По прошествии следующих трех дней прослушивания, хорошее впечатление, которое поначалу произвел на меня интегральный усилитель Croft, еще больше окрепло.
Аппарат очень приятный, удобный в эксплуатации. Ничего лишнего ни на передней панели, ни на задней. Только все самое необходимое. И хотя к условной категории High End его отнести нельзя - не та ценовая, на своей поляне это очень сильный игрок. Свою стоимость он оправдывает без вопросов. Попробую сначала описать его музыкальные особенности по раздельности.
Для тестирования я использовал несколько компактов, которые, на мой взгляд, достаточно отчетливо показали сильные и слабые стороны аппарата. С их помощью я попробовал проанализировать отдельные аспекты звучания, как я их услышал, а после выразить их в тексте словами. В остальное время я просто слушал разноплановую музыку и для понимания того, что усилитель хорош, этого было вполне достаточно.
- Диск Das Stereo Phono-Festival на нем записаны 16 винил-рипов, которые производились с вертушек различных ценовых категорий. Эта запись очень показательна для того, чтобы тестировать аппаратуру и кабели на предмет передачи индивидуальных особенностей фонограмм (при снятии рипов использовались ММ и МС картриджи от самых простых до очень дорогих моделей).
- Владимир Высоцкий – Избранное. (Записи 1974-1975 гг., Мелодия, 2005). Голос Высоцкого, его интонации и тембр знакомы мне еще с детства и поэтому любые погрешности в воспроизведении этой фонограммы легко распознаются.
- CD диск Plastikman-Musik, 1994 г. Закольцованные, многократно повторяющиеся биты с этого альбома очень легко могут показаться монотонными и неинтересными, хотя это совершенно не так. На хорошо отстроенном тракте эта запись звучит очень трансово и залипательно.
Тональный баланс.
С этим показателем все отлично. Звучание густое, довольно насыщенное. Какой либо перекос АЧХ в ту или иную сторону отсутствует, также отсутствует доминирование какой-либо области спектра. Мне понравилось.
Общая перспектива и сцена.
Звучание усилителя Croft Audio хорошо уравновешено, ровное без отстраненности. Звуковая картинка может быть чуть выдвинута на слушателя, но очень в меру, все сбалансированно. Эффект присутствия есть. Образы довольно крупные полноценные. Усилитель неплохо выстраивает сцену, она не поражает воображение каким либо огромным объемом, но достаточная воздушность присутствует точно. Эшелонированность для этой ценовой хорошая. Образы отчетливо располагаются и в глубину и в ширину и немного по вертикали. Отсутствует зажатость. Звуки не прилипают к акустическим системам, а располагаются в пространстве между колонками свободно с хорошим равномерным заполнением.
Высокие частоты.
ВЧ умеренные, не лезут на первый план, гармонично увязаны в общее музыкальное полотно. Зернистость не наблюдается. Особенной воздушностью и протяженностью высокие частоты не поражают, но зато излишней яркости и назойливости тоже нет. Все пристойно.
Средние частоты.
Это очевидный конёк усилителя и лучше всего проработанный диапазон. Лампы в схемотехнике помогают сформировать хорошую серединку, живую наполненную, которая не позволяет усилителю играть жёстко, безжизненно. Здесь присутствует полная ясность, определённость, музыкальность, энергетика. Голоса исполнителей, их характерные особенности хорошо распознаются. Какой-либо явной посторонней окраски, крикливости, утомительного звучания, не замечено. Хорошая наполненность. Динамика в этом диапазоне тоже хороша - отчетливо передаются громкостные градации.
Низкочастотный диапазон.
Здесь уже заметны некоторые недочеты. В звучании хоть и присутствует ощущение фундамента, основательности, но все же басовые ноты не слишком очерчены и разнообразны. Правда это совершенно не мешает воспринимать музыку, если только на этом специально не сосредоточиться. Главное что в басу нет отставания и бубнежа, а есть неплохая наполненность, что гарантирует отсутствие сухости, истонченности в звучании.
Темпо ритмические характеристики в норме. Отставания, сумбура и чего-то подобного в звуке усилителя Croft не отмечено. Мелодические линии отдельных инструментов и произведения в целом отслеживаются хорошо и без напряжения, естественно и непринужденно сплетаются в осмысленную звуковую картину.
Плюсы и минусы в сравнении с моим усилителем. У турового интегральника Croft лучше проявляется эффект присутствия, более выпуклые образы, сочнее тембры. Единственный минус в сравнении с моим усилителем - НЧ диапазон менее подвижен и хуже интегрирован в общее звучание, иногда заметна некоторая тяжеловесность. Считаю эти плюсы, как и минусы, заслугой лампочек в схемотехнике усилителя Croft. Они оживляют звучание, добавляют дыхания, жизни, и так же лампам иногда свойственны небольшие особенности в НЧ диапазоне. Зато в в звуке всегда присутствует дыхание, есть основательность, ощущение фундамента. К тому же можно дополнительно позаниматься Tube rollingом в предварительном каскаде и подкорректировать звучание на свой индивидуальный вкус…
Опираясь на эти наблюдения, усилитель могу охарактеризовать как музыкальный, т. к. все основные аспекты хорошего звучания присутствуют в должной мере, хорошо увязаны между собой и это гарантирует удовольствие от прослушивания музыки. Утомляемость невысокая, я слушал усилитель подряд в течение нескольких часов без заметных признаков усталости.
Croft Audio Phono отличный усилитель, за вполне вменяемые деньги. С ним точно не заскучаешь. Все дело в гармоничном балансе параметров звучания и в этом проявляется основная заслуга и мастерство разработчика Гленна Крофта. Сохранить дыхание музыки, оставаясь в рамках невысокой стоимости очень непросто.
Музыка:
John Frusciante, The Flaming Lips, Yello, Orbital, Brian Eno, Brian Bennett, Arthur Russell, Аквариум, В. Высоцкий, кое что из джаза и немного классики
Система:
Источник: Leema Element CD, DAC California Audio Labs Alpha. Усилитель: AVI–S2000MI, Акустика: Acoustic Energy AE1 Classic Коммутация: Kimber Kable Hero, Silver Streak – межблочные; Stereovox XV2 - цифровой; Kimber Kable 4TC - акустический; Kimber Kable PowerKord, Furutech-α3 и силовой Расула, распределитель питания на Fujikura.