Пришло время выкладывать отзыв!
БЛАГОДАРНОСТЬ
Ещё один тур в Баре, и снова по доброй традиции считаю нужным начать свой отзыв со слов благодарности. Дмитрий @dmitre и Кирилл @Skitliv не только позволили прагматически оценить очередное устройство, но и помогли «смазать карту будня», по-новому услышав знакомую музыку. В этот раз интересный опыт для меня соединился с массой неподдельных эмоций. А это дорогого стоит.
СИСТЕМА
КДП: жилая комната 18 кв.м. с расстановкой акустики по короткой стене не по калькулятору.
Источник: проигрыватель винила Kuzma Stabi S - Stogi S - Lyra Delos
Фонокорректор: ASR Mini Basis Exclusive
Усиление: Leben CS300XS (с Mullard первой половины 60-х)
Акустика: полочники DeVore Fidelity Gibbon 3XL
Фильтр: PS Audio UPC-200
Коммутация:
Силовые – Vovox Excelsus, Puritan Audio Classic Plus
Межблок – EWA IC-25
Акустический – EWA LS-25
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Во-первых, я люблю всё красивое.
Во-вторых, было интересно попробовать в своей комнате полочники габаритами покрупнее. Конечно, не всегда и не только в размере дело, но я давно живу со 140-миллиметровыми вуферами, и мидбасовые драйверы Atalante 178мм подстегнули моё воображение, обещая много звука в изящном корпусе.
Одно лишь сомнение терзало меня изнутри: в своём обзоре Михаил Борзенков однозначно констатировал, что акустика тугая и требует усилителя с крепкой хваткой. Мой маленький Leben CS300XS c 15 ваттами на канал смотрел на меня вопросительно. Я даже обратился к Кириллу за советом. К моей радости, он ободрил меня и благословил на тур.
Решимость окончательно укрепил отзыв португальского дилера Acoustic Revival, испытавшего связку Atalante 3 с таким же Лебеном как у меня и корейским чудом компактности – интегральником Enleum AMP 23R, который я удалённо вожделею ещё со времён его предшественника под брендом Bakoon. По словам португальца, обе комбинации прекрасно проявили себя, и проблем с контролем акустики не возникло. Рейтинг «трёшек» по результатам прослушивания составил 6 звёзд из пяти.
Ну а далее мне повезло очутиться в туре, и спустя некоторое время я уже раскрывал коробку с АС у себя дома.
КРАСОТА ФОРМЫ
Atalante 3 – очень симпатичная акустика с приятными пропорциями. Ещё во время распаковки понимаешь, что дизайнер постарался на славу. Тёплый тон, тактильно приятный шпон, словно подсвеченный изнутри, тонкая декоративная полоска, намекающая на удовольствие от развязывания ленточки у долгожданного подарка, удобные акустические разъёмы – всё это с самого начала настраивает на благостный лад.
Разработчики Revival Audio – из Эльзаса, и при всей технологичности их продукта, внешность Atalante 3 несёт в себе некий свойственный этому уголку Франции старосветский шарм. Чего только стоит резной вензель логотипа в духе инициалов Джона Р.Р. Толкиена!
Здесь я должен признаться, что при всех своих успешных внешних данных, визуально АС гораздо больше нравятся мне с грилями. Раздельные фактурные прямоугольники очень привлекательно смотрятся в жизни и добавляют духа современности. На мой взгляд, такая находка позволяет вписать колонки в самые разные интерьеры. К тому же можно экспериментировать с разными вариантами открытия вуферов/твитеров.
Также отмечу, что в жизни колонки крупнее, чем кажутся на рекламных фото.
СТОЛБИК, ТРЕУГОЛЬНИК
В комплекте с АС идут предусмотренные разработчиком ножки, и поначалу я использовал именно их, установив колонки на бамбуковые стойки от своих Devore Gibbon 3XL. И всё бы хорошо, но в некоторых перегруженных треках бас норовил уйти в подгуживающую рыхлость, которой никогда не было раньше в моих более компактных «гиббонах». Я cписал это на плохой контроль акустики усилителем и особенности расстановки в комнате и совсем уж было смирился, как чёрт (или ангел?) дёрнул меня испытать в действии намоленную в баре Аперту, любезно предоставленную Кириллом. Как отмечали ранее другие участники, тур превратился не только в раскрытие потенциала Atalante, но и в демонстрацию возможностей продукции IsoAcoustics. Звук ощутимо прибавил в собранности и фокусе.
Что касается расстановки, я слушал акустику в самых разных вариантах – с доворотами и без, в классическом треугольнике и на удалении четырёх метров.
Моя система расположена в неидеальных условиях обычной жилой комнаты, поэтому все выводы о построении сцены стоит рассматривать с определенной долей скепсиса. Лично мне показалось, что для идеального эффекта обязателен доворот на слушателя. В этом случае сцена очень хорошо прорисовывается в ширину. При этом она не чрезмерна. Эшелонирование в глубину есть, но выражено чуть слабее. Впрочем, если посмотреть на фотографии, станет понятно, почему у меня это происходит. Допускаю, что при более правильной расстановке в подготовленной КДП всё будет гораздо интереснее.
При этом АС достаточно дальнобойны при более широком их развороте: сидя на диване в дальнем конце комнаты, я не испытывал эффекта галёрки.
В моих условиях в классическом треугольнике направленность звука ощущалась заметнее при отклонении от его оси (при этом сцена строилась лучше). И наоборот, помещение равномернее заполнялось музыкой во всех точках при более широком угле разворота.
РАДИ ЧЕГО ВСЁ ЭТО?!
Ради музыки, конечно!
«Вы будете впечатлены сочетанием компактного размера и выдающегося БОЛЬШОГО звука ATALANTE 3!», - обещает нам разработчик на официальном сайте.
И он не врёт! Звук Аталант масштабен и объёмен, он с лёгкостью заполнил мои 18 м². Не лукавят те, кто утверждает, будто эти АС могут заменить средние напольники. Даже на малой громкости всего достаточно и не возникает желания подсесть поближе.
У меня создалось впечатление, что Atalante – очень физиологичная акустика. Эдакий друг-балагур, который постоянно приобнимает тебя, похлопывает по плечу, жмёт руку. Это почти тактильно-контактное общение со звуком. Причём речь не о подаче «в лицо», просто сама музыка становится более ощутимой и телесной.
При этом звук не тучен или одышлив. Наоборот, он весьма быстр и подвижен. Я до сих пор не уверен, что мой усилитель полностью раскрыл возможности «трёшек»: признаюсь, в некоторых композициях были вопросы к контролю и чуть не хватало хлёсткости. Но при этом играют они очень свободно, звук просто бризом струится из колонок. Без натуги и показушности.
Аталанта – женское имя, уходящее корнями в мифы Древней Греции. Девушка, знаменитая красотою и быстротою в беге. (Ещё в состязаниях на скорость она убивала копьём своих нерасторопных женихов, но это уже другая история.) Не знаю, что вкладывали в название разработчики, но красота и атлетичная непринуждённость движения действительно свойственны их творению.
Вообще музыкальность подачи – пожалуй, отличительная черта этой акустики. За всё время прослушивания у меня ни разу не создалось впечатления клиничности или пуантилистического педантизма звучания. Музыка не рассыпается, она пластична и течёт, льётся без брызг, увлекая за собой.
Вторая характерная особенность, сразу обращающая на себя внимание, – это бас. Его много, и он массивен. Из широкого фазоинвертора сзади прилично дует. После первого включения мне показалось, что я повернул на своём усилителе ручку bass-boost. Это слышно сразу и вызывает двойственные чувства.
С одной стороны, к певучести добавляются ритмичность, основательность, фактура. Контрабас осязаем, бас-гитара отзывается вибрацией где-то в костном мозге, барабан бьёт в солнечное сплетение, орган наконец-то начинает походить на самого себя.
С другой стороны, басу немного не хватает упругости и эластичности, подробной фактуры. Он дрожит и дышит, на панчевых моментах способен толкнуть тебя в грудь, но там, где его много в исходнике, он может начать отслаиваться от музыкального полотна, в которое был вшит; подаётся словно бы отдельным импульсом. Кроме того, мне показалось, что он чуть подкрашивает середину.
Середина у Atalante достаточно чиста и хочет стремиться к нейтральности, но именно в ней меня что-то подсознательно смутило. При всей музыкальности трёшек, мне не хватило непринуждённости и естественности звучания человеческого голоса, саксофона и акустической гитары. Формально всё на месте, информативно и ровно, а хриплый или низкий вокал так и вовсе выигрышно удаётся акустике, но не слышно эзотерического трепета и неосязаемой чистоты тона.
Верх у французов подробный и спокойный, укрощённый, без искристости. В некоторых местах это может удалить из музыки нерв, зато высокая громкость воспринимается более комфортно.
Если честно, когда я впервые подключил Atalante у меня возникло ощущение, будто MC голову поменяли на очень хорошую MM. Но нет, очень скоро я понял, что детальности им не занимать, просто трактовка другая. Все подробности прекрасно слышны, но выборочно сглажены.
Акустика хорошо показывает отличие хорошей записи от плохой, но многое прощает последней. Иногда такое принято называть меломанским звуком, но ведь и меломаны тоже бывают разные.
Следствием такого подхода является то, что пластинки разных эпох звучат схоже, с общим характером. И характер этот – настройка самих Atalante.
Их звук праздничен, жизнелюбив, мускулист и полнокровен. При этом он также комфортен и неутомителен.
Это, однако, не мешает динамикам выдать высокое давление и хорошенько встряхнуть организм на громкой музыке, так чтобы уши закладывало. И пусть удары барабанных палочек чуть смягчены - главное, что при этом левиафан звука наползает на тебя настолько убедительно, будто действительно наступает конец дней.
Подобное физическое удовольствие – почти аттракцион. Но аттракцион этот - американские горки или, если угодно, головокружение лихого танца, а не созерцание прекрасного пейзажа.
Воображаемый дым прокуренного помещения в “Heavy Sounds” Элвина Джонса передаётся прекрасно, почти достоверно, а вот изящная точность и прозрачность Билла Эванса - в меньшей степени, от неё остаётся лишь уверенная техничность.
Под «Roforofo Fight» Фелы Кути ноги сами бесконтрольно пускаются в пляс. И в то же время саксофон Альберта Эйлера не пронзает мозг, его можно слушать фоном, как будто музыкант выступает в лобби дорогого отеля.
Хрипотца Ли Хейзелвуда приятно массирует перепонки, а вот голосу Кима Ду Су не достаёт внутренней дрожи, он растворяется в аккомпанирующих инструментах.
И так постоянно – от влюблённости до сомнений.
FIN OU FUN?
Пожалуй, в моей системе Atalante 3 не стала универсальной акустикой, но слушать её было чертовски интересно. А самое главное: я заметил, что все пластинки я дослушивал до конца. Ни одну не хотелось остановить раньше времени. Я просто одержимо ставил один альбом за другим.
И как только закончится Великий пост я обязательно подниму бокал эльзасского за здоровье ребят из Revival Audio. Ну и за здоровье @dmitre и @Skitliv, разумеется!
Список использованных в тесте альбомов
The Gil Evans Orchestra – Out Of The Blue
Hank Mobley – Poppin’
Pete La Roca – Basra
Art Taylor – A.T.'s Delight
Elvin Jones And Richard Davis – Heavy Sounds
Albert Ayler – Spiritual Unity
Bill Evans Trio – Waltz For Debbie
Don Friedman Trio – Circle Waltz
Itabashi Fumio Trio – Toh
Oregon – Roots In The Sky
Joseph Shabason – Anne EP
John Carroll Kirby – Cryptozoo
Ian Carr’s Nucleus – Roots
Greg Foat, Aleksi Heinola And Teemu Åkerblom - Gone To The Cats
Александр Зацепин – Тайна третьей планеты
Эдуард Артемьев – Раба любви
Vashti Bunyan – Just Another Diamond Day
Emmanuelle Parrenin – Maison Rose
Yoshiko Sai – Mangekyō
Doji Morita – A Boy
Kim Doo Soo – Free Spirit
Arthur Verocai – Arthur Verocai
Ferkat Al Ard – Oghneya
Nancy Sinatra & Lee Hazelwood – Nancy & Lee
Jack Rose – Raag Manifestos
Richard Crandell – In The Flower Of Our Youth
Andrew Tuttle – Fleeting Adventure
Arvo Pärt – Passio
Roberto Cacciapaglia – Sei Note In Logica
Fela & The Africa 70 – Music Of Fela – Roforofo Fight
PJ Harvey – White Chalk
Tricky - Maxinquye
Bark Psychosis - ///Codename: Dustsucker
Slowdive – Slowdive
Landing - Landing
Kikagaku Moyo – House In The Tall Grass
Mythic Sunship – Changing Shapes: Live At Roadburn
Oh Sees – Orc
Dead Meadow – Feathers
Bardo pond – On The Ellipse
OM – Advaitic Songs
Sleep – The Sciences
Earth – The Bees Made Honey In The Lion’s Skull
Zombi – Surface To Air
Emeralds – Does It Look Like I’m Here?
Steve Hauschildt – Where All Is Fled
Caterina Barbieri – Spirit Exit
Kara-Lis Coverdale - Aftertouches
Kaitlyn Aurelia Smith – Ears
Anna Von Hausswolff – All Thoughts Fly
Dälek – Abandoned Language
Wiki - Oofie
Danny Brown – uknowhatimsayin?