Фазолинейность акустики - это по-прежнему неправильно?

Да, друзья. Это тоже неправильно, а только шаг в правильном направлении.

Давайте начнём с того, что нам известно:

Нам известно, что независимо от того, какой будет порядок фильтра, края диапазона всегда будут доходить в иное время, чем среднечастотный диапазон. Виной тому ГВЗ (Групповое время задержки). И это видно даже у акустики с первым порядком, где было стремление добиться Фазолинейности пассивными методами. Лучшим объективным примером спустя года так и остались Dunlavy.

Но не решалась проблема на краях диапазона - физика. Крайние ВЧ обгоняют, крайние НЧ отстают.

Далее началось развитие цифровой коррекции. Время показало, что решения на Sharc, Mini DSP, ADAU и тд оказались просто некачественными. Не хватало банально вычислительной мощности. Появление Convolver в Roon позволило проводить уже качественную FIR фазовую коррекцию от 64000taps и выше.

И вот тут наступил тот этап, когда слышно, что с фазовой линейной коррекцией действительно становится лучше, но мозг по-прежнему диктовал свое: цель не достигнута.

Я начал изучать опыт, связываться с разработчиками, инженерами, но ответа почему так?, не было. Особенно меня всегда беспокоила естественная теплота вокала. Ответы так и не были даны, тока на уровне, что техника и динамики несовершенны. Спасибо, но и так знал….

Прошла куча времени, пока случайно не начал изучать заводские корректирующие файлы измерительных микрофонов. И тут меня накрыло, когда увидел на сколько происходит фазовая коррекция даже у них на краях диапазона, которые изначально проектировались как линейные инструменты. Начал судорожно искать конструкции и фазовые измерения конденсаторных микрофонов, динамических и других…. И тут все стало понятно: они фазово кривые на краях диапазона, а уж трансформаторы это дело активно добивают :slight_smile:

Позвонил двум знакомым звукорежиссёрам на предмет консультации по мастерингу. На мой вопрос «производится ли фазовая коррекция дорожки исходя из фазовых характеристик Микрофонов?» в ответ слышал недоумение. Но оно и понятно, им не до нас, аудиофилов.

В итоге был сделан вывод, что мы делаем фазолинейный инструмент контроля записи, но никак не фазолинейный инструмент Воспроизведения музыки. Недолго думая, я линейный пресет конвольвера переделал на инвертированный от той средней ФЧХ различных микрофонов, что мне удалось найти.

Экспериментам в различных трактах месяц. Бочка стала реально быстрой, а вокал по-настоящему тёплым без акцента на ВЧ. Рекомендую попробовать.

PS: тема касается тех, кто занимался по-серьезному выведением фазовой линии своих спикеров в коротком окне(или на открытом пространстве) с 1-1.5метра. Подсказки: точки перегиба фазы в минус от 60-80герц к низким, в плюс от 10кгц и выше. Для начала можно 1й порядок. АЧХ не трогаем. ФЧХ басовика лучше рассматривать в сверхближнем поле и моделировать на общее измерение, если работа в КдП.

Тема никак не касается рум-коррекций. Речь о построении ФЧХ с отсечением комнаты.

8 лайков

Может я конечно чего то не понимаю, но…

Вот динамик, безо всяких фильтров подключенный к усилителю. Вот его ФЧХ. Чего ещё ожидать от него, ведь любой динамик это адский набор реактивностей? А искорёжить всё это в догонку ещё и цифровой коррекцией - ну такое себе…

Ндя… кто о чем. Так и до пластинки дойдем, а потом нам расскажут, как ее портит RIAA корректор. Судя по посылу - не понимаете

Тема для практиков.

Хорошая, но трудная тема. PRaT-овые и фазовые характеристики - важнейшие для передачи интонационной музыкальной выразительности, но трудно поддающиеся изучению и осознанию, и по этой причине, на мой взгляд, сильно недооцененные в отношении своей значимости. Поэтому любая содержательная информация на эту тему интересна.

2 лайка

Почему не касается?
У Лингдорф рум коррекция фазовую характеристику правит не в линейную (на основе измерений в конкретной комнате), а как раз в некую нелинейную характеристику, исправляющую среднестатическую кривость записывающего тракта и учитывающую наработки в психо-акустике.

Потому что не касается :slight_smile:

Я участвовал в онлайн семинаре с разработчиком Lyngdorf. Там все достаточно стандартно оказалось после наводящих вопросов (дилерская конференция была). Большую глубину коррекции они физически не сделают, стандартные DSP и боязнь потери разрядов. Вот и вся психоакустика. Room Correction не имеет отношения к теме. Я апологет акустической обработки. Ни Trinnov, ни Lyngdorf, ни Dirac меня не убедили в ее надобности. В ДК хорошо работает по определенным причинам.

Вообще обратил внимание, что между непосредственно разработчиком и маркетинговым отделом во многих компаниях пробежала черная кошка :slight_smile:

3 лайка

Семинар, конечно, здорово.
Но может стоит тоже эксперимент провести, как и с вручную подобранной фазовой характеристикой было сделано?

Благодарю за совет.

С Lyngdorf удалось плотно ознакомиться в 2020 году. И даже снять с него корректированный свип :slight_smile:

Тема о другом.

1 лайк

Собственно, в вашем утверждении есть смысл.

Так как корректируя фазу без коррекции АЧХ можно восприятие от ровной АЧХ как сделать Яркой, с острыми ВЧ, так и мягкой. То есть, тональный баланс идентичен, а восприятие разное.

Так же и с басом. Можно получить классический затянутый к низким НЧ (непоправимое явление стандартными методами), так и быстрый, хороший, единовременный фронт нч.

Вопрос легкой слышимости высококачественной коррекции сильно зависит от подготовки помещения. Обеспечить высокое Clarity(D50) в точке прослушивания - это тоже задача. Но чем выше Clarity на 3х метрах и дальше, тем все слышнее и слышнее польза фазовой коррекции исходной характеристики акустики.

2 лайка

Зачем плодить сущности?

Да, от особенностей фазовых синхронизаций зависит восприятие волновых фронтов (а это ни много ни мало восприятие ритма) и транзиентов (а это уже восприятие микроритмического рисунка). Отсюда и вытекает разная музыкальная выразительность.

И да, из-за фазовых сдвигов может меняться также восприятие тембральной составляющей.

А еще стоит упомянуть о разной пространственной интерференционной картинке при разных фазовых сдвигах.

Таким образом, каждый раз при разных фазовых особенностях акустики мы получаем особый музыкальный почерк, характерный для конкретной акустики. В этом смысле ошибочно все особенности музыкальной выразительности акустики связывать лишь с АЧХ.

4 лайка

Может вам почитать о чем ветка? Я старательно там обозначил суть, предмет разговора и многое другое.

Нет никаких идеально фазовых АС без цифровой FIR коррекции фазы. Рекомендую вам читать научные труды, а не рекламные постеры рауля. Он не знания транслирует, а очень примитивные наброски. Поверьте, это добрый, человеческий совет.

Самый его великий перл - это фазолинейные рупорные technics. Так вляпаться…

1 лайк

Кстати, в не меньшей степени особенности фазовой синхронизации сказываются на восприятии послезвучий, которые могут быть мягкими и острыми, обрываться вовремя или не вовремя (раньше или позже правильного момента), отчего тоже будет зависеть степень естественности восприятия воспроизводимой музыки через восприятие ритмического рисунка, определяемого не только началом звука, но и его окончанием.

4 лайка

АС делаются для слушания музыки. Записанной с разным качеством, в разные эпохи. Что там с ГВЗ - одному Б-гу известно. Я лишь про то, что хоть тема правильная и интересная, точности не то что не добиться, а невозможна сама постановка задачи. Звукорежиссер сводит дороги, и условные синусы условных унисонов с разных дорожек он призвольно или непроизвольно сдвигает. Ну, выдаёт АС в безэховой камере кучный импульс. И что? На некучной АС результат может оказаться лучше. Уху кучность импульса не особо то нужна (до определённых пределов размазывания некучи).
Но если у нас есть эти рычажки, то грех этим не пользоваться. Например, в самой нижней полосе можно преоткрутить время на 180…360 градусов на 20 Гц, с выходом на 0 градусов на 100-200 Гц. То есть задержать (с помощью FIR ФЧХ эквалайзера) частотнозависимо “нениз”. Чисто на слух и на вкус, измерять ТОЧНО бессмыслимо. Вычислительной мощности для этого надо много.