Fifopi и другие продукты Ian Canada. Шляпы высокого уровня для Rpi

Число владельцев FifoPi на dastereo неуклонно растёт, а столика для обсуждения в нашем баре до сих пор не было, решил что пора это исправить.
42153587b4218c00364f16b563617daa355a71b5

Предлагаю здесь делиться накопленным опытом по данному направлению.

Что такое FifoPi?
Это одна из шляп для малины (Raspberry Pi) для качественного вывода цифрового музыкального сигнала. Аналог популярной здесь PI2AES, только “гораздее”. В чём именно мы позже разберёмся. Так же производитель шляп FifoPi, Ian Canada, делает много разных других девайсов начиная с линейных и аккумуляторных блоков питания для аудио, заканчивая ЦАПами и трансформаторными аналоговыми выхлопами, которые можно поставить после Fifo Pi и получить готовый файловый стример высокого уровня, который можно подключить напрямую к интегральному усилителю (на манер шляп 502DAC).
Можно даже организовать вот такой “аудиофильский разврат” (с):

Чем меня привлекла Fifopi?
На рынке есть широкое разнообразие стримеров и большой ассортимент аудио-шляп для малины. Однако выбор качественных цифровых транспортов в диапазоне 50-100к не велик. Я 2 года пользовался PI2AES с различными версиями питания и при наличии неплохого отдельного ЦАПа (Audio Note DAC 3 Signature, вся система указана в профиле) упёрся в потолок возможностей PI2AES, при том что ЦАП еще имел большой потенциал. Искал подходящий вариант для транспорта до 100к, чтобы он играл ощутимо лучше PI2AES и Fifopi оказался единственным претендентом.

Какой минимальный необходимый набор чтобы собрать транспорт?

  1. Минимум 2 канала питания (один канал на малину и грязную сторону Fifo 5v, второй на чистую строну 3.3v) Можно заказать у здешних мастеров. Цены варьируются.
  2. Малина, например 3b или 4b Avito, aliexpress, ebay - 3000-5000 рублей
  3. Сама Fifopi 165 евро
  4. Плата цифрового вывода Transportpi 74 евро

Закзать можно на сайте www.audiophonics.fr

Мой сетап Fifo на момент написания поста:
Двухканальный ЛБП Дениса @nasa.gov 2х 3.3v
Малина доработанная Денисом и переведённая на 3.3v
Fifopi
Transportpi
Stationpi
2 клока accusilicon на 45 и 49 мегагерц
Софт - дистрибутив от @dimas

Фото до сборки с питанием:


Фото играющего макета:

В дальнейшем планирую:
Апгрейд клоков, какие именно еще под вопросом, а так же еще 2 линии ЛБП на базе модулей Linearpi и UCConditioner от Ian Canada и Supercap.
2 старые нынешние линии питания можно будет пустить на малину и грязную сторону Fifo отдельно (пока запитано вместе) а 2 новых линии питания направить туда где оно больше всего влияет на звук - на реклок и на цифровой выход.
Ну и конечно упаковать всё в корпус чтобы аккуратно смотрелось в стойке.

Англоязычная тема на 300+ страниц про Fifopi на diyaudio:

Все проекты Ian Canada на Git Hub:

Детальный разбор как построить очень навороченный стример из компонентов Яна:

32 лайка

А в чем заключается «потолок» pi2aes, и что позволила достичь fifopi?
Что бы понятней было, хорошо бы в сравнении с cd транспортом с тем же ЦАПом.
Блин… ну вот правда, непонятно… что такое «звук на голову выше»? И транспорт у вас попроще, и цифровик топовый могу подключить, мне мысли про «потолок» pi2aes пока не приходят. Этот абзац, а вернее, пункт… прям «лозунг» без пояснений… ну совсем не раскрывает, в чем же отличие. :thinking:

7 лайков

не претендуя на “100% истины”, но может ответ частично содержится в первом сообщении темы
https://www.dastereo.ru/t/odessa-46-malenkij-tda1543-strimer-s-bolshim-serdczem

Хоть шляп разных и много, но используют они все почти одну и ту же микросхему и технологию корректировки частоты - PPL, У кого то работает лучше, у кого то хуже. Но можно это реализовать гораздо круче. Без компромиссов. Это реклокеры с FIFO буфером.

Реклокера, которые работаю так, я знаю всего два. Ian Canada и Allo Kalli.

1 лайк

Правильная ссылка (теперь она точно).
По вашей ссылке ошибка выдается.

А вот в чем заключается «потолок» в звуке pi2aes, и что дала fifopi опять же в звуке (а вернее даже, в воспроизведении музыки), понятней не стало.

3 лайка

А сам fifopi разве не клок?
Или реклок-это что-то другое?

Это не так. Практически все имеют свои генераторы. Шляпы в slave режиме, ведущиеся от шины Малины (и ее PLL-клока) – это было в условно бесплатных на заре человечества.

2 лайка

ну и по какому принципу они реклочат то что прилетает снизу своими генераторами? )
какие практически все?

А при чем здесь реклок?
Еще раз: в шляпах сейчас – свои пары генераторов. Никакого отношения к PLL Малины они не имеют. Малина работает в slave режиме и ведется от внешнего генератора шляпы.

… вот это и есть потолок этих плат.
т.к. в отличии от них , fifo реклокеры не заставляют малину делать поток, они это делают сами, независимо, не полагаясь на то что и как сделает малина или что-то еще. Это основная разница. Результат каждый выберает для себя… на слух :wink:

Это как если профессор будет учить плохого студента делать курсовую…или сделает ее сам ) что вы выберете?

1 лайк

Верно. FIFO буферизирует поток и играет самостоятельно. Вот и вся разница. А вовсе не “все шляпы ведутся от PLL”.

26 лайков

И вот еще по поводу потолка и PPL большенства этих плат.

  • Advanced jitter attenuating PLL with low intrinsic period jitter of 50 ps RMS

The WM8804 is a high performance consumer mode S/PDIF transceiver with support for 1 received channel and 1 transmitted channel. A crystal derived, or externally provided high quality main clock is used to allow low jitter recovery of S/PDIF supplied main clocks. Generation of all typically used audio clocks is possible using the high performance internal PLL.

https://www.cirrus.com/products/wm8804/

Именно этот и подобные чипы во всех этих платах и стоят. Будь то pi2aes или Волк… или все что хотите )

50пс против 3пс! Какое отношение это имеет к музыке… ? это то самый меджик и аналофовый правильный звук.

1 лайк

В недавнем прошлом активно применялась микросхема spdif приемника cs8412, да и сейчас применяется некоторыми эзотериками вкупе с 1543. У нее джиттер 200пс. И ведь поет.

1 лайк

Оно все поет… ) пока не услышишь как 3пс может петь.

2 лайка

Стопе Бояре.
Не хотел бы чтоб мой ответ породил “срачь” и выяснение чье кунг-фу тут круче.
Тема интересная, есть про Allo, почему бы не быть и про Ian Canada.

Платы интересные. Единственный минус всех этих плат для меня один - чтоб они заиграли, приходится докупать и допиливать, (малинку, клоки, кондеры), а потом опять покупать БП и их допиливать…и в результате красивое лаконичное решение превращается…превращается…ну все сами видели эти конструкторы.
Как предмет творчества это увлекательно и удобно.
Как законченное изделие для мирного меломана…тут вопрос

16 лайков

Я не специалист в техническом плане и попробую ответить с точки зрения мирного меломана. Думаю вы, как и любой владелец системы AN прекрасно понимаете разницу между транспортами CDT и PI2AES. Собственно мне, после приобретения транспорта СDT Zero, от файлов и стриминга захотелось больше скорости и больше разрешения, больше вовлечения в музыку.

Я у себя пробовал слушать PI2AES с разными источниками питания и до CDT варианты не дотягивают. В 21ом году купил на форуме комплект из ЛБП Дениса, а так же малины и PI2AES с тюнингом (всё сильно доработано и переведено на две линии по 3.3v), это был очень серьезный скачок вверх по разрешению, построению сцены и т.д. относительно стока. Но CDT всё равно играл интереснее, поэтому хотелось дальше улучшать качество файлового транспорта. От уровня доработок Дениса тюнить малину и питание не считаю рациональным в первую очередь из-за невысокой цены самой PI2AES. Я захотел найти альтернативу которая в стоке будет играть лучше и уже в её обвязку вкладывать, а не зарывать 10 цен PI2AES в обвязку, мне показалось это более логичным.

В итоге разница между Fifo и лучшей доработанной версией PI2AES оказалась даже больше, чем я ожидал. Сравнивал на одном и том же питании Дениса и ровно такой же кабельной обвязке (цифровой AN-Vx и cетевой VDH Mainsserver) Fifo без доработок играла ощутимо лучше, чем PI2AES с доработками.

У Fifo выше разрешение, легче следить за отдельными партиями и лучше проработка дальних планов, при этом сохраняется цельность произведения. Музыканты однозначно играют вместе, а не по отдельности. Мне сразу понравился тональный баланс, всё на своих местах (на доработанной PI2AES сначала баланс был в сторону высветления звука, но по мере прогрева приходил в норму). Играет ощутимо энергичнее. Про то что скрипка звучит более скрпично, а гитара более гитарно говорить не буду, я в этом не такой спец, но вот вовлечения в музыку точно добавилось, слушать интереснее и без намёка на утомляемость.

Так что своих промежуточных целей (собрать транспорт выше уровнем, чем PI2AES) я однозначно достиг, дальше есть желание в рамках адекватного бюджета выжать из этого побольше и в корпус упаковать. А там глядишь и CD не больше не понадобится.

10 лайков

И какую именно связь имеет PLL протокола SPDIF с передачей данных по i2s шине и с PLL клока Малины?

Или вы думаете, что wm8804 принимает от Малины данные по spdif? :grin:

Вадим. Вы смешали все протоколы, данные, нано-пикосекунды и шины в одну кастрюлю.

4 лайка

Для чистоты:

Есть шляпы, а есть fifo. И те, и другие делают ровно одно и то же, только fifo буферизирует поток и играет как бы самостоятельно, а шляпы нет, они просто ведут Малину напрямую от своих генераторов.

На выходе и тех, и других, можно забрать i2s, а можно забрать spdif, сформированный каким-то передатчиком (обычно это wm). Передача линии spdif ВСЕГДА построена по принципу PLL, фазовой подстройки.

Разница между шляпами и fifio заключается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в изоляции и буферизации. Вопросы пико-нано-гига-секунд вообще не стоят тут никаким боком (свойства конкретных генераторов и изоляторов за скобками).

4 лайка

Спасибо за ответ.
Жаль, что без совместного прослушивания вряд ли удастся понять разницу в услышанном/в интерпретации услышанного.
И тем более понять, как может по цифре звучать “ваш” комплект fifopi.

Для меня это один из важных “параметров” и pi2aes по этому показателю полностью устраивает и приближается к cdt, причем с одной линией питания. Музыкальная линия передается идентично cdt. По сравнению с cdt звук чуть-чуть упрощенней, но так, что забываешь через 10 секунд после переключения. При этом никаких проблем ни с тональным балансом, ни с энергичностью, ни с возможностью “следить” за отдельными линиями я у себя не замечаю.

Про “потолок”…
Мои “эксперименты” показали, как могут влиять разные составляющие цифрового источника, вплоть до сетевика на roon-сервере. Про используемый софт ничего не увидел…
Возможно, в “моей обвязке” pi2aes выдала “больше”, чем у вас. И у меня бы не повернулся язык утверждать о “потолке” возможностей pi2aes с категоричностью, которая присутствует в первом сообщении… Вспоминаю, как пытались вам рассказать про “рецепты” получения звука от Мейшу…
Но рациональность вкладываться в то или иное решение у каждого своя…

П.С. В общем без собственного прослушивания ничего понять не удастся… :frowning:… как всегда…
А экспериментировать с описанным конструктором без “гарантированного” результата, сил нет…

5 лайков

Готов для вас устроить прослушивание в Туле. Можно хоть на ближайших выходных.

Ближе к весне может и я смог бы доехать в столицу, и например на территории AN RU встречу организовать

2 лайка