💫 Room Correction — измерение и коррекция акустики помещений + софт (REW, Dirac, Audiolense, Acourate)

А без USB, по-моему, и не было же… но я его не использую, вывожу по AES/EBU на Weiss INT203.

Был.

1 лайк

Точно…

Народ ещё Forssell MADA-2 сильно хвалит, но я его не щупал.

1 лайк

Ветка Lyngdorf на avforums. (Поправил сообщение).

подскажите пожалуйста, что-то нигде не нашел, Arc от Anthem может выдавать VST ?

Решил завершить свое описание (см пост и следующий) для фиксации полученного результата. Вполне вероятно покажется интересным.

DIY 3-way акустика на активных цифрокроссах с полнодиапазонной румкоррекцией + 2 саба.

Усиление - D класс IcePower 50ASX2 + 250ASX2.

Проф ЦАП Motu Ultralite AVB. Соединен с сервером через AVB/TSN сеть на базе RME Digiface AVB. Выбор сделан с целью дальнейшего увеличения каналов (построение многоканальной системы для музыки).

Фильтры и румкоррекция - Audiolense, в последнее время использую их же конвольвер (более функционален по сравнению с Roon).

АЧХ в точке прослушивания. Показана одна из целевых кривых, с которыми экспериментировал.

Групповая задержка в точке прослушивания (FDW = 3).

Выводы:
Тонально ровное, выразительное звучание. Ничем не уступающее по последнему параметру ушам Etymotic Research ER4XR в средне- и высоко- частотном диапазоне.

Субъективное восприятие крайне сильно зависит от целевой кривой (форма, угол наклона - fall slope), в прямом смысле получается разная акустика.

Крайне рекомендую не бояться и пробовать продвинутые формы полнодиапазонной румкоррекции.

14 лайков

Ncore400 уже не тот?

Не вполне понял вопрос.

У меня есть моноблоки NC400, которые я использую с KEF R3 в другой комнате. С технической точки зрения NC400 значительно лучше ICE Power ASX2 серии.

ICE Power ASX2 представляют собой (мое оценочное суждение) дешевые усилители D класса с показателями на уровне встроенных в AV ресиверы хорошего уровня. Т.е. обеспечивают SINAD ~ 85dB (THD+N ~ 0,003-0,005%) на 1 W.

Т.к. для меня:

  • нормальный уровень прослушивания не более 85dB SPLC (не слишком громко) с пиками максимум до + 15dB (см Dynamic Range в доках Roon, например)
  • шумовой фон в комнате прослушивания в СЧ диапазоне ~ 15 dB SPLС (по памяти, летний день, комната не звукоизолирована)

то указанного выше уровня SINAD (THD+N) ICE Power вполне достаточно для “не слышимости” искажений усилителя на музыкальном сигнале. Если усилитель не клиппирует, конечно.

Т.е. в описанной ситуации искажения в системе воспроизведения определяются именно АС (больше примерно на 2 порядка - 0,5% vs 0,003%).

Выбор усилителей - вопрос достаточности / стоимости 6 каналов усиления (в моем случае).

4 лайка

Есть какой-то аналог Okto DAC8 PRO? Нужен на 6-8 каналов с дсп. Или Лучше взять все отдельно? Из недорогих дсп например VOLTA DSP 260 PRO (32 бита с плавающей запятой, 96 кГц.) с цапом пока не определился.

любой многоканальный ЦАП. Их много в проф среде. Но это предполагает обработку на компе (DSP).

Если хочется решения all-in-one (коробочка с DSP и многоканальностью на выходе), то бюджетные решения, на которые обращал внимание (цифровой вход, >=6 аналоговых выходов):

  • minidsp DDRC-88D, 8 каналов, DSP и Dirac для рум коррекции.
  • dbx driverack venu360. Удобный софт.

Оба меряются относительно хорошо.

Сложный вопрос.

Octo (или аналоги) + обработка на компе + хорошие усилители (Purifi, Ncore итд) позволяют получить технически абсолютно прозрачный тракт до АС + игра с линейнофазовыми фильтрами и другие плюшки.

minidsp / dbx - удобно, функционально но с заметно худшими характеристиками.

Нужен ли этот перфекционизм? IMO - не особенно.
Действительно важны (слышно очень хорошо) другие вещи - румкоррекция (форма slope кривой АЧХ), НЧ диапазон (глубина и SPL в НЧ, отсутствие мод).

4 лайка

Эта звуковая карта может работать автономно без ПК в в качестве дсп?
DSP мне нужен, чтобы порезать АС+сабы при подключении любого другого источника (не пк). По этой причине я и думаю приобрести DSP. А поскольку сейчас я слушаю через sound blaster zxr хотел туда же добавить и цап, который будет звучать на порядок лучше. Если брать VOLTA DSP 260 PRO (32 бита с плавающей запятой, 96 кГц.) то при прослушивании я буду ограничен частотой в 96кГц? Motu UltraLite при использовании дсп тоже вроде понижает частоту с 192 до 96кГц. Или на этом можно не заморачиваться (на частоте)?

Да.

Не получится с конкретной моделью. DSP в ней предназначен для другого (подробности см. в мануале Motu).

Речь о максимальной частоте дискретизации подаваемого на цифровой вход сигнала? Посмотрите в мануале.

96 кГц - внутренний формат представления аудио сигнала для работы DSP. Любой валидный входной сигнал будет преобразован к 32b/96К внутри устройства.

Это стандартная практика, можно не заморачиваться.

2 лайка

Хорошее у вас время. Почему групповую задержку нужно смотреть именно в окне FDW 3, а не в FDW 6, например?

Не нужно смотреть именно при FDW=3. Можно смотреть при любых значениях, в том числе вообще без FDW. Все зависит от задачи.

Картинка будет разной.

Чем выше FDW, тем на более высокой частоте в окно анализа попадают отражения и тем их больше (не только первые). Т.е. видим не групповую задержку АС, а GD АС + КдП (ниже определенной частоты, зависящей от числа FDW). Эту частоту легко рассчитать, кстати, зная время прихода первых отражений.

Я использовал FDW=3 для проверки с помощью REW результата коррекции фазовых характеристик АС прогой Audiolense. Последняя использует настройки Time Domain Window (устанавливает окно для коррекции фазовых характеристик) от 2 FDW в ВЧ до 4 FDW в НЧ.

2 лайка

Обзор работы системы румкоррекции RoomPerfect от Lyngdorf, TDAI-1120.

Часть 1. Принцип работы и первые впечатления

Примерное положение АС в помещении можно понять по фотке, треугольник около 2,8 метров. На шкафу за АС расположена еще пара сабов.

https://www.dastereo.ru/uploads/default/original/4X/2/f/6/2f679a372df8c37b80b1e47c5582cf058219bbb6.jpeg

Сведение АС несколько экзотичное: рупор и миды сведены пассивным кроссом, дальше требуется эквализация поверх (примерно 12 дБ) или цепь пассивной коррекции если использовать отдельные цап/усилитель, так работало раньше. Уточняю чтобы было ясно, что задачка для RoomPerfect несколько сложнее обычной, я переживал не запутается ли он че править. Посмотрим.

Сама система настроек в аппарате очень гибкая. Через веб-морду можно настроить кучу разных аспектов. Например, я подрезал основные АС ниже 50 Гц 1м порядком, чтобы снять лишнюю нагрузку с басовиков, все равно они там молотят воздух без существенных эффектов. Можно пускать в полну полосу, резать, эквализировать — чего душа желает.

Что весьма полезно для владельцев трифоников — отличные возможности по интеграции сабов.

Например, я «подтащил» сабы на 8,5 мс, они стоят дальше чем основные АС, предварительно эквализировал и настроил кроссы (работают до 80 Гц, что получается с фильтром низкого порядка + эквализация, верхняя половина диапазона работы ослаблена на 8 дб, лишь немного выравнивает комнатные басовые эффекты, но все же нахлест с АС есть).

Все с проверкой по измерениям REW, конечно, вслепую такое городить такое себе развлечение — все работает как предполагается. Только это добавило плотности и читаемости баса, хотя я на это особо и не жаловался.

В общем, тут раздолье. Учитывая, что выход на сабы стерео и настраиваемый, можно организовать вполне не простой басс-менеджмент.

В принципе за счет такой богатой системы эквализации можно настроить почти все в АС и без применения автоматической калибровки. Но посмотрим, как работает она.

Процедура настройки самого RoomPerfect простая как двери: втыкаешь микрофон, следуешь инструкциям, переносишь его в разные точки, оно издает мерзкие звуки и думает, просит сделать следующий шаг, так до победного. Записываешь результат в память. Справится и октябренок и пенсионер.

В процессе измерений все думал, что-то мне это напоминает. Потом вспомнил, очень похожая процедура была в карте KRK Ergo, у меня такая была лет 10 назад! Оказалось что это правда технология RoomPerfect. Только там она была реализована до 500 Гц, а здесь измерения полнодипазонные. Интересно, что они поделены на две части: сначала звучит низкочастотный утробный звук, а потом звук умирающего в адовых муках пианино, чтобы замерять СЧ/ВЧ. Дальше мы увидим, что и коррекция идет в двух диапазонах, отдельно СЧ/ВЧ и отдельно НЧ.

Логика в этом есть, комнатные проблемы где-то в районе 500 Гц меняют свой характер и разбираться с этим по отдельности может иметь смысл.

После настройки краткое прослушивание. Ок, бас подсобрался и дооформился (еще раз повторюсь, и без коррекции у меня с этим без крупных жалоб, если была бы ситуация хуже, то вероятно и результат был бы еще ярче). Вообще способность системы оформлять бас реально крутая, это прям добавляет больше всего. В остальном эффекты тоже есть, АЧХ явно вправилась как надо (проверяю микрофоном с дивано на розовом шуме — полочка), все вполне на месте, звучит живенько, слышно что система не пыталась сильно исправить что-то в верхней части диапазона (как делает, например, Дирак), голос АС сохраняется несколько больше, привкус химии отсутствует. Первое впечатление — работает!

Продолжение следует.

18 лайков

Обзор работы системы румкоррекции RoomPerfect от Lyngdorf, TDAI-1120.

Часть 2. АЧХ

Не стал заморачиваться и картинки по розовому шуму с дивана не делал, придется поверить на слово — довольно аккуратно правит в полочку, ничего неожиданного не происходит. Посмотрим в ближнем поле, что делает система.

Измерения АС несколько небрежные, на скору руку поставил мик и свистнул. Для нашей задачи это не принципиально, главное суть видно. Измерялась одна колонка в ближнем поле (70 см примерно), окно 15 циклов (короче особо нельзя, дальше будет понятно почему).

Синенькое — измерение АС, RoomPerfect отключен (Bypass).

АЧХ имеет такой вид, потому что это некорректированный диполь, он имеет спад ниже 300 и дипольный пик выше, отсюда такая наклонная вниз АЧХ (это норма)); и не ослабленный рупор, без цепи осложнения, поэтому он еще громче (105 дБ). Они кроссятся в районе 750, и дальше требуется коррекция диполя поверх. Повторюсь, для обзора работы RoomPerfect это вообще не важно, можно смотреть как на усложнение задачи. Внизу артефакт измерений, что-то шумело в момент измерения, ниже 50-60 можно не обращать внимание, это не важно.

Оранжевый график с вкл. RoomPerfect. Надо понимать, что понять с дивана что корректировать или нет в АС — не самая простая задача, и разные корректоры (Вшкac, Trinnov и т.д.) решают ее сильно по-разному, это часть ноу-хау каждой из этих систем. И тут мы видим, что RoomPerfect с этим справляется. Спокойно и без лишней суеты приводит АЧХу примерно в полочку, оперирует с большим сглаживанием, не стремится выправить малые артефакты, что в принципе норм подход.

В это части части можно подтвердить отличную работу RoomPerfect, по крайней мере в рамках концепции: крупным мазком корректирует АС без попыток править комнату, по крайней мере на сч/вч. Ушами в принципе это все так и слышно: общий характер подачи АС сохраняется, но становится четче и проработаннее бас, ну и в целом какие-то прибавки есть. При этом сохраняется некоторая естественность, даже можно сказать звучание становится еще чуть более теплым ламповым. Вот этот последний момент я стал подмечать на второй день, плюс заметил некоторые странности по сцене. Но в целом общие впечатления и правда положительные.

Часть 3. Обзоры в прессе

Сделаю небольшое отклонение от темы, немного об обзорах работы RoomPerfect. Можно заметить, что в прессе в основном очень положительные рецензии. Типичный отзыв “я конечно румкоррекцию ни в каком виде не перевариваю, она искажает все, но RoomPerfect работает похоже как надо, зачет ребята”.

После калибровки громкоговорителей реализм, живость и безмятежность звучания значительно улучшились. Звуковая сцена приобрела четкость и разборчивость, все казалось более «очевидным» и «настоящим». Басы стали богаче и органичнее. С вокала словно приподнялась легкая вуаль. Тарелки звучали более живо и спонтанно. Было больше ощущения близости к художнику и инструментам, которые, казалось, были прямо перед нами. Это стало еще более очевидным, когда мы отключили калибровку RoomPerfect в приложении, чтобы сравнивать различия в реальном времени. Звуки, которые сначала впечатляли нас, внезапно показались менее насыщенными и живыми. Это было жутко! (son-video.com)

Я попробовал RoomPerfect с несколькими другими динамиками, включая Node Hylixa и Bowers & Wilkins 802 D3, и в обоих случаях результаты были схожими: более четкое изображение с большей фокусировкой и без видимого изменения характера динамика. (…) Интересно, что возвращение к моему обычному предусилителю Allegri + заставило звук казаться средним, указывая на то, что Lyngdorf давал более ровный отклик, чем даже предусилитель с очень слабым характером. (the-ear.net)

О тональном балансе с точки зрения частотных характеристик можно писать все, что угодно. Обширные возможности настройки дают неограниченную возможность вмешательства в частотную характеристику, что может привести к звуку любой пропорции между высокими, средними и низкими частотами полосы. Скажу только, что на моих 4-омных динамиках усилитель звучал относительно темно на высоких частотах и ​​экономно на низких частотах, отдавая приоритет среднему диапазону. Так было с нейтральной настройкой, то есть без вмешательства RoomPerfect. Однако я решил использовать калибровку и позволить усилителю внести коррективы. Коррекция оказалась очень разумным решением, внося изменения, направленные на улучшение субъективно слышимых тональных характеристик. Особенно было больше басов, которые мои колонки, которые я сейчас использую, генерируют в контролируемых количествах до такой степени, что иногда их может немного не хватать. От этого усилителя можно получить не только правильную, даже идеальную частотную характеристику - также, что, возможно, самое главное, в области низких частот.

Даже тот-кого-тут-не-принято-называть, Амир с аудиосайнсревью, который разгромил в первой части измерения Лингдорфа (как ЦАПа, правда, а он не ЦАП))), отозвался крайне благосклонно о румкоррекции в его исполнении (правда, он в целом благосклонен к румкоррекции в отличии от многих):

Функциональность Lyngdorf TDAI-3400 по принципу «все-один-один» показала свою ценность в том, что в моей комнате было устаревшее оборудование на сумму около 70 000 долларов. Интеграция с проигрывателем Roon (т.е. стриминг) делает это за меня. Купите себе пару отличных динамиков и соедините их с Lyngdorf, и “готово”. Ваша крошечная система будет превосходить тонны других систем без выравнивания.

И даже Михаил наш Борзенков хвалил прям хвалил. Ну это ж не Эпл, который сдачи не даст, надо хвалить. Он сначала конечно не впечатлился, но потом нашел там где-то лимитер, который отключил и… КАК ЖЕ ОНО РЕБЯТА ЗАПЕЛО!!! ВАААУУУ По-моему этот лимитер не влияет особо на звук, но ок, главный результат: это первая румкоррекция по мнению Михаила, которая ничего в звуке не убивает и жизнь поддерживает, и ваще огонь (вольный пересказ, но близко к тексту)

А Михаил, замечу, большой поборник тайминга, транзиентов и вот этих всех временных вещей! Он очень остро реагирует на любые нарушения этих самых таймингов и транзиентов, сразу вычисляет когда их нарушают и вообще! Вот зачет так зачет! Или нет…

Продолжение следует.

17 лайков

Обзор работы системы румкоррекции RoomPerfect от Lyngdorf, TDAI-1120.

Часть 3. Транзиенты с таймингом

На второй примерно день зацепился я ухом за эту некоторую “дополнительную теплую ламповость” после коррекции RoomPerfect, начал обращать внимание и на некоторые другие моменты. Сцена в общем “добавляет” после коррекции. Чего-то добавляет, но начал подмечать, что не везде привычного чего. Сравнивая с тем же Дираком (хотя там все несколько иначе) или ручной коррекцией, когда подобным образом действуешь: АЧХ крупным мазком по полосам, а ФЧХ через Рефаз выравниваешь отдельно, до кучного импульса. Или голоса где-то в теле имеют некоторый специфичный окрас.

В общем не то, чтобы меня это сильно напрягало, но где-то тут и расчехлил микрофон чтобы глянуть че ж делает RoomPerfect. Про АЧХу выше отчитался, посмотрим теперь на другие аспекты. И вот тут сюрпрайз!

Фаза, ой! Оранжевое, напомню, с румкоррекцией:

У нас м̶о̶л̶о̶к̶о̶ ̶у̶б̶е̶ж̶а̶л̶о̶ 4 с хвостиком мс ГВЗ набегает где-то в районе 500 Гц:

Ну и степ соответственно расползается по-полной:

Сначала подумал что я чето не то сделал. Перекалибровал RoomPerfect. Нифига, тот же результат. Потом подумал что это неадекватная реакция на кросс, хотя он и выше, но может пытается система чето править… Но ответ оказался проще и веселее.

Помните, система отдельно меряет НЧ+СЧ и СЧ+ВЧ. Так вот, правит она их тоже отдельно, с фильтрами разной длительности, соответственно и собирает потом обратно вот с такой задержкой! Подтверждения тому быстро нашлись путем гугления, есть отчеты пользователей примерно с такой же ГВЗ:

Т.е. это как бэ не баг, а фича :slight_smile: RoomPerfect делает из обычных АС большие рупорные! (шутка, ну в смысле что странный тайминг в середине диапазона у других АС вряд ли встретишь)).

Вообще такую ГВЗ в середине диапазона заиметь так себе идея. Но я, если честно, оказался весьма удивлен, насколько это не очевидно на слух. Признаюсь, если бы не было опыта жизни с румкоррекцией, самостоятельных настроек, сведения полос и прочего — я бы это мог вообще не заметить, и привыкнуть к такой подаче (или не использовать румкоррекцию, если бы не зашло, например). Золотые уши бы заметили сразу, конечно…

Хотя стоп, о чем это я :slight_smile: Золотые уши вообще нихрена не заметили, это я сейчас про все обзоры, нигде не нашел о том, что в середине чето не то.

Понятно, что за обзоры платят, они там хвалят, но есть ряд обзоров, где весьма точно описывают характер звучания усилителя, по классическим канонам (темный характер звука, не глядя на настройки, сама подача, некоторая сдержанность в некоторых моментах, хотя с очень цепкой хваткой и большой динамикой и т.д.). Но коррекцию почти все хвалят, и описывают как раздвигается сцена и становится голографичной почти все. Выходит, олдскул-обзорщики о голографичной сцене имеют весьма посредственное представление. Изменения в сцене не всегда значит большая голографичность или правильность.

Часть 4. Резюме

Мои выводы таковы. Система RoomPerfect не точна, имеет достаточно крупный косяк на видном месте, точно не может считаться лучшей в мире ни в каком смысле.

То что в мурзилках пересказывают как она успешно отделяет мух от котлет, в смысле звук АС от помещения — реализовано достаточно примитивно, хотя и элегантно. Это работает, но решение плюс-минус трамвайная остановка (в смысле, правятся полосы крупным мазком и никаких сложных решений система не принимает). В отличии от конкурентов типа Dirac или Trinnov (но акцентирую, это именно про инженерную часть, это не делает однозначно Dirac или Trinnov лучше, просто они решают задачу несколько в другой плоскости, сложнее и пожалуй точнее; но результат может нравится меньше кому-то, это норм). И да, система сохраняет больше звукового почерка АС, и меньше ощущения химии, по крайней мере при неудачном подходе к измерениям, для нуба она может быть действительно проще в плане получения благозвучного результата.

Но! При этом субъективно коррекция звучит действительно весьма хорошо! Не знаю, че там за собаку на психоакустике съели г-н Линдорф и компания, но они все же чето знают. Возможно, область в районе 500 Гц не такая чувствительная к ГВЗ, как кажется, может быть даже это добавляет некоторого разделения в сцене. А может просто как сделали, так и работает, я хз.

Могу ли рекомендовать RoomPerfect? Пожалуй, да, по крайней мере в рамках готового устройства, если оно устраивает по остальным возможностям (а они на высоте) и звуку (имхо тоже в порядке)). Может у меня пока романтический период с девайсом, но несмотря на оптисанное, да, мне нравится усилитель, его возможности настройки и RoomPerfect в целом тоже нравится. При желании этот косяк не сложно решается при помощи Rephase, вот сейчас сижу слушаю настройку убирающую ГВЗ — сцена становится точнее и голоса более слитными.

В конце концов, если функция есть — ее можно отключить, а если нет — надо городить что-то внешнее. Для первого знакомства с системами румкоррекции это точно подойдет, можно понять что такое не гудящий бас (если в обычной комнате без микрофона до этого было дело), общие эффекты, да и почерк АС сохраняется хорошо.

27 лайков

Может кого-то заинтересует:

Олег, не совсем ясно положение замеряющего микрофона при тестах. Вы ведь при настройке RoomPerfect позицию Focus скорее всего в другом месте выбирали.