5 причин, почему разные люди оценивают звучание наушников по-разному

Еще причины, которые сильно влияют на звучание

  1. Уровень громкости, при котором меняется восприятие баланса в соответствии кривыми равной громкости. Из-за этого для одного наушники являются басовитыми, а другому наоборот.

  2. Уровень шума вокруг. Мозг воспринимает ровность не абсолютно, а по сравнению с окружающим шумом. Соответственно на улице под низкочастотный гул нужны более басовитые модели. В концертных Custom мониторах кривая шумоизоляции резко опускается в области высоких и большинство концертных ушей “глухие”, а ровными они становятся только на сцене в условиях избыточного внешнего звукового давления.

  3. Разная совместимость с усилителями от взаимосвязи импедансов - меняется АЧХ.

1 лайк

Вопрос тут тесным образом перекликается с тем, а какой должна быть АЧХ наушников. Некоторые считают, что с учетом слухового восприятия она должна быть задрана на на краях чтобы компенсировать внутреннюю АЧХ слуха ну и конечно другие придерживаются максимально “прямой линии”.

Кстати выбор звука наушников по отзывам - удовольствие ещё то. Сколько этим не занимался в любой теме про почти каждые наушники можно найти всегда 2 противоположных оценки звука. Поэтому конечно надо самому брать и слушать.

1 лайк

Лабораторный эксперимент: создаем звуковые волны

Что вы знаете о барабанных перепонках в ушах? Самое простое — это неотъемлемая часть уха, которая позволяет слышать происходящее вокруг. Но почему ее называют перепонкой? Оказывается, само название «перепонка» наиболее точно описывает то, как она выглядит и какие функции выполняет.

Чтобы понять, как функционирует барабанная перепонка, представьте настоящий барабан и палочку, которая по нему бьет. А потом вообразите, что чувствует рука, только что ударившая по барабану? Она ощущает вибрации, распространяющиеся по материалу барабана. Наши перепонки работают схожим образом, только вибрируют не от удара барабанной палочки, а непосредственно от звуковых волн. Их невозможно разглядеть, но можно заметить, как они создают вибрации в вещах, окружающих нас, точно так же, как они делают это в перепонках.

Теория

То, что мы называем звуком, на самом деле — механическая волна, созданная благодаря возвратно-поступательным вибрациям частиц воздуха (или любой другой среды, в которой находятся наши уши — через воду звук тоже проходит). Для лучшего понимания, попробуйте похлопать в ладоши под водой. Собирая воду, ладони направляются друг к другу, создавая позади себя пустое пространство, которое окружающая вода стремится заполнить. Как только ладони встречаются, частички между ними оказываются зажаты. Оба этих явления можно наблюдать в виде вибрации волн вокруг ладоней.

Звуковые волны распространяются в воздухе схожим образом. Хлопая в ладоши, вы приводите в движение частицы воздуха между ладонями и вокруг. Движение создает компрессионную волну, которая перемещается в воздухе (примерно так же, как и в воде). Долгий звук, например, от камертона, получается благодаря вибрациям зубцов этого самого камертона. Они периодически сжимают и перемещают частицы вокруг себя, таким образом создавая циклично повторяющийся звуковой рисунок, который мы слышим как один долгий звук. Чем быстрее вибрируют зубцы, тем меньше времени проходит между каждым сжатием: это приводит к более высокочастотной волне.

Волна, добравшись до уха, ударяется в барабанную перепонку. Перепонка — это очень тонкая мембрана, которая играет роль барьера между внешним миром и внутренним ухом. Хотя она и защищает внутренности уха, ее основное предназначение — это все-таки звукопередача. Когда звуковые волны касаются перепонки, она вибрирует в точности как и барабан после удара палочкой. Вибрации перепонки через три небольших косточки передаются внутрь уха к заполненному жидкостью органу — внутреннему уху. И уже во внутреннем ухе вибрации трансформируют в электронные импульсы, воспринимаемыми ухом как звуки. Мы слышим различные тона (низкие и высокие) в зависимости от частоты звуковой волны: чем выше частота, тем выше тон.

Эксперимент

В этом эксперименте вы сможете пронаблюдать вибрации, которые создают звуковые волны, попадая на мембрану — точно так же, как они поступают с перепонкой.

Материалы:

— вощеная бумага;
— большая резинка, которую можно натянуть на края стеклянной миски;
— небольшая стеклянная миска, достаточная для того, чтобы туда поместить Bluetooth-колонку или смартфон;
— соль или сахар;
— телефон или другой девайс, который можно подсоединиться к беспроводной колонке. Для мобильных устройств доступны специальные приложения-тюнеры, которые способны проигрывать одну ноту, также можно найти соответствующие видео на Youtube;
— беруши (необязательно).

Подготовка

Положите колонку в миску. Убедитесь в том, что она подключена к мобильному девайсу и работает. Накройте миску листом бумаги. Закрепите лист бумаги резинкой. Насыпьте на бумагу сахара или соли, распределите гранулы по поверхности равномерно.

Процесс

Откройте приложение-тюнер (или Youtube-видео) на смартфоне. Выберите самую низкую частоту, установите минимальную громкость и начните проигрывать.

Пока играет нота, наблюдайте за гранулами на листе бумаги. Что вы замечаете? Есть ли изменения? Если есть, то какие?

Понемногу повышайте громкость на телефоне, и увеличивая громкость, каждый раз отмечайте поведение гранул. Что происходит? Поменялись ли гранулы? Если да, то каким образом?

Продолжайте увеличивать громкость, отмечая изменения в поведении гранул на листке бумаги (но оставьте громкость на комфортном для себя уровне). К какому эффекту приводит увеличение звука? Что, как вы думаете, за этим стоит?

Заметив изменения в поведении гранул, нажмите паузу и начните заново. Что происходит с гранулами, когда звучание приостанавливается? А когда возобновляется? Как вы думаете, почему тон влияет на гранулы? Заметили ли вы какие-то шаблоны в поведении гранул?

Нажмите паузу и вновь распределите гранулы по поверхности листа ровным слоем.Снова максимально уменьшите громкость телефона и выберите чуть более высокий тон.

Повторите предыдущие пункты, понемногу увеличивая громкость. В чем отличие от предшествующей итерации? Звучание ниже или выше? Как новый тон влияет на гранулы? Отличается ли эффект от того, что вы наблюдали, экспериментируя с первым тоном? Если да, то каким образом? И как вы думаете, чем эти изменения вызваны?

Дополнительно: повторите, экспериментируя с совершенно разными тонами. Подсказка: найдите видео «Chladini’s Experiment» и проведите свое исследование под этот звуковой ряд.

Подсказка: проведите эксперимент еще раз, только вместо стеклянной миски возьмите какой-нибудь иной контейнер. Сработает ли форма для выпечки? А ваза? А металлическая или деревянная миска? Если в первом случае ничего не вышло, попробуйте с более глубокой миской или же емкостью других размеров.

Наблюдение и результаты

Звук, проникая сквозь бумагу, заставляет ее вибрировать. Когда вы увеличиваете громкость, вы добавляете мощности звуковой волне, что приводит к более интенсивным вибрациям. В какой-то момент эти вибрации достигают мощности, достаточной для того, чтобы гранулы начали двигаться по поверхности листа.Вы также не могли не заметить, что гранулы перемещаются по различным схемам в зависимости от частоты воспроизводимого тона. Если меняется частота, то и вибрация бумаги меняется, и поэтому есть изменения в схеме движения гранул.

Перевод. Оригинал: Making Sound Waves

1 лайк

Здравствуйте.

На фоне поиска хороших наушников читаю всякие такие старые темы. Прочитал статью. Что-то не понял.

Да уши у всех разные. Правильно. И на звук влияют - тоже правильно.
Только вот когда человек выбирает наушники у него нет внутри чего то абсолютного - Он сравнивает с тем что слышал до того, каким-то эталоном. Либо с живой музыкой, либо с какими-то другими натуральными звуками. В конце концов с ранее слышанными ненатуральными источниками звука.

То есть у всех есть эталонный источник для сравнения №1 и индивидуальные преобразования. Далее выбираем наушники - источник для сравнения №2 и индивидуальные преобразования.
Получается что индивидуальные преобразования в этой формуле можно сократить…

Нельзя сократить. В первом случае вокруг ушей и раковины ничего нет. Во втором замкнутый обьем и специфические переотражения зависящие от индивидуального строения ушной раковины. Будет преобразование от преобразования. В случае колонок такая бы логика ещё прокатила.

никого не интересует ваша научная основа, решающий фактор всегда субьективен - удовольствие от музыки.
какой толк от усилителя если он играет только пару жанров а остальные играет плохо? даже если сделан идеально

Если Вас не интересует научная основа, то Вы обречены на вечный процесс подбора разных девайсов (наушников усилителей и тд).
А наука говорит, о том что надевая наушники Вы нарушаете естественный для человека процесс формирования звуковых образов. То , что нарушается стерео-панорама это знают почти все. А что нарушается процесс формирования тонального баланса это для многих не очевидно. Формирование тонального баланса при нормальном прослушивании зависит от формы головы, формы ушей и еще много от чего. Звуковые волны попадают в оба уха от обеих (при стерео) каналов в определенных фазовых и амплитудных соотношениях. Надев наушники Вы все это нарушаете. Сигнал от одного канала попадает в одно ухо от другого в другое. “Суммирование” сигналов происходит в мозге, а он формирует звуковой образ сильно отличающийся от естественного. Причем эти отличия индивидуальны для каждого человека.
Что касается усилителей на лампах 300В, то это пример “красиво врущих” устройств. Многим их звук нравится, а многим нет.

@audion

  1. вечный подбор девайсов включая прослушку вашего это нормальный процесс поиска своего звука. это суть аудиофилии. Движение есть суть жизнь, остановишься - умрешь (как говорил Дехака из Starcraft 2 Hots)
  2. ну так делайте уси для ас тогда если наушники что то там нарушают, главное, не надо свои мысли абсолютизировать и считать абсолютной истиной, доказывая и навязывая на сходках свою т.з. у меня нет денег на систему с ас. поэтому только наушники
  3. Остальное из ваших слов - белый шум, я не технарь, не интересна мне голая теория извините

Еще, для правильного восприятия звуковых образов важен опыт. Чтобы его приобрести вовсе не надо покупать дорогую аппаратуру. Надо ходить на концерты классической музыки. Там Вы приобретете опыт, узнав как как правильно звучат акустические инструменты в естественных условиях.

1 лайк

Интересно Headphone Measurements: The New Standard, Part 1 | Headphone Reviews and Discussion - Head-Fi.org

2 лайка

В плане масштабности вниз …Нано могут в данном варианте разочаровать.

Но, у нас есть новая задача в туре.
И я хочу попросить следующих участников обратить на это внимание.

Попробовать на слух определить пик.
“Пичек”, “пику”, яркость вч.

Точность не сильно важна, важны ощущения того , на каких частотах это слышно или заметно.
Буду признателен любой подобной информации. Если это проявилось очень заметно , то можете написать название композиции и альбом, так же необходимо.

Хм, а не проще замерить АЧХ? Или взять готовый у Снорри? Участники тура вроде бы собрались музыку послушать, а не поработать в качестве бесплатных (и довольно плохих) спектрометров.

3 лайка

У Снорри была “табуретка” какая то ( фото) не знаю где он взял и какой это стандарт , мы ее боимся ) Проще на слух уже )

Замеры у нас есть через искусственное ухо, но на всех стендах на ВЧ совпадения как такового нет, для этого вме условия нужно стандартизировать включая сжатие амушюр в мм… я не говорю даже о центрировании , поэтому тут сейчас важно на слух чем замеры.

Не далеко вы ушли от “табуретки” Сергея)

2 лайка

Мне эти постоянные нападки от вашей тусовки уже надоели. Всему есть предел - и моему благожелательному отношению (сугубо почему-то в одностороннем порядке) - тоже. Поэтому тянуть я больше не буду, замеры будут опубликованы безотлагательно.

Как вы выразились - “табуретка” - это самый простой и значит самый повторяемый и верифицируемый “плоский стенд”, где сложнее всего напортачить разными авторами этих стендов.
На стенде есть “мишень” для точной центровки плюс-минус миллиметр.
Ширина “табуретки” примерно как средняя ширина головы человека, чтобы прижим был такой же, как на голове.
Такая конструкция выбрана специально, как самая массовая и наиболее часто встречающаяся в измерениях на буржуйских форумах.
Именно чтобы было с чем сравнивать и от чего отталкиваться.
Я мог и на “искусственной голове” измерить, но в этом мало смысла.
Кроме того, вам же была показана и точка отсчета в сравнениии на этом же стенде - самые массовые и доступные изодинамические наушники fostex t50rp.
Измерения вполне адекватные.
Можете сравнить и с другими измерениями на этом стенде. Вот буквально из свежего:
Сенхи HD800


Баеры t5p

Сенхи HD600

Аудезы LCD-Х

Это чисто для “калибровки”, чтобы понимать, как ведут себя на этом стенде разные наушники.

И ребята, “задание” стоит сформулировать корректно. “пичок” там далеко не один.

13 лайков

Теперь про туровый сабж.
АЧХ каналов

АЧХ в ставнении с fostex t50rp (mk2). Зеленый - на графике - фостексы.

График АЧХ каналов в более крупном масштабе:


На всякий случай, отмечу, что измерено в одних и тех же условиях.

Из “интересного” - это гармоники разных каналов на 1 кГц:
Гармоники_левый гармоники_правый

18 лайков

А что, разве головы у всех стандартные? И посадка на уши тоже? И представьте, что про один и тот же пик Вася скажет “это 5 KHz”, а Петя “10kHz”. Что вы делать то будете со всем этим?

Я надеялся что “померить пик ушами” это игра такая, а вы всерьёз. Не ожидал такого дна от разработчиков…
:man_facepalming:

4 лайка

Также дублирую сюда то, написал организатору тура в личку:

Прежде чем писать что-то в теме, сначала в личку, дабы не провоцировать опять вопли “снорри устроил травлю”…
Наушники начал слушать.
В звуке сначала ощутил некий дискомфорт, несколько странная сцена и ощущение дисбаланса и по каналам и по частотам. Думал сначала, что надо просто привыкнуть к непривычной новой подаче. Не привыкается, честно потратил полчаса на это.
Стал измерять, чтобы понять, что же вызывает этот дискомфорт.
Импеданс со штекера 17 Ом и 17.1 Ом.
А вот на АЧХ при этом изрядный дисбаланс между каналами.
Уже после этого поперетыкал кабель, попереворачивал наушники. Левый канал воспринимается громче, вся сцена с перекосами. Воспринимать тональный баланс и “подачу” тоже в этом случае затруднительно. ВЧ примерно на одном уровне, а НЧ/СЧ левый громче.

ИМХО, стоит баланс поправить, прежде чем в тур пускать дальше.
По опыту, раз импеданс одинаковый практически, дело в излучателях где-то. Может быть что-то с магнитами, расстояниями, натяжением, одинаковостью сборки и т.д.
Вот как-то так…

9 лайков

судя по графику около 3дб? в 2 раза по громкости?

На НЧ и СЧ разница в уровне. На ВЧ примерно равно, отсюда и отмеченная мной странность в восприятии звучания, к которой я не смог привыкнуть. Все замеры делались спустя некоторое время после попыток сначала расслушать все ушами и попытаться адаптироваться к подаче.
Удвоение по звуковому давлению происходит не на 3 дБ, а на 6дБ.

1 лайк