🏞 Усилитель NVA AP20 — еще один английский, выдающийся — ЗАВЕРШЕН

…если адресовано ко мне, то отвечу: «нет», тут только один сезон.
Все лучшие моменты неповторимы…:slightly_smiling_face:

4 лайка

Жаль!
Интересный аппарат!

1 лайк

Это я был, после тура AN)))

1 лайк

Сегодня были отслушаны:
Земфира - Здравствуй, мама; Я злой человек; Красота
Iron Maiden - Wasting Love
Radiohead - Karma Police
Tommy Lee & Co - Get Naked
А также несколько песен Limp Bizkit, Rammstein и Prodigy. В общем пытался подловить аппарат на жанрах потяжелее - не вышло. Скорость, драйв и мясо есть. Мне конечно ближе Brendan Perry, чем рэп и рок, но оценить вопрос жанровости обязан.
С Харбетами NVA сдружился, держит их очень крепко - баса выжимает будь-здоров. Причём бас не лампово-ватный, а такой будто сварочник ими балуется. Очень взрослый звук.
Английский взгляд на звук рулит :uk:

8 лайков

…чтож, и этот классный тур подходит к своему логическому финишу: осталось всего три финальных отчета…:disappointed:
Парни, выжмите из малыша nva максимум потенциала: больше эмоций и сырых неприкрытых впечатлений!
Очень кайфово читать Ваши искренние мнения.
Так держать!
Спасибо :handshake:


P.S: на волне эмоций, подключил вместо своего лампового пуш-пулла свой штатный nva ap30 с таким же аппгрейдом(как у турового), но без акустических терминалов: музыка в ее чистом виде…

10 лайков

Есть такие аппараты, которые хороши и самодостаточны сами по себе. Они не вызывают аудиофильского зуда что-то улучшить, а наоборот успокаивают, баюкают, примиряют с действительностью. Вот NVA AP20 похоже из таких. Еще можно привести примеры: NAD 3020, Ion Obelisk, наверняка каждый назовет еще пару – тройку таких giant’s killers. В NVA отчетливо прослеживаются характерные признаки звучания хороших английских каменных усилителей: богатая информативная серединка, теплая и эмоциональная, с плавным спадом на краях диапазона, с хорошим чувством ритма.

С чего я обычно начинаю прослушивание, когда что-то меняется в тракте? Ставлю, как правило, тот материал, который слушал последним на системе без изменений, так сказать по свежим следам. На этот раз я немного затупил, помимо смены усилителя в тракте, также установил на свой Бигль свежую прошивку Pure_v2, т.е. сделал больше одного изменения за раз. Это конечно не столь важно, но все же имеет значение для понимания, что на что повлияло, что именно изменилось и в какой степени,.

Как бы то ни было начал я с Bill Callahan – ytilaeR. Характерный узнаваемый баритон Билла передается очень интимно, с хорошей передачей меланхоличного настроения. Музыка несложная по структуре, но интонирование, голосовые обертона – вот что здесь важно. И с этой задачей NVA справляется без напряга, очень хорошо передает нужное настроение, как будто для такой музыки и создан.

Milt Jackson & Oscar Peterson – Ain’t but a Few Of Us Left, легкий и мажорный, несмотря на название джазовый альбом признанных профессионалов. Витиеватые россыпи аккордов вибрафона и клавишных, перекликаясь с ритм секцией Рэя Брауна и Грэди Тэйта, выстраиваются в достаточно виртуозную крепкую работу. NVA отменно передает структуру свинга, цепко синхронизируя ритмическую и мелодическую линию, что невольно заставило меня постукивать пальцами и покачивать головой.

Дальше послушал пару стареньких альбомов Manfred Mann’s Earth Band - Chance и Angel Station – отлично. Потом в ход пошли и классика и Frank Black.

Удивительно, что столь лаконичный конструктивно усилитель, собранный, по сути, на коленке, выдаёт весьма информативное и качественное звучание. В голове невольно возникает вопрос, а для чего тогда все эти колоссальные материалоемкие конструкции усилителей, которые к тому же ещё надо заставить играть как следует? Вопрос философский и вариантов ответа может быть множество.

NVA AP20 не пасует и перед умеренным тяжеляком, и прекрасно играет классику, и джаз. При этом конечно осознается, что аппарат не идеален, что звук не является «хайэндным» рафинированным, а просто в меру информативен и комфортен, но баланс качеств настолько хорош, что даже не хочется выискивать какие-либо недостатки. В этом, наверное, и главная сила этого аппарата.

После того, как аппарат был упакован для передачи следующему участнику тура, подключил я взад свою систему. И на какое- то время меня постигло легкое разочарование. Нет, моя система играет крупнее, масштабнее, где то острее, контрастнее. Но нет такой уютной, слегка утеплённой подачи, какую привнёс NVA.

Выражаю признательность организаторам тура Владимиру @Hirurggg и Дмитрию @dmitre за возможность услышать NVA в своем тракте.

Музыка:
Bill Callahan, Manfred Mann’s Earth Band, Snow White, The Cult, Frank Black, Gabor Szabo, Grant Green, Milt Jackson, Jerry Mulligan, немного классики…

Система:
Источники:
Leema Element CD, DAC California Audio Labs Alpha, EVS Millenium DAC, Beaglebone Black
Усиление:
Exposure XIX, Klein+Hummel Telewatt MB 140,
Акустика:
Acoustic Energy AE1 Classic
Коммутация:
Vidmi VD Digital, Cardas Clear Digital XLR – цифровые; Black Rhodium Concerto Polar DCT, Kimber Kable Hero, Silver Audio Bullet4 – межблоки; Black Rhodium Polar Gladiator , Mapleshade Double Helix V2 - акустические; силовые: Kimber Power, авторский от Расула Nightwolf, Abbey Road.

22 лайка

Сергей. Чувствуется равновесие Вашей системы. Но я помню тестирование AE1 в журнале “Аудиомагазин”. Осталось ощущение капризности этих АС и требовательности к усилению. От этого удивительно видеть в отзыве отсутствие претензий к невсемогущему туровому усилителю. Можете прокомментировать?

Иван, как ни странно, претензий действительно нет. У меня были опасения, что усилитель слабоват и может спровоцировать “тонкое”, поджатое звучание. Но отнюдь. Кстати я думаю, что важную роль в звучании сыграла акустическая моножила Mapleshade. С Black Rhodium мог быть совсем другой результат (проверять не стал), у него высокая емкость и был опыт с усилителем от 47Lab (проявились явные искажения).
AEшки этой модели можно назвать как капризными так и чуткими, в зависимости от окружения. От любого утюга не заиграют точно. Довольно точный инструмент, реагируют на все.

4 лайка

Итоговый отзыв
Знакомство с аппаратом породило для меня больше вопросов, чем ответов. Звук усилителя заставил углубиться в философию его создателя. Рекомендую к чтению интервью главного разработчика. Меня радует, что несмотря на раритетность этого усилителя на б/у рынке сайт производителя жив и предлагает купить новые модели, которые, судя по всему, сохранили свою аутентичность. Несмотря на то, что когда-то сам Ричард Данн пытался сделать свои усилители максимально доступными, даже нынешняя цена в 2500 фунтов за новый такой интегральник базовой комплектации полностью отбивает каждый пенс.

Внешний вид
Узкий чёрный прямоугольник, чёрные ручки - в стойке непримечателен. Стиль - промышленный минимализм, характерный для большинства олдскульных английских усилителей. Корпус собран из пластин, похожих на плексиглас, боковушки деревянные - согласно философии разработчика, металлический корпус мешает выходу магнитных полей. Сзади тумблер, при включении которого в акустике издаётся характерный «бмм». Родные клеммы и сетевой кабель заменены.

NVA делает что-то правильное?
Как я уже писал, начав знакомиться с этим усилителем меня унесло в мир его разработчика. Ричард Данн делал что-то очень правильное, подумал я, заметив необычную реакцию годовалой дочери на звуки, исходящие от системы. На ее лице читался немой вопрос: «Голос дяди есть, а сам дядя где?». Такого эффекта с моей Ямахой я не припомню. Так что же особенного в этом NVA? Концепция этих усилителей предполагает максимально короткий путь звука. Минимальное количество конденсаторов, отсутствие катушек индуктивности - именно фильтрация портит звук в слышимом нами диапазоне, утверждал Ричард Данн.


NVA AP50 фото из интернета

В NVA, также как и в ранних Naim, нет цепи Цобеля, из-за чего есть строгие правила по выбору акустических кабелей - их емкость не должна превышать 200 пФ. Поэтому любые бивайринговые кабели для этого усилителя запрещены. Также недопустимо использование литца. Дабы снизить риск повреждения аппарата, NVA продаёт кабели собственного изготовления и не распространяет гарантию на усилители в случае использования других кабелей. Вспоминаем винтажный Naim, в котором кабельные варианты упирались только в акустические NAC и Linn. Но Данн пошёл дальше - он подбирал специальные материалы для корпуса и печатных плат, которые бы меньше всего влияли на звук, он разработал систему размещения элементов внутри усилителя, которая даёт наилучшие звуковые свойства. По его мнению все эти вещи влияют на звук не меньше, чем сама схема. Общая концепция его усилителей уникальна. Какой ещё инженер следует этой логике? Я не вспомню ни одного, может кто-то подскажет.

Звук
В своё время, первый камень в сторону изменения концепции понимания каким должен быть усилитель забросила туровая связка Naim Nac12+Nap160. До неё я больше полагался на графики АЧХ, THD, меандра и куба мощности, чем на субъективные впечатления. В отличие от акустических систем для измерения усилителей не требуется безэховая камера, что снижает вероятность ошибки при измерениях. Но все таки то, что мы измеряем недостаточно. Например, как измерить изменение звука при исключении из схемы усилителя цепи Цобеля, или любой другой защитной фильтрующей цепи? Именно из-за её отсутствия у NVA есть строгие требования к акустическому кабелю. Это удивительно, но отсутствие цепи Цобеля у NVA AP20 и винтажных Naim даёт явную схожесть в звуке у этих аппаратов. Не знаю как именно это работает, и какие ещё есть общие схемотехнический решения у старых Naim и NVA, но эту подачу невозможно спутать ни с чем. Ощущение, будто со звука сняли фильтры, убрали примеси, а плотность и интенсивность самого звука увеличились. Довольно трудно подобрать ассоциации, но пусть это будет как если снять поцарапанную плёнку с экрана смартфона или съесть стейк из настоящего мяса после соевого. Если такие чудеса творит исключение фильтрующих цепочек, так почему же тогда большая часть инженеров усилителей пошла по другому пути? Но вернёмся к туровому NVA. Его звук я бы охарактеризовал следующими эпитетами: темный, плотный, насыщенный, гармоничный, подвижный и живой. Он создаёт волны оголенного чистого концентрированного сочного звука, они свободно и легко отрабатывает резкие динамические скачки, но эти волны свободолюбивы и не имеют четких границ. И здесь мы подбираемся к другой стороне NVA AP20 - потеря нюансов. У NVA фантастическая фактура звука, но страдает микродинамика. Я могу предположить, что старшие модели NVA лишены этого условного недостатка, но в случае с AP20 недостаточная проработка деталей мешает формированию реалистичного стереообраза. Причём получается это довольно интересно, сейчас поясню. Я отметил у NVA AP20 небольшой подъем в диапазоне частот основного тона мужского вокала, то есть он позволяет мужскому вокалу выходить вперёд и материализовываться в комнате, но из-за недостатка нюансов ты не совсем веришь в правдивость стереообраза. Проще говоря, этому звуку нужен умелый скульптор, чтобы вылепить из него более изящные реалистичные формы. На данный момент это грубый эскиз, но сам материал этой скульптуры восхитителен. Есть ли скульптор, который смог бы вылепить изящество из этого драгоценного камня? Если бы концепция схемотехники Ричарда Данна была бы общепринятой, мы бы сейчас имели совершенно другие по своим звуковым свойствам усилители, но мир пошёл по пути маркетинга. Ибо в мире Данна накроется большой кабельный бизнес, а огромные сварочники со сложнейшей схемотехникой станут никому не интересны. Поэтому имеем, что имеем - уникумы из гаражей пытаются двигать звук вперёд, в то время как крупные фирмы строгают маркетинговые пустышки. Причём насколько я знаю, даже Naim теперь также ставит фильтрующие защитные цепочки в усилители, что несомненно изменяет звук в худшую сторону. Ведь по мнению Данна, лучший компонент - это его отсутствие.

Сравнение с Yamaha AS1100
Это два разных мира, диаметрально противоположный звук. Если NVA акцентирует верхний бас, то Ямаха больше на верхних СЧ и информативнее на ВЧ. Отработка транзиентов лучше удаётся NVA, в плане скорости Ямаха имеет свой степенный окрас. Скоростные характеристики NVA я бы назвал идеальными, в сочетании с мощью усилитель выдаёт невероятно драйвовый живой звук. На фоне NVA Ямаха звучит худосочно и скучно - привет, японский звук. Если NVA - это бушующие волны темного океана, то Ямаха - это бассейн с прозрачной хлорированной водой. Послезвучия NVA более гармоничные, изысканные и красивые. Единственное в чем Ямаха показалась мне сильнее - это проработка нюансов и деталей. И тем не менее, для себя я отметил безоговорочное превосходство турового усилителя над моим штатным.

Что мы имеем
Перед нами уникальный по звуку, не похожий на 99% остальных усилителей аппарат, которых в РФ возможно наберется лишь пара экземпляров. Вектор звука этого аппарата - объект для подражания, но может ли быть лучше? - теоретически может. Но только по направлению вектора минимизации тракта прохождения сигнала со всеми плюшками и кажущейся эзотерикой. Буду ли я обдумывать вариант приобретения нового NVA или ожидать чуда на вторичке? Однозначно «ДА».

Нюансы
Усилителю необходим прогрев, желательно пару часов. Сразу после включения есть острая нехватка ВЧ, которая постепенно уходит. Здесь главное не начать оценивать это как собственный звук усилителя. Вопрос с кабелями очень критичен. Исходя из специфики схемотехники, кабель может очень сильно влиять на звук и приводить к непредсказуемым результатам. Поэтому идеальными будут варианты такие как: NACA4, NACA5, Linn K20, Linn K400 и др., но исходя из отзывов пользователей, достаточно просто не использовать биваринговые кабели, литц, Kimber, кабели с технологией Star Quad и любые другие «хитросделанные» кабели, у которых высокая емкость. Я, например, использовал обычный студийный Van Damme без бивайринга, и усилитель играл безупречно.

Выводы
Благодаря этому туру я познакомился с доселе неизвестной мне концепцией построения звука. Эта концепция безусловно шире конторы NVA. По крайней мере, я слышал, что подобные взгляды есть у японцев из 47LAB. Но вопрос реализации этой концепции не менее важен, и в случае NVA AP20 он заслуживает сугубого восхищения. Браво, Ричард Данн! :clap: :clap: :clap:
image

Выражаю благодарность главбармену, а также особую благодарность инициатору тура и хозяину аппарата @Hirurggg , который приоткрыл нам завесу над этим чудом.

Система: Нarbeth Super HL5 plus 40-th Anniversary — Van Damme Blue Series Studio Grade — Yamaha A-S1100 со стрелочками/ NVA AP20 — Linn Analog Silver Interconnect mk.2 — авторский ЦАП CharmAudio DAC 2.2 (на AD1865) — авторский коаксиал SAMOPLЁT S/PDIF Mk.III на плоской советской моножиле — BBK DV727si/Kenwood DP5020 — авторские сетевые SAMOPLЁT на моножиле Western Electric и моножиле 20-х годов в вишневом лаке
Репертуар: Dead Can Dance, Ludovico Einaudi, Michael Jackson, George Michael, Moby, Burb Jungr, Franc Sinatra, Dhafer Youssef, U2, Prodigy, Limp Bizkit, Rammstein, Земфира, Дельфин, Би-2, Stakka Bo, Iron Maiden, Roxy Music, Bryan Ferry, Brendan Perry, Ben Webster, Paul Oakenfold, The Cinematic Orchestra, Opus III, TRST, Boy Harsher.

33 лайка

:thinking: точно?

Судя по заверениям на сайте, вся схемотехника, заморочки с корпусом, клеями и тп остались. Сам Ричард умер не так давно - 2019 год.

1 лайк

Искать тут 🇬🇧 Старые английские усилители — ищем выдающиеся + конечно
:tada: Усилитель DNM 3B Twin + DNM PA1 — праздник нужен душе, праздник! Я его долго ждал! — ЗАВЕРШЕН

3 лайка

Всё, относительно…

1 лайк

Как альтернативный аппарат, да… но, вё одно, захочется прозрачности и деталек :wink:

1 лайк

Продавайте уже ваши ямахи. Это эмоциональные воришки!

4 лайка

Фикушки! :wink: Эмоции, в акустике!
Мы же тут в глубинке, тоже изучаем вопрос! :innocent:

А как они туда попадают? :grin:

2 лайка

Запихиваются))

Задачка-то не из простых: «впихнуть невпихуемое» ))

2 лайка

Всё в комплексе… Иначе постоянные прекосы…

1 лайк