Часть 2. Звук
Малина это крайне бюджетное решение для компьютерного аудио и не стоит внимания закоренелого аудиофила
Примерно такое клише было мной сформировано до знакомства с Odessa-46. Но ведь стереобар не про абстракции, а про личный опыт. Несмотря на имеющийся источник, вялотекущий интерес к этому направлению оставался, мо сильного мотива не возникало. И вот в баре всплывет правильная тема, где Вадим так красиво и вразумительно расписал конструкцию, что меня зацепило. К тому же, как и указывал в первой части все это было для меня новым и неизведанным.
После того как все подключилось, я был так рад, что целый час слушал только радио, чтобы не спугнуть заработавший девайс. Немного осмелев, начал пробовать стримминг с Tidal и Qobuz посредством Bubble. Работает! Хм… не плохо, отметил я про себя и включил несколько подборок со стриминговых сервисов.
Нужно отметить, что просто для запуска, я использовал в качестве интегрального усилителя маленький Trends TA-10.1, что должно было поставить Одессу в дискомфортное положение. Трендс интегральник, но без входного/буферного каскада, только регулятор громкости на входе. Такая конфигурация по отзывам предыдущих участников давала очень посредственный результат. Однако, каких либо проблем я не отметил, усилитель себя вел аналогично, как и с любым другим нормальным источником. Хотя добавление преда существенно добавило «дыхания» Одессе, но такое поведение коррелировало и с моим источником, он также позитивно реагирует на пред. Убедившись, что все в порядке, подключил свой текущий сетап.
Основным источником файлопроигрывания в системе является mac mini с Audirvana в качестве плеера, далее конвертер Weiss или Berkeley, далее на Lindemann 820S в роли ЦАПа и затем на усиление - пред и мощники. Одессу получилось подключить к преду даже идентичными межблоками (одного производителя и одной линейки). Таким образом можно было производить сравнения на лету. Записал на флешку несколько альбомов в различном разрешении. Файлы в высоком разрешении включая DSD с легкостью декодировались и проигрывались должным образом. После этого с улыбкой читаешь описание Aurender N10
Компания Aurender отмечает, что это единственный в своем роде аппарат, который «на лету» умеет конвертировать DSD-формат в PCM
Стоимость N10 даже не буду упоминать
В итоге получилось сравнить и файлы «с воздуха» и с накопителя от различных источников. Одесса держала оборону очень стойко, демонстрируя пластичный живой саунд.
Первая ассоциация которая возникла - подключил транзисторный усилитель в А-классе. Немного уменьшился «воздух», но все детали на месте, просто меньше обращают на себя внимание, звук густой, при этом «тишина» стала тише. Иногда кажется что этот темный фон немного скрадывает рельефность (забегая немного вперед, это больше проявлялось при питании ЦАП от батарейки). Но отличие было заметно только на контрасте первые несколько секунд. Когда оставил играть подольше оба источника изредка переключаясь с одного на другой, то не сосредоточившись, я даже терялся какой из них сейчас играет.
Мне это понравилось и чтобы продемонстрировать возможности Одессы пригласил собарника @VVG. К сожалению, небольшая техническая заминка скомкала прослушивание, но в итоге некоторые отмеченные мною моменты Володя также подтвердил, хотя задача для него осложнялась тем, что он не знал какой из источников был подключен. Я надеюсь, Владимир дополнит своим комментарием результаты этого прослушивания, которое он выдержал с честью распознав who is who
Правда в процессе сравнения всплыл небольшой нюанс, который я упустил Когда я самостоятельно сравнивал источники, то был убежден, что уровень громкости, который они выдают одинаковый, по крайней мере на слух скачка громкости при переключении вообще небыло заметно. Когда же пришел Владимир, он отметил, что один из источников играет чуть громче, хотя я ему доказывал обратное, но прислушавшись и сам в этом убедился. Причину такого отличия понял несколько позже. Я проводил сравнение на поработавшей батарейке и напряжение питания скорее всего было уже меньше 9V, а перед приходом Владимира аккумулятор был заменен на свежезаряженный и выходной уровень был несколько выше, чем в момент моего сравнения.
Нужно сделать еще одно отступление. До этого момента я слушал Одессу подключенной к питанию следующим образом - импульсный БП на Малину, линейный БП на Кали, а ЦАП и от батарейки и от встроенного питания. И уже практически в завершении нашего прослушивания подключили линейный БП к Малине (вместо ИБП). Все три варианта давали, естественно, различный характер звучание и оставшиеся два дня посвятил оценке влияния типа питания, уделив внимание варианту от аккумулятора, т.к. Вадим делал акцент на этом варианте. Должен сказать, мои выводы тут неоднозначны и согласиться, что батарейка лучше во всем я не могу. Попробую сформулировать отличия.
- ИБП - динамичное, шершавое, подчеркивающее
- Крона - сглаженное, черное, «жирное»
- ЛБП - пластичное, быстрое, нейтральное, среднее между ИБП и Кроной.
Попробую визуально отобразить …. отнеситесь с долей юмора
Вот так «звучит» ИБП
А вот так «звучит» Крона
Словесное описание (как и фото) отличий получилось довольно контрастным, но в реальности они небыли такими значительными. Ко всем эпитетам можно добавить «чуть-чуть» (по сравнению с другим). Любой вариант имеет право на жизнь. Но лично я бы выбрал - ЛБП от @nasa.gov оторый отлично вписался в парадигму системы и моего восприятия звучания.
Если по железу Одесса удался, то вопрос юзабилити остался несколько в стороне. А это очень весомый аргумент в создании впечатления от пользования продуктом. Кто уже попробовал удобные, современные и четко работающие оболочки, врятли смогут вернуться к варианту аля «Фубар» не смотря на супер звучание.
Я даже немного загрустил по этому поводу и высказал свои опасения Вадиму. Не смотря на возможность дистанционного управления через Bubble (который не всегда работал так как хотелось) я привык к удобству и логичности интерфейса от Audirvana и это было очень значимым фактором. Неожиданно решение «всплыло» буквально само собой. Одесса просто появилась в списке устройств Аудирваны, куда можно было отправить поток. Т.е. для меня ничего не поменялось вообще. Все плюшки привычного пользовательского интерфейса сохранились, поменялось только выходное устройство. Это сыграло решающую роль в моих выводах по Одессе.
Итак можно подвести некоторые итоги. На мой взгляд Odessa-46 получился законченным решением и довольно сильным источником. Главное достоинство - музыка, она с О-46 течет, льется, втекает… Может толики аудиофилии кому то будет и не хватать, но тут встает извечный вопрос о псевдодетальности, так должно быть или нам хочется, чтобы так было…
А ведь мы еще не затрагивали финансовый вопрос. Мой вариант источника сильно превышает стоимость решения Одессы, не говоря уже об упомянутом выше Аурендере.
Хотел бы себе такой? Да! Купил бы? С большой вероятностью закажу у Вадима аналогичный экземпляр в качестве альтернативы. Надеюсь, этот проект ждет хорошее будущее
Всем здоровья и хорошей музыки