :point_up: ))

1 лайк

Громадное спасибо Сергею, за любезно направленные кассеты с супер записями!
То, что успел послушать вчера шедеврально!

2 лайка

Пришло время оставить отзыв о побывавшей у меня кассетной деки Tandberg 440A. Сразу скажу, что этот тур был для меня один из самых интересных, после уникальных DNM. Благодаря собарникам Николаю и Сергею, удалось послушать на деке супервысококлассные записи, в т.ч. на топовых кассетах эпохи их заката.

Думаю, что в другой теме сделаю более широкий пост о кассетной культуре как таковой, ведь по сути, изначально одной из целей создания формата было удобство для людей с ограниченными возможностями, т.к. заправлять ленту на катушках было достаточно сложной манипуляцией). А также нужно подробно затронуть достоинства и недостатки формата, недооценённость и т.д.

Но сейчас ближе к приехавшим ко мне экземплярам, сама дека производит отличное внешнее впечатление, наверное, это образец горизонтальных дек, к тому же ее можно поставить на спец ножках вертикально. Сама модель стоит в линейке перед такими монстрами как 3004 и 3014 и уже имеет возможность писать на 4 тип, также есть ручная калибровка подмагничивания по-канально для каждого типа ленты. И да, здесь 3 физически отдельные головки с возможностью подстройки азимута на запись. Конечно, если сравнить с Teac, который моложе более чем на 10 лет, калибровка не такая удобная, но тем не менее. Для этих лет Tandberg сделали свой аналог динамического подмагничивания, что говорит о серьезности и основательности подхода к реализации формата. Также можно спорить, что удобнее стрелки или цифровые индикаторы, стрелки имеют свой шарм, а индикаторы практичнее, тем более если есть вывод пикового уровня сигнала.

Но хватит тех подробностей, к звуку.

В этой деке он есть, очень достойная дека, соглашусь с предыдущими отзывами, что фирменный почерк здесь в полной мере присутствует. Мощная и уверенная подача, глубокий бас и мид-бас, есть сцена и глубина (на соответствующих записях), в меру детальность, прозрачнейший вокал и среднечастотный диапазон. Очень драйвовый и плавный звук, который не утомляет. Какие то записи из предоставленных играли на этой деки интереснее, чем на моих, особенно записанные на ней самой). Если придираться, то, наверное, отметил бы излишнюю брутальность подачи и скрадывание деталей на верхнем диапазоне, хотелось бы чуть шире и глубже сцену (Да! На кассетах она есть). Мне не довелось послушать Tandberg 3014/3014A, 910/911 и тем более 3004 модели, возможно они при фирменной подаче чуть выше классом по звуку.

Удалось сравнить деку с моим Teac v7000, который полностью переделан и перебран Кириллом Остаповым, а под конец с Nak 700zxl, после профилактики. Если брать на слух кассеты, где нет сильной разницы по азимуту, то лидер слышен с первых секунд, Nak это как часто пишут катушечник на кассетах, выше только 1000). Если смотреть по нижнему и средне-нижнему частотному диапазону, Tandberg интереснее Teac. Teac все таки представитель другого поколения, где чистота верха и сравнение его с CD была приоритетом.

Из кассет, которые были с декой интереснее всего звучали записи с ленты, остальные предзаписанные, скорее всего не представляют интереса. Очень показательна кассетка с одинаковыми демо треками записанными на Tandberg и Nakamichi, опять же скорее всего из-за азимутов они и звучали каждая лучше на своей деке), но я бы их на хром записал, все таки шум заметен.

Отдельно нужно отметить, что благодаря щедрости Николая @Umberto и Сергея @sekd с декой получился целый медиа тур отличнейших записей на топовых кассетах (большинство 4 тип), все исключительно либо с очень качественного винилового тракта, либо с больших проф. столов, думаю 38/2 в большинстве случаев, но хозяева надеюсь, подробнее дополнят деталями и историей записей, расскажут с чего и что писалось)))).

На сколько понял в большинстве случаев записывалось на Наки второго поколения с ручной калибровкой, соответственно, азимут думаю чуть не совпадает с Tandberg, но не критично.

Отдельно остановлюсь на том, что запомнилось, т.к. физически не реально было все досконально послушать, опишу что отметил для себя.

От Николая запись с винила Нины Саймон, просто бомба как звучит, это лучший вариант, что я слышал. Оскар Питерсон, живая и динамичная запись с атмосферой сцены. Исао Сузуки и знаменитый альбом Blue City, наверное, какой-то первопресс – звук великолепно живой. Ну и записи на профессиональном хроме TDK, просто круто записана отличная подборка, Николай пояснил, что это демо кассета мастерской из Болгарии, которые в т.ч. обслуживают Nakamichi. В.Высоцкий с французкого винила – образец.

Сергей прислал не менее грандиозную подборку топ кассет. Maxell Vertex у меня вообще раньше никогда не было. Чувствуется, что из кассет и деки выбили всю душу, уровень на некоторых кассетах около +10db! и при этом без искажений, ну как бы лента и дека позволяют!

Запись классики B.Smetana это что то, вот прослушал прямо от начала до конца не отрываясь, реально как в концертном зале объем, динамика и мощь. С удовольствием послушал записи Аквариума с ленты – очень интересно и завлекает. Великолепны В.Высоцкий и М.Влади. Думаю, даже не больших фанатов русской песни не оставит равнодушным запись А.Бояновой в конце 2 стороны кассеты с Лолитой Торрес – это феноменальная живость и передача зала. Очень мощно звучит Hugh Masekela. Led Zeppelin с 38/2 наверное образец, лучше только на мастере у Пейджа в закромах)))!

Думаю на данной музыке, на этих записях и на хорошей деки, спор между цифрой и аналогом просто будет не корректен), такой широты и наполненности на цифре я не слышал.

Вообще получился супер теплый и аналоговый тур, спасибо громадное бару за интересную деку, а собарникам за записи и кассеты!

23 лайка