🎛 Трансформаторный регулятор-коммутатор Silk STA-522A - ЗАВЕРШЕН

Вот что ответил Джонатан:
That will be okey. But only just. Any lower and a little HF roll off my happen.
All the best.

Если не будет возражений, мне проще описывать свои впечатления по “горячим следам” (т.е. за несколько постов), а не одним большим обзором.

Итак Day One:
Знакомство с TVC, его сравнение со встроенным в PrimaLuna Dialog Premium
(все лампы - PSVANE T Mark II) резистивным регулятором громкости ALPS Blue Velvel 100 КОм. Подробности об усилке и его ТТХ - по ссылке.

Более подробное описание моей системы - в профиле.

TVC подключался напрямую ко входам усилителя мощности PrimaLuna.
Уровень громкости выравнивался по показаниям шумомера в точке прослушивания (розовый и белый шум). Подстраивался по необходимости на 1dB (цифровая регулировка громкости) уже во время прослушивания.
Положение регулятора громкости TVC - 12 часов. Да, я не спокойный сосед.

Список основных треков:
Gordon Goodwin’s Big Phat Band - Sing Sang Sung, инструментальный джаз.
Pirates - Barbossa Is Hungry, саудтрек.
Musica Nuda - Eleanor Rigby, вокальный джаз.
Gregory Porter - Liquid Spirit, вокальный джаз.
Nina Simone - Plain Gold Ring, вокальный джаз.

Наблюдения и предварительные выводы по итогам первого для:
TVC на Силках превосходит (вполне определенно) резистивный ALPS - музыка воспринимается как более “пластичная” с лучшей передачей ньюансов, “разборчивостью”.
Это заметно на всех композициях.
Возникает ощущение, что на TVC немного увеличен уровень громкости - больший “динамический контраст” между тихими и громкими звуками.
Никаких проблем с передачей НЧ или ВЧ не отметил совершенно. Немного резкий голос Gregory Porter не испугал искусственными сибилянтами (что часто бывает) - очень органично, естественно. :grinning:

Этот раунд однозначно за Silk STA-522A.

Некоторое время назад мне показался интересным следующий пост (сравнение TVC vs резистивного аттеньюатора на симуляторе LTspice). Не бесспорный, конечно, но познавательный. Надеюсь, покажется интересным не только мне.

В планах:

  1. Сравнение TVC vs цифровая регулировка громкости HQPlayer на усилителе мощности PASS XA30.5 (DIY). HQP вообще крайне хорош в цифровой обработке, PASS копает очень глубоко вниз по сравненю с PrimaLuna. Если в НЧ есть проблемы, замеченные Артемом, надеюсь услышать…
  2. Внедрение TVC в наушниковый тракт. Вполне возможно Audeze позволят расслышать то, что не позволяют АС.
  3. Ну и измерения сделать хотелось бы (аудиоинтерфейс RME ADI-2 Pro Fs, осциллограф). Трансы то легендарные. :grinning:
  4. Определиться с итоговой оценкой.
4 лайка

Виктор, можно я опять со своим вопросом тут нарисуюсь? Не хочется новые темы плодить.
Снова про входное сопротивление УМ. Попробовал подключить TVC к небалансному входу усилителя мощности (на нем сопротивление чуть больше, чем на XLR - 7.2), отметил некоторое увеличение разрешения на ВЧ и НЧ. Отсюда вопрос: можно ли каким-то образом увеличить сопротивление на входе УМ? Резистор там какой-нибудь впаять в межблочник или еще что-то?

Day Two:
Вот здесь уже появилась интрига. :grinning:

Источником сигнала, как и в прошлый раз, был RME ADI-2 Pro Fs.
Усилитель мощности PASS XA30.5 подключался:

  1. Напрямую к RME, балансный вход. За регулировку громкости отвечал HQP (64 bit).
  2. Через TVC на Silk STA-522A, не балансный вход. За регулировку громкости отвечал:
    2.1 TVC (аналоговая регулировка громкости)
    2.2. HQP. Регулятор громкости TVC устанавливался на максимум (трансформатор в режиме 1:1).
    2.3. RME через собственный цифровой регулятор громкости (42 bit). Регулятор громкости TVC устанавливался на максимум (трансформатор в режиме 1:1).

Сделал так, т.к. мне хотелось сравнить цифровую и аналоговую регулировку.

Справочно:

  • заявленный входной импеданс оригинального XA30.5 - 30К для SE подключения и 20К для балансного.
  • при цифровой регулировке уровень аттеньюации был примерно равен -28 dB. Подстраивался при необходимости при прослушивании.

Безусловным лидером стал HQP с прямым подключением по балансным входам - масштабное, детальное звучание. В первую очередь (но не только, см. ниже) связываю это с балансной конструкцией XA - по SE входу он просто звучит немного хуже.
Неожиданностей для меня в этом не было.

А вот дальше результат оказался для меня интересным.

Аналоговая регулировка TVC (регулятор громкости ~ 10/11 часов) вносила достаточно заметное изменение в звучание в сравнении с вариантом цифровой регулировки. Я бы описал эффект как некоторое “сглаживание”, “смягчение” ВЧ. Результат - некоторая маскировка специфичных тембров голоса исполнителей, тарелок ударных инструментов. Речь, конечно, не идет об упрощении музыкального произведения, только о некотором изменении акцентов.

IMO - это отрицательный эффект. Но отлично понимаю, что у других слушателей именно эта особенность может ассоциироваться с большей “аналоговостью” и оцениваться положительно.
Собственно это единственное обнаруженное отличие - ни с точки зрения выразительности НЧ диапазона, ни “прозрачности”, ни локализации - объективных отличий нет (только на уровне показалось, не подтверждалось при повторных прослушиваниях).

Заметной разницы между HQP и встроенным цифровым регулятором громкости RME тоже выявить не удалось, Хотя в первый подход сложилось ощущение превосходства HQP.

Предварительный итог:

  1. TVC на Silk STA-522A - однозначный шаг вперед по сравнению с бюджетными резистивными регуляторами (ценовой диапазон 20-50 USD).
    Интересно было бы прямое сравнение с небюджетными изделиями на высококачественных резисторах. Например, Khozmo на Vishay SMD, или Takman REX/REY, или AMRG Trans. В бюджете 400 - 500USD достаточно много готовых и DIY изделий с индикацией уровня, дистанционным управлением. Это вполне сравнимо с ценой на пару Silk STA-522A + переключалка уровня ELMA или Seiden.
  2. TVC на Silk STA-522A - точно придется по душе искателям “аналоговой” подачи.

В ближайшие два дня постараюсь провести прослушивание TVC на ушной системе и сделать объективные измерения.

7 лайков

Если в кабель установить резистор, то входное сопротивление конечно, станет выше, но и сигнал на входе усилителя будет ослаблен, так как этот резистор и резистор на входе усилителя будут образовывать делитель напряжения.

Нормальных “внешних” способов увеличить входное сопротивление усилителя по всей видимости нет.

1 лайк

Измерения:
Скажу сразу - это лучшие трасформаторы, которые у меня были (не огромный опыт, конечно, около 6 разных звуковых трансов).

Трансформатор Silk STA-522A устанавливался между небалансным выходом и входом RME. (выходной импеданс последнего 100 Ом, входной 9К).

Положение регулятора громкости на TVC - максимум


АЧХ - в верхней части графика. THD от частоты по 2-ой, 3-ей и 4 гармонике в % - в нижней.
THD фактически не отличается от аналогичного показателя RME. Трансформатор “прозрачен” в очень высокой степени.
Внимательно посмотрим на тестовый сигнал 1К (24 бит, 44,1 К)

Потрясающий результат! Все без исключения трансы, которые были у меня ранее, всегда немного ухудшали THD.

Да, появились наведенные гармоники 50 Гц, но их уровень крайне мал. Это “эфирные” наводки на SE кабели, разъемы.

Положение регулятора громкости на TVC - 12 часов. Уровень входящего сигнала был пропорционально увеличен, что бы выходной примерно соответствовал предыдущему измерению.


Видим небольшой рост THD и всплеск на АХЧ в районе 50К Гц.

Более подробное измерение АЧХ “проблемной” области

В принципе это нормальная картинка, результат наличия паразитных емкостей и индуктивности транса. Внешний вид и сила всплеска будет зависеть от входного импеданса усилителя + емкости межблоков.

Я спокойно отношусь к измерениям, не переоцениваю их значение. Но они полезны хотя бы тем, что позволяют оценить объективное качество изделия.

Итог - Silk STA-522A очень качественный транс. С лучшими я пока не встречался. :grinning:

6 лайков

Ну и видимо финальный пост уже. По итогам прослушивания в наушниках.

К сожалению, я не успел собрать усилитель AMB Beta 22, поэтому подключение было выполнено следующим образом:

  1. Источник - USB интерфейс.
  2. Вывод с него либо:
    2.1 C линейного небалансного выхода RME на TVC и далее на аналоговый вход RME. Ручка громкости ~ 10 часов. Цепочка преобразований D-A (выход) - D (оцифровка входа) - A (выход на наушники)
    2.2. Предыдущий пункт, но регулятор громкости TVC устанавливался на максимум. Уровень звука контролировался цифровым регулятором громкости RME.
    2.3. TVC удален, работает только RME. Цепочка преобразований - D-A.
  3. Усилитель для наушников RME в режиме High Power (>1Вт на импеданс наушников), Audeze LCD-XC.

Во всех вариантах HQP не использовался.

Варианты 2.1 и 2.2 проводят к лишнему AD преобразованию. Первоначально я опасался, что любое включение TVC именно из за этого будет недооценено. Но, как оказалось, напрасно.

Итог:

  1. Не смог отличить на нескольких треках 2.2 и 2.3. Разница совершенно на уровне “показалось” даже при быстрых переключениях (занимает 1 секунду). Что только подтверждает очень высокие показатели Silk STA-522A в режиме 1:1.
  2. Вариант 2.1 (регулировка громкости через TVC) приводил к некоторому изменению звучания - “смягчение” тембров ВЧ (хорошо заметно на вокальном джазе) и нижнего НЧ (контрабас). Выбор исключительно вкусовой. Мне ближе 2.2 и 2.3. Очень похоже на результаты DayTwo c PASS XA30.5 (DIY).

С моей точки зрения это связано с особенностью трансформаторов вообще (зависимость АЧХ от импеданса источкика и нагрузки) и не является фичей Silk. Краткое пояснение из книги Билла Витлока "Аудио Трансформаторы)

Итог:
1. Изделие производит очень хорошее впечатление. Выглядит стильно, заметно лучше чем на фото. Был приятно удивлен когда распаковал.
2. Качество сборки - отличное.
3. Заметно превосходит по звучанию ALPS и аналогичные регуляторы громкости. Последние просто больше не буду использовать. Читал много, но услышать было важно. :joy:

Минусы:

  1. Шаг регулировки громкости в 2dB в наиболее часто используемом диапазоне. Для меня это грубовато. Если не использовать параллельно цифровую регулировку уровня для более точной аттеньюации, конечно. Это нужно учесть перед покупкой. И это тоже фича всех TVC.
  2. Верхняя и нижняя крышка корпуса закреплены только 4 винтами (слева и справа). Т.к. крышки достаточно тонкие (1 мм), то задняя часть (у входных и выходных разъемов) “гуляет” при нажатии. Совершенно не критично, но я заметил. Не понравилось.

Совершенно честно - рассматриваю пару Silk к покупке. Трансы хороши. :grinning: Попробую активный пред и пассивный резистивный регулятор для PASS и там окончательно определюсь.
Я уже купил ALPS для регулятора громкости на Beta22 - абсолютно точно только временный вариант.

Виктор - персональное спасибо за отличный продукт и возможность с ним ознакомиться!

9 лайков

Урааа, состоялось мое первое прослушивание железки в рамках стерео-тура. Респект Дмитрию @dmitre и Виктору @Victorvvo за такие возможности, о которых раньше не мечтал :raised_hands:
Мой субъективный отзыв будет на опыте хаотичного меломана, тк путь с нормальным железом начался всего как год. Сейчас этап скоростного перебора железа=) Скажу сразу, не ищу тонкие материи в звучании и мнение скорее складывается из “нравится или не нравится”
Итак, по делу:
-упаковка супер-пупер, тут и сказать нечего. Обязательно возьму на заметку.

  • достал пред, покрутил в руках, потряс немного. Все великолепно: без люфтов, скрипов и кривых зазоров. Тактильно тоже приятно держать. Железка располагает к дальнейшему знакомству. Серебристый цвет идеально вписался в мою гамму.

-далее интегрирую в систему. Мощник bryston 4b sst, цап aqua la voce s2, транспорт soundaware d300, акустика dynaudio twenty-five. По проводам особо не загонясь пока, серые арканы на межблок. Питалово-акролинк и саек 7Н. Акустические аудиоквест. Весь этот винегрет поставил на ночь погреться, как тут положено=))

-первое включение с утреца. При моей лояльности, звук не зашел. Показался бедным и с мелким динамическим диапазоном, даже по сравнению с моим надом m51. Ок, включил фоном на весь день для притирки. Хочу заметить, минимальная громкость не совсем устроила. Хотелось бы получить ее ниже не менее чем в два раза. Это особо критично при фоновом прослушивании.

-второй вдумчивый подход состоялся вечером того же дня. Прогрев дал о себе знать. Звук полился из акустики, именно это изначально и хотелось услышать. Конечно, хотелось бы немного теплее звук, но это скорее вопрос к моему мощнику. Звук тот, который ждешь от брайстона и пред его не коверкает. Низкие, средние и высокие на своих местах. Ничего не хромает и не выпячивается. Со своей задачей справился на пятерочку. А что еще надо от преда? Лично мне балансное подключение было бы в плюс.

-далее пролетела неделя с Silk STA-522A (кстати, из чего складывается такое название?) Полет прошел отлично, звук радовал все больше. Это прям как джинсы, которые все больше любишь когда разнашиваешь. Silk это как классический левайс-ничего лишнего и надолго. Если бы не шило в заднице и любопытство, вполне может быть конечной.

Резюмируя вышесказанное выявил для себя плюсы и минусы:
+визуал, компактность, отсутствие питания(экономия на проводах), нейтральная подача
-минимальная громкость все-таки выше желаемого, отсутствие хлр

И еще раз тысяча благодарностей мастеру-изобретателю с ровными руками, коим является @Victorvvo :pray:

3 лайка

Это название модели используемых трпнсформаторов.

1 лайк

А можно мне добавиться в тур?

Себе купили его в результате?

Нет, есть минусы для меня о которых указал. Ну и само-сабом творческие поиски.э :roll_eyes:

1 лайк

Здравствуйте всем. Очень жалею, что не успел записаться в тур Феликса с его регулятором громкости. Поэтому, если еще актуально, с удовольствием поучаствую в этом. Запишите? г.Обнинск

Ребят,очень хотел бы поучаствовать тоже,регулятор нужен,
город Псков

Виктор @Victorvvo, можно нам троим присоединиться к туру?

1 лайк

Присоединяйтесь - пусть регулятор путешествует по взрослому :slight_smile:

1 лайк

Добавил всех.

Шелковый звук

По воле случая попал я в этот тур:
Лишь вызвался помочь коллеге!
И, оглянуться не успев,
Уже пишу я отзыв свой нескладный…

Изначально я не планировал принимать участие в туре данного устройства, но коллега @Versum попросил просто забрать посылку из офиса СДЭКа… забрал… любопытсво пересилило… и вот, я в туре! :wink:

Тестирование проходило в сетапе:

  • Файловый источник (паровоз): ноут Asus/Win7/JRiver/Project Lasso+AQ Diamond USB+Berkeley Alpha USB;
  • ЦАП: MUSE 296;
  • Предварительный усилитель: Spectral DMC-10, Усилитель мощности: Counterpoint NPS-400;
  • АС: neat Momentum 4i;
  • Кабельный сет: практически весь от минского мастера Amur™, кроме упомянутого в Источнике AQ Diamond USB и еще межблоков Siltech FTM-4 GOLD G3 и MIT MI-350 CVTerminator.

Упаковка сделана на “отлично”, просто и надежно, всем бы поучиться. Сам прибор, несмотря на использование некого стандартного (подозреваю китайского) корпуса смотрится и ощущается тактильно очень позитивно. Всему причиной очень качественная шершавенькая окраска корпуса, ручки так же, хоть и стандартные, но подобраны и размещены очень удачно, пропорционально. В общем аппарат приятно держать в руках и не зазорно поставить в стойку к именитым собратьям. На тыльной стороне размещены качественные разьемы RCA и, хоть надписей под ними нет, все интуитивно понятно. Внутрь не лазил, хватило фотографий коллег, так же все аккуратно и грамотно (КМК) собрано.

Теперь, собственно, к звуку: после суточного прогрева под сигналом я включил Шёлк в вышеозначенный тракт вместо предусилителя Spectral. Слушал я на различных жанрах, исполнителях и альбомах, и вот мое резюме:

  • Понравилось: подача у аппарата действительно оправдывает наименование, она именно “шелковая” - кристальные, чистые, подробные ВЧ (причем без выпячивания и сибилянтов), широкая, эшелонированная сцена, бережное обращение с материалом и донесение до слушателя всех звуковых и смысловых нюансов произведения.
  • НЕ понравилось: недостаток звуковой информации в нижней середине, верхнем басе и мидбасе, и, как следствие, - отсутствие телесности, сочности, панча и т.д. Звук - шелковый, но легковесный, неубедительный.

Как говорят у нас в Баре в подобном случае: “Не раскрыл-с!”.

Когда я сообщил о результатах своих изысканий коллеге @Versum, он выдвинул гипотезу о несогласованности данного регулятора с мощником, по словам Сергея у данного Counterpoint входное сопротивление 101кОм. Я не специалист в этих вопросах, но версия звучит вполне правдоподобно, интересно, как прокомментирует ее автор?

В итоге, с чувством легкого неудовлетворения от проделанных изысканий, я сложил агрегат в упаковку и приготовился завтра (если получится) передать его Сергею @Versum.

Резюме такое: в паре с подходящим (согласованным) мощником данный аппарат, ИМХО, способен на многое! Могу только представить себе сочетание шелковых ВЧ и сочных и фактурных СЧ, мидбаса и ниже…! Надеюсь, Сергею удастся его раскрыть более полно (если это случится, то с удовольствием послушал бы данный регулятор в его сетапе).

Спасибо @dmitre за Бар с турами и БлэкДжеком, автору @Victorvvo за аппарат (не до конца мною, правда, оцененный), коллеге @Versum за его громадную лепту в тестовый сетап!

Всем мира и хорошей музыки!

8 лайков

Спасибо за отзыв. :+1:
Насчет сопротивления нагрузки - обсуждалось чуть ранее, для этого регулятора желательный диапазон 20…50 кОм, в этом случае АЧХ наиболее “плоская”. Расчетный диапазон нагрузок для получения максимально широкой, ровной, плоской АЧХ - это особенность всех звуковых трансформаторов и трансформаторных регуляторов в частности.

4 лайка

Предполагается, что источник имеет довольно низкое выходное сопротивление и первичная обмотка им шунтирована, поэтому выходное сопротивление подключенного в систему трансформаторного регулятора в итоге не так уж и существенно зависит от положения переключателя. Сопротивление вторички постоянному току пожалуй стоит принять во внимание, но его следует оценочно соотнести с рекомендуемым сопротивлении нагрузки (20…50 кОм).

1 лайк