🇯🇵 Японский джаз или The Three Blind Mice Records или J-Jazz Japan 🐭 🐁 🖱

Японский джаз всегда был и остается одной из самых малоизвестных и малоисследованных областей в музыкальном мире. В 1970 годах рупором джазовой сцены страны Ниппон выступал лейбл The Three Blind Micе (ТВМ). Поводом для создания этой публикации стало переиздание знаковой дебютной пластинки Kosuke Mine Quintet, 1 июня 2017 года выпущенной под эгидой Le Tres Jazz Club. И не только.

За послевоенные полвека Япония превратилась в международный музыкальный центр. По объему внутреннего рынка записанной музыки страна в то время занимает второе место в мире. Первым из японских исполнителей джаза, получившим международное признание за свой стиль игры, был Fumio Nanri (1910-1975). В 1929 Фумио ездил в Шанхай, где играл с Teddy Weatherford, а в 1932 году он гастролировал в США.

На конец 50-х годов и последующие два десятилетия приходится расцвет японского джаза, в особенности таких направлений, как avant-garde и free jazz. Но одно можно сказать уверенно: большинство японцев предпочитают музыку в исполнении фортепианного джазового трио. Наши герои из ТВМ внесли свою лепту, малую по объему, но весомую по результату. Начало творческой деятельности создателей лейбла The Three Blind Micе — рубеж 60-70-х. К этому времени будущие звезды японского джаза Цуёши Ямамото и Исао Судзуки вернулись домой из Штатов.

Основная активность The Three Blind Micе пришлась на период с 1970 по 1978 годы, в 1995 году вышло юбилейное переиздание самых значимых альбомов. Что происходит с лейблом сейчас, сказать сложно. Новых записей не было уже очень и очень давно, и непонятно, будут ли они когда-то вообще. Полного каталога нет и сайта тоже. Материалы Википедии рассматривать в качестве исчерпывающих невозможно, многое там отсутствует.

Интересно другое — при сравнительно небольшом количестве изданных пластинок, среди них велик процент исключительно интересных, неординарных записей, с участием выдающихся японских музыкантов. И вот внезапно — дебютный релиз Kosuke Mine Quintet лейбла Three Blind Mice получил первое за 45 лет виниловое переиздание без ремастеринга!

И почти сразу же мной было обнаружено июньское переиздание TBM-39 альбома «Green Caterpillar», записанного Masaru Imada Trio +2. Совместная работа с гитаристом Kazumi Watanabe. Это редчайшее издание, найти виниловый подлинник в хорошем состоянии сложно и дорого! А тут всего-то £19.99 на английские деньги.

Le Tres Jazz Club — лейбл, основанный в 2017 году некими Fuzati (Klub des loosers) и Elvin Pagiras (Modulor) специально для переизданий редкого джазового винила. Более никаких подробностей нет, кроме анонсирования тиража первого пресса в 500 экземпляров.

Вообще-то это не первый случай переизданий винила от ТВМ — известен в узких кругах бокс-сет от Impex Records «The Three Blind Mice: The Finest of Audiophile Jazz - 45 Box» c Цуёши Ямамото и Исао Судзуки, изданный всего в 3000 экземпляров. Однако там к исходным мастер лентам была приложена рука Стива Хоффмана и Acoustec, знатоки первопрессов уверяют, что звук классный, но не тот.

Но вернемся к первопричине. По форме музыка переизданий представляет собой качественный джазовый мейнстрим, но только если сильно обобщать. Это совсем не тот формат джазовых англо-саксонско-афро-американских трио, здесь все иначе: при сохранении привычной формы, авторская подача получается намного ближе к музыке как искусству, а не ее утилитарному проявлению. В деталях — интересная запись, с изящными вкраплениями авангарда, на уровне музыкального юмора, также явно слышно влияние традиционных японских музыкальных мотивов.

И тот и другой альбомы звучат достойно, при переиздании не ставилось цели переделать исходное звучание. Оригинал звучит чуть более сумбурно и не так стройно, но живости и эмоциональности у него немного больше. Впрочем, это мое личное и весьма субъективное мнение. Вообще, самый первый ТВМ звучит явно по-другому, и, пожалуй, звукоинженеры нашли свой звук примерно к десятому изданию. Все это очень относительно. Переиздание обладает более точным и выверенным, но чуть отстраненным звуком.

Следует отметить, что Йошихико Канари (Yoshihiko Kannari), основной звукоинженер студии TBM, фигура совсем не публичная, тем более отец-основатель ТВМ — Такеши Фудзи, президент и продюсер TBM (Takeshi «Tee» Fujii). Информацию о том, как, где и на чем записывали, приходится собирать по крупицам. Использовались часто помещения и аппаратура AOI Studio в Токио и японского филиала компании EMI.

Какой вариант выбрать для коллекции, решить непросто. Я выбрал бы оба, правда, стоит учесть тот факт, что и оригиналы — большая и весьма недешевая редкость, а новодел стремительно превратится в раритет.

Последующие альбомы этих музыкантов не менее интересны и представляют собой различные эксперименты с джазовым звучанием, но эксперименты весьма удачные и вошедшие в историю современного джаза. Прекрасный альбом вышел у Косуке через год — «Yellow Carcass in the Blue with Kimiko Kasai» (Three Blind Mice, 1971), а Масару выпустил на ТВМ еще несколько альбомов, включая шедевральный «Alone Together», дуэтом с George Mraz!

В завершение, уважаемое сообщество, довожу до вас, что в цифре, в формате Hybrid SACD, начиная с августа 2017 года, компания Sony выпустила около тридцати переизданий ТВМ с максимальным сохранением характера звука первоисточника.

Удачной охоты!

Источник — The Three Blind Mice Records: возрождение легенды? - Аудиомания — LiveJournal

47 лайков

Лейбл «Three Blind Mice»: дороги самураев

Все, что придумали самураи, по крайней мере выглядит эстетски. А если это должно звучать?

«Звук сямисэна

Вновь возвращает эхо

В горах весенних

Избиты мои ноги

Но нет душе покоя…»

Кокоро

Японская поэзия силлабична. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным; таких комбинаций не очень много. «Красную книгу» аудио прочитать вроде также возможно с помощью только одной комбинации? Но Самураи говорят: «Это не так! Путей еще много!»

Для большинства японский джазовый лэйбл Three Blind Mice известен в первую очередь исключительным аудиофильским качеством записи и музыкального материала. С 1970 года было выпущено около 130 альбомов, послуживших основой достойной интеграции национальной джазовой традиции в классику современного мирового джаза.

Весь этот материал окончательно стал бы труднодоступной коллекционной редкостью, если бы к 1993 году группе инженеров из JVC не удалось создать 20-битное супер кодирование «K2» с использованием специального 20-разрядного A/D конвертора. В 1999 году JVC выпустила свой первый продукт XRCD — Extended resolution компакт диск, используя в процессе мастеринга устройство с более высокой частотой дискретизации, чем у стандартных дисков Redbook (CD). И конечно, одни из первых изданий в новом формате были выпущены с мастер лент Three Blind Mice!

Качество звука изначально было обеспечено безупречным профессионализмом Йошихико Канари (Yoshihiko Kannari) — основным звукоинженером студии TBM. Естественно тогда все сводилось исключительно под винил, пока не пришла другая эра. Суть новаторства вот в чем: воздух — это пространство вокруг инструментов, звуков и голосов, которое, как и музыканты, тоже играет, звучит. По технологии К2 звук получается прозрачный, воздушный. Именно из-за этих качеств «воздух-пространство» до сих пор, на мой взгляд, имеют широкое хождение виниловые пластинки и проигрыватели. Но технология JVC К2 переносит эти преимущества винила на страницы Red Book.

По сути К2 — это A/D конвертер и специальное сглаживание, дополнение, насыщение звука реверберациями и особый метод подготовки мастер-диска по технологии XRCD. В 2002 году XRCD технология JVC стала способной кодировать 24-бита в процессе мастеринга, обеспечивая тем самым качество звука, конкурирующего с SACD, но сохраняя при этом область PCM.

Для чего?

Цитируем Уинстона Ма (Winston Ma), президента First Impression Music:

«Не существует такой вещи, которую мы можем лишь сравнить и сделать наш собственный выбор. Мой опыт говорит мне, что конечный результат всегда зависит от мастерства, знания инженера или производителя. Я часто использую фотографии в качестве аналогии для объяснения этого, хотя, возможно, это и не удовлетворительный ответ.

Представьте себе, что два фотографа создают фотографии одного и того же объекта. Один из них не имеет опыта в своем деле, но имеет наилучшее оборудование. Другой — художник и опытный фотограф, который использует свою 40-летнюю аналоговую камеру. Результаты будут сильно отличаться: последний может захватить сущность и душу объекта, в то время как первый может передать другие атрибуты с непревзойденной точностью.

Конечно, если мы могли бы взять лучшее от обоих художников, фотография получилась бы выдающегося уровня мастерства. Передовые технологии и оборудование являются важными инструментами! Тем не менее, конечный результат все еще зависит от скульпторов звука, наших мнимых фотографов».

Таковыми и были инженер Йошихико Канари, Мистер «Tee» — Такеши Фудзи, президент и продюсер TBM (Takeshi «Tee» Fujii), и один из лучших специалистов в мастеринге — Пол Стабблбайн (Paul Stubblebine) из First Impression Music.

Нужно отметить, что узок был круг этих увлеченных людей. Уинстон Ма, например, начинал как распространитель изданий TBM на улицах с лотка, пока не инициировал в 2008 новые записи Tsuyoshi Yamamoto на собственном лэйбле.

С 1996 по 2008 год были выпущены XRCD переиздания таких корифеев японского джаза, как: Isao Suzuki, Tsuyoshi Yamamoto, Mari Nakamoto.

Ямамото — первый среди равных как пианист-импровизатор во многом был самоучкой. Играл как сессионный музыкант, пока не стал штатным пианистом в Токийском джаз-клубе Misty в 1974 году и не попал в обойму Three Blind Mice, выпустив за один год альбомы «Blues For Tee», «Midnight Sugar» и «Misty». Каждый из этой «большой тройки» выдержал множество переизданий, в том числе и на XRCD в 1996 году.

Контрабасист Исао Судзуки вносил в модальный соул-джаз элементы традиционной японской музыки, работая вместе с Ямамото. А альбом Mari Nakamoto III (JVC XRCD2 20 K2 Coding -TBM-XR-0056), записанный совместно с Судзуки —просто шедевр от Йошихико Канари.

В свою очередь, работая над гениальной компиляцией «The Super Extended Resolution Sound Of TBM» (FIM XRCD 018 — 1998 год), команда из First Impression Music внесла свою лепту в скрупулезное сохранение всех достоинств изначального звукового материала. Процесс трансфера у FIM выглядел так: изначальная аналоговая мастер лента, затем редактирование и секвенсирование в пределах одного жесткого диска с программой Sonic Solution Exabyte, что по мнению команды дает профессиональный уровень качества, намного выше, чем у DAT, и единственный трансфер от ленты до мастер штампа. Другие технологии применяют от 3-х до 5 трансферов.

Official FIM web site

Я мало что в этом понимаю, но прослушивание доказало, что они правы. По крайней мере, и у людей моего круга, и в серьезных аудиосалонах XRCD издания с материалами Three Blind Mice — одни из наиболее востребованных тестовых аудиофильских изданий.

Да что там! Однажды услышав что-либо из этих шедевров, начинаешь невольно менять свой меломанско-аудиофильский «гардероб». Определенно можно утверждать, что издания с использованием мастеринга JVC К2HD и выпущенные с матриц, полученных методом JVC XRCD, где понятие джиттера стремится к нулевому значению, представляют определенный интерес для аудиофилов. Опять маркетинг? Имеющий уши, да услышит…

Источник — Лейбл «Three Blind Mice»: дороги самураев • Stereo.ru

24 лайка

Поехали

16 лайков

Сборники для знакомства с японским джазом

10 лайков

Отличная тема! Я в середине нулевых не мог позволить купить себе эти издания и качал с известного места рипы ))) Музыка там первична конечно! Классный музыкальный материал )))
Позже у меня были пиратки XRCD ))) Но оригинал так и не купил )) Да и плееры были специальные с поддержкой K2, но у меня такого не было :slightly_smiling_face:

5 лайков

Джаз-фанк с канала Terminal Passage на YouTube (там ещё куча японской вкуснятины):

Эти два альбома заказал на CD (пластинки больше $1000 стоят)

13 лайков

А пиратки XRCD - это как возможно?
И что реально были пиратки с Yamamoto?

Давайте про пиратки не будем :wink:

1 лайк

Винил мышей в хорошем качестве чтоит уже прямо …стоит, некоторых так просто оч трудно достать, но качество записи конечно запредельное, ленты писались на 76й скорости, какой метраж и сколько стерто голов - никто не считал :slight_smile:
Но все “первопресные мыши” это проект уникального человека Takeshi Fujii, после которого мыши выпустили несколько переизданий и лейбл помер (как это часто бывает в мире аудио:)

1 лайк

да там и знатоком быть не надо - разный звук, в первопресе “вовлекалка” есть, а в боксе вычищено все - цифра она и есть цифра :slight_smile:

1 лайк

Поискал мышей на ебее, нашёл это ))

7 лайков

можно клемп сделать и япам загнать :slight_smile:

1 лайк

Были и много! ))) У меня где-то дома лежат ))) Но нужны настоящие прессы, пиратки очень холодные и плоские по звуку

1 лайк

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДЖАЗА В ЯПОНИИ

Джаз как музыкальный жанр появился впервые в США. Несмотря на то, что прото-джаз стали играть еще в конце ХIX столетия, как отдельное культурное явление он сформировался в 1915 году. Тогда-то и возник известный всем термин.

Джаз медленно, но стремительно распространялся по всему миру. Что уж говорить, если первые украинские джаз-коллективы услышали наши предки в 20-ые годы ХХ века и связано это было, в первую очередь, с революцией, а соответственно и с поиском новых культурных смыслов.

Добрался джаз и до Японии благодаря путешествием на остров американских и филиппинских исполнителей. Процветала джазовая сцена в районах Осаки и Кобе, где располагались танцевальные клубы. Например, в Осаке к 1924 году таких заведений было не менее 20-ти. Первым японским джаз-коллективом по праву считается Hatano Jazz Band, появившийся в 1912 году. Звездой новоиспеченной эстрады стал трубач Фумио Нанри. В 29-ом он играл с с Тедди Уэтерфордом в Шанхае, а в 34-ом гастролировал в США.

Ситуация кардинально поменялась с началом Второй мировой войны. Японское правительство признало джаз вражеской музыкой, как и многое другое, связанное с США. Например, в 1940-ом была запрещена песня “Shortage Song”, которую композитор Рёичи Хаттори написал для Rhythm Boys. В результате упомянутый коллектив распался год спустя.

Однако полностью запретить джаз не удалось. Японцы продолжали слушать прото-бипоп и свинг, именовавшиеся “легкой музыкой”. Для прохождения цензуры её наполняли патриотическими смыслами. С началом американской культурной экспансии в Японии после войны многие именитые джазмены стали возвращаться на остров. В 1948-ом на родину прибыл пианист Тошико Акиёси, сформировавший Cozy Quartet. Его заметил Хэмптон Хос, который проживал в Иокогаме вместе со своим военным оркестром, и решил помочь в “раскрутке”. Однако мировая известность пришла к Тошино после 1956-го, когда он завершил в обучение в музыкальной школе Беркли в Бостоне.

Настоящая джазовая оттепель наступает в конце 50-ых. Наступает эра spiritual jazz. Приставка “spiritual” указывала на заимствование в джаз африканских ритуальных и японских традиционных мотивов. Не удивительно, что при написании композиций активно использовались этнические инструменты. Это можно с легкостью заметить, когда вслушиваешься в барабаны и духовые. Наиболее ярким представителем в этом поджанре является Tohru Aizawa Quartet.

Однако ключевыми для развития сцены являются 70-ые. Критик Теруто Соэдзима отмечает, что в этот год активно гастролируют и выступают барабанщик Масахико Тогаши, гитарист Масаюки Такаянаги, пианисты Йосуке Ямасита и Масахико Сато, саксофонист Каору Абе, басист Мотохаруто Иосиф, солист Cozy Quartet Садао Ватанабе, композиторы Рио Кавасаки, Теруо Накамура, Тору Окоши и Макото Озон.

Уильям Майнор в книге “Джазовые путешествия в Японию: Сердце внутри” цитирует Майкла Кускуна, одного из старейших джазовых продюсеров: «Япония почти в одиночку поддерживала бизнес джазовой звукозаписи в конце 1970-х годов».

Каждый из японских джазменов 70-ых старался привнести в музыку нечто новое. Тошико Акиёси в Cozy Quartet прославился эклектичной игрой на фортепиано, трубачи Терумаси Хино, Тору Окоши и Шунзо Оно развивали пост-боп, саксофонист Садао Ватанабе разбавил мелодии саксофона бразильскими оттенками, а медитативные нотки проглядывали в творчестве клавишников Йосуке Ямашита и Масабуми Кикучи.

Интересная история произошла со Сосьимой Чруто, который редактировал журнал Jazz Critique. В 1977 году в Японию прибыл Художественный ансамбль Чикаго, представлявший из себя группу афроамериканцев, которые совместили джаз с борьбой черных за свои права. Они постоянно экспериментировали и таким образом силились доказать, что джаз может развиваться и прогрессировать исключительно как музыка темнокожих.

Члены художественного ансамбля Чикаго высоко оценили профессионализм японских музыкантов, но отметили, что их произведения являются лишь подражанием и не содержат никакой идеи, характерной для “черной” музыки. Кроме того, они утверждали, что японцы не прочувствовали 500 лет рабства, и поэтому не могли понять их культуру.

Сосьима Чруто разгневался и быстро выдал заметку, в которой обвинил Художественный ансамбль Чикаго в фашизме.

В дальнейшем японский джаз все больше углублялся в эксперименты. В обскурно-эмбиентное плавание в 80-ых годах пустился саксофонист Ясуаки Симидзу, выдав в 1982 году альбом “Какаси”.

Немало Симидзу работал над созданием саундтреков к фильмам. Он написал музыку для “Гавра” Джульетты Берто, “Мы - не одиноки” Йоджиро Такиты, фильмов Мицуо Янагимати, в том числе и “Кто есть Камю?”, а также для картины Питера Гринуэя “Книга-подушка”.

Чувствовалось также влияние на джаз синтезаторной музыки. Джун Фукамачи создавал космические ландшафты, чем-то напоминающие известные многим подросткам 90-ых мелодии консольных игр. Его альбом “Quark” можно считать вершиной творчества. В нем можно встретить всю ту эстетику, за которую мы и любим 80-ые.

В свою очередь исполнители Кадзуми Ватанабэ, Терумаса Хино, Кимико Касаи, Хитоми Тохьяма и другие старались сделать джаз более попсовым, привнеся в него элементы соула, фанка и женского вокала. Их творчество легкое, танцевальное и сексуальное.

В 90-ые с развитием рейв-сцены в Японии артисты начинают исследовать просторы нью-джаза, нередко забредая на территорию хауса. Отличительным представителем в этом направлении является Юкихиро Фукутоми. Его альбом “Third”, выпущенный в 1995 году, можно слушать как в клубе, так и дома. Здесь барабанные сэмплы сочетаются с завываниями саксофонами, минималистскими рисунками пианино и спокен-вордом вокалистки.

Можно отметить и влияние хип-хопа на японский джаз 90-ых. Иси Хидеяки, известный как Dj Krush, использовал в своих треках джазовые лупы, начиная с 1992 года. Его альбом “Zen” получил награду AIFM Awards в США как “Лучший электронный альбом года”.

С 2000-ого года начинается история современного японского джаза, который решил пересмотреть классику.

Rōnin Arkestra взяли все лучшее из японского джаза 60-70-ых и окропили их очень выверено электронными вставками. С ними долгое время активно сотрудничает битмейкер Sauce81. Сейчас они обретают популярность в Лос-Анджелесе.

Необычной для джаза парой является дуэт Шико Ито и Манабу Китады. В их музыке французский шансон на аккордеоне сочетается с виртуозной игрой на кларнете. Также при прослушивании можно заметить средневековые европейские и восточные мотивы.

Если же вы любители грувового фьюжена, то вам, безусловно, понравится команда Nautilus. Название является данью уважения Бобу Джеймс. Именно фрагменты композиции Nautilus 1974 года не раз использовали хип-хоп исполнители в своих треках, те же A Tribe Called Quest. Продолжая традицию Боба Джеймса, Nautilus создают бодрую и танцевальную музыку.

Источник — https://katacult.com/japan-jazz/

20 лайков

У меня вот такая двойная пластинка есть:
Famous Sound of Three Blind Mice
Часто слушаю, качество отменное, всем рекомендую пока не кончились)))
Около 80€ стоит.

2 лайка

вот это очень здорово! музыка здорового человека!

3 лайка

Интересная тема. Заказал несколько дисков. :dragon_face:

Быстро их разбирают однако.

1 лайк

Похайпим сейчас и все улетит. Можно сделать закрытую тему с этим самым.

2 лайка

Уже многое улетело. Я в 3 разных местах заказывал. Ну и уже видел некоторые диски по $50(19 года выпуска).

1 лайк

Хайп на это самое не только в баре.

1 лайк