HOLO Audio Spring DAC - R2R DSD512 — ЗАВЕРШЕН

Добавлю и я свой обзор.

Holo Audio Spring Dac


I. Внешний вид

Чёрный, монолитный и тяжелый металлический предмет извлечен из двойной картонной коробки. Почему-то сразу возникли аналогии с загадочным монолитом из 15 минутного вступления известного и культового фильма Стэнли Кубрика.
2001 so

Такой дизайн мне пришелся явно по душе - строгий, классический и, в то же время, не лишенный индивидуальности: бронзовые боковины придают аппарату премиальный облик, привносят в его внешний образ некоторую изысканность и аристократичность. Дизайн корпуса хорошо продуман с инженерной точки зрения. Простой, минималистический и с некоторым уклоном в винтажную эпоху. Он как бы существует вне времени, так как, только исходя из внешнего вида, нельзя однозначно ответить на вопрос - когда и в какую эпоху был сконструирован этот цап, в конце 80хх, 90хх или двухтысячных? Похожую концепцию, можно наблюдать, например, в цапе в M2Tech Young.
main_holo
На передней панели в левом углу замечаем логотип производителя в виде непонятных, на первый взгляд, пиктограмм-иероглифов. На самом деле, значок водонапорной башни или бочонка на трех ножках и есть в переводе с китайского название конкретно-этой модели цапа “spring”, имеющее несколько вариантов значений перевода - весна, источник, ключ.
holo_corner
Производитель явно не экономил на толщине металла. Корпус сделан очень добротно и прочно: даже не во всех более дорогих европейских аппаратах можно встретить такое качество обработки и шлифовки материалов. Цап - небольшой по высоте, очень широкий и плоский, что даёт возможность использовать его как подставку для других аудио-компонентов (чем я в последствии и воспользовался).
main_holo2
В живую, кстати, аппарат выглядит намного интереснее, чем на фото. На табло в постоянном режиме отображается частота дискретизации. С помощью кнопок, расположенных на фронтальной панели справа, можно изменять режим работы апсемплера, переключать цифровые входы а также менять интенсивность экрана.


II. Перейдем поближе к звуку

Holo Audio Spring Dac спроектирован на достаточно молодой и перспективной в настоящий момент мультибитной R2R технологии. Я не буду подробно расписывать суть этой технологии, приведу лишь одно важное свойство – помимо прочих других преимуществ, в теории, резистивные матрицы должны быть менее джиттеро-зависимы, а джиттер, как мы знаем один из важнейших технических параметров, влияющих на натуральность/слитность и аналоговость подачи звука, можно также добавить сюда и более короткий путь прохождения звукового сигнала, меньшее количество временных преобразований и передискретизаций. А ведь на каждом таком шаге страдает естественность звука, он становится более плоский и синтетичный или, как говорят в обиходе, “цифровой”.
Немного послушав аппарат на нескольких композициях уже можно чётко сформировать характерные черты-отличия с традиционной и популярной дельта-сигмовской технологией. Первый отличительный момент - высокая тембральная аутентичность живых инструментов в сочетании с приемлемой тембральной полнотой (насыщенностью). Далее в звуковой подаче Holo Spring замечаем некую живость и непосредственность, как будто убрали лишнее передаточное звено в системе восприятия «слушатель – музыкант» или «слушатель – оркестр».

Частая ошибка многих аудио любителей, выстраивающих определенную метрику оценки звука, на мой взгляд, кроется в попытке сразу и одномоментно разделить тембральную подачу любого аппарата на мелкие фрагменты-субстанции и, далее, в них уже искать-выискивать различные сопутствующие недостатки, будь-то где-то проскакивающий недобор по басу или, например, излишняя яркость в другом месте. Применяя такой подход, как-правило, забывают анализировать общую органичность, стабильность и консистентность музыкального потока. Именно в этом аспекте по моему мнению подача Holo сильно отличается от большинства других самых разнообразных цапов, в большей степени, конечно, представителей дельта-сигмовской идеалогии. Не побоюсь даже высказать предположение, что, лично для меня, Holo Audio Spring Dac легко сможет конкурировать с некоторыми более дорогими цапами имея за собой одно неоспоримое преимущество: данный цап не обрушивает на слушателя сразу миллион мелких деталей в секунду, вместо этого, он как бы, в первую очередь пытается сохранить общую конструкцию или каркас музыкального полотна и только затем аккуратно и постепенно наполняет его необходимыми тембральными текстурами в строго отведенных пропорциях. Согласитесь, весьма редкое качество для современных аппаратов, часто страдающих переизбытком детальности. Возможно у кого-то, при чтении таких выводов, сложится ложное впечатление, дескать Holo Spring - это мутный цап, не способный достоверно воспроизвести большую часть информации, заложенной в записи, но, по факту, получаем обратное: записи, казавшиеся мне плохо сведенными или излишне тембрально-бедноватыми, с Holo заиграли новыми красками; цап поднимал технический уровень этих записей до вполне приемлемого - вровень с остальными более-менее качественно записанными произведениями. Второй момент, доказывающий очень хорошую детальность «Весны» - способность выдавать достоверные сочные тембры на медных духовых секциях в широкополосном частотном диапазоне. Очень часто она (медь) либо подаётся излишне крикливо, например с недобором НЧ гармоник, либо, наоборот, слишком тускло с недобором необходимых ВЧ составляющих. Чтобы в этом убедиться, я прослушал начало финала 8ой симфонии Брукнера. В итоге мой, встроенный в усилитель, цап McIntosh MHA-100 сразу проиграл Holo в этом аспекте, хотя сам по себе цап от McIntosh очень даже неплох.
Для достоверного воспроизведения живой или академической музыки очень важным остаётся вопрос качества проработки именно высоких частот, в том числе и наличие в них всяких примесей, синтетики и прочих “цифровых” артефактов. В первую очередь, за счет обильного присутствия псевдо-ВЧ гармоник вокруг основного тона, как правило, страдают тембры духовых инструментов: флейты-пикколо, фаготы, а также кларнеты: от их неестественно-яркого звучания возникает быстрая утомляемость, вокруг каждой ноты возникают характерные тембральные воздушные хвостики - шлейфы. Ничего такого в звуке “весны” я не услышал. Основной тон деревянных духовых хорошо выражен, цифровая грязь отсутствует. А вот с позиции оценки непосредственно разрешения на ВЧ, готов признать, что ВЧ диапазон в Holo Audio Spring Dac иногда подаётся излишне крупными мазками, в нем чуть-чуть не хватает многослойности, информативности и совсем тонких градаций. Ничего не поделаешь, режим “NOS” даёт о себе знать. Сделаю важное дополнение - Цап подключался по интерфейсу AES с твердотельного плеера SoundAware D100 Pro Deluxe (Femto), а качественный цифровой источник, как мы знаем, играет важнейшую роль именно в передаче высокочастотного диапазона в любой аудио системе.
Ещё одна интересная особенность звукового почерка Holo - своебразная передача атак нот различных инструментов на середине, в первой, второй и третьей октаве. На Holo Spring эти атаки более быстрые и молниеносные, нежели, например, в цапе Lynx Hilo. С Hilo - медные духовые секции в симфониях Сибелиуса имеют более плавные нарастания амплитуды. Хорошо это или плохо? - вопрос вкусовой. Несмотря на такую особенность «Весны», ощущения грубости или обрубленности звуков не возникает, так как фаза затухания каждой ноты по-прежнему звучит протяженно долго и не гаснет раньше отведенного ей срока.
NoteAtack
Фортепиано, на мой взгляд, от этого наоборот только выигрывает. В сложной и очень быстрой и техничной финальной партии фортепианного концерта Шостаковича в Holo Audio Spring отчетливо слышна каждая нота. Никакой каши. Экспрессивная, взрывная динамика, которая свойственна нашему прославленному пианисту Денису Мацуеву будет хорошо подчеркнута в этом R2R цапе.


Давайте посмотрим, как Holo Audio Spring Dac играет на макро-уровне, т.е. проверим способность воспроизводить большие симфонические составы.
« Sir John Eliot Gardiner conducts Mendelssohn & Schumann» (LSO Live: LSO0765)
http://www.prestoclassical.co.uk/r/LSO%2BLive/LSO0765
mendelson
Я был поражен непосредственностью и лёгкостью, с которой я могу воспринимать отдельно – солирующий фортепиано и оркестр, который абсолютно не наезжает на солиста. Оркестр играет полукругом вокруг пианиста в полном соответсвии с реальной рассадкой на сцене. При этом, между музыкантами нет пустот, которые были-бы заполненных непонятными псевдо-музыкальными гармониками. Всё по военному строго и чётко.


Существует один очень показательный для меня тест, который я уже давно и часто использую в своем аудио-тракте. Всем своим устройствам я скармливаю один и тот же отрезок из 4-ой части 2-ой симфонии Элгара под управлением Даниэля Баренбойма (Decca: 4786677). На 4ой минуте есть момент, где происходит лёгкая смена ритма и характера исполнения. Вступают литавры одновременно с басом и со всеми другими группами инструментов. Если не сделать должный акцент на ударных и басе и переместить его на группы струнных или духовых, то изменения темпа и характера исполнения мы не услышим. Не каждое устройство на таком тонком микро-уровне способно изобразить дирижерский и композиторский замысел. Малейшая компрессия или смягчение динамики устройством просто не позволит нам увидеть все эти тонкие интонационные изменения, что и происходит в большинстве случаев на практике… Но только не в случае с Holo Spring! “Весна” с лёгкостью прошла это испытание: цап смог подобно профессиональному музыканту почувствовать, уловить все эти музыкальные нюансы и отыграть указанный момент безукоризненно-выверено и чётко, правильно расставив ударения в необходимых местах.
elgar_2

Могу резюмировать - весь нижний диапазон, динамика, отработка нюансов ритма и перкуссии передаются в этом цапе очень достоверно, без каких любо окрасов, скрадывания интонаций, смягчения или, наоборот, добавления излишней жесткости.


Традиционно, мультибитная подача сильна и на оперном вокале. Первая симфония Скрябина. Гергиев. Финальная часть. (LSO Live: LSO0770)
http://www.prestoclassical.co.uk/r/LSO%2BLive/LSO0770
Lso_sriabin
Солисты поют:
В тот мрачный и холодный час,
Когда душа полна смятенья,
В тебе находит человек
Живую радость утешенья.

Что можно сказать послушав Holo? Бесподобно! Вокал пробирает до мурашек. Солисты чётко позиционируются. Образы крупные, почти полная иллюзия, что перед тобой поют живые исполнители. Оркестр как и прежде позиционируется отдельно от них - сзади полукругом - не наезжает, не перекрывает исполнителей.


Последний вопрос, на который стоит обратить внимание: насколько хорошо Holo Spring умеет формировать пространство? Если говорить о самих габаритах виртуальной сцены (ширина, глубина и т.д…), то здесь, к сожалению, «Весна» показывает не самые лучшие результаты. Весьма скромно на фоне других устройств даже в своём ценовом сегменте. Однако, несмотря на это, перспектива, эшелонирование и геометрия звуковой сцены в Holo Spring более менее консистентая, в сложных моментах глубина не теряется, мелкие нюансы и послезвучия на фоне громких основных звуков тоже не пропадают. Расстояние от слушателя до переднего ближнего плана присутствует. В моей наушниковой системе была необходимая прослойка воздуха, переносящая музыкантов с линии головы во фронтальную плоскость.


III. Особенности интеграции с аудио трактом и взаимодействие с окружением

Для Holo Audio Spring Dac показы системы “с большим содержанием воздуха”. Сцена у этого цапа, как уже было замечено ранее, не самая глубокая и широкая и, чтобы сохранить её виртуальные размеры, другие компоненты системы (кабели межблочные, сетевые и т.д.) должны быть максимально нейтральные а также сочетать в себе хорошую прозрачность и детальность. У меня в качестве межблока используется гибридный кабель из серебра и меди. “Весна” не дружит с компонентами, в которых есть те или иные окрасы, сглаживания высоких частот, фазовые или тембральные сдвиги.
Ещё один нюанс, который нужно обязательно учесть - уделить внимание виброразвязке. Поэксперементировать с жесткими конусами и поверхностью на которой стоит Holo или хотя-бы попробовать убрать резиновые подпятники с металлических ножек. Я не стал этим заморачиваться а просто заказал 8 шипов – 4 из них поставил в Holo, а остальные установил на «крышу» цапа, как опоры для своего наушникого усилителя. Получилась вот такая вот картина:
setup_itog
Так как моя аудио система полностью наушниковая, получилась хорошая слаженность Holo Audio Spring Dac именно с наушниками Sennheiser HD-800 ранних серий, известными своим “стадионным” эффектом при построении виртуальной звуковой сцены. Однако, в сотрудничестве с Holo, сцена HD-800 стала более-менее традиционной, схожей по своим параметрам с такими топовыми наушниками как He-6 или AKG K812. Напора мощности и динамики в НЧ диапазоне с запасом хватило чтобы нивилировать типичный для HD-800 недостаток баса даже со стоковым посеребренным кабелем.


IV. Заключение и выводы

На примере Holo Audio Spring Dac мы убедились, что технология R2R (на резисторной матрице) - наследница-приемница массово забытой в конце 90 мультибитной идеалогии позволяет в более-менее бюджетных цапах выдавать очень сбалансированное звучание с упором на высокую музыкальность и передачу эмоций, заложенных в произведении, при этом сохраняя естественную детальность, высокую тембральную достоверность а также не вызывать у слушателя утомления при сколь-угодно долгом прослушивании.
По этим параметрам Holo Audio Spring DAC в случае синергии с конкретным аудио сетапом может легко конкурировать даже c аппаратами более высокой стоимостной категории, в качестве примера упомяну такой небезызвестный всем цап, как April Music Eximus DP1, стоимостью 3000$, который также состоит у меня в системе.


HiEnd звук постепенно переходит на более бюджетный и доступный уровень, позволяя большему количеству аудио-любителей наслаждаться музыкой. Стоимость самой базовой версии немногим больше 1000$.Но в этом обзоре использовалась максимальная комплектация (уровень 3) с более качественными аудиофильскими конденсаторами, с серебряными выходными трансформаторами и посеребрённым силовым трансформатором.


Лично я нашёл для себя в звуке “Весны” некоторые принципиально-новые моменты, которых я не слышал ранее за все 4 года, что я занимаюсь «аудио». В добавок к этому, Holo Audio Spring Dac идеально подошёл в мой аудио уголок по эргономическим соображениям. Поэтому, в конечном счёте, для меня было очевидным - решение прописать этот цап на постоянное место жительство в свою систему.


##Описание тестируемой системы:
Фильтр питания: Shunyata research hydra 2;
Цифровой твердотельный источник: SoundAware D100 Pro Supreme(Femto);
Цифровой кабель: Nordost Silver Shadow AES;
Усилитель для наушников: McIntosh MHA-100;
Наушники: Sennheiser HD-800 (Sn 20xxx);
Кабель наушников: stock;
Межблочные кабели: Harmonic Tech Pro-Silway mk3 XLR

54 лайка