Глобальный инет не балует залежами информации по использованию электростатов в быту. Выставки, надувание щек и пиар Мартин Логана, несколько любопытных самоделок, аудиоэзотерика… и всё. Рунет еще скуднее, полон срачами людей которые это “слышали”. Пара человек на soundex пользуют в своем жилище полноразмерные ESL, но практического фидбека мало.
Опишу здесь с чем столкнулся лично я при использовании электростатической акустики.
В далеких девяностых, когда все разумные бегали за быстрым баблом, я учился в простом пензенском политехе, где постигал нюансы компьютерных систем и сетей. Учеба была сопряжена с бесконечными просиживаниями над конспектами в читальном зале. Чтобы окончательно не опухнуть от смеси всяческих премудростей, разбавляли нужные книги всяким развлекательным контентом. Так как вуз был технический, то и развлекались студенты подшивками технических журналов. Вместе с очередной нуднятиной по философии, я взял потрепанное “Радио” за 80 год, где попалась статья Зуева “Современный электростатический громкоговоритель”. Дядька этот тему знал неплохо и понятным языком рассказал, что ничего сложного особо нет. Цены на такие импортные электростатические колонки — огого. Скажу вам, что почти все мы тогда мечтали о хорошем звуке.
Для человека собравшего своими руками Синклер кажется, что теперь он легко осилит любую электронику. Начал копать тему, собирать какие-то крохи инфы. Первые пробы на столе дали кристально чистый звук. Вау! А вот дальше все встало. Большой рабочий макет удалось собрать уже в двухтысячных не без помощи таких же ушибленных электростатами на форуме iXBT. Собрав на металлизированной пленки для оклейки окон уже крупный макет, я получил уже совсем ВАУ! И все было бы хорошо, но жило это поделие крайне недолго. Изготовить что-то более долговечное не получалось никак. Оказывается все эти Мартин-логаны не зря едят свой хлеб и надувают килобаксовые цены. Электростат, при кажущейся простоте, очень технологичное устройство. Это меня еще минула стезя собирать на киловольтных лампах ГУ-50, а то писать эти строки было бы уже некому.
Итак, тупо копим денег и мониторим рынок. Совсем старье брать не стоит, так как пленка-мембрана не вечна. Остались только Martin Logan и Final Sound. Последние были особенно интересны, так как имели важные ноу хау. Любопытствующие, читаем про инверторную схему включения и в патенте Final Sound.
Первое что нарылось, были именно центр и тылы Final Sound 150i. Из далекого Архангельска они зарулили по давней почтовой традиции вместо Пензы в Пермь. Но переживания теперь уже позади и вот оно поёт. Да как поёт! Вот только на имеющийся на тот момент усилитель Bang&Olufsen 4300 эти колонки посмотрели, как на вошь. Электростаты, даже инверторные, очень тугие. Не верьте рекламе, что они будут играть при 30вт/канал. Они будут лишь издавать звук, не более.
В короновирусную изоляцию наконец-то попался комплект гибридных фронтов Final Sound 0.3. Был куплен моим другом… и ехал потом целых три месяца. Друг примерно соблюдал карантин. Теперь и эти переживания позади.
Главный плюс звучания - совершенно естественная звуковая картина с потрясающей детальностью. Полный эффект присутствия. Соскочить с такого сложно. Неудовлетворены будут только любители большого звукового давления.
Электростаты в первую очередь для любителей слушать негромко. Интересный допэффект в том, что в соседней комнате их уже почти неслышно. Очень тактичная акустика.
Все говорят про очень направленный звук. Да это так и есть. Можно даже поймать “эффект наушников”, когда музыка будет звучать, будто в голове. Однако, это не значит, что если сидеть не в звуковом фокусе, колонки будут плохо звучать. Наоборот, дипольный звук позволяет даже гулять по комнате, как по сцене. Напомню, у меня прямая мембрана, а не изогнутая a la Martin Logan.
В народе бытует мнение, что электростаты играют сухо и шелестяще. Это не так. Они абсолютно нейтральны. Колонки просто растворяются, и звук возникает как бы из воздуха.
С панелями esl не возникает проблемы сшивания полос. Фазовые искажения - бич современности - здесь отсутствуют в принципе. Можно нагородить сколько угодно полос, и они будут играть совершенно слитно, совершенно без искажений.
Приятный допэффект, что esl при работе озонирует воздух. Люстра Чижевского практически.
Хотите встать на этот путь? Вас ждет:
-
Долгий поиск мощника, который сможет играть от 1 ом. Демпинг фактор тоже надо с космическим запасом. Двести ватт на канал для колонок 0,3 м2 каждая как раз нормально. И никакого d-класса. На этой акустике вы услышите все его пакости.
-
Если полноразмерный электростат под потолок, то маленькая скрипка будет со слона. С колоноками метр-двадцать такого не происходит.
-
Излучают в обе стороны, поэтому к стене не поставишь. Но и в центр комнаты ставить не обязательно. Я эксперементировал, полметра от стены до панели уже достаточно. В угол не ставить! Идеально вырезать сквозные ниши в стенной перегородке и вставить панели в нее. Хотел так сделать, но гибридную акусткику так уже не вставишь.
-
Отдельная боль - это подбор саба. Он должен быть очень быстрый. Вот прям очень! В идеале, взять электростатическую или магнитопланарную сабовую панель. Встроенные в Final Sound 0.3 сабы на Scanspeak’ах неплохи, но неидеальны. Тут еще “далеко до конечной”. Даже самым большим, двухметровым панелям все равно не хватает сабовой поддержки.
-
Влажность - враг! Ни в коем случае не эксплуатируйте у открытого окна в дождь. Даже забытый на плите выкипевший чайник может убить дорогую игрушку.
-
Статика притягивает пыль. Их надо будет аккуратно пылесосить, с двух сторон.