🔌 Сетевые дистрибьюторы, стабилизаторы, регенераторы, фильтры.

Методика измерений зависит от задач

Имеют. И не малый. Конечно, интереснее сделать длительную регистрацию. Но с учётом труднодоступности прибора даже из разового замера в “типовой” день и время можно вынести не мало полезной информации. Понятно, что придётся базироваться на предположении, что в это день была типичная картина. Но это лучше чем ничего.

Это из разряда “если повезёт”. Повезёт, будет конечно лучше, чем ничего. Будет нетипичная картина в этот промежуток, только карты себе спутаете

1 лайк

Ой ли…

1 лайк

Это не из разряда “если повезёт”. Это стандартный “вопрос вероятности” (того события, что именно в день замера Вы нарвётесь на нетипичную картину), репрезентативности разовых измерений и их интерполяции на общую картину. Человечество уже давно решило эту дилему. Поэтому везде, за исключением заведомо стохастических процессов, при невозможности вести постоянный контроль используются разовые замеры в типовых условиях. Так что именно Ваши опасения из разряда “если очень не повезёт”. Но вероятность этого не так высока.

Раз тут такая большая тема, то поделюсь и здесь тем, что написал на соседнем форуме.

Конечно, я не раз раньше слышал об использовании развязывающих трансформаторов для улучшения качества питания аудиосистем, но, с учетом необходимой аудиосистеме мощности, меня всегда отталкивали требуемые для этого габариты и стоимость таких трансформаторов.

Началось все, на самом деле, еще до покупки нового ЦАПа. Собирал различные фильтры не раз и не два в разных вариантах. И в той или иной степени они были полезны. Сейчас, когда завершается новый этап полного обновления системы, задумался и о приведении в порядок питания. И подстегнул меня к этому замечательнейший китайский R2R ЦАП Gustard R26. Все в нем хорошо… но как оказалось, полностью отсутствует фильтрация сетевого питания. Будучи возмущен такой несправедливостью, экспериментировал с разными элементами фильтрации. Включая небольшой развязывающий трансформатор, который продемонстрировал хороший потенциал. И в тот момент, когда мне надоело это разнообразие подключений, было решено все розетки системы объединить в одно фильтрующее устройство.

Концепция

Поставил себе тезхадание - создать фильтр для всей аудиосистемы в разумных массогабаритных характеристиках и стоимости и который можно установить в стойку с аппаратурой. И при этом максимально развязать компоненты друг от друга и от сети. Обращаю внимание, что акцент не только на развязку от сети, но и друг от друга, что часто даже важнее для качества звучания.

Выделенная линия - не решение, это всего лишь длинный силовик, который решает лишь часть задач. Основная польза от него - качественная линия без лишних “врезок” и надежные контакты. Может быть только дополнением к мерам по улучшению питания.

Различные фильтры питания - гасят часть помех, и иногда в случае излишней фильтрации рубят динамику, часть типовых электронных компонентов в них по многочисленным отзывам и опытам портят звучание. Кому-то нравится, кому-то нет. Вплоть до того, что намучившись такие фильтры заменяют на качественные распределители без какой-то фильтрации.

Регенераторы, как отмечают многие - дают синтетичность в звуке, так как сами неидеально синтезируют синус, ограничены по мощности. Аудиофилы с опытом редко их используют.

Поэтому решил в качестве основы фильтрации использовать развязывающий трансформатор, дополнив его нейтральной системой фильтрации. Ничего лишнего, только очистка сигнала.

Описание

Необходимо иметь в виду, что для типовой аудиосистемы запитывать все компоненты, включая усилитель/усилители от развязывающего трансформатора - нерентабельно по ряду причин.

Первая в том, что большую часть мощности трансформатора съедают усилители, оставляя минимум для остальных компонентов и, соответственно, в той же степени влияя на них.

Вторая в том, что требуется хотя бы пятикратный запас по мощности для того, чтобы динамика не страдала. Это, в свою очередь, означает, что даже средняя по мощности система требует 5-10 кВт-ного развязывающего трансформатора в соответствующих размерах, стоимости и проблемах с размещением. Далеко не каждый решит его использовать.

Представим себе вполне обычную систему, включающую, ЦАП, CD-транспорт, предусилитель и усилитель мощности. Первые три компонента потребляют, условно, по 50-100 Вт, а усилитель 500-1000 Вт. Обычно развязывающий трансформатор имеет одну вторичку, на которую это все и подключается. Что в итоге имеем? Чувствительные потребители и мощный усилок питаются вместе. Как в одной из веток форума было метко сказано, мышь и слон пьют из одного корытца.

Когда транс не имеет достаточного запаса и намотан с типовой индукцией - все грустно. Отчасти можно исправить ситуацию, взяв транс с запасом по мощности/индукции, немного увеличив корытце, но сильно увеличив габариты и стоимость такого транса.

Как же поступить? Что же делать? Ведь это большой соблазн иметь свою мини-электроподстанцию в виде развязывающего трансформатора. Позволить слону пить из реки, оставив мыши целое корытце. При этом они совсем не будут мешать друг другу.

Решение

Транс с двумя вториччными обмотками. Таким образом мы гальванически развяжем три группы потребителей, с учетом того, что усилитель будет питаться от сети напрямую (с дополнительной фильтрацией ВЧ помех и постоянки). ЦАП и транспорт будут, например, от одной вторички, пред - от другой и оба они будут отделены трансформатором от усилителя.

Получится между этими тремя группами потребителей аудиосистемы всегда присутствует обмотка развязывающего трансформатора. Т.е. мы отвязываем чувствительные компоненты от сети, друг от друга, а также от такого мощного потребителя, как усилитель.

В качестве основы фильтра выбран тороидальный трансформатор - он может быть размещен рядом с другой аппаратурой в стойке, так как он минимально рассеивает помехи и по габаритам может поместиться в типовой корпус. Для еще большего подавления рассеяние использовано тотальное экранирование первички отдельными медным и карбоновым экраном.

Кроме этого, для того, чтобы категорически ограничить какое-либо излучение вовне - использован пермаллоевый экран в виде ленты.

Данные трансформатора, созданного в творческой дискуссии с Михаил К. и им же намотанного:

Габаритная мощность трансформатора - 3 кВт, эффективно используемая до 0,8 кВт.

Пониженная индукция (0,77 Тл).

Первичка с подстройкой выходного напряжения ± 10 вольт.

Спротивление первичной обмотки 1,3 Ом.

Полное экранирование экраном из медной ленты

Полное экранирование экраном из карбоновой ленты

Две вторички со средней точкой - сопротивление 1,3 Ом

Полное экранирование экраном из пермаллоевой ленты

Полная обмотка резиновой лентой для улучшения демпфирующих свойств

Существенно увеличенная изоляция между первичкой и вторичками, а также между вторичками.

Это позволило получить межобмоточную емкость всего 249 пФ.

Ток холостого хода всего 18 мА.

Совершенно бесшумный в работе - включил и… такая тишина, что не понял, вообще включен ли он 

Обычно развязывающий транс имеет одну вторичку со средней точкой или без.

В нашем случае вторички две. Это означает, что у нас появляется возможность гальванически развязать аудиокомпоненты на две группы (а в рамках фильтра - на три). Причем, межслойная изоляция заметно увеличена для улучшения развязки.

К каждой вторичке подключены две розетки, на одной из которых фильтры типа EPCOS. На второй - дроссельные фильтры в серебристых корпусах из 4 мм железа (!). Это нам дает ВЧ фильтрацию компонентов друг от друга и на каждой вторичке. Так сделано для того, чтобы не было взаимопроникновения шумов, выходящих из приборов в рамках этой вторички.

То есть все 4 розетки друг друга отвязаны друг от друга гальванически и/или фильтром.

Оставшиеся две розетки предназначены для мощных потребителей - усилителей. Поэтому, для избежания подрезания динамики, они питаются непосредственно от сети через два фильтра - на базе синфазных кобальтовых дросселей в карбоновой изоляции и фильтра постоянного напряжения.

К сожалению, мы повсеместно сталкиваемся с тем, что производители серийных устройств максимально экономят на на железе и меди трансформаторов, рассчитывая их в притык по мощности. Поэтому они, эти трансформаторы, особенно подвержены влиянию в том числе постоянной составляющей сети. Это выражается чаще всего в ощутимом гуле трансформатора, влекущим за собой искажения в дальнейшем питания устройства, и в итоге сказывается на звучании. Решением, существенно улучшающим ситуацию, облегчающим жизнь трансформаторам, особенно повсеместно применяемым тороидальным, является соответсвующий фильтр. ВЧ грязь из сети подчищается мощным фильтром на базе синфазного дросселя (также изготовлен Михаилом).

Таким образом высокочувствительные компоненты отвязываются через трансформатор от мощных потребителей - усилителей, а также сами не вносят помехи в их, усилителей, работу.

Итого мы получаем устройство, развязывающее все устройства системы друг от друга с аудиофильской фильтрацией, подразумевающей отсутствие компонентов, спорных с точки зрения звучания (типа варисторов), выполняющее также функции распределителя на 6 розеток и прекрасно размещающееся в типовой стойке (габариты 430-400-150, вес - 27,5 кг).

Кстати, как оказалось, у многих друзей и знакомых по аудио, сеть сильно отличается по напряжению. У кого-то напряжение существенно заниженно, у кого-то завышено. Поэтому трансформатор имеет отводы в первичке, которые позвляют ему выполять еще одну функцию - коррекции среднего значения напряжения сети ± 10 вольт, что оказалось в моем случае (у меня среднее напряжения - 237 В, вечером - в районе 238-239 В) весьма полезным.

Впечатления

По прослушиванию.

Думал, что не будет заметной разницы с предыдущим вариантом (уже уехал к новому владельцу), в котором мы делали трансформатор попроще (габариты, экранирование и др.), но прирост оказался существенным. Немалую роль сыграли и синфазные кобальтовые дроссели, которые у меня стоят на фильтрации усилителей в Д-классе НЧ звена акустики.

По звуку - проявился объем помещения, всплыли микродетали, о которых не догадывался. Добавилась возможность более четко слышать разницу между тембрами различных инструментов в оркестре, в том числе в самом низу, басовых инструментов. Новых впечатлений - масса! Четкая и ясная картина! Так увлекся, что снова засел переслушивать любимые записи. Эффект - замечательнейший! Совсем не зря затеял все это дело!


44 лайка

Очень интересно, приятно было почитать. Не подскажете марку зеленых аксиальных конденсаторов? По-моему именно такие я видел в промышленных фильтрах СССР.

1 лайк

Благодарю. Масляные металлобумажные К42У-2.
Кстати, нашёл фото одного из таких промышленных фильтров СССР. Бумажные масляные К40У-9 в количестве 4 шт., и один такой зелёный:

1 лайк

Долго изучал тему, взвешивал плюсы и минусы, собирал срез общественного мнения на форумах по разным вариантам фильтрации, делал эксперименты. И это вылилось в вышеописанную концепцию.
Это не отменяет того, что кому-то нравятся, например, регенераторы или просто дистрибьютеры без фильтрации.
С аудиофильской точки зрения - этот фильтр есть то видение вопроса, к которому я пришел.

4 лайка

Очень интересно. А как решен вопрос с заземлением? Вижу что две правые розетки его не имеют. Что подключено с заземлением, что без?

Без заземления подключил себе ламповый усилок СЧ-ВЧ звена, он потребляет немного.
Остальные розетки заземлены в одной точке по классическому варианту. Вторички со средней точкой, поэтому фазировка уже не имеет значения.
Также удобно, что фильтр позволяет не слышать разницу в звучании системы день-ночь.

1 лайк

Подход вызывает уважение. :+1:

3 лайка

Довольно многие выводы не совсем верны, но спасибо за подробное описание.

Каждый имеет право на свое видение :slight_smile:
Пробежался по Вашим веткам - тоже не бесспорно.
Важен результат, а главный результат - удовлетворение (и не только мое) своей работой, исследованием и звуком))

1 лайк

Я ни разу не заявлял об исключительности своего мнения, это “блог” в общем-то.

Поэтому особо отметил именно подробность вашего описания, это важнее самих результатов.

2 лайка

Важно то, что разные подходы, если они в чем-то разные, помогают читателям собрать картину воедино. Сам шерстил разные источники, не просто найти рациональное зерно.
Ваши исследования только сегодня увидел - весьма познавательно.

2 лайка

А вообще, есть еще ряд идей.
У нас с Вами примерно в одном направлении мысли.
Например, сейчас у меня лежат два трансформатора - фильтра, которые сделаны как альтернатива известному Устройство защиты от электромагнитных помех Octave Filter 3-P RCA | Купить в магазине Аудиомания
OCTAVE Audio
Т.е. перед усилителем ставится.
Нужно собрать в корпус и потестить.
Все времени нет.
Это было бы хорошим дополнением сетевому фильтру.

Начните с чтения проф.литературы, список есть в моих темах и сама она тоже там есть.
Будет весьма полезно.

На чтение время выделить придётся…
… если это не была просто реклама, а вас это интересует на самом деле

Понимаю вашу ревность в этом вопросе, но не нужно смотреть свысока))
Японским фетишизмом не страдаю, поэтому заказываю трансы с нужными параметрами по своим техзаданиям у нас. Это и дешевле, и качественнее. А теперь еще и заметно быстрее.
Для меня это хобби, совершенно не связанное с моей основной деятельностью, и я не производитель. Делаю для себя в основном. В процессе различных экспериментов приходится закупать разные комплектующие с запасом, поэтому предыдущие экземпляры раздаются друзьям или продаются. Иначе дом превратился бы в склад, а это идет вразрез с известным в аудио wife-фактором :grin:

6 лайков