«Прогрев проводов» как метафизическое явление

Предлагаем читателям собственную попытку обобщить разрозненные факты из жизни кабельного вопроса и сформулировать некоторые советы любителям Hi-Fi и High end.

По мере совершенствования аудиотехники все большее внимание производители и потребители уделяют деталям, которые ранее просто выпадали из рассмотрения ввиду, мы бы сказали, незначительности проблем. Перед ними стояли более важные задачи. Вспомним, к примеру, что на заре персональной техники нас как-то не особенно интересовал дизайн и эргономика компьютерных мышей, гораздо важнее было наличие хоть какой-нибудь мышки. Игр и программ с развитым графическим интерфейсом было меньше, клавиатура обеспечивала почти все необходимые функции. Посмотрите, на сегодняшних мышей, хотя бы для Mac’а, и тех уже недостаточно, хочется большего — хорошего мультитача… С момента появления компьютерной мышки на механическом шарике на нее постепенно обратили внимание специалисты из разных отраслей знания: дизайнеры, ортопеды, психологи, оптики, электроники и т.д. Теперь мышка уже не та, что была раньше.

Так же обстоит дело и в аудиотехнике. По мере совершенствования основного оборудования: источников, усилителей акустических систем, все больше внимания мы стали обращать на детали и условия, при наличии которых появляется тот самый “звук”.

Сетевые фильтры, регенераторы питания, опоры, конусы, виброподы, кабели - да и чем только не заняты сегодня головы аудиофилов. Даже те, кто демонстративно подтрунивают над невротическими аудиофилами, сами втихаря на форумах трещат о том же, хоть и отрицая значение всей этой “муры”, но ведь трещат.

А это значит, что все эти вопросы перешли из разряда малозначительных и недостойных внимания в разряд сначала активно обсуждаемых, а затем и требующих теоретического обоснования и серьезного подхода со стороны производителей. В дело включились дизайнеры, электроники, физики, химики и даже специалисты из космических отраслей. Взгляните на кабели американских компаний Analysis Plus и Nordost, в их разработке принимают участие специалисты по космической связи и передачи сигналов, разработчики новейших материалов NASA.

Стоимость некоторых образцов межблочников и акустических кабелей этих уважаемых компаний вплотную приближаются к ценам аппаратуры, с которой им предстоит работать.

Стоит подумать: достаточным ли аргументом для сомнений по поводу преимущества дорогого кабеля является отсутствие денег в собственном кармане или наличие когда-то полученных зачетов по электротехнике?

Глядя на некоторые форумы, можно заметить стабильное циркулирование некоторых мифов, которые укоренились в сознании скептиков. Вот некоторые из них:

  • Миф — 1. Дороговизна кабеля определяется исключительно ценой материалов: медь 6-7 девяток, серебро, золото.
  • Миф — 2. Звук дорогого кабеля не лучше, чем у дешевого.
  • Миф — 3. Прогретый кабель звучит не лучше, чем не прогретый.
  • Миф — 4. Направлением проката проводника определяется направленность его при включении его в систему. (Налицо подмена понимания особенностей организации технологии и вектора производственного процесса, от начала до конца производства готового кабеля.)

Кроме того:

Аудиофилами замечено, что прогретые кабели звучат лучше, чем не прогретые, причем, это утверждение применимо как к дорогим, так и к дешевым экземплярам. Срок прогрева кабеля полезным аудиосигналом, по свидетельству одной уважаемой компании, производящей кабельную продукцию, составляет ~ 1,5 недели (около 10 дней). Эффект улучшения звука пропадает (деградирует) через некоторое время, если кабель не используется.

Попытка навести порядок в наших представлениях, например, о степени влияния прогрева межблочных и акустических кабелей на звук вообще или вполне конкретного комплекта, в частности, наталкивается на необходимость учета слишком большого числа факторов.

Выполняя подобный анализ, придется рассмотреть какие изменения происходят в проводнике под воздействием электрического сигнала, привлекая при этом свежие данные из нескольких разделов физики, как то: классическая электронная теория, электродинамика, материаловедение, физика твердого тела и т.д. Причем количественный анализ процессов в отличие от качественного выполнить весьма не просто, достаточно вспомнить, что для моделирования характера взаимодействия электронов тока с атомами узлов кристаллической решетки проводника была разработана целая теория (“Теория фононов”, Тамм И. Е.). Ученые, не имея на тот момент необходимого математического аппарата и физической возможности учесть все взаимодействия в кристаллической решетке проводника, ввели тогда виртуальные частицы — фононы, то есть “псевдочастицы”, подчиняющиеся законам распространения акустических волн. Это позволило промоделировать колебательные явления узлов решетки проводника. Подобные приемы применялись учеными и в 17 - 18 веках, когда не было еще науки “термодинамика”. Вспомним теплород, введенный Лавуазье в 1783 году. Он позволил до принятия молекулярно-кинетической теории производить расчеты, результаты которых помогали в практической деятельности.

Скептики скажут: “Эвона куды завернули. Фононы, теплород, электроны — зачем?” Мол, для кабеля решающее значение имеют обобщенные и хорошо известные характеристики: сопротивление, емкость, индуктивность. Да, все правильно, но озабоченные аудиофилы хотели бы получить более определенный ответ на причину различия в звуке кабелей с одинаковыми электрическими характеристиками, но отличающимися материалом проводников и изоляторов (медь, серебро, тефлон или полипропилен)… Почему прогретый кабель, сохраняя те же характеристики, звучит иначе, чем непрогретый? Какой смысл несет направленность кабеля? Аудиолюбители хотели бы услышать и практические советы, например, как долго и каким сигналом прогревать кабели.

Предлагаем читателям собственную попытку обобщить разрозненные факты из жизни кабельного вопроса и сформулировать некоторые советы любителям хай-фая и хай- энда.

Выскажем свое убеждение, что ответы о секретах тонких нюансов звуковой картины, за которые ответственны соединения компонентов аудиосистем (кабели), лежат в области микромира, физики кристаллов и т.д. Делать такие выводы позволяет знакомство с работами некоторых известных фирм, выпускающих кабельную продукцию.

Например, стали появляться образцы кабелей с активной изоляцией, или с вольфрамовыми проводниками, а также кабелей, подвергнутых прогреву высоковольтной дугой.

Не все известные нам случаи технологических новинок в области проводников попадают под категорию маркетинговых уловок. За многими из них стоят годы упорного труда, экспериментов и запатентованных секретов. Именно поэтому трудно прокомментировать заложенные в них принципы. Многие удачные образцы, найденные производителями экспериментальным путем, могут еще долго ждать своего научного объяснения. Именно поэтому какое-то время приходится опираться на эмпирический опыт и обобщенную оценку физических и, на сегодняшний день, “метафизических” процессов.

Вот мы и дошли до самого интересного: описать “простыми” словами процессы, происходящие в проводнике, поднять вопросы, ответы на которые (точнее, на некоторые из них) пока не дала фундаментальная наука или держит эти знания под грифом “Совершенно секретно!” (например, работы Николы Тесла).

Самым сложным для нас было найти эти самые “слова”, которыми можно передать смысл происходящих, по нашему мнению, процессов, и выбрали — “образы”. Обычно сообщество аудиофилов используют образы для передачи информации себе подобным. Например: “Теплый звук”, “Безграничный бас” и т.д. Также мы позволили себе сравнить слуховой аппарат аудиофила с носом и языком сомелье (профессиональный дегустатор вина), который по запаху и вкусу различает возраст напитка. И получился у нас образ для оценки изменений “вкусовых” различий в звучании проводов — водка! Когда мы были молодыми, мы ненавидели пить водку из полиэтиленовых стаканов — почему?

Теперь мы начнем описывать процессы, происходящие в акустических проводах, и переводить их в “образы”.

Из теории Фононов

Свободный электрон пролетает между двух атомов кристаллической решетки, они отталкиваются, возбуждая всю цепочку кристаллов по законам распространения звуковых волн. Возникает ультразвуковой шум, спектр которого разный для серебра и меди. В качестве сравнительного образа мы выбрали струны гитары из серебра и стали, которые имеют одинаковые физические размеры, настроенные на одну ноту и звучащие по-разному.

Прогрев в данном случае увеличивает амплитуду колебаний атомов решетки в проводнике. При прохождении по проводнику переменного тока (в области звуковых колебаний), скин-эффект выталкивает свободные электроны на поверхность проводника, и часть из них “затыкает” электронные дыры в диэлектрике, возникают артефакты. Поэтому очень важен материал диэлектрика. Прогрев кабеля стабилизирует этот обмен до линейного уровня, и провод какое-то время способен “помнить” это состояние.

Под воздействием проходящего тока диполи атомов проводника способны выстраиваться в одном направлении (поляризоваться) и могут сохранять это состояние после воздействия. Существует свой срок “релаксации” различных материалов проводника, которое никто не публикует. На вопрос о сроках прогрева проводника мы можем привести мнение руководителя компании Atlas, что сроки прогрева кабеля исчисляются неделей. Мы позволим себе предположить, что это состояние кабель сохраняет сопоставимый по продолжительности срок, однако его подключение требует соблюдение направления движения тока (здесь вам помогут стрелки и маркеры на кабелях).

Специфичный для материалов проводников “окрас” в звучании кабелей образуется из шумов, ранее описанных, и находится в области ультразвуковых частот, которые отвечают за “фронты” звукового сигнала, что воспринимается как “детализация” и “воздух”. Мы предполагаем, что прогрев мало влияет именно на это.

Качественные изменения в прогреве кабеля Вы услышите, скорее, на аналоговой аппаратуре высокого класса.

Чтобы подытожить эту статью (а у нас в планах описать работу кабелей на уровне электротехники), мы сравниваем “дегустацию” проводов с аналогичным процессом - с “дегустацией” водки. Чем больше сортов водки вы попробуете, тем больше вы будете разбираться в ее вкусе (каламбур!). Выбирайте компанию - лучше на “троих”, потому что лишние не дают возможности провести “чистый” эксперимент.

Продолжение следует.

2 симпатии

«Прогрев проводов» как метафизическое явление. Часть 2

Производители дорогих кабелей, как правило, учитывают «благоприятные сочетания значений» этих параметров. Поэтому те любители качественного звука, которые приобретают готовые комплекты, сокращают поиск «предпочтительного по звуку» кабеля, выбирая только «окраску звучания».

Во второй статье мы попытаемся проанализировать работу акустического кабеля с электротехнической, уже понятной для себя области. Сложность в иллюстрации этих процессов лежит в области применения специализированного для подобных измерений оборудования. Другими словами, те изменения, которые можно иллюстрировать графически, в звуковом диапазоне настолько малы, что привычные и надежные инструменты для конструкторской работы (с точки зрения метрологических требований) не пригодны. Поэтому, мы публикуем только те графики измерений, которым можно доверять и интерпретировать их в своих оценках результата работы того или иного акустического кабеля.

В нашем распоряжении есть измерительный и инженерный комплексы LMS и LEAP. Мы их выбрали, так как LMS имеет область измерений до 100 кГц, а LEAP позволяет нам анализировать импортированные данные измерений в этой же области диапазона. Мы измерили импеданс кабелей и интерпретировали эти значения как выходное значение импеданса генератора переменного тока (усилителя).

Как видно на графиках (приведены также в конце стр.), эти значения можно заметить, однако все изменения лежат в области значительно выше 20 кгц. В диапазоне измерений очевидно доминирование индуктивной составляющей параметров кабелей. Предположить с высокой достоверностью, каким образом повлияет емкость кабеля после перехода пика резонанса, мы не можем, так как эти значения лежат далеко за областью измерения, а порой и диапазоном работы усилителя мощности.

Если взять за основу постулат для проектирования АС и комплексной нагрузки для усилителей мощности, то можно сделать вывод, что импеданс кабеля, который ближе всего сравним с горизонтальной линией, наиболее предпочтителен для работы усилителя мощности и меньше влияет на работу пассивного кроссовера АС.

Однако надо заметить, что соотношения значений индуктивной и емкостной составляющей кабеля могут менять добротность Low Pass фильтра (коим является акустический кабель в комплексной цепи). Поэтому каждый кабель будет звучать по разному.

Производители дорогих кабелей, как правило, учитывают «благоприятные сочетания значений» этих параметров. Поэтому те любители качественного звука, которые приобретают готовые комплекты, сокращают поиск «предпочтительного по звуку» кабеля, выбирая только «окраску звучания». Если же изготавливать коммутацию самостоятельно, то придется «колдовать» и с длиной кабелей.

К нашему сожалению, мы пришли к выводу, что подбирать кабели обычному пользователю придется «на свой слух и вкус», а профессионалам делать самостоятельные аналитические выводы.

Продолжение следует…

2 симпатии

«Прогрев проводов» как метафизическое явление. Часть 3

Надо знать, что для получения наилучших характеристик многие фирмы, которые производят хорошие провода, используют различные методы: геометрию, материалы, конструкции. Это зависит от того, в какой области производства наиболее силен инженерный состав компаний.

«Чтобы этих твоих гробов в зале не было!» - заявила мне жена после того, как я похвастался ей нашей последней разработкой. - «Они будут загораживать мне цветы! Их будет совершенно не видно!»

А, действительно, акустические системы, которые мы с такой любовью разрабатывали, получились довольно внушительных размеров и внешне напоминали больного радикулитом пришельца из фильма «Пятый элемент».

Пришлось искать компромисс.

Waterfall Iguascu Evo нас обоих устроил. И цветы было видно, и звук меня не обламывает после рюмки водки. Дома я слушаю музыку только в компании друзей. На работе этих упражнений хватает! Однако я недооценил интернет. Жена нашла ценник на эти АС и сделала мне предложение возместить «моральный ущерб», от которого я не смог отказаться.

Через некоторое время супруга предложила заменить провода (они не очень подходили к обоям). Она предложила купить какие-нибудь «желтенькие». Я понял, что ей хочется обновить свой набор «безделушек».

Здесь я оценил силу интернета и стал интересоваться, что же пишут по этому поводу на форумах и в СМИ.

На форумах все делятся непонятными для нормального человека советами и наблюдениями, а в СМИ проклинают маркетологов, которые подталкивают покупателя на приобретение дорогих (по их мнению) кабелей.

Маркетологи, маркетологи… А Вы видели этих маркетологов? Я — видел.

Они такие же, как и вы, просто люди, иногда тощие, длинные (кушать хотят), руки — ноги — голова. Что им говорят инженеры, то и пишут, ну, может, и приврут чуть-чуть. А кто нынче не врет?

«Старик, у меня такая тачка! «Девятка»! Я ее прокачал! Тащит лучше «Мерина»!»

Я в таких случаях с грустью думаю: «Может, ему лучше было бы купить «Мерин». Пусть старенький, но - «Мерин». И сколько он денег потратил, «прокачивая» эту «Девятку»? А времени?»

Кто считал, сколько времени на форумах проводят «советчики»? Где, в какое время и кем, наконец, они работают, чтобы давать квалифицированные советы? Какая там «платная медицина», если мы лечимся советами соседей?

Я думаю, что разговоры о стоимости акустических проводов очень часто лежат именно в этой плоскости. Если вы хотите ездить на хорошей, в прямом смысле этого слова, машине, вы купите Мерседес или БМВ. Если Вы хотите «казаться» человеком, который предпочитает дорогие марки, купите старенький автомобиль тех же марок. Если вы, временно, не можете приобрести себе «мечту», то у вас есть два пути: методом невероятных усилий, средств переделать свою «Девятку» до уровня топовых машин или оплевывать немецкий автопром и хвалить отечественную технику.

Если «съехать» с этой темы и вернуться к «кабельному вопросу», то можно совершенно точно сказать, что хороший акустический кабель не может быть дешевым! Он сделан по технологии самых передовых идей в области передачи электрического сигнала. Кто оценил стоимость килограмма космического корабля «Шатл»? Как эту стоимость можно сравнивать со стоимостью материалов, из которых он сделан?

Мы долго размышляли: какие нужно применить слова, какие сравнения, чтобы человеку, который любит хороший звук и хочет приобрести достойные провода к своей аудиосистеме, они были понятны?

Я попробую (используя методы «блоггеров») дать советы, которые мы понимаем как инженеры и испытали на собственном опыте разработок акустических систем.

«Прогрев кабеля» существует, его можно сравнить с «зарядкой» батарейки аккумулятора Айфона. Время зарядки (прогрева) зависит от «емкости» виртуальной батареи и для каждого провода — индивидуален.

Можно производить прогрев кабеля специальными устройствами или фонограммами (это сокращает время прогрева), а можно этого и не делать, и через некоторое время провод будет «прогрет».

«Прогретый» кабель сохраняет свои свойства некоторое время, и подключать его к оборудованию необходимо так же, как он был включен в цепь при прогреве, используя маркеры и стрелочки.

Надо знать, что для получения наилучших характеристик многие фирмы, которые производят хорошие провода, используют различные методы: геометрию, материалы, конструкции. Это зависит от того, в какой области производства наиболее силен инженерный состав компаний.

Материал, из которого изготовлен провод, имеет порой определяющее значение. Чем чище металл, тем лучше. Для меди наилучший вариант — монокристаллическая структура.

Разный металл (проводник) имеет разную «окраску» звучания. Медь звучит нейтрально, а серебро — более резко. Это не означает, что у вас будет меняться частотная характеристика акустических систем, просто субъективно акценты (тональный баланс) будут смещаться в ту или другую сторону. Если у вас (как вам кажется) система звучит «неярко», используйте — серебро, если «слишком ярко» — медь. Провода из биметаллов (серебро — медь) обладают наилучшими характеристиками обоих металлов.

Если вам необходимо прокладывать длинные кабели — используйте кабели с маленькой емкостью.

Если вы хотите выбрать самый подходящий для вашего комплекта кабель, то действуйте по следующему алгоритму: возьмите три кабеля, имеющие «полярные» по значению величины емкости и индуктивности: с большой емкостью — малой индуктивностью; средними значениями; малой емкостью — большой индуктивностью. Длина должна быть одинаковая.

Лучше, если это будет кабель одного производителя, но если это невозможно — из одного материала.

Это позволит вам выбрать направление поиска по электротехническим показателям. Не все производители предоставляют такую информацию.

Следующие эксперименты можно проводить с комбинацией материалов проводов.

Главное - подобранный вами комплект проводов не обязательно хорошо подойдет к другому комплекту оборудования!

С уважением.
Фомин Юрий (Ф-Лаб)

4 симпатии

1 симпатия

Ну если только контекст:

платите за провода сколько просят и не выёбывайтесь - за ними за всеми стоит Большая Наука. И вообще, будьте довольны, что по этой цене удалось купить, а то могли и в 10 раз дороже попросить.

Прогрев проводов это элементарное старение. Во многом благодаря этому явлению старые компоненты звучат лучше новых, несмотря на высыхание ёмкостей, деградацию контактов и прочую чешую

Фигня. Один правильный комплект проводов подойдет ко всем прямым сетапам. К кривым нужны будут разные, но нафига они нужны?

3 симпатии

Интересно, кто такие блоггеры? Которые блогги ведут? :grinning::grinning::slight_smile:

В смысле к Yamaha?

На тему кабелей нашел как вот эту статью, интересно.
Человек очень сильно заморочился и у него вышло очень большое исследование…
http://www.electroclub.info/other/real_skin.htm

2 симпатии

Дожили.

Не читал, но осуждаю!

Или поддерживаю…

Дело не в кабеле, а в “крутизне” обладателя. Какая крутизна за 50 руб/м, а вот за 50000 руб/м. крутизна заиграет по настоящему.

3 симпатии

Вот, иногда лучше молчать, чем говорить.
Потеряете целый пласт богатых клиентов. )
А если серьёзно, то, ни один кабель за 50 руб/м не даст того разрешения, что кабель за 50 тысяч.
Если оно не нужно, то это уже другой вопрос. )

3 симпатии

Давайте возьмём какую ни будь «Радиотехнику» и 10МАС, соединим их самыми лучшими
Кабелями и что? Да, кабели позволяют добавить последние штрихи, но не играют той роли, которую им приписывают. Даже самый лучший комплект аппаратуры не может играть лучше оркестра, а мы уже приблизились вплотную и надо выискивать проблемы за решение которых с нас можно получить. Впаривание не наш стиль. Мы отправили в тур нашу акустику, люди пишут, есть множество других отзывов, если интересно – пришлю. Приезжайте, послушайте. Разрешение вопрос не однозначный, если усилитель-акустика в некоторых случаях (на некоторых сигналах) образуют выброс на АЧХ, то «разрешение» может оказаться фантастическим, но это не значит, что это правильное воспроизведение первоисточника. Область эмоций – каждому своё.

5 симпатий

Тут дело немного в другом.
Не надо выставлять глухим или ещё каким лохом, людей покупающих кабель 50 т.р. и выше или ниже.
Это его личное дело.
Про Радиотехнику согласен, сильного прироста не будет.
Но если уж пошёл разговор за Советскую технику, то могу рассказать.
В середине 80-х имели парк Советской бытовой техники, которую использовали в ведомственном доме культуры, для озвучки музыкальных мероприятий. Куча проводов, с каждым аппаратом в комплекте шли. Но не взирая на внешний вид и новизну, были любимые, с которыми “звук был”. Остальные, по разному. )

1 симпатия

Полностью согласен, была вполне приличная техника. Хотя сам восхищался импортом, но давайте вспомним историю, В 1945 пол страны лежало в руинах, а человеческие потери… Ну когда нам было гнаться за JBLем. Однако кое что делали.

2 симпатии