📌 Просто Петр - Хай Фай или спуск по накатанной через десятилетия

Хай Фай или спуск по накатанной через десятилетия

С начала времен музыка играла важную роль в человеческой жизни, будь это беднота или аристократия, люди участвовали в прослушивании музыки в различных формах, так как она развивалась сквозь бесчисленные поколения до сегодняшнего дня.

Музыкальные инструменты разрабатывались, чтобы создавать все более сложные и выразительные музыкальные формы до тех пор, пока не достигли своего пика где-то во второй половине 19го века, одновременно с изобретением Томасом Эдисоном звукозаписи. Перед успешным изобретением записи звука, Эдисон должен был прийти к фундаментальному пониманию что звук полностью характеризуется двумя измерениями. Его звукозаписывающий цилиндр был не чем иным, как грубым приближением изменения амплитуды нажима (вызванных модуляцией его голоса), начерченной на временной константе (создаваемой плавным вращением ручки). Грубая техника, но работающая - голос его все же записался и отчетливо воспроизвелся - первый раз в истории.

Ограничивающим фактором первых опытов Эдисона были не идеи, а его железо; дальнейшие улучшения требовали более совершенных технических решений.

Вот мы сейчас, всего через 120 лет после изобретения звукозаписи, как далеко мы способны продвинуться?

Если мы оглянемся в прошлый век аудио разработок, интересно отметить что улучшения в технике не происходили одновременно на всех ветка “древа” музыкальной воспроизводящей цепи, какой мы знаем ее сегодня. Вместо этого отдельные “выстреливали” как только одна из частей внезапно продвигалась вперед, оставляя другие в уязвимом состоянии. Я мог бы привести несколько примеров подобного, но достаточно сказать, что очень наглядный пример был при переходе записи пластинок от 78и оборотов на 33и. Железо для воспроизведения оставляло желать лучшего, что в конечном итоге привело к неадекватному снижению качеству обработки.

Прогресс не является прямой линией, и эта ситуация повторялась неоднократно за всю историю записи звука и как результат, музыкальная запись, вспомогательная запись, устройства воспроизведения - все сильно колебалось и достигало своих пиков в некоторых областях только затем что бы потом снова обратить вспять все улучшения и разработки из-за ограничений других “ветвей” системы. На мой взгляд очень важно изучить историческое развитие каждой ветви в цепи звуковоспроизведения для того что бы подобрать лучшие (и самые интересные) разработки, вернуть их к жизни и сравнить общий результат с тем что является сейчас самым передовым. Это было бы чертовски интересное сравнение, которое бы объяснило почему методы и технологии были отброшены - большинство к моему сожалению, из-за чисто экономических соображений, вместо упора на качество.

Я попробую визуализировать данный аргумент, набросал тут табличку в попытке продемонстрировать как я представляю себе пики, провалы и трудности разработки в пяти главных областях цепи звуковоспроизведения. Сначала попробуем продемонстрировать относительное отсутствие реального прогресса в качестве звука в абсолютных значениях (действительно и это стало навязчивой идеей всей индустрии Хай Энда желать только все “самое передовое и технологичное”, это до сих пор служит отличным напоминанием что во многих областях сегодняшние технологии все что угодно, но не “самое передовое и технологичное”), в попытке проанализировать почему, исторически сложилось так, что события изменились к худшему. Помните, что это достаточно поверхностный исторически-эмпирический обзор, а не детальное исследование. Я может быть когда-нибудь напишу про это книгу, если найду время, в общем вот перед нами пять “веток”, как я их вижу:

Качество обработки - 1
Качество записи - 2
Качество устройств воспроизведения - 3
Качество усиления - 4
Качество АС - 5

Довольно важно поддержать и понять данный тезис для того что бы подчеркнуть что именно позиции каждой из “ветвей” представляют и что следует рассматривать за лучший результат своего времени, совершенно не важно была ли она широко известна и хорошо продавалась. Нужно рассматривать и идеи, принципы лежащие в основе оборудования - что бы успехи в технике, применимые к более старым идеям, были бы учтены.

Примененная система баллов используется здесь для наглядности и позволяет проводить сравнения между десятилетиями в абсолютных значениях, и как можно увидеть мы не слишком продвинулись вперед после 1950х годов. На самом деле, мы даже уменьшили рост большинства пиков разработки относительно позиций каждой ветви в таблице. Довольно легко увидеть, что качество звука в своей абсолютной форме “выстрелило” в районе 1960х и это случилось в основном из за отличного качества записи и обработки, спад после него имеет несколько объяснений, некоторые из которых я отмечу ниже.

В свете ретроспективного анализа, технологии записи и обработки достигли пика в 1950х, потому в самом начале 1960х их качество заметно возросло. Это и объясняет почему записи этого периода очень ценятся и почитаемы сегодняшними любителями музыки, коллекционерами и аудиофилами (вы все еще не ненавидите это слово?).

Относительно стандартов качества записи, обработки и изготовления, устройства воспроизведения были на весьма примитивной стадии развития, прямо с момента изобретения монофонических пластинок в 1948/49 и развивались очень неспешно вплоть до 1970х годов. По моим подсчетам они достигли хороших результатов лишь к 1985му, с появлением Pink Triangle и 3х моторного Voyd, тонарма Helios, алмазной иглы Van Den Hul и картриджа IO Мистера Кондо с титановым кантливером. Теперь становится понятно почему записывающие компании снижали качество обработки пластинок (во многих случаях это было “улучшение” в том смысле, что ты мог воспроизводить записи без серьезных косяков позиционирования), без серьезных потерь в качестве. Каждый, кто пытался проигрывать оперные записи от Decca или RCA, как к примеру, записаный Decca релиз от RCA “The Force of Destiny” с Римской Оперой под управлением Previtali и di Stefano/Milanov релиза RCA удивляется как все проигрывалось на среднем тонарме и картридже 1959го года. Не удивительно что у Decca был такой огромный возврат пластинок в то время.

Усиление достигло своего пика раньше всех, в 1920е или даже 1930е годы и смогла повторить успех или превзойти его только к 1989/90м годам с повторным выходом триодного однотакта. В качестве сноски, меня всегда удивляло что не один аудио журнал не сделал ни одного сравнения усилителей за десятилетия, где бы они сравнили то что было лучшим усилением прошлого и что есть сейчас, что бы иметь возможность увидеть есть ли вообще какой-то прогресс? Я делал подобные сравнения несколько раз, это одна из причин по которой я сел за эту статью. И я могу сказать, что это более увлекательный опыт, чем какой-либо обзор продукта.

Похожее сравнение должно быть сделано между старыми и новыми моделями разных производителей что бы проверить действительно ли есть развитие или весь этот прогресс (как я подозреваю) - пустой звон.

Технологии акустических систем были изобретены только в 1924м и достигли хорошего рывка в 1930х годах. Нужно помнить, что технологии разработки и изготовления АС вообще сами по себе самые затратные, и что самые серьезные разработки делались с прицелом озвучивания кино, не для домашнего звуковоспроизведения. Только проводя такой ретроспективный анализ это становится очевидно. Лично для меня самой значимой акустикой 1980х годов были Snell A, Type III. Именно по этому технологии АС не потянули вниз все остальное.

В реальности, если ты сравнишь самые лучшие продукты каждого десятилетия, начиная скажем с 1930х - увидишь, как мало все продвинулось. Совершенно очевидно, что это происходило из-за подобной разницы уровней развития (в некоторых случаях переделки) в каждой ветви “древа звуковоспроизведения” в любой выбранный момент. Так же ситуацию усложняли коммерческие мотивы - стоимость, отделка, внешний вид, так как ауди индустрия стала продвигать коммерциализм в поздние 50е и 60е. Большинство подобных запоздалых решений не выигрывало и не продвигало общих целей Хай Фая.

Это практически парадоксально что улучшения одной ветви практически всегда были парированы серьезными ухудшениями в другой - или как бы я сказал “позволяли допустить незаметное снижение качества в другой ветви” - создавая подобие «баланса», который и тормозил все развитие за последние 30-40 лет.

В попытке понять почему настоящие разработки в Хай Фае не ушли дальше сегодняшних рубежей, табличка выше позволяет визуализировать то, как Я вижу отклонения и улучшения в качестве за всю историю с момента изобретения звукозаписи.

Наша технология измерений совершенно точно оказала большое влияние на результаты абсолютного качества, “то же самое за меньшие деньги” стало лейтмотивом времени и еще раз когда инженеры стали обсуждать измерения как прямое доказательство качества звука. Этот подход наводнил индустрию в 1940х годах, через устройство усилителя с глубокой обратной связью Дэвида Тэодора Нельсона Вильямсона. До сих пор измерения используются как доказательство лучшего звука и являются чуть ли не самой важной составляющей.

Каждая появившаяся новая технология обычно начинала свою жизнь как просто еще одно ответвление “древа звука”, достигая своего пика, но всегда находилось еще что-то, что можно было обвинить, когда эта новая технология не достигала требуемых результатов и улучшений. Наша вера в идею прогресса как раз и поддерживала подобное развитие.

Практически точно во время перехода с триода к пентоду, качество обработки было частично ответственно за кончину триода, переход от 78и оборотов к тонкодорожечным LP помог скрыть реальную неполноценность пентодов.

(добавление от себя про историю создания пластинок)

В результате пентод оказался в роли жертвы, когда появился транзисторный усилитель. Это случилось почти одновременно с появлением стереозвука, в то время, когда обработка и качество записи были на абсолютной высоте, что позволило сбалансировать очевидные недостатки звуковых качеств транзисторов.

Подходя к современности, хорошо изложенная технологическая догма “объективизма”, в сочетании с возрастающей послевоенной верой в идею прогресса как в прямую линию, которая вместе с более умными формами маркетинга, использованными для “сплочения нации” во время чрезвычайных ситуаций 1930х и 1940х годов помогли создать сдвиг на рынке нацеленный на больший уровень распространения и прибыльность в ущерб абсолютному качеству звука. Как по мне, это совершенно очевидно, что ресурсы, которые были инвестированы в это самое абсолютное качество звука очень быстро растаяли к 1965му году, как только маркетологи и бухгалтера перехватили бюджеты в главных коммерчески успешных компаниях, факт который прошел незамеченным аудио прессой и покупателями.

Вспомним оправдания компакт дисков в их ранние дни? “Они слишком точные для остальной аудио цепочки, выявляя все ее недостатки…” вот один из подобных нонсенсов. Как насчет дебатов взаимодействия АС и КДП?
Комната является “последним барьером”. АС будут идеально звучать лишь в специально подготовленных помещениях. Правда в том, что большинство АС (заявленных Хай Эндом или нет) разработаны в условиях ближнего поля безэховоых камер и есть та самая проблема. Какой в этом смысл, если большинство людей будут сидеть в 3-6 раз дальше точки, в которой замерена АЧХ? Более того, кто из нас живет в комнатах, обработанных как безэховая камера??? Эта маленькая правда никак не придет в умы современных разработчиков АС.

Список удивительных отмазок при отсутствии настоящих разработок, сомнительная или совершенно некомпетентная работа значительной части продаваемого так называемого “высококачественного” оборудования просто бесконечен, так же как и фактор ранней фрагментации звуковой индустрии на множество компаний: каждая специализируется на одной из ветвей (усилители, АС, кабели, картриджи и т.д.) что допускает какой-то сговор, когда провал какого-то конкретного продукта всегда объясняется отсутствием совместимости с другим оборудованием, в любой системе используемой для вынесения вердиктов. Синергия стала иллюзорной целью разочарованных любителей музыки через бесконечные апгрейды, пока хватит сил.

Вот мы подошли и к другой удивляющей меня вещи - почему обозреватели или Хай Фай журналы никогда не применяли систему обзоров уменьшающую данную проблему. А решение простое - спроси производителя любого компонента, который собираешься протестировать предоставить полную систему, в которой, по его мнению, данный компонент раскроется лучше всего, затем делай его общий обзор вместе с вердиктом как по твоему мнению данный производитель достиг заявленных целей. Это сразу снимет 90% глупых отмазок производителя и поможет конечному покупателю лучше понять что именно выбрать.

Если бы уделялось больше времени ковырянию фундаментальных проблем и меньше на придумывание великих маркетинговых историй и последующих отмазок (там где это необходимо), возможно мы бы сегодня имели гораздо лучшее и более удовлетворяющее оборудование звуковоспроизведения.

В 1948-49м самой значимой негативной разработкой, после ухода от однотактного триода и использования отрицательной обратной связи - придуманной в 1928м году компанией Telefunken - была статья 1947го года Вильямсона в журнале “Wireless World”, которая создала основу самой важной теории, которая сегодня правит в аудио: спецификации как измерение звукового качества.

Эта теория была быстро подхвачена великими маркетологами как Гарольд Лик, Петером Волкером (из Quad), Стюартом Хегеманом, Дэвидом Хафлером и многими другими. По моему мнению это была самая разрушительная теория, повлиявшая на аудио дизайн. Эти утверждения что качество звука и качественные измерения (проиллюстрированное искажениями, полосой пропускания, измерениями шума) напрямую взаимосвязаны стало самой привлекательной теорией! Почему, спросите вы? Потому что она очень проста, именно простота делает ее самым сильным маркетинговым инструментом в аудио индустрии. Она позволяет производителю “обосновать” что его продукт “лучше” чем у конкурента. Чего еще вам желать?

Она одной рукой создала идеологическую базу за тысячную долю минуты для постепенного ухудшения качества. С ее помощью стало возможным создавать продукты, которые так же хорошо измерялись, но стоили заметно дешевле, часто используя технологии стыренные из других ветвей электроники - которые в купе с отсутствием настоящих разработок в области техники воспроизведения, предоставляли мощную замену и превосходный суррогат для ничего не подозревающей доверчивой публики, ищущей качественную систему своей мечты? Это та самая публика, которую можно легко обвести вокруг пальца и заставить верить если два продукта меряются одинаково, то и звучат одинаково, исходя из чего все сводится лишь к вопросу о цене. Чудовищно просто и необычайно эффективно.

Цифровое аудио это свежий пример как индустрия Хай Фай исказила концепты разработок и развития. С момента появления компакт дисков в 1982м, технологии пошли по обычному пути игры в цифры. 20 бит лучше, чем 16, 96кГц лучше, чем 44.1, 24 бита еще лучше, как и 192кГц и так далее. В дополнение к этому музыка становится виртуальной, очень немногие покупатели по-настоящему осознают какого качества она скачивается в их компьютеры. Заявления от поставщиков контента о том, что они используют самые современные кодеки высокого разрешения и сжатия без потерь идут на пару с удобством доступа к любой композиции кончиками ваших пальцев - все это делает данный путь весьма привлекательным для потребителей. А необходимость всех апгрейдов железа и софта, требуемые для воспроизведения этих новых кодеков делают производителей счастливыми? Верьте мне, когда я говорю что тщательное и внимательное прослушивание и сравнение файлов высокого разрешения с хорошо записанным CD диском на неплохом транспорте очень быстро развеет подобные заявления, как и любую подобную маркетинговую иллюзию.

Заключение, ну или что-то в этом роде

Я начал писать этот монолог в начале 1990х и он лежал у меня на компьютере годами, вытащенный и периодически полируемый. Кусок что вы прочитали задумывался как пробник гораздо более длинной серии статей, в которых более детально описывалась каждая из 5 ветвей аудио, записи музыки и воспроизведения. Я все еще собираюсь дописать эти статьи, вникая в каждую из этих технологий, так что возможно мы еще встретимся.

Петр Квотруп
17 Сентября 2017г.

Оригинал стать здесь

19 лайков

А кто это
?

1 лайк

Кто обгонял и подрезал? :wink:

1 лайк

Вот маркетинговая и продуктовая стратегия AN в одном предложении.

3 лайка

статья то офигенная, мне до сих пор нравится, что кроме цифорок, в аудио присутствует эзотерика. Просто Петр умеет ее продавать, а Quad не очень

1 лайк

Она так и будет там оставаться.

Петр предлагает сравнить OTO из 1998, 2008 и 2018 года. Но мы то знаем результат

Многие тезисы перекликаются с Аланом Шо

https://www.dastereo.ru/t/harbeth-40-let-na-polke/13307/136?u=dmitre

7 лайков

Аминь :pray:t2:

Бла-бла-бла. Что продаём то и хвалим

что то они подозрительно сильно белые все и даже с гитарой )) и кришна у них другой на картинке :slight_smile:

Покажите и дайте послушать другое.
Идеально еще и байку потравить

New Age :wink:

нет кришна кришной, ну эдж ну эйджем. типа кейта джарета например или лебла ECM, но в этом всём там кришны нет настоящего))

Очень верный взгляд:
«А решение простое - спроси производителя любого компонента, который собираешься протестировать предоставить полную систему, в которой, по его мнению, данный компонент раскроется лучше всего, затем делай его общий обзор вместе с вердиктом как по твоему мнению данный производитель достиг заявленных целей. Это сразу снимет 90% глупых отмазок производителя и поможет конечному покупателю лучше понять что именно выбрать.»

1 лайк

@Bato, Петр тоже хочет запретить им выбирать!

Синопсис

  1. Технический прогресс явление не линейное. Все и сразу в одном темпе не развивается. Какие-то направления выходят вперед и, по логике, толкают к развитию смежные направления, и так дальше.

  2. Как всегда, недостатки являются прямым продолжением достоинств. Технический прогресс, толкая вперед массовое производство, порождает науку о массовом сбыте готовой продукции - коммерцию. Коммерция работает по экономическим законам, главный из которых закон спроса, гласящий, что чем дешевле цена продукта, тем объемы продаж выше. Согласно теории капитализма - деньги, максимизация прибыли это решающий аргумент при принятии решений. Если хочешь продавать много - предоставь покупателю те же функции, но за меньшие деньги. Как это сделать?

  3. Как это сделать рассматривает наука маркетинг. Маркетинг - это наука о том как впихнуть невпихуемое так, чтобы клиент не только не заметил подвоха, но еще был доволен и уверен в своем выборе. На помощь приходят мифы и легенды - гонки за измерениями, за мегапикселями и мегагерцами. Также маркетинг, с помощью средств пропаганды и рекламы, заботится о том, чтобы массы не замечали, что король голый.

  4. В итоге, совокупность этих факторов приводит к торможению прогресса. Когда качество на одном из направлений растет - на другом направлении оно искусственно снижается коммерсантами, которые борятся за максимизацию прибыли и минимизацию издержек. Камуфлирует истинное положение дел маркетинг.

  5. Торможение прогресса ведет к усреднению и унификации. В итоге имеем массовый рынок посредственных вещей, мало отличающихся друг от друга. Различия носят маркетинговый характер.

  6. Усреднение ведет к апатии и безразличию, а пропаганда мнимых преимуществ при их фактическом отсутствии - к отторжению светлых идей и всеобщему недоверию.

6 лайков

4 лайка

С этого места не согласен. Прогресс идет своим темпом и никуда не тормозиться, он позволяет, как раз, удешевлять производство. Но маркетологи по вышеназванным причинам не дают нам:

  1. Получить продукт максимального качества за свои деньги.
  2. Оценить это качество для принятия правильно решения.

Да и конечные цели в проектировании изделий стали другими (в том числе благодаря маркетологам): вместо качества - функциональность и дизайн. Это диктуется спросом, который формируют, в том числе, и маркетологи.

А п. 6 справедлив, к сожалению, только для любителей настоящего продукта, которыми и являются, в большинстве своем, посетители нашего бара. А остальное подавляющее большинство любителей суррогата все устраивает. :slight_smile:

2 лайка