Продолжаем неторопливое путешествие по интересным английским интегральникам. Naim 5i, LFD Zero уже послушали, а в программе еще много интересного.
В тур запускаем усилок Croft Acoustics Phono от лампового кудесника из Бирмингема — Гленна Крофта (тут про него подробнее). И это не винтаж, это штука, которую собирают и продают в магазинах Англии в 2021 году за 1100 фунтов. Пошел и купил.
Усилок гибридный — три лампы 12AX7 и MOSFET на усилении. На борту хороший MM-фонокорректор. Мощность 45-50W, в партнеры часто выбирают Harbeth и другое BBC-образное, легко-полочное.
Усилок выпускается уже более 10 лет и собрал свою небольшую армию ценителей музыки, а не аппаратуры. В обзорах часто проскакивает идея, что Croft — это Audio Note и Shindo для бедных. Я послушал — играет интересно, точно заслуживает знакомства.
Интересно будет посмотреть, насколько он будет хорош на малых громкостях, те при обычном негромком домашнем прослушивании. На первый взгляд (да и по статье из Stereophile) выглядит как обычный “холодный” АВ усилитель с присущей таким аппаратам детальностью и разрешением (почти Naim) с добавлением “лампового жирка” (искажениям, присущим ламповым схемам). Участникам тура большая просьба описать звук на небольших громкостях (интересно посмотреть, что там у него с “первым ваттом”).
На сцене Аббас 2.1SE, транспорт на малине+502 с двухканальным питание на кенотроне, с обвязкой Аббаса, акустика Харбеты юбилейные пятерки. Ну и средненький винилокрут на базе Dual
Ожидания конечно были спорные. Но я хорошо запомнил как совсем по другому заиграл LFD на подобном сетапе и решил дать Крофту непредвзятый шанс.
без лирики все обстояло намного интереснее. Холодый усь, первое включение и минут 30 я слушал только какие-то звуки. Радиоточка из сетапа по миллион. Среди слушателей был профессиональный скрипач и мне захотелось зарыдать от стыда глядя на его недовольное лицо - а где сцена? а где тембры? И это твой хваленый цап и крутой усилок? Знакомая история.
Но я в него верил, было очевидно что лампочки должны греться сутками, а у нас была всего эта ночь. В итоге через два часа мы вернулись к радиоточке, которая все это время гоняла Радиохед.
Поужинали, покурили трубки и вот тут началось. В комнату было жутковато зайти, зал длиной 8 метров, шириной 6. Только войдя в дверь, т.е. с 8 метров мы остановились и разинули рты. Мы оказались на настоящем концерте! Это было просто офигенно! Все нюансы зала, хруст контрабаса (Играл Арилд Андерсен) и фортепиано в уголке… звуки висят в воздухе вместе с сигаретным дымом, их можно потрогать рукой и полная ассоциация с небольшим джаз клубом, зрители с сигарами и вискарем в стаканах, закрытые глаза контрабасиста и открытые рты слушателей от удивления насколько изящно и красиво они лабают. А когда пошли аплодисменты, я поймал мурашки. Потом что я был среди этого зрительного зала и хлопали вокруг меня.
например вот эта вещь как пример с ютуба, одна из многих которые мы отслушали.
поразительно, мы прикинули что сцена начиналась метра за 2 позади колонками и выдвигалась к нам метра на 3 вперед. Реально? Да!
При чем басист был ростом метра 3, а барабаны просто огромны. Знаю это так вываливает Аббас, за что люблю его, да и прокачанный транспорт с ламповым питание тоже разорвал привычную подачу 502й, но дело не в этом… а в том, что Крофт совершенно правильно понял что ему подали и сыграл безупречно. Мой Скрипач согласился, ECM музыка это очень легкая нагрузка, но атмосфера!!! Я влюблен.
Задачка посложнее - электроника. Холодные звуки без тембров и с раздутыми басами, которые нужно играть строго в общем ритме. Иначе теряется ПРАТ и кайф. Здесь усилок вытащил серединку вперед но чуть отстал на нижнем басу. Это потому что я “испорчен” Неймом. Тот конечно игрок посильнее, да и стоит ого-го. Простим ему, потому что очарование и музыкальность не исчезла.
Далее старый рок. классика играет драйвово, и очень детально. Прям вот очень детально. Для людей которые выросли на Dire Straits, Led Zepp, ZZ Top (спецом разные стили прогнали) этот усилок просто кайф, очень много слышно чего.
Затем я поставил совсем сложную задачу - католический хор, Бах, не самая лучшая запись но залипательная только тогда, когда ты слышишь что хористы стоят не на одной линии а в глубину. Ох вот это было просто обалденно. Разница между впереди стоящими и позади, между баритонами и тенорами, отдельно выделяет женские голоса. Мне понравилось безумно. Это было талантливо.
Ну и напоследок - Том Йорк. Те кто хорошо знают его последние проекты, согласятся, что при плохой подаче, слышно как нудно что-то не поет а подпевает Йорк, а электронная часть как бы вообще не вместе с ним и это многих отторгает. Здесь я впервые (!) реально услышал что сотворил Великий. Том Йорк вышел к нам вперед, он был лидером композиций и порвал зал. Его голос, выливался оливковым маслом на меня, с кучей микро тембров которые просто не слышно например в наушниках айфона. А басы, электроника плывущие внутри композиции это что-то!
Оказалось это стало самым сильным впечатлении за весь вечер. Радиохэд это его музыка, такое ощущение что усилок сам кайфует и качает головой в такт. Ну а моего скрипача вдавило в диван.
по винилу - корректор не прогрелся к утру. Не знаю почему, но не готов оценить справедливо. Все есть, детали, тембры но Вау пока не поймал. Сегодня дам ему шанс и готов передавать усилитель дальше.
В итоге - греть надо. Новый - долго греть. Зато слышно потенциал лампочек. Уверен, смена ламп на нем - мечта аудиофила.
По детальности - едва ли не паритет с Супернайтом на вч, больше тембров на середине и теплее на басу.
По драйву - вот тут немного уступил Нейму, слышно как плотно накладывает низы, хорошо вываливает на тебя, но все-же чуток скромнее конечно.
Интересное наблюдение - его очень прикольно слушать громко! С увеличением громкости сцена выдвигается вперед, а звуки становятся плотнее и осязаемее. Отсюда ощущение присутствия в зале.
Играет ли на малой громкости? Первые часа четыре - нет! Когда прогрелся, руда поперла, есть пластичность, есть детали по всему диапазону, но и сцена приблизилась к колонкам. Может так и надо? Ты же слушаешь негромко не в 8 метрах от акустики, так?
Мое личное мнение - усилитель очаровашка, его очень приятно слушать. Настоящий английский звук со своим характером и своим мнением на разные стили. Умеет играть цифру в хорошей обвязке почти как винил, реально круче современного Нейма.
Ну и самое сильное впечатление - у него шикарное разделение каналов! На цифре ну вот совсем как на виниле. Это раздвигает сцену и дает тот самый огромный зал в котором ты главный зритель. Очень круто.
спасибо большое за этот тур, получил огромное удовольствие от усилителя. Скрипач кстати тоже ))
Вот очень интересное предложение! Прошу учесть и принять… Глубокоуважаемый начальник бара @dmitre , разрешите испить англицкой лампы оригинального купажа.
В SF как раз отмечают, что аппарат довольно “ритмичный”
it was impossible not to notice one of the Croft’s greatest strengths: It clarified, better than my own electronics, the precise pitches of every fast-moving note played by the remarkable bassist Pierre Michelot