🚀 Rogers LS3/5A — А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?


(стерео бармен) #1

##Магия LS3/5
Нужно понимать, что произнося магическое сочетание “Rogers BBC LS3/5A”, мы имеем в виду большую группу акустики, серийно выпускаемую с 1975 года и по сей день! Спецификация и лицензия BBC LS3/5A — это довольно четкий и измеряемый набор требований от Би-Би-Си и, собственно, описание того, как должна быть собрана акустика. Би-Би-Си лицензировала дизайн большому количеству производителей акустики из Великобритании: Rogers, Swisstone, Audiomaster, Chartwell, Harbeth, RAM, Spendor, Goodmans, Falcon Acoustics, KEF, Stirling Broadcast и, наверное, кто-то еще!

За 42 года под лицензией навыпускали от 60 000 до 100 000 пар по разным оценкам! Нередкая вещь!

За все 42 года выпуска было всего две ревизии спецификации Би-Би-Си.
Первая — с 1975 по 1987 год — это так называемая 15-омная модель, её ставят по качеству звучания выше, а фанатики LS3/5A с пеной у рта готовы спорит, кто из производителей делал лучше. Горькая правда первой версии в том, что было очень трудно добиться стабильного качества и измерений. Sample variation или разброс параметров никак не входил в планы Би-Би-Си.
Вторая — с 1988 года по настоящее время — 11-омная модель на динамиках KEF T27 SP1032, B110 SP1228 и измененным фильтром.

Фанаты модели сравнивают и выбирают лучшие из 11 пар разных производителей, долго спорят кто лучше, винтажный Chartwell или Audiomaster. Хорошая тусовка короч. Если есть время и деньги :slight_smile:

##Как все началось
А все началось с того, что в начале 1970-х в Би-Би-Си не было нормальной, небольшой акустики для контроля записи в полевых условиях. В мобильных студиях часто применяли Googmans Maxim, но стабильность качества оставляла желать.

Британская радиовещательная корпорация испытывала необходимость в небольшом мониторе ближнего поля для контроля записи при использовании в передвижных автомобильных студиях. Команда инженеров исследовательского отдела BBC во главе с T. Sommerville и D.E. Shorter, разработала небольшой 2-х полосный монитор LS3/5 в закрытом корпусе, предназначенный для экспериментов в акустическом масштабировании. Единственные ограничения монитора LS3/5 это небольшой корпус и отсутствие необходимости в широком динамическом диапазоне при близком расстоянии. Монитор получился многообещающим, но проблемы связанные с динамиками привели к детальной модернизации, осуществленной научно-исследовательским отделом и дизайнерами BBC.


Первый прототип BBC LS3/5 без А, 1972 год

В начале семидесятых на Би-Би-Си встал вопрос необходимости создания новой модели мониторов с характеристиками «Класс II». Концепция этой акустики была разработана с учетом условий Би-Би-Си для использования в тех случаях, когда мониторинг с применением наушников не является оптимальным, и в то же время на рабочем месте звукорежиссера нет достаточно места для монитора «Класс I». Монитор этого класса может использоваться для контроля тонального баланса материалов программы, настройки позиционирования микрофонов и др. К «Классу I» относились мониторы LS5/8 и LS5/9. Следует отметить достаточно большие габариты этих изделий. Было заявлено, что монитор «Класс II» может использоваться для проверки качества программы, но не для контроля тонального баланса и позиционирования микрофонов. Новая акустика должна была соответствовать этим требованиям, при этом небольшой парк акустики «Класс II» по общему замыслу будет иметь несколько «ужатый» низкочастотный диапазон и громкость воспроизведения, что оправдано ради достижения компактности. Предстоящая область использования новой акустики — управление производством телевизионных программ, применение в ПТС, — всюду, где допустимо прислушивание на более низком уровне громкости. Главная причина начала самостоятельной разработки — на тогдашнем рынке не оказалось коммерческого изделия с соответствующими параметрами. Отделу исследований Би-Би-Си было предложено создавать прототип новой акустики в своей штаб-квартире в Кингсвуд Уоррен (Kingswood Warren). Между этим запросом и созданием первого прототипа для полевых испытаний и оценки прошло меньше недели. Это произошло так быстро потому, что новая АС, получившая наименование LS3/5, базировалась на экспериментальном динамике, разработанном для некоторых предварительных акустических испытаний в Кингсвуде. Само обозначение акустики до сих пор многим непонятно, но на самом деле оно просто соответствует корпоративному стандарту кодирования оборудования Би-Би-Си. В этом стандарте боксы имеют префикс «КТ», фильтры 1 «FL» и громкоговорители — «LS». Цифра «3» в коде указывает на то, что оборудование предназначено, главным образом, для использования за пределами стационарных студий. Цифра «5» означает принадлежность к вещательным технологиям. Позднее буква «A» была добавлена для указания первого варианта дизайна измененной первоначальной спецификации. Любое дальнейшее изменение спецификации привело бы к появлению индекса «B». Однако это не произошло и, наверное, уже не произойдет. Для такого постоянства есть свои причины. Достаточно долгая и дорогостоящая (около 100 000 фунтов стерлингов!) история доводки изделия, в конце концов, привела к тому, что компания Роджерс, первый сторонний производитель этой модели, опубликовала пресс-релиз 19 февраля 1974 года, гордо за­явив, что будет участвовать с LS3/5 в выставке СОНЕКС 74, проходящей в апреле. Были опубликованы фотографии и предварительные спецификации: 25 Вт мощности в диапазоне 80–20 000 Гц с неравномерностью +/- 3 дБ и +/- 4 дБ — в частотном диапазоне 60–20 000 кГц. Часто­та разделения полос кроссовера находилась на уровне на 3 кГц. В акустике применены 110-мм бас-драйвер Plastiflex, легированный материалом Bextrene, и 27-мм твитер с ку­полом из майлара. Цена — 52 фунта стерлингов за каждый громкоговоритель плюс НДС!

А вот полная историческая зарисовка про историю создания 3/5A на-русском.

###Бонус-трек 1
А тот, кто понимает английски, смотрите запись творческого вечера «The History of the LS3/5A» от Paul Whatton (автора www.ls35a.com) и Andy Whittle (бывшего технического директора Rogers, сейчас в Audio Note).
https://www.youtube.com/watch?v=ldq9VZ4VEw4

###Бонус-трек 2
http://www.ls35a.com — лучший сайт про 3/5A
http://www.markhennessy.co.uk/rogers/index.htm — лучший сайт про компанию Rogers, а там есть еще интересные модельки
https://en.wikipedia.org/wiki/LS3/5A


(стерео бармен) #2

##Запись в стерео-тур

  • Хочу и буду!
  • Понаблюдаю за вами из бункера!
  • Не мой размерчик!

0 голосов

##Наш Шекспир будет попроще
На 15-омную версию денег у меня нет, ибо тут конкуренция с боярами из Юго-Восточной Азии, а цены могут быть и 2000-3000 фунтов за идеальные и правильные экземпляры.


(Artem) #3

Вот это очень круто, вписался


(Олег) #4

На Linn kan похожи.


(Максим) #5

На Буншу нашего похожи…
Роджерсы только ортодоксальные нужны…для всего остального есть правильные Каны
да и в ортодоксах - 85% денег за намоленность


(стерео бармен) #6

Вот люблю твои заявы, всегда с ними не согласен.


(Максим) #7

Скоро я куплю Роджерсы лс3/5А
А пока буду обсирать.


(Андрей) #8

Хорошая компания подбирается к планируемым Snell. :grinning:


(Максим) #9

Теперь серьезно…рядом стояли правильная пара роджерсов и пара правильных канов
Роджерсы были тупее


(Андрей) #10

В плане как нагрузка?


(Максим) #11

да просто чуть тупее и грузнее, мне даж показалось, мутнее, разрешение меньше ИМХО… и темнее, и теплее) (для меня +)
это при лобовом
канечна они играют, и канечна неплоха, можно жить и кайфовать…но, вот прайсы на них, правильных, какбэ намекают, денег нет, но вы держитесь
Если есть возможность купить хорошие Каны, можно закрыть вопрос (там +/-)


(стерео бармен) #12

Никогда Kan не сыграют голос и вкрадчивость. Хреначить рок — вот лучшее предназначение.
Смешно читать.


(Максим) #13

тебя
особенно про вкрадчивость
Ты просто правильных настоящих канов не слышал


(стерео бармен) #14

Ну я наслушался Kan, пальцев руки не хватит.
Rogers LS3/5A не намоленные, а нормальные рабочие у себя долго слушал.

Мне интереснее Андрея Богатова послушать, хотя у него не идеальные условия для 3/5, чем твои однажды где-то что-то.


(стерео бармен) #15

Я забыл написать, да, не раскрыл Kan.


(Олег) #16

Диман и Макс практически всегда как разговор слепого с глухим.


(стерео бармен) #17

Только я слепой :relieved:


(Максим) #18

сдаюсь


(Максим) #19

ну, роджерсы, точно не…буду копить на хорошие снелли
а пока буду обсирать и те, и те


(Михаил) #20

Не ну а что? С классикой надо ознакомится конечно!

С удовольствием поучаствую в туре.