Война форматов. DSD против всех или все против него ?

На счет вельветовой не понял. Это отсыл к velvet sound? Но в ауралике вега стоит сября :frowning: .

Просто эпитет, характеризующий звук, наравне с: бархатистый, металлический, стеклянный, пластмассовый, холодный, теплый, мягкий, острый, мертвый, живой, слитный, рыхлый…

3 лайка

Поскольку в каждом конкретном случае случае Вы не имеете объективной информации о джиттере, всё это не более чем домыслы. Причиной всего, что Вы описали может быть, как джиттер, так и что то другое. Нелогично проводить выводить следствия от некой туманной сущности.

:fearful:
Не знаю, откуда такие странные идеи. Но всё, мягко говоря, совсем не так. Все интерфейсы передачи (SPDIF, USB, I2S) являются последовательными. И DSD и PCM передаются последовательными словами. “Дрожит” (случайно смещается во времени) каждый фронт, то есть, условно каждая отдельно взятая “единица”. Причём это дрожание стохастично для каждого фронта. Никакого “крупнозернистого джиттера PCM” в пределах последовательных интерфейсов не существует - джиттер не зависит от содержимого слов, поскольку влияет на каждый отдельный фронт. Что там происходит внутри ЦАПа после I2S я не знаю - возможно там свои особенности синхронизации. Но джиттер в аудио рассматривают и упоминают в основном применительно к межблочным соединениям типа USB и SPDIF.

1 лайк

От бессилия! :man_shrugging:

Потому что не могут залезть внутрь ЦАП-а. Все, что могут сделать, это поменять источник или цифровые провода.

Более продвинутые пользователи уделяют внимание “чистке берегов” и использованию внешних клоков.

Виновниками джиттера выступают разные части системы, в том числе и провода. Но мы не слышим джиттер проводов, мы слышим результирующий джиттер конечного этапа, непосредственно в точке работы цифро-аналогового микрочипа и самой аналоговой части. Мы не слышим цифру, мы слышим аналог!

Поэтому некорректно механизму джиттера приписывать лишь некоторую - только самую простую и понятную часть маршрута его возникновения - межблочные цифровые соединения.

Просто “джиттер” в своё время прогремел как гром среди ясного неба - оказывается цифра то не невинна! И джиттер остался в нашей памяти как “первородный грех” цифры. Последовавшие другие грешки типа глитча и прочих цифирных шалостей, уже воспринимались не так сенсационно и про них забыли. А вот джиттер остался в памяти как страшный грех.

1 лайк

:wavy_dash: Джиттера бояться — цифру не слушать столик манит

2 лайка

Да, спасибо.

Вопрос возник по теме джиттера, но строго в контексте DSD.

Честно говоря, больше обсужденного без соответствующих специалистов-разработчиков, досконально знающих всю ЦАП-овскую технологию, обсуждать нечего.

1 лайк

Добрый день.
Я говорил про логичное увеличения отношения размера ошибки к размеру такта, с ростом частоты. При потоковой подаче сигнала без контроля ошибок и с разными тактовыми генераторами взаимодействующих устройств бытового уровня это на мегагерцах DSD может означать даже перемену соседних бит местами. Да даже на 44-48кГц бывают нестыковки часов с искрами и шуршанием в динамиках.
Про то как это влияет на слух - верно, с переходом в DSD на дельта-сигме в любом случае звук становится глаже и плотнее, приятнее, фон чернее значительно. Но при этом на атаке, пиках и просто резких звуках растут неприятные, как минимум опресняющие искажения - атака рыхлее, на ВЧ песочный ветер. Это исключительно про сравнительные отличия одной и той же системы в разных режимах - в абсолюте любой вариант может устраивать. Когда ставишь стример с ЦАП на общие клоки - стеклянный удар по клавише пианино не узнать, барабан и духовые выходят на новый уровень энергетики и естественности.

Либо что-то не понимаю, либо не могу согласиться.

У PCM ошибка многобитная, у DSD ошибка однобитная. На меньшей редбучной частоте ошибка “растянута” на большее время нежели на большей хайрезной частоте, где ошибка “укладывается” в более короткий временной интервал: длительность одного такта при 44.1 кГц кГц существенно больше длительности одного такта при 5.6 мГц (2.27х10-5с против 1.79х10-7с).

В соответствии с моими рассуждениями все в точности наоборот.

Да! Добавил бы еще: звук становится устойчивее, определеннее и спокойнее, с более хорошо прослушиваемыми послезвучиями.

Здесь соглашусь с тем, что да, атака становится менее выраженной, менее острой, чуть сглаженной. То же самое касается и пиков. Скорее всего, здесь все дело в векторном характере математики DSD. Но лишь немногие треки по этой причине на моей практике проигрывали PCM. Про мусор на DSD ничего сказать не могу - не слышал.

Универсальная “палочка-выручалочка”. :slightly_smiling_face:

Речь о соотношении частоты поднесущей сигнала и тактового генератора цап.

2 лайка

А использование i2s не является аналогом? Там тоже с источник часы задаёт ЦАПу.

У вас и там и там “длина” джиттера (смещение+связанный колебательный процесс) условно Х. А длина единицы полезного шага меандра Y в PCM44.1-16 и соответственно Y/(512*16) в DSD512 - то есть в 8192 раза мельче против того же X. Поэтому промах в 8192 раз больше влияет на сигнал. И в мультибите джиттер даст в основном опережение-задержку (плюс игла и след колебательного процесса там где его не должно быть). А в однобите вы получите неправильный угол вектора который повлияет не только на этот участок но и на последующие, отсчитывающиеся от результата предыдущего.
Поэтому мультибит остается благозвучным, просто тоже теряет аккуратность собранность атак и пиков, однозначность в объемных ощущениях. А однобитники слетают с рельс. Кроме того в высокочастотном сигнале больше шум квантования - больше вот этих стульчиков сопровождающих каждый такт, которых в этом примере в 8192 раз больше.
Мог перемудрить с математикой, но суть про разное влияние погрешности+увеличение шума думаю точно описал.
Позаимствовал из начала этой ветки картинку, на которой видно, что любой такт, даже не попавший, попутно вносит заусенец поверх меандра. И это мы слышим в виде разных форм неестественности.

Добавить к этому что правый с левым каналом друг на друга могут кидать иголки, часы роутера, стримера, цапа если не общие, то каждый своих иголок набросит.

В моей интерпретации нарушение последовательности/слаженности бит в атаке или пике, это как собранный кулак против удара пятью пальцами. В случае пика как выше писал это еще и векторный промах в скорости и высоте тона, в плотности - условно вместо плотного кованного наконечника прилетает кучка зубочисток примерно похожих периметром удара.

3 лайка

Говоря о мультибитности, имел в виду в контексте джиттера мультибитную передачу сигнала PCM формата (в сравнении с DSD) с последующей его однобитной обработкой, а не мультибитный ЦАП. Все свои сравнения проводил на однобитном ЦАП-е на многих треках - каждый тестировал в разных разрешениях и форматах от 44.1кГц PCM до 5.6МГц DSD.

Об улучшении “благозвучности” (ваш термин, очень удачный) при повышении частоты и переходе на DSD формат - не только мои устойчивые наблюдения, но и прямые рекомендации со стороны производителя ЦАП-а. Кроме того, сейчас не вспомню наименования, но среди выпускаемых ЦАП-ов далеко не самого низкого уровня встречал, как минимум, один пример апскейла, встроенного в саму хардовую начинку ЦАП-а.

Александр, спасибо за развернутый ответ. :+1: Обязательно поразмыслю, потому что вопросы остаются.

Однобитная обработка происходит уже в рамках одной коробки и последствиями преобразования мультибита в однобит внутри специализированного устройства думаю можно пренебречь. А основной джиттер возникает при передачах между коробками и в результате неспециализированных процессов - например роутеру не важна четкость плеч и гладкость плато меандра, как и USB контроллерам. Им и жеванный синус позволит распознать и передать 0-1, причем с ошибкой в амплитуде в несколько раз.

Все верно - переход в DSD на дельта-сигме в принципе сразу улучшает “благозвучность”. Недостатки которые я описал существуют только в сравнении с тем как все работает при сквозном клокинге (без преувеличения как два разных ЦАПа). Переход на ресемплинг DSD512 силами ROON был моей первой победой над дельта-сигмой - до него обреченно продавал свой ЦАП на Авито и подбирал мультибит.

3 лайка

А какой у вас цап?

Какой конкретно цап вы имеете в виду в своем сообщении? (к сожалению в вашем профиле нет никакой информации :frowning: ).

Полный набор Auralic - Leo GX.1> Vega G2.1 <Sirius G2.1<Aries G2.1

Александр, я спрашиваю о цапе, который вы имели в виду в своем сообщении:

Переход на ресемплинг DSD512 силами ROON был моей первой победой над дельта-сигмой - до него обреченно продавал свой ЦАП на Авито и подбирал мультибит.

Какой тогда был цап? Врядли тогда был полный набор, иначе зачем вам было использовать апсэмлинг Roon .

Просто очень любопытно на каких конкретно цапах люди слышат преимущества DSD? Особенно DSD512.

1 лайк

Первоначально обнаружил преимущества DSD на Lynx Studio Hilo. Затем для настольно-сельского варианта приобрел недорогой ЦАП Korg с той же, что и у Hilo микросхемой Cirrus Logic CS4398, заточенный под DSD формат и снабженный своим программным проигрывателем Audiogate. Именно в такой паре в DSD формате его и нужно слушать. Программа позволяет осуществлять апскейлинг на лету в хайрез PCM и DSD, но лучше его делать заранее с помощью той же самой программы. Если в случае Hilo апскейлинг не критичен, хотя выигрыш явно слышен (особенно, если это не апскейлинг, а запись изначально хайрезная), то в более простом случае выигрыш принципиально значим (буквально меняя класс устройства) и DSD 5.6 МГц в приоритете.

2 лайка