🇬🇧 Акустика Royd Audio и Joe Akroyd

Обзор Royd Minstrel из Аудиомагазина 1999 года

Акустические системы „Minstrel" („Менестрель") английской фирмы „Royd“ оказались интересны в первую очередь тем, что это, пожалуй, самые маленькие напольные АС из всех, которые мне доводилось видеть. Такое конструктивное решение отличает их от остальных малогабаритных систем. Отчетливо представляя себе все трудности, преодоленные создателями этих АС, я пытался но своему обыкновению смоделировать их звучание еще до включения в тракт. Предсказать поведение систем в низкочастотной области трудно, поскольку сильно вытянутый корпус, который необходим для большей удаленности центра излучения звука от поверхности пола, обладает ярко выраженными резонансными свойствами. Нужно очень точно подобрать пропорции корпуса, правильно разместить низкочастотный динамик и фазоинвертор, чтобы избежать больших неприятностей. Низкочастотннк диаметром 130 мм не имеет пылезащитного колпачка и открыто демонстрирует любопытному взгляду поверхность керна магнитной системы с откровенными следами механообработки. Поскольку диаметр керна, а стало быть и звуковой катушки, очень невелик, можно смело предполагать, что громко играть такой динамик не может. Единственное, что ему остается для оправдания своего существования,— это играть хорошо. С этой целью он снабжен эластичным резиновым подвесом с правильными свойствами и диффузором, задемпфированным каким-то секретным покрытием, с большим углом раскрыва и ориентацией на средние частоты. Маленький купольный высоко-частотник может выполнять только свои прямые обязанности — в средне-частотном диапазоне он не помощник.

Выбранные решения далеки от оптимальных с точки зрения получения высокой технической точности звука, как например, в случае с АС „Castle Isis“ („AM“ № 1 (24) 99), следовательно, в
звучании должны присутствовать некие ценности, способствующие раскрытию музыкального образа и имеющие, если так можно выразиться, сокровенный характер.

Короче говоря, собирая эти АС перед включением в наш тракт (корпус и подставку надо скрепить двумя винтами и установить шипы), я был уверен, что меня сейчас начнут очаровывать, только слабо представлял чем именно. Несомненно, в этих АС скрывается какая-то тайна, и всем любителям таинственности они придутся по душе.

Когда все приготовления были закончены, и. усевшись в привычное кресло, я нажат „Play" на проигрывателе компакт-дисков, рассчитывая услышать нечто, то, к своему удивлению, сначала не услышат ничего. Во первых, звучание было очень тихим. Во вторых, присутствовал явный переизбыток верхних частот, придающий ему белесоватый оттенок. В третьих, отсутствовал привычный „конструктив", и все тонуло в чрезвычайной мягкости и легкости звучания. Я уже хотел было обернуться к коллеге и сказать что-нибудь типа: „Ну и дурят же нашего брата!“, но что-то меня удержало. Потом это что-то стало удерживать сильнее, а после нескольких минут прослушивания говорить что-либо вообще расхотелось, поскольку слушать было все же интереснее.

Несколько дней я потратил на то, чтобы разгадать секрет этих АС, которые звучат очень хорошо, несмотря на то что звучат очень плохо. Думаю, что мне это по-своему удалось, но. может быть, ваши впечатления будут иными.

В чем же секрет? На мой взгляд, это очень хитрые АС, использующие воображение слушателя для создания идеализированного музыкального образа. Играя очень тихо, они буквально заставляют внимательно прислушиваться к себе и используют способность слуха повышать свою чувствительность в тишине. Динамический диапазон вплотную прижимается к нижнему порогу слышимости. Реальная шкала громкостей замещается новой шкалой, в которой слабые звуки смещаются за порог слышимости, негромкие звуки становятся слабыми, а громкие — негромкими. Безукоризненное воспроизведение слабых звуков создает ощущение бесконечности в нижней части динамического диапазона. Точно сохраняются пропорции громкости звуков с учетом уменьшенного масштаба АС. На уровне громкости, оптимальном для этих систем, другие просто не смогут звучать полноценно. После привыкания слуха к почти насильно навязанным условиям прослушивания начинают постепенно проступать — как при проявке фотографии более мелкие детали звуковой картины, проявляется бас, который оказывается неожиданно полным и глубоким. Прекрасно передаются средние частоты, еще немного — и контрастность изображения достигнет привычной степени, тогда можно будет разглядеть „настоящие" недостатки, но нс тут то было! Дежурным фактором, затрудняющим
дальнейший анализ, выступает верхний регистр, который звучит подчеркнуто отдельно от середины и низа, представляющих единое целое, и избавляет сознание от слишком уж серьезного отношения к происходящему.

В результате через некоторое время после начала прослушивания вы перестаете слушать, как звучат эти системы, и начинаете слушать, что же они воспроизводят.

И вот тут-то вы попадаете в капкан, расставленный мудрыми разработчиками. поскольку разглядеть другие недостатки звучания, кроме очевидных, не представляется возможным. Если вы согласились с возникающей условностью, все остальное будет звучать почти идеально. Никакого напряжения при общении с этими АС не возникает. При увеличении громкости они еще продолжают звучать, постепенно утрачивая свойственную нм тонкую деликатность намекая на то, что им уже тяжело. Такие АС можно полюбить. Ведь под покровом внешней простоты и очевидных слабостей скрывается способность точно передавать интонацию и тонко чувствовать нюансы исполнения.

Я решил изобразить два графика субъективного восприятия звучания этих АС. Один из них отражает критическое отношение к их недостаткам, а второй — желание слушать музыку

12 лайков