🏖 Кабинет главврача

Что-то в последние месяцы притихли дорогие анотчики, какие-то вялые и молчаливые стали. Видимо пора взбодрить, придать энтузиазма и жизни нашему кабачку.
Так что, рассаживайтесь, дорогие гости, наливайте, что стоит на столе и что принесли с собой.

:champagne: :wine_glass: :cocktail: :tropical_drink: :beer: :beers: :clinking_glasses: :tumbler_glass:

Мой скромный ÜberMeishu (Часть 1/2)

Новое старое прочтение классического усилителя Audio Note.


Фото из рекламы Audio Note тех лет

*Хронология повествования не всегда соответствует последовательности работ.

Осенью этого года удалось вплотную заняться давно откладывавшимся большим проектом, и примерно полторы недели назад работа была завершена. Так что к Новому году получился приятный дополнительный подарок самому себе.

История началась в далёком 1997 году, когда я заказал в Англии новенький Meishu Line. Через некоторое время Лёша «Архитектор» привез большой груз, в котором был и мой усилитель, и я сам поехал в Шереметьево-2 встречать их. Хорошие были времена …

Приехавший усилитель оказался из переходной партии, когда на мануфактуре только что придумали ставить в предусилителе одну лампу 6SN7, вместо двух. Поэтому, они там не моргнув глазом допиливали платы предыдущего образца для двух ламп. Выглядело это так:

Мне это совсем не понравилось, потому что хотелось классический вариант, но посмотрев на плату, рассудил, что «вернуться к истокам» будет несложно. Начал заказывать недостающие детали, а тут отец-основатель (PQ) и пишет, мол ты люминь-то на медную фольгу замени, да танталовых резисторов с Black Gate добавь. Апгрейд называется. :point_up:
Уговорить меня в тот момент было легко, ибо эйфория от звука Audio Note вынесла весь мозг, а тут, оказывается ещё и улучшить можно!

Накулёмал тогда в спешке, да и по молодости, т.к. хотелось быстрее послушать, а не копаться во внутренностях.

Позже (как теперь уже известно, вполне ожидаемо) начались проблемы с силовыми трансформаторами, которые в те времена были слабым местом усилителей AN.

К тому времени началась дружба с Audio Note Japan и благодаря этому на фирме TANGO по моему индивидуальному заказу изготовили два силовых трансформатора, которые заменили английских слабаков. Передний маленький, кажется, к тому времени сгорел, а большой ещё держался, и я его разжаловал в чин Накального Трансформатора, тем самым улучшив схему питания усилителя и увеличив общий вес аппарата.

Шло время, менялись кабели, регуляторы громкости, и в один прекрасный момент я решил заменить выходные трансформаторы. Момент действительно оказался прекрасным, потому что именно тогда в наличии на фабрике оказалась пара экспериментальных трансформаторов Triple C-core, концепцию которых, как мне сказали в Англии, придумал Кондо-сан. Питер заказал несколько пар, может всего 2-3, но потом счёл этот вариант нерентабельным, (а может трансы не вписывались в модельный ряд корпусов) на чём всё и заглохло. А жаль, трансы-то получились выдающиеся.

Весь этот процесс был сродни тому, как в древности закрашивали одну фреску и поверх писали новую. А потом и её закрашивали, и так далее. В итоге усилитель внутри выглядел так себе, даже жутковато, по моим сегодняшним стандартам, хотя играл великолепно.

Это было как-то недостойно (и прямо скажу, отстойно) и у меня возникло острое желание пересобрать усилитель так, чтобы он не только отлично звучал, но и выглядел красиво (насколько это возможно при анотовском стиле монтажа) .
К несчастью, тут случилась внезапная катастрофа со здоровьем, и мне стало не до хай-энда. А это потянуло за собой многолетний ураган адовых жизненных проблем и потерь. Но всю звукотехнику и большую часть дисков и записей мне удалось сохранить. Однако Мейшу много лет пролежал в полуразобранном состоянии.


Когда я нашел в разных коробочках все части, сложил всё рядом, даже стало немного не по себе, так всё выглядело грустно и запущенно. Поэтому начал делать постепенно, с терпением и без спешки, начав с какого-то отдельного узла, попутно продумывая возможные улучшения.

Предусилитель

Родная, дважды уколхоженная (сначала на Audio Note, потом мной) плата была демонтирована, и я решил полностью заменить её, сделав новую более просторной и с навесным монтажом.

Первая идея была использовать дельта-древесину (Panzerholz), как в новых модных изделиях AN. Вот один из начальных макетов.

В итоге мне этот вариант не понравился, поскольку стилистически смотрелся чужеродно, а улучшения звука этот панцерхольц не даёт, кто бы что ни говорил.
Так что окончательный вариант был на основе из 3-х миллиметрового красного стеклотекстолита.

Из улучшений, в сравнении со стоком – навесной монтаж по технологии AN UK, с использованием серебряных монтажных штырьков (turret tags) Audio Note, серебряной моножилы Audio Note ø1.0 мм и тефлоновых ламповых панелек с цанговыми контактами из бериллиевой бронзы.

В отличие от керамических, тефлоновые панельки не звенят и не передают это звон лампам. А цанговые контакты имеют большую площадь соприкосновения с ножками ламп. При этом вытаскивать лампы из таких панелек легче.

Примечательно, что вот эти бумаго-масляные конденсаторы с медной фольгой ни капли не деградировали. Ни внешне, ни по всем замерам, ни по звуку. Легко заметить, что они имеют необычные габариты и отличаются от привычных старых PIO конденсаторов AN, которые к сегодняшнему дню начали повально коротить и терять герметичность. Суть в том, что на заре мануфактуры, фольговые конденсаторы заказывали на другой фабрике, по слухам, в Японии.

Драйверный и выходной каскады

На фабрике эту часть сделали по-нищенски стоковой. Лампы AVVT, конечно, уже мои.

Позже я там поменял резисторы в драйверной части на танталовые Shinkoh и все электролиты на Black Gate.

Теперь же пришло время переосмыслить прошлые решения.
Танталовые анодные резисторы ламп 5687 это конечно хорошо, но они всего лишь двухваттные, поэтому работали на пределе и сильно грелись, что не озонировало звучание.
Вернул в аноды старые Welwyn 7Вт.

А в катодах выходных ламп заменил дешевый сток на лучшие из проволочных - MILLS.

Остальное перемонтировано аналогично предусилителю - серебряная моножила, серебряные монтажные штырьки и тефлоновые панельки.

Фильтры анодного напряжения и регулятор накала предусилителя

Здесь всё тоже было неаккуратненько. К тому же, один из двойных BG был избыточной ёмкости.

Разборка, чистка и правильный монтаж. За неимением нужных номиналов Black Gate пришлось поставить новодельные Kaisei, что впрочем, не ухудшило звучание, т.к. после них остался BG большой ёмкости, который всё «нормализует».

После этой лёгкой разминки стало очевидно, что придется разобрать всё до основания, иначе сделать как надо не получится.

Поскольку это классический Мейшу, переключатели входов и записи находятся непосредственно у RCA гнёзд на задней стенке. К ручкам управления от них идут удлинительные оси. На мануфактуре эти усилители называли rod unit.

Дешёвые пластмассовые переключатели уступили место прекрасным швейцарским ELMA, которые, кстати, на Audio Note уже некоторое время ставят во все приличные и топовые версии изделий.

Входные гнёзда подключены непосредственно к выводам переключателей монтажным проводом Audio Note. Это серебряный литц, 31 жила 0.1 мм в полиуретановом лаке. Эквивалент AN-Vx, только в очень удобной изоляции.

А вот с самими гнёздами пришлось повозиться. Родные, конечно имело смысл сменить, т.к. они ну совсем простенькие, хотя и лучше, чем в OTO/SORO.

На моем усилителе есть акриловая накладка сзади, из-за которой поставить серебряные RCA гнёзда AN невозможно, мешает самая широкая часть в виде гайки.

У меня есть запас отличных японских позолоченных гнёзд, которые Кондо использовал во всех своих изделиях. Но вытащив кулёк из кладовки, я с сожалением обнаружил, что много гнёзд уже куда-то протранжирил и оставшегося количества не хватит на Мейшу.

Так что я выделил две пары для наиболее критичных подключений, а остальные гнёзда пришлось ставить Neutrik. Они похуже японских и по конструкции и по качеству покрытия, но всё равно лучше стоковых. К тому же, можно надеяться, что это настоящее золотое покрытие, коли в даташите указано «Contact plating : 0.05 µm Au over 2 µm Ni».

Получилось удачно, хотя всё это благоустройство заняло довольно много времени.

Поскольку я старался сделать путь сигнала от гнёзд до переключателя как можно короче, надо было проявить немалую ловкость, чтобы состыковать всё вместе. Долго.
Организовал вход Direct In, который кабелем AN-Vz напрямую, минуя переключатели, подсоединен к регулятору громкости (РГ). В выход на запись добавлены резисторы (как было в OTO) для лучшего согласования с чувствительными входами дек.

Акустические терминалы заменил на Kondo SWT-20S. Маэстро сам разработал их конструкцию. Внутри – маленькие, но настоящие тиски, которыми можно намертво прижать облуженный серебром кабель к серебряной площадке. Эта круглая площадка находится на одном конце толстого серебряного стержня, который проходит сквозь терминал. Другой конец стержня выходит внутрь усилителя и сформован для припайки к нему провода от выходного трансформатора. Терминалы столь массивные, что крепятся гайками на 17. Лучшие в мире, ультимативные терминалы.

Продолжение следует…

98 лайков