Концептуалист от аудио
Было такое течение в искусстве ХХ века, которое внешний вид, материалы и форму произведения объявляло второстепенными. Главное – идея, концепция.
Началось все с “Фонтана” Марселя Дюшана в 1917-м, когда всеобщее признание писсуара как произведения искусства перечеркнуло предыдущие договоренности о том, что художественная ценность складывается из эстетической и интеллектуальной.
Чем-то подход Дэниса Моркрофта из DNM мне напоминается концептуалистов. По его словам, главное это звук, который выдает его аппаратура, а внешняя красота и удобство вторичны.
Если внутренне согласиться с этим и не ждать от устройств за тысячи евро тяжелых лицевых панелей, дисплеев и пультов ДУ, то можно даже научиться кайфовать от DNMовских акриловых корпусов и переключателей образца 80-го года. Верность изначальной концепции спустя сорок лет – что может быть лучшим подтверждением ее правильности?
Когда впервые коммутируешь четыре полупрозрачные коробки, трудно отделаться от ощущения, что к тебе по ошибке попал детский игровой набор. Пластиковые (точнее, из “прочного нейлона”) шурупы – такое обычно кладут в конструкторы для самых маленьких.
Поворотные регуляторы громкости и выбора источника, кнопка с подсветкой на предусилителе выглядят так, будто их вытащили из списанных пультов управления игрушечной железной дорогой.
Тоненькие кабели и пластиковые разъемы на задней панели тоже производят впечатление очень ненадежных, если сравнивать их с привычными уже шлангами и металлическими RCA.
Accuphase на этом фоне выглядит образцом высокого качества сборки.
Дэн Моркрофт, правда, меня здесь поправит – не высокого, скажет он, а избыточного. И добавит: нужна ли вам вообще такая груда металла? И насколько вы используете запас мощности этих японских гробов?
Пока, отвечу я, отложим это обсуждение. Послушаем, на что способны ваши акриловые малыши.
И стоит только включить их, пропадает всякое желание спорить с шотландцем. Какой напористый, чистый и объемный звук выдают колонки, – уму непостижимо.
Начинаешь верить рассказам Моркофта, что нейлоновые шурупы и акриловые стенки действительно полезны, потому что они исключают наводки и спонтанные магнитные поля вблизи переменного тока.
Верить, что транзисторы не стоит крепить напрямую к радиатору, а только через алюминиевые не проводящие ток демпферы.
Все эти неудобные и хлипкие пластиковые переключатели и разъемы вдруг обретают смысл. Ты понимаешь – тут нет ничего лишнего и неоправданного. Что к Дэнису нельзя прийти и сказать: давайте поставим из экономии вот эти кнопки с алиэкспресса. Или впихнем сюда огромный кусок фрезированного алюминия, как у Accuphase. Потому что все в его аппаратах подчинено одной идее – минимум металла дает максимум звука.
Разумная достаточность здесь возведена в абсолют. Действительно, нужны ли мне 120Вт, когда так хорошо играют 40? Да, не везде бас такой насыщенный и накрывающий, пульта очень не хватает, ровная корректировка громкости с первого раза – большая удача. Но в то же время у DNM живой, открытый, прозрачный звук на всем диапазоне. Такой, что и желать большего, по крайней мере, на моей стадии аудиофилии, не особо хочется.
То же самое можно сказать про встроенный MC-корректор. Возможно, для тех, кто привык к ламповым фонокоррам или транзисторникам от 100к, и будет чего-то не хватать. Но если у вас более скромная система и вы не хотите видеть лишнюю коробку у себя на полке, 3B Twin даст вам все, что вы хотите – энергичный, полновесный, насыщенный звук. И никаких импульсных блоков питания. Только массивные катушки по спецзаказу внутри.
Я прослушал на DNM пару десятков дисков и с дюжину пластинок. Несколько заметок:
Многократно переслушанный альбом, я прекрасно (насколько возможно) помню, как он звучит через встроенный в Accuphase фонокорр. У DNM, как ни странно, схожая подача, тут он не преподносит сюрпризов. Очень деликатен с оркестровыми частями, напорист в гитарных треках. Глубокая и разноплановая сцена. DNM не создает – по крайней мере, с моими АС – стену звука, не поражает детализацией и скоростью, но вполне передает драму Падения дома Ашеров. И дарит надежду под конец пластинки.
Тут все прям хорошо. Материал довольно однообразный и даже скучный местами, но выключать не хочется. Мужские и женские голоса звучат натурально и выразительно. Низкочастотная основа не разочаровывает – никакого гула или провалов, все четко.
Второй, как уверяли при продаже, пресс – что бы это ни значило – меня всегда заставлял просидеть от начала до конца пластинки. Альбом сам по себе прекрасен, а в исполнении DNM вообще завораживает. Непростые треки вроде заглавного и The heart of the sun усилитель отыгрывает не без напряжения, но и без особых косяков. Шепот и крики, дудки и электроорган, блуждающие барабанные партии и вокал, гул и грохот, – все это коробочки от Дениса пропускают через себя с заботой и аккуратностью мастера на обувной фабрике Tricker’s.
Такую музыку на паре Accuphase/Yamaha можно слушать с удовольствием, только совершив сделку с совестью. Надо сказать себе: «Да, это не концертный саунд. Рифы не режут уши, внутри ничего не трепещет и не скребет. Но как красиво звучит». Под напором более грубого DNM заточенные под натуральный звук колонки сдают и начинают бить и крошить воздух. Соло Хэммета в The four horsemen пилит, как надо. Сделок уже не требуется.
Последний альбом, который мне довелось послушать на акриловых ящичках, отсчитывал минуты до приезда Никиты @Dafty Очаровательно. Каждый инструмент на своем месте, отчетливо слышен и играет понятную роль. Но система поет слитно и упоительно. Не хотелось отдавать усилитель, но правила превыше сиюминутных порывов.
Большое спасибо @dmitre за возможность поучаствовать в этом эпохальном туре. Спасибо Сергею @simpleart за переходник для вертушки. Очень надеюсь, что тур еще продолжится. Коробочкам здоровья и долгих лет жизни. Они созданы для того, чтобы играть и петь, и пусть музыка эта будет, как говорится!