Электростатическая акустика - per ESL ad astra

Глобальный инет не балует залежами информации по использованию электростатов в быту. Выставки, надувание щек и пиар Мартин Логана, несколько любопытных самоделок, аудиоэзотерика… и всё. Рунет еще скуднее, полон срачами людей которые это “слышали”. Пара человек на soundex пользуют в своем жилище полноразмерные ESL, но практического фидбека мало.

Опишу здесь с чем столкнулся лично я при использовании электростатической акустики.

В далеких девяностых, когда все разумные бегали за быстрым баблом, я учился в простом пензенском политехе, где постигал нюансы компьютерных систем и сетей. Учеба была сопряжена с бесконечными просиживаниями над конспектами в читальном зале. Чтобы окончательно не опухнуть от смеси всяческих премудростей, разбавляли нужные книги всяким развлекательным контентом. Так как вуз был технический, то и развлекались студенты подшивками технических журналов. Вместе с очередной нуднятиной по философии, я взял потрепанное “Радио” за 80 год, где попалась статья Зуева “Современный электростатический громкоговоритель”. Дядька этот тему знал неплохо и понятным языком рассказал, что ничего сложного особо нет. Цены на такие импортные электростатические колонки — огого. Скажу вам, что почти все мы тогда мечтали о хорошем звуке.

Для человека собравшего своими руками Синклер кажется, что теперь он легко осилит любую электронику. Начал копать тему, собирать какие-то крохи инфы. Первые пробы на столе дали кристально чистый звук. Вау! А вот дальше все встало. Большой рабочий макет удалось собрать уже в двухтысячных не без помощи таких же ушибленных электростатами на форуме iXBT. Собрав на металлизированной пленки для оклейки окон уже крупный макет, я получил уже совсем ВАУ! И все было бы хорошо, но жило это поделие крайне недолго. Изготовить что-то более долговечное не получалось никак. Оказывается все эти Мартин-логаны не зря едят свой хлеб и надувают килобаксовые цены. Электростат, при кажущейся простоте, очень технологичное устройство. Это меня еще минула стезя собирать на киловольтных лампах ГУ-50, а то писать эти строки было бы уже некому.

Итак, тупо копим денег и мониторим рынок. Совсем старье брать не стоит, так как пленка-мембрана не вечна. Остались только Martin Logan и Final Sound. Последние были особенно интересны, так как имели важные ноу хау. Любопытствующие, читаем про инверторную схему включения и в патенте Final Sound.

Первое что нарылось, были именно центр и тылы Final Sound 150i. Из далекого Архангельска они зарулили по давней почтовой традиции вместо Пензы в Пермь. Но переживания теперь уже позади и вот оно поёт. Да как поёт! Вот только на имеющийся на тот момент усилитель Bang&Olufsen 4300 эти колонки посмотрели, как на вошь. Электростаты, даже инверторные, очень тугие. Не верьте рекламе, что они будут играть при 30вт/канал. Они будут лишь издавать звук, не более.

tQAAAgMSa-A-960

В короновирусную изоляцию наконец-то попался комплект гибридных фронтов Final Sound 0.3. Был куплен моим другом… и ехал потом целых три месяца. Друг примерно соблюдал карантин. Теперь и эти переживания позади.

Главный плюс звучания - совершенно естественная звуковая картина с потрясающей детальностью. Полный эффект присутствия. Соскочить с такого сложно. Неудовлетворены будут только любители большого звукового давления.

Электростаты в первую очередь для любителей слушать негромко. Интересный допэффект в том, что в соседней комнате их уже почти неслышно. Очень тактичная акустика.

Все говорят про очень направленный звук. Да это так и есть. Можно даже поймать “эффект наушников”, когда музыка будет звучать, будто в голове. Однако, это не значит, что если сидеть не в звуковом фокусе, колонки будут плохо звучать. Наоборот, дипольный звук позволяет даже гулять по комнате, как по сцене. Напомню, у меня прямая мембрана, а не изогнутая a la Martin Logan.

В народе бытует мнение, что электростаты играют сухо и шелестяще. Это не так. Они абсолютно нейтральны. Колонки просто растворяются, и звук возникает как бы из воздуха.

С панелями esl не возникает проблемы сшивания полос. Фазовые искажения - бич современности - здесь отсутствуют в принципе. Можно нагородить сколько угодно полос, и они будут играть совершенно слитно, совершенно без искажений.

Приятный допэффект, что esl при работе озонирует воздух. Люстра Чижевского практически.

Хотите встать на этот путь? Вас ждет:

  1. Долгий поиск мощника, который сможет играть от 1 ом. Демпинг фактор тоже надо с космическим запасом. Двести ватт на канал для колонок 0,3 м2 каждая как раз нормально. И никакого d-класса. На этой акустике вы услышите все его пакости.

  2. Если полноразмерный электростат под потолок, то маленькая скрипка будет со слона. С колоноками метр-двадцать такого не происходит.

  3. Излучают в обе стороны, поэтому к стене не поставишь. Но и в центр комнаты ставить не обязательно. Я эксперементировал, полметра от стены до панели уже достаточно. В угол не ставить! Идеально вырезать сквозные ниши в стенной перегородке и вставить панели в нее. Хотел так сделать, но гибридную акусткику так уже не вставишь.

  4. Отдельная боль - это подбор саба. Он должен быть очень быстрый. Вот прям очень! В идеале, взять электростатическую или магнитопланарную сабовую панель. Встроенные в Final Sound 0.3 сабы на Scanspeak’ах неплохи, но неидеальны. Тут еще “далеко до конечной”. Даже самым большим, двухметровым панелям все равно не хватает сабовой поддержки.

  5. Влажность - враг! Ни в коем случае не эксплуатируйте у открытого окна в дождь. Даже забытый на плите выкипевший чайник может убить дорогую игрушку.

  6. Статика притягивает пыль. Их надо будет аккуратно пылесосить, с двух сторон.

19 лайков

Мощник-без проблем.
Есть вагон про мощников в 300-400 ватт и работающих от 1 ома. Лучше про драйв напишите-метал играет? Slayer, там?

2 лайка

…а вот когда начнете все это пробовать (в основном профмодели), то поймете, что не умеют они играть на нагрузку с переменным импедансом. Громко орать будут, не более.

Быстрый металл я слушаю в основном в наушниках, на тренировке. Дома реже. На днях отслушивал дома дискографию Dream Theater. Разрешающая способность колонок тут вывозит по полной. Никаких шепелявостей и каши даже на сложных моментах. Одно хочу сразу заметить: не хочется навалить громкости… а может я просто старею :wink:

3 лайка

Я уже лет 10 с проф. мощниками живу.
В основном японскими и 70х-80х годов.
Так может потому дома и не слушаете, что не играют? :grinning:

1 лайк

Возможно, Вам повезет гораздо быстрее моего. Мне пришлось очень помучиться. В связи с удаленкой, слушаю музыку через стационар почти весь световой день, без выходных. Материал - разный.

1 лайк

У меня сейчас стоят два p2200 и был pc2602.
Он ещё мощнее. Если интересно, можете их спецификации посмотреть.
Я думал про отечественные электростаты, но ставить уже некуда,
рупора победили всех :slight_smile: Почти всех.

1 лайк

Отечественные - это Статик родом из СССР? Его не надо. Там пленка очень толстая, да и вообще много НО. А если те, что делает рукастый дядька в Оренбурге, то отличный выбор! Подумываю ему заказать басовую панель вместо сабов Final sound.

1 лайк

Да. по-моему Оренбург.
Басовую панель-в смысле большую на мидбас?
Там же ниже 40 всё равно ничего не будет?
Может вместо саба бахнуть массив, типа 4х8" на сторону?

2 лайка
3 лайка

Томас - отличный обзорщик. Магни в сравнении с теми же Финалами обладают меньшим разрешением, но большим звуковым давлением. Хотя, в сравнении с мощными динамиками, оно все равно смешное.

Камрад @Bato предлагает массив из 8", в этом мало смысла, т.к. даже шустрые восьмерки все равно не сравнятся в скорости с планарами и уж подавно - со статами. Вата ватная. Поэтому мидбас пленочный до 40Гц, если увеличить зазор, то можно и пониже заглянуть. А для того что ниже 40Гц можно поискать и динамическую голову,

Еще раз - статы про реализм, а не про давление. Даже когда играют громко (а они умеют), в грудь звуковой волной никак не ударит.

1 лайк

Можно подумать, что рупора (у которых все отлично с реализмом) не умеют давить.

1 лайк

Рупора не достигают разрешения статов. Чтобы раскрылись, им надо навалить громкости. Статы играют с минимальной. Универсальных вещей нет, каждый находит себе своё.

1 лайк

Планары и электростаты - это две большие разницы, как я понимаю, и если про первых тут уже есть “веточки”, то про вторые кроме как про Мартин Логан да - тут особо не распространяются. Потому то и тему автор открыл эту.
Большая просьба - не начинать их тут усиленно сравнивать) Да, не динамики, но и не одно и то же - что лично по мне, хотелось бы именно планары в связи с так называемой “сухостью” звучания электростатов - они хороши в виде наушников, это ДА.

2 лайка

Золотые слова. Звучание планаров и электростатов близко по сути, но разное по подаче. Жаль магни я слышал урывками, без вдумчивого сравнения. Про сухость пишут теоретики. Как правило, они не слышали ни то, ни то. Представьте, что Вы годами смотрели на улицу через витраж. Потом окно Вам открыли, а за ним унылая российская действительность. Захочется назад, в уютное солнечное завитражье.

Мартин Логаны, все, которые завозили в РФ слушал еще в 90-х, Энигма, если не путаю дистром была. В Нижнеаартовске был магазин с КДП, директор был фанат электростатов и Марк Левинсон 333 хорошо раскрывал их.
Подача была “холодная”, очень быстрая, с высоким разрешением.
На выставках.
У Вадима Чебанова (музыкант гитарист у Александра Малинина), назавание фирмы не вспомню. Система в активе очень высокого уровня и разрешения. Панели дорогие.
Основная беда там нч и самое главное мид-бас. Панель очень легкая и быстрая, субоваая секция не успевает и сама по себе бубухает. Никакие местные эмос не спасают. НЧ нужны очень быстрые из большого быстрого динамика.
На мид нужен массив из очень легких и быстрых динамиков.
Что то по типу известной АС - Т+А, только сделанной по уму.
Тогда и электронщина и тяж мет заиграют.

2 лайка

Я бы с удовольствием послушал, если бы возможность была. Лет 20 уже слушаю разные сетапы-не было ни планаров ни электростатов в плане ас. В виде наушников были. И в хозяйстве пара есть.

1 лайк

У Вадима магнепланары Analysis Audio Omega. Почти неизвестны в нашей стране (по причине экзотичности и цены), но технически совершенное Магнепанов. По концепции ближе всего к Apogee.

1 лайк

Сч вч диапазон у Вадима очень хорош там, образцовый. Уникальный.
А вот нч и мид рандж я бы делал быстрый и по другому.
Но Вадим очень умный и толковый человек, решит все.

1 лайк

Согласен. Мы переписывались около четырех лет назад по вопросу настройки источника LVDS.

2 лайка

А где почитать про эти изделия?

1 лайк