Баланс vs Небаланс: Что уху мило и на цвет красиво. Ну и звучит лучше.

Хочу оставить свои 5 копеек. Сам по себе баланс как соединение дома ничего не дает(если радиостанции на мегаватт под боком нет). Но вот XLR как разъем, на мой взгляд имеет гораздо лучшую конструкцию, чем RCA, особенно что касается бюджетных решений, от того же Нойтрика например, и соответственно лучший звук. Проверял лично и неоднократно. Вероятно, с этим и связана большая часть восторгов от “баланса” дома. А что касается балансности собственно усилителя мощности, то тут нет общего правила, есть и плюсы и минусы обоих вариантов (баланс/небаланс).

2 лайка

У меня другое мнение на счёт нужности баланса дома. Честно говоря как человек имеющий высшее радиотехническое образование, не совсем понимаю о чём тут можно вообще спорить – с технической точки зрения экранированная дифференциальная линия – это просто лучшая технология в физическом и техническом плане. Также использование вместо дифференциальной пары из двух проводников дифференциальной чётвёрки проводников Star-Quad обеспечивает ещё и ослабление электромагнитных помех EMI, что делает такой проводник максимально идеальным защищённым проводником на сегодняшний день, обеспечивающим передачу сигнала с наименее возможным искажением из-за помех.

Естественно, что всё должно быть технически грамотно реализовано в источнике и приёмнике (и конечно самом проводнике) – но это применимо и к любой технологии, не важно XLR или RCA.

Если балансный вход у усилителя реализован нормально (а не обычной распайкой на RCA), то это даёт огромные преимущества:

  • экранирование в сочетании с дифференциальной линией практически полностью убирает радиопомехи (RFI). Как выше уже писал, использование геометрии Star-Quad ещё и ослабляет электромагнитные помехи (EMI). А дома сейчас Wi-Fi, Bluetooth, разные бытовые приборы с импульсными блоками питания кабели которых тоже могут излучать помехи.
  • по балансу в нормальном оборудовании используется более высокий уровень сигнала (напряжение), что приводит не просто к лучшей защищённости от помех, а к большему отношению сигнал-шум SNR.
  • возможность отодвинуть источник от усилителя, т.е. усилитель расположить максимально близко к акустике, а источник поставить в удобное место, хоть на расстоянии 5 метров, хоть ещё больше.

Подробнее о преимуществах балансного соединения Balanced vs. Unbalanced Analog Interfaces - Benchmark Media Systems

Уважаемые специалисты в аудио, в том числе профессионалы в студиях, говорят, что длина акустического кабеля усилитель-акустика должна быть минимальной, даже если для достижения этого потребуется увеличить длину межблочного кабеля. Но естественно, под межблоком они имеют ввиду балансный XLR.

Даже противоречивый Van Den Hul не смотря на производство некоторых неоднозначных приспособлений “гармонизаторов” это же советует в рекомендациях:

5-12 Interconnect versus loudspeaker cable length
If you are using high quality cables in your system, longer interconnects and shorter loudspeaker cables produce the best sound quality. If you’re using lesser quality cables it’s the other way round, short interconnects and longer speaker cables being the best combination. This because the greatest signal (quality) loss is at the lowest levels, rather than at speaker level.

5-8 Balanced is better
When possible, always use balanced connections. From many years of experience I can tell you that balanced equipment at least sounds equal to unbalanced, but in most cases much better, especially when the signal level is very low like in turntable and tape head connections. Better here means: higher resolution, more air and space and the instrument separation is higher. Also the acoustics of the recording space are easier to hear. So focus on balanced. It may take several years before your equipment collection is complete, but the result is worth the investment, especially in an environment blessed with spurious high frequency signals (which sources nowadays are ever increasing). With balanced connections (i.e. having XLR type connectors at the cable ends) the signal Live and signal Return are both shielded, whereas with unbalanced connections the signal return is also the shield. And it is there where the problem starts (see our Cable FAQ’s point 6-9).

5 лайков

Это да.
Но если кабели не превышают 1.5 м, то на мой взгляд минусов от баланса больше, чем плюсов. А помехи, особенно в СВЧ диапазоне, усилитель должен переносить, а не детектировать, иначе это плохой усилитель. На него самого тоже наводится и он точно не является симметричным в 3 измерениях(как и кабель, кстати). Так что эта борьба с помехами должна вестись немножко не так. И экранированный кабель тоже на мой взгляд звучит хуже неэкранированного, несмотря на меньшее помехоподавление(так же личный опыт - кстати как раз на Star Quad проверял).

1 лайк

У меня 8 метров XLR межблочники :vulcan_salute:.

5 лайков

Моя позиция такая: между акустикой не должно быть высокой стойки с оборудованием, рядом с акустикой должен находится только усилитель. Всё остальное – где-то сбоку в отдалении, либо глубоко сзади за акустикой.

Это нужно для нормальной акустической обработки помещения. Этого в большинстве случаев можно добиться только с длинными межблочными балансными кабелями XLR.

Сам использую только оборудование с честным балансным соединением XLR – у меня даже ламповый усилитель и тот с честной реализацией на базе входных трансформаторов:

Так что при желании можно в любом усилителе технически грамотно реализовать баланс, всё остальное – отговорки.

5 лайков

А если они ему поступают прямо на вход, да в виде диф.помехи?
На балансе хоть CMRR нормируется (у правильных производителей), а для SE такого понятия нет даже…
И всё равно всё упирается больше в конкретную реализацию, любая технология без этого — лишь название.

Это больше к тому, что подразумевается под “хуже/лучше”, эти слова только пишутся всеми одинаково.
Почти всё в аудиофилии — опыт подбора приятно звучащих на слух искажений.

6 лайков

И что? Дифф.помеха бывает только при балансе. При небалансе это просто помеха. Если она находится в рабочей полосе, усилитель просто ее усилит, при Ку усилителя мощности в пару десятков раз, это невозможно услышать в акустике. Если помеха внеполосная, усилитель обязан ее отфильтровать. Для этого есть фильтры на входе и собственно АЧХ усилителя должна не сильно отличаться от звуковой. При линейных уровнях 0.1 - 10 В эта проблема абсолютно надуманная. Для MM/MC головок это может быть проблемой, и там нужно кабель экранировать. Но я говорил только о линейном уровне сигнала между предом/источником/усилителем мощности. Здесь любые наводимые помехи лежат под -100 дБ, их не услышать. Если же речь идет о помехах по земле, то опять же нужно использовать нормальные сетевые трансы с низкой межобмоточной емкостью, даже для торов это не большая проблема, не говоря уже о более продвинутых конструкциях. Т.е. опять же дело не в кабелях, а в аппаратах.

Но никто не мешает для самоуспокоения использовать баланс.

1 лайк

Да, диф.помехи при SE нет?
И синфазной помехи при SE тоже нет?

Да?
И IMD не бывает и результатов других интерференций?
Этот же вопрос относится ко всему остальному ниже.

Но…
… всё перечеркнёт ответ на следующий вопрос:
есть ли хоть одно устройство, разработанное кем-либо, по умолчанию профессиональным разработчиком или коллективом, однозначно оцениваемое всеми, хорошо в частности?
:thinking:

Нет, и это хорошо. Есть много хороших устройств, каждый может выбрать что ему ближе.

Почему хорошее устройство с точки зрения разработчика оценивается пользователем плохо?

1 лайк

В минимально правильном устройстве - нет.

Почему плохо? Есть много хороших устройств, плохих правда больше. Ну и вкусы разные.

XLR - наименование разъема. Может быть качественным и не очень, зависит от материала и качества изготовления.
Аналоговое межблочное соединение (линия) может быть симметричной (“балансной”), либо несимметричной. И то и другое можно реализовать на разъемах XLR.

2 лайка
2 лайка

Думаю из моего сообщения понятно, что под XLR я имею ввиду балансную дифференциальную линию.

Давайте посмотрим:

Я буквально в одном месте упомянул XLR без слова балансный и вы реально к этому придрались?

P.S.: А, вы наверное имели ввиду второе моё сообщение, да там надо уточнить, сейчас отредактирую, а то без прочтения первого сообщения действительно имеется некоторая неточность.

1 лайк

Вовсе нет. Уточнил.
Извините.

Здесь про баланс более уместно.

Потому что пользователь всегда прав…а устройство нет)

1 лайк

А может кто подсказать, почему подключая по балансу и rca, одновременно, переключая входы.

Громкость отличается процентов на 20-30%?

Из-за этого кажется, что по RCA лучше, так как ручку усилителя вверчиваешь больше.

Потому что при балансном соединении присутствут два сигнала - прямой и инверсный, они особым образом (посредством специализированного трансформатора или электронной схемы) суммируются на входе каскада и амплитуда итогового сигнала удваивается (в самом общем случае - в некоторых частных случаях точного “удвоения” может и не быть)
В обычном, небалансном соединении сигнал только один, то есть его амплутуда меньше.

6 лайков